Клад, история первая

Глядя на нынешнюю  молодежь, невольно вспоминаешь свое детство. Не было у нас ни каких новомодных гаджетов, развлекались, как умели. Вспоминается  один эпизод из моего детства, который  запомнился мне на всю жизнь и  впоследствии  предрешил мою дальнейшую судьбу.
 
         Это было давно, точнее не скажу, так как не пытался запоминать ни время, ни даты, нам тогда с братом Мишкой, было лет по 12-13,помню, что это случилось летом. Скорее всего, в июле, тогда бабушка Аглая заставила нас окучивать картошку на своем огороде.
Мишка, мой двоюродный брат, был  великим  выдумщиком на всякие проказы. Беря  меня «на слабо», он постоянно втягивал  меня во  всевозможные авантюры. Из-за этого нам частенько влетало не только от взрослых, но и от сверстников.


 Окучивая грядки с картошкой, Мишка задумчиво произнес:  «Вовка, а ведь тут недалеко фронт проходил».
- И что из того? – я с подозрением глянул на него, пытаясь понять чего он задумал.
- А того, вспомни, кем был дед во время войны?
- Ну, сапером.
- Воооот, - протянул он. – Я на чердаке у бабки Аглаи  миноискатель нашел.
Я с интересом посмотрел на брата, ожидая продолжения.
-  А не испробовать ли нам его?
- И чего ты искать собрался? Тут искатели давно все перерыли, когда металлолом искали и захоронения солдат.
-  Все да не все, наверняка еще места остались, - не унимался Мишка. – А вдруг клад найдем!
- Ой, не смешите меня, - засмеялся я.
- Зря смеешься, я вот например, в один  заброшенный дом заглянул бы, наверняка что-нибудь интересное там найдется.
- Это куда именно? Тут домов пять таких стоит.
- Помнишь, деда Сирафима?
- Это такого странного, который всех пугал своим видом и вечным бормотанием себе под нос.
- Во-во, а ведь у него никого из родни не было, после его смерти, так дом заколоченным и стоит.
- И чего в его халупе можно найти?
- Не говори, очень много интересного можно найти в таких домах.
- Да ну тебя, у него не дом, а помойка была, все это знают.
- А я бы наведался.
- Дурак ты, Мишка,  и идеи твои дурацкие, - фыркнул я и принялся еще яростней окучивать картошку, потому что очень хотелось на речку.
Мишка больше ничего не говорил  и мы, закончив окучивать, рванули на реку.
Прошло, наверное, дня четыре, когда Мишка опять предложил пойти испробовать «миноискатель».
Бабка Аглая, поначалу ворчала, что мы затеяли глупости, а потом разрешила с оговоркой, чтобы  нашли  ей связку ключей, которые она потеряла на прошлой неделе, где-то в огороде.

Мишаня, размотал тряпку, в которую завернута была какая-то палка и рамка в виде круга. Долго колдовал над ней, несколько раз бегал домой за какими-то деталями, пристраивал батарейки, и вот пришло время опробовать дедовский агрегат. Попискивая, он тянул нас к металлу и Мишка радостно восклицал, когда рамка упиралась то  в лопату, то в вилы и начинала противно пищать.
- Что я говорил, действует!  Айда на огород бабкины ключи искать!

Ключи мы нашли минут через двадцать, но помимо них, еще и кучу
разного металлического хлама.
- В благодарность, бабка Аглая разрешила нам опробовать его в других местах, но так, чтобы сельчане не видели, мало ли, разговоров, потом не оберешься, чего еще и  милицию позовут, позору на всё село будет.

Мишка предложил идти вечером, до захода солнца и прихватить с собой фонарики, на крайний случай если задержимся.
- Ты дебил Мишка?!  А что мы скажем, если нас засекут?
- Что  пошли на рыбалку.
- А лопату зачем с собой взяли?
- Так червей копать, - нашелся брат.
Я только покачал головой. Мишка из любой ситуации мог выйти сухим,  да так запудрить мозги, что люди потом не могли вспомнить, о чем его спрашивали. 
- Ну, хорошо, отбрехиваться в случае чего тебе.
- Это само собой, - самодовольно ответил он и подмигнул мне.

Решили идти не вечером, а с утра пораньше.
Собрав для отвода глаз, легкую снедь, мы направились якобы на рыбалку.
Прошли по берегу, где обычно любили рыбачить сельчане и свернули к рощице.
Мишка быстро собрал металлоискатель и мы углубились в лес. Он сразу же, как охотничья собака, стал попискивать и рваться в глубь, вереща на каждую металлическую консервную банку или пивную крышку.
- Вот же, - возмущался Мишка, - Туристы весь лес замусорили.

За корявой березой, что припала к самой земле, металлоискатель  опять подал свой голос, и мне вновь пришлось браться за лопату. На этот раз наша находка превзошла все ожидания, мы откопали старую проржавевшую немецкую каску.
- Не фига себе!- обрадовался Мишка, - Я же говорил, что найдем стоящее, кроме консервных банок.
-  Давай, покружи еще, - потребовал я, вытирая пот с лица.
Мишка стал водить металлоискателем и вскоре он снова заверещал.
Копать на этот раз пришлось глубже, мешали корни деревьев.
Вместе с комьями земли, выкопали  несколько стреляных гильз.
- Похоже, тут шел бой, недаром каска неподалеку валялась, - сказал Мишка, оттирая уцелевшие патроны.
- Тут повсюду шел бой, не удивлюсь, если мы чей-нибудь труп найдем.
- Да ладно, - отмахнулся он от меня.
- Давай закруглятся, а то жутковато становится, а нам еще домой топать.
Мишка оглянулся по сторонам.  Еще немного  и солнце скроется за верхушками деревьев.
Мы что есть мочи рванули к реке, словно за нами погнались черти.  Выскочив на знакомую тропинку,  отдышались и свернули  к реке.
- Чего говорить будем, если нас без рыбы увидят? – спросил я.
- Скажем, что рыбалка не удалась.
- Так нам и поверили.
- Надо бы завтра удочки взять, - почесал затылок Мишка.
- Ты чего, еще и завтра туда собрался?
-  А что, вдруг чего поинтереснее найдем, чем стреляные гильзы, - глаза у Мишки блестели в предвкушении чего-то масштабного.
- Знаешь, все это интересно, но мне, как-то не хочется трупы откапывать, пусть этим поисковые отряды занимаются.
- Ты чего струсил?! – засмеялся Мишка.
-  А ты бы не струсил, скелет откопать?
- Может, тогда в дом Сирафима  сходим, там точно никого нет.
- Может, и сходим, - задумался я, идея с металлоискателем мне пришлась по душе.
 – Давай, до завтра! – пожав друг другу руки,  мы отправились по домам.


