Молодежь после распада СССР, 31 год спустя...

    Автор уже писал на эту тему несколько лет назад в статье «Молодежь после распада СССР, 27 лет спустя. И хотел бы вернуться к содержанию той статьи, чтобы понять  о тех изменениях, которые произошли, или не произошли за это время. Состояние молодежи, это своего рода индикатор, состояния всего общества. Потому что позволяет анализировать и предугадывать наше вероятное будущее. То, что в сознании молодежи произошла деформация ценностных ориентаций, к сожалению, никто сомневаться не будет, при одной оговорке, что этот процесс коснулся не всей молодежи, а определенной части. Для начала, определимся до какого возраста, молодые люди считаются молодежью, то есть возрастные рамки, этой части российского общества. Поэтому молодежью считается социально-демографическая группа, выделяемая по возрасту, статусу, стилю жизни. Возраст молодежи охватывает периоды юности и молодости, то есть приблизительно от 15 до 30 лет, вплоть до достижения статуса зрелости. Некоторые социологи считают, что молодежью следует называть юношей и девушек в возрасте от 14 до 35 лет. Если мы будем отталкиваться от этих цифр, то количество молодежи, насчитывающее в стране, составляет примерно 39.1 миллиона человек. А это уже, очень большая социальная группа, почти четверть от всего населения Российской Федерации.
    Говоря о молодежи, следует отметить факт создания в 1916 году  Всероссийского детско-юношеского  военно-патриотического общественного движения. В это движение входят мальчики и девочки от 8 до 18 лет. Филиалы общества существуют  в 85 регионах Российской Федерации. Генерал Картаполов отметил, что в составе «Юнармии» более 830 тысяч юношей и девушек, 78 тысяч пополнили движение в этом году. Более 4,5 тысяч  ребят записались в рамках работы агитпоезда « Мы- армия страны». А теперь следует вспомнить о воспитании. После распада СССР со школ сняли воспитательную функцию, во всех управленческих структурах сферы образования ликвидировали отделы воспитания, образование превратилось в услугу, а учитель — в обслуживающий персонал. Ещё в 4 веке до н.э. философ древней Эллады, ученик знаменитого Платона сказал:, что природа не терпит пустоты. И мы получили то, что получили. Как отметила председатель национального родительского комитета Ирина Волынец, «родители, которые выросли в постсоветский период и получили образование без воспитания, сами испытывают сложности во взаимоотношениях со своими детьми», на каждом шагу мы «сталкиваемся с вопиющей родительской безграмотностью, непониманием главных основ воспитания». Поскольку родителей никто не воспитывал, они не знают как это делается и испытывают большие затруднения в воспитании своих детей. В свою очередь секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев отметил то, что, молодые люди в силу возрастных, психологических и мировоззренческих особенностей могут попадать под влияние террористических, экстремистских и религиозных организаций, радикальных структур, а также криминальных авторитетов. Этим пользуются также иностранные спецслужбы и НКО, деятельность которых, в частности, направлена на разрушение нравственных устоев и традиционных российских ценностей. По словам руководителя информационного центра Национального антитеррористического комитета (НАК) РФ Андрея Пржездомского, в России все чаще проявляются факты саморадикализации молодых людей, которые очень быстро становятся на путь терроризма. Поэтому сами террористы стали уже меньше уделять внимания идеологической обработке новичков, а просто указывают им цель для теракта. Поэтому вакуум заполнили, чуждые для нашего общества ценности.
    Если вспомнить о духовных ценностях, то в  рамках культурологии существуют три системы ценностных ориентаций, это религиозные ценности, общечеловеческие ценности и личностные ценности. Если в дореволюционном обществе доминировали религиозные ценности, то в советский период культивировались общечеловеческие ценности, типа человек, человеку друг, товарищ и брат, и повсеместно прививалось чувство коллективизма, А также проецировалось воспитание через коллектив. В настоящее время у большинства молодежи на первом месте личностные ценности, которые касаются только самого индивида. Из личностных ценностей высшего порядка есть потребность в уважении и одобрении со стороны окружающих. Конечно, мнение коллектива во время совместной деятельности,  влияет на конкретного человека. Но, это влияние может быть положительным и отрицательным, а может быть вообще никаким, если человек по натуре нигилист и не желает признавать общепринятые формы общения и живёт сам по себе, как «человек в футляре», но это уже сфера психологии. Конечно. четыре года срок небольшой чтобы фиксировать глобальные изменения в с структуре воспитания молодежи, Но, кое что всё же произошло, не случайно к концу 2019 года в 54 российских регионах открылись 95 Центров помощи родителям. В них родители смогут получать консультацию по широкому перечню вопросов, включая вопросы обучения ребенка, адаптации и социализации в детском коллективе, создания условий для оздоровления, готовности к обучению в школе.
Например, по информации РИА Пензенской области, в Пензенской области открылось 3 Центра психолого-педагогической помощи родителям, на создание которых было выделено более 22 млн рублей. Родители могут получить консультацию непосредственно в Центре, обратиться по телефону либо на сайт Центра. С 1 сентября 2019 года в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», начал работу портал информационно-просветительский поддержки родителей. Портал содержит  информацию по вопросам оказания методической, психологической помощи родителям, а также по вопросам, касающимся воспитания и обучения детей, которые не посещают детские сады и получают дошкольное образование дома.
Портал также обеспечит взаимодействие родительского сообщества с образовательными организациями. Есть еще одно новшество, в июле 2020 года Президент РФ подписал закон и в школы законодательно вернули воспитательную функцию, а это значит, что мы вскоре сможем убедиться, как повлияло восстановление утраченных функций на наших детей и внуков. Сейчас в обществе активно обсуждается отмена пресловутого ЕГЭ, и возвращение к нашей старой и добротной системы образования советского периода. Соответственно стал вопрос об отмене, двухуровневой системы высшего образования. 
    В статье «Наши дети, кто они?» автор достаточно подробно, останавливался на примерах того, как наша школа была превращена в нечто социально опасное для нашей страны. Если ученики ухитрялись распивать вино прямо на уроках и курить под окнами школы, то больше и говорить, не о чем. И сейчас не изжиты случаи, когда учащиеся провоцируют педагогов и записывают на свои телефоны и выкладывают в интернет.  Автору хорошо известны случаи, когда даже студенты вуза вели себя крайне недостойно. При попытке провести контрольный опрос, чтобы проверить уровень усвоения учебного материала, студенты отказались участвовать в контрольном опросе по причине того. что они, мол, платят деньги за обучение, поэтому не нуждаются в том,  чтобы у них проверяли уровень их знаний. При более настойчивой просьбе преподавателя они пошли в деканат и сдали его, обвинив, что он плохо объясняет учебный материал. Хороший преподаватель вынужден был уйти, по собственному желанию, потому что не хотел быть марионеткой в руках студентов. В деканате преподавателя не поддержали, потому наличие  большого количества студентов, которые приносят большой доход вузу, оказалось доминирующим фактором в этой проблеме, а не законные требования преподавателя. Но, это частный случай, возможно, в других вузах такого нет и этот пример нетипичен.  Подводя итог, вышеизложенному, стоит отметить, что определённые изменения в обучении и воспитании молодежи всё же произошли. И важно то, что государственные чиновники стали. наконец осознавать, что навязанная западом система, совершенно не годиться для нашей страны, ибо мы уже имели лучшую в мире систему воспитания и обучения, и дай нам бог, вновь вернуться к ней….   


Рецