Летний список

Добилась, наконец, от своего школьника летнего списка для чтения.

Ну, что ж, краткость - сестра таланта, вчитываюсь в этот неожиданно краткий список и вот что думаю.

Если учесть, что это финал, то "маловато будет", хотя я скорее рада, что "Тихого Дона" и Солженицына нет. У детей современных нет что жизненной, что литературной подготовки такое усвоить, бедные учителя не справились бы запихнуть.

Совсем нет поэзии, хотя пока не увидишь учебник, полной ясности не будет.

"Поднятую целину" читать не будем, нет там ничего уникального. Читаю сейчас "Наш маленький Париж" Виктора Лихоносова и думаю, насколько он лучше Шолохова, тот злющий-презлющий, а у Лихоносова те же казаки с теми же нравами и прибаутками совсем другие, соответственно автору.

Вообще же самая запоминающаяся книга о казаках, которую читала, это не Шолохов с Лихоносовым и не Шукшин ("Я пришёл дать вам волю", роман о Разине), а "Это мы, Господи, пред Тобою" Евгении Польской.

Она была свидетелем выдачи союзниками Сталину казаков, воевавших на стороне вермахта. "Книга стала первой написанной и изданной в России на тему насильственной выдачи британцами Сталину в июне 1945-го года 33 тысяч казаков и их семей, 37 генералов и более 2,5 тысяч офицеров. Многие были расстреляны и повешены. Е.Б.Польская была участницей этих событий - более того, одним из организаторов ненасильственного сопротивления казаков при выдаче". Выжила в лагере и дожила до издания своей книги в России и мирно умерла в 1997-м.

А вот содействовавшего изданию её книги Николая Тимофеева (Васильева), сына полка в 15-ом Казачьем кавалерийском корпусе ВС КОНР, убили.

"Взорван "неизвестными" вместе со своей квартирой в 2 часа ночи 14-го января 2008-го года, когда работал над очередной книгой о казаках, воевавших под командованием немецкого генерала Гельмута фон Паннвица. От этого странного взрыва погиб не только Николай Семенович, но и еще 5 человек соседей. При взрыве полностью был уничтожен личный архив (а возможно выкрали раньше, доподлинно не известно его местонахождение), который он собирал в течении 20 лет при содействии ряда казачьих организаций и представителей Кельнской организации германских ветеранов 15 ККК ВС КОНР.

Официальная версия – взрыв квартирного газа. Но по рассказам казаков, приехавших на место взрыва проводить собственное расследование, они явственно чувствовали запах аммонала. Проведенная казаками независимая экспертиза выявила наличие следов взрывчатки (смеси алюминиевой пудры и аммиачной селитры)". Это цитата из жж отпевавшего обоих священника РПАЦ.

Как донести детям такие страсти, не знаю. Хотя своему не затруднилась бы рассказать, как уничтожали казаков большевики и почему столько казаков воевало за Гитлера. Картину, когда прямо во время служения Литургии на площади в Лиенце давят казаков красные танки и матери с грудными детьми бросаются в реку с моста, чтобы не попасть в плен, и захочешь - не забудешь.

У Шолохова в "Тихом Доне" всё это: разделение казачества и зверства междуусобия, - уже есть не на материале Великой Отечественной, а гражданской войны, одно другое только дополняет, но чесслово, всё это даже не 16+, а 18+.

Вот Лихоносова можно было бы поставить в школьную программу, но если уж там ото всех деревенщиков один рассказик Распутина остался - о чём говорить.

Несколько лет назад была очередная безплодная дискуссия о школьной программе по литературе, тогда я не удержалась, вставила свои 5 коп.

http://proza.ru/2016/07/19/811

Но те, кто эти программы составляет, наши дискуссии не читают.

Получается, что "Мастер и Маргарита" - самое объёмное произведение.

- Давай, - говорю сыну, - "Белую гвардию" почитаем, она лучше.

- Не-не-не, что требуется, то и будем.

Пришлось смириться. "Мастер и Маргарита" тот ещё роман, там так ярко показана предвоенная московская бесовщина, что никаких сомнений не возникает по поводу духовных причин войны и что именно выжигали её безпримерные бедствия.

Вообще же не знаешь, смеяться или плакать, сталкиваясь с потугами "объять необъятное". "Я из огненной деревни" - тоже, несомненно, впечатляющая книга, одна из первых в этом роде, "свидетельства очевидцев", странно, что Алексиевич дали Нобелевку, а её создателям нет. Но я бы ещё хотя бы Симонова поставила!

Что Бунина Платонов оттеняет - отлично, но опять же сомневаюсь, что до нынешних школяров в итоге дойдёт, что гослит, сам и там издат - это были три совершенно разные течения в русской литературе XX века.

Ох, тяжёлая эта работа - из болота тащить бегемота. Мой-то ещё в профиле "русский язык и литература", а что уж там читают остальные школяры, кто в "базовой части класса" или ушёл в "колледжи" после девятого, и думать боюсь. Спрашивала у друга сына, говорит, что смотрели в агроколледже прямо на занятиях и "Войну и мир" Бондарчука и "Мастера и Маргариту", благо, есть в классах большие экраны, "потому что некогда было читать".

Хорошо, что будущие агрономы с механизаторами хоть так познакомились с русской классикой. Беда, что это знакомство повлияло на их мировоззрение и вкусы мало, ибо матерятся "среднеобразованные граждане" поголовно.

Лето же, поехали вчера купаться, но там, где хорошо купаться - там уши вянут от разговоров "отдыхающих", спасение только в том, что можно и безлюдные места найти.

А мораль такая: прощай, XX век, с милионными гекатомбами и мечтами о всеобщем образовании оставшихся в живых. Реликт этой мечты в виде нынешней школы ещё существует, но уже давно не справляется со своей задачей.


Рецензии