Мишка заявился ко мне ни свет, ни заря. И чего ему не спалось.
Зевая и потягиваясь,  я собрал поесть и прихватил с собой удочку.
- Ты чего так долго, - зашипел на меня Мишка.
- А ты чего в такую рань?
- Чтоб меньше вопросов было. Пошли, - он поправил топор , который сунул за ремень.
- А топор-то зачем взял?
- А ты как доски отдирать будешь? – согласившись , я кивнул.

Дом Сирафима стоял на самой окраине села. Покосившийся, готовый вот-вот рухнуть, он стоял весь  заросший   бурьяном.
- Это нам на руку, за травой нас никто не заметит, - раздвигая заросли, сказал Мишка.
Продираясь, через колючки мы подошли к дому. Здесь было не уютно, повсюду валялся хлам, поросший уже сорняком. Мишка ловко отковырял доски, и мы вошли в дом. Затхлый воздух  ударил в нос. Через грязные  стекла, едва пробивался свет. Мишка нахлобучил на себя шапку с пришитым на ее фонариком.
- Это чтобы руки были свободными, пояснил он и принялся за металлоискатель.
Удивительно, но среди этого хлама наш «миноискатель» словно в рот воды набрал.
- Батарейки сдохли? – спросил я.
- Не должны, я новые зарядил, - пожал Мишка плечами.
Он вышел на улицу.
- Не, работают! – крикнул он со двора.
Металлоискатель вновь не издал ни звука, когда Мишка вошел в дом.
- Чертовщина, какая-то, - пробурчал он.
Мы осмотрели весь дом, но ничего похожего на металл не нашли.
- Ничего не понимаю, ни гвоздика, ни ножика, ни сковородки с кастрюлей, недоумевал он.
Повсюду лежал мусор и слой прелой и пыльной бумаги.
- Он, что макулатуру собирал, что ли? – усмехнулся я.
Просмотрев всю комнатку, мы  прошли во вторую, но и там лежали лишь кипы бумаги.  Вдруг в самом углу наш металлоискатель издал слабый писк.
- Есть! – обрадовался Мишка и ринулся туда.
Убрав толстый слой истлевшей бумаги, мы вырыли   крышку с медным кольцом.
- Похоже, это подпол!
Пыхтя, мы с трудом подняли ее и заглянули вниз.

- Ну, я пошел, - включив фонарик, произнес Мишка.
Сверху я слышал, как заверещал металлоискатель.
- Вовка, лезь скорее сюда! – крикнул Мишка.
- Чего там?
-Ты не поверишь, наш Серафим, похоже, миллионером был!
Я осторожно спустился вниз и застыл раскрыв рот.
Целая полка стеклянной тары под горлышко были заполнены монетами, медяками и  «серебрушками».
- Ни фига себе! Вот жмотяра, ни себе, ни людям! Вот кому они теперь нужны?! – возмутился Мишка.
Мы смотрели на банки с монетами советского нала.
- Может, у него  царские монеты, где-то припрятаны? – неуверенно сказал я, разглядывая скрученные в трубочки бумажные деньги.
Мы осмотрели весь погреб. Наш металлоискатель не замолкал ни на минуту, поэтому пришлось его отключить.
- Вот тебе и тихоня, а на самом  деле подпольный миллионер,  - разглядывая монеты, говорил Мишка.
- По идее мы клад нашли, - сказал я.
- Да кому он нужен,- сплюнул Мишка, - вот если бы они золотыми или серебряными были, а так, мусор.
Я  старательно водил фонариком, пока не наткнулся на фанерную коробку, в которой когда-то посылали посылки, похожие были у бабы Аглаи на чердаке.
- Ну-ка посвяти сюда, - попросил я брата.
Коробка оказалась непростая. В ней была еще коробка, а в коробке железная круглая банка из-под леденцов.
-  Что там, открывай скорее! – поторопил меня брат.
- Не могу, она запаяна.
- Ого, да она тяжелая, как думаешь, что там?
- Может золотые монеты?! – предположил я.
Мы еще тщательно пересмотрели погреб и больше ничего интересного не обнаружив, вылезли наружу.
Заколотив дом Серафима, мы никем не заметные спустились к реке.
Мишка топориком, вскрыл банку, и мы высыпали  ее содержимое.
Там оказалось несколько царских медалей, четыре креста разных степеней, 12 штук  царских медных пятаков и   два серебряных николаевских полтинника, вот и весь наш клад.
Поделив содержимое поровну, мы весьма не довольные, вечером вернулись домой.
Про клад решили никому не рассказывать, чтобы  нас потом не высмеяли.

Уже позже, став взрослым и поступив на исторический факультет, я узнал историю Сирафима и его «клада», но это уже другая история.


Рецензии