Ряжи
Яхтенный рулевой 3-го класса имеет право самостоятельного выхода в плавание на маленькой яхте с парусами площадью до двадцати квадратных метров и лишь в режиме каботажного плавания, т. е. плавания от мыса к мысу или не теряя из виду берег. Cabo (читается «Кабо») – это в переводе с испанского – «мыс». Ясон с аргонавтами были каботажниками, так как боялись удаляться от берега. Вот почему они так долго добирались до Колхиды, где надеялись найти «Золотое руно». Самая западная точка Евразии интригующе называется «Кабо да Рока» (португальский: Farol de Cabo da Roca), что в переводе звучит совсем банально как «Мыс скалы».
После успешной сдачи второго экзамена по навигации, я получил права яхтенного рулевого 2-го класса с правом самостоятельного выхода в открытое море на яхте с парусами площадью до шестидесяти квадратных метров и без каботажных ограничений. И, уже уверенный в своих способностях, пригласил своего младшего брата и нашего дядю Василия Васильевича (младшего брата мамы) прокатиться на яхте.
Моё предложение было с восторгом принято. После некоторых раздумий мы решили сходить (это – на языке моряков, а попросту, стало быть, – «сплавать») на Тотлебен.
Форт «Тотлебен» – одно из долговременных оборонительных сооружений, входящих в систему обороны Кронштадта, где в ту пору ещё не всё было разгромлено и разграблено вандалами и Вторчерметом. Форт «Тотлебен» был назван в честь выдающегося обрусевшего военного инженера Тотлебена, который принимал участие в строительстве Кронштадтской крепости. Фамилия графа Эдуарда Ивановича Тотлебена (1818–1884) происходит от девиза «Treu auf Tod und Leben» (приблизительный перевод с немецкого: «верен до самой смерти»). После Великой Октябрьской социалистической революции форт был переименован в «Первомайский», но до сих пор почти все моряки именуют его прежним названием.
Между фортами под водой ещё со времён Петра Великого стали устанавливать ряжи. Ряж – это деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый обыкновенно сухой, вязкой, жирной глиной или булыжником. Иногда это просто столб из морёного дуба, забитый так, чтобы даже при волнении не возвышаться над поверхностью воды. Идея сооружения защитных ряжЕй принадлежала российскому генералу-фельдмаршалу немецкого происхождения графу Бурхарду фон Мюнниху (немецк. Burkhard Christoph von Munnich, 1683–1767), который в России был известен как Христофор Антонович Миних. В русской истории Минних был явно недооценён, поскольку его дела, начатые со времён эпохи Петра Великого, широкой огласки не получили, быть может,потому, что наиболее активный период его деятельности пришёлся на правление Анны Иоанновны, которую такие дела не очень интересовали. [Источник: wikipedia.org›Миних, Бурхард Кристоф].
Чтобы пройти мимо фортов, на судне необходимо было знать карту расположения свободных пространств («ворот») для прохода плавсредств. Эти «ворота» в своё время были хорошо пристреляны артиллерией фортов, что сыграло решающую роль, когда английские катера попытались прорваться к революционному Петрограду в «незабываемом 1919-м».
Карты ряжей считались засекреченными, и мы списывали друг у друга случайную информацию о расположении этих «ворот». У меня тогда такой информации ещё не было. И я после полуторачасового плавания позорно натолкнулся на ряж.
Яхту тут же развернуло и опрокинуло. Грот* лёг на воду, и брат Женя, сидевший в углублении паруса на гике**, оказался под водой. Оказаться в воде под парусом – смертельная опасность. Человек, пытающийся всплыть, упирается головой в мокрую парусину и не сразу понимает, что ему мешает всплыть. Теряются драгоценные секунды. Я в ужасе кричу:
– Где Женя?!
И тут грот-парус поднимается над водой горбом и из-под него раздаётся
– Я здесь!
Оказывается, мы перевернулись на мелководье, и Женя стоит на грунте всего лишь по грудь в воде. К нам подрулил случайно оказавшийся рядом рыбацкий катер. Моих мокрых пассажиров он отвёз отогреваться в яхт-клуб, а я должен был собирать расплывшееся имущество и ждать буксира.
Из клуба Женя сообщил по телефону двоюродному брату майору Боре Полякову и сообщил о произошедшей неприятности. Борис прямо из воинской части примчался на машине в яхт-клуб.
Я по прибытии в клуб с буксиром, мокрый и продрогший, ещё должен был затянуть швертбот на слани*** и с помощью Бориса затащить спасённое имущество в рундук****.
В итоге я так сильно простудился, что даже потерял голос. И когда Борис привёз нас с братом домой, бабушка залила в меня всё спиртное, что только нашлось дома. Меня уложили в постель и обложили горячими грелками и всяческими сосудами с горячей водой. Удивительно, но утром я оказался без температуры, но с осипшим голосом.
Как-то летом с визитом дружбы в наш Центральный яхт-клуб на Петровской косе пришли поляки на двухмачтовой шхуне «Uroda» (в переводе с польского – «красота»). Мы спросили их:
– Как вам удалось пройти без лоцмана? Там же ряжи!
– А мы про это знаем, – ответили поляки. – Перед началом плавания мы запросили Лондонское адмиралтейство, выслали в долларах требуемую сумму, и они нам прислали карту. Вот она. На ней обозначены все ваши ряжи.
И мы бросились срисовывать эти секретные ряжи на свои карты.
Примечания:
*Грот – задний парус на одномачтовых яхтах (голландск. groot).
**Гик (голландск. giek буквально – «палка») – горизонтальное рангоутное дерево, одним концом (пяткой) подвижно скреплённое с нижней частью мачты парусного судна. По гику растягивается нижняя шкаторина большого косого паруса грота.
***СлАни – бетонированные откосы на береговой части яхт-клуба, куда затаскиваются лёгкие яхты.
****РундУк – помещение для хранения такелажа. В яхт-клубе практически это маленький сарайчик, где складируется съёмное имущество яхты.
Свидетельство о публикации №222061800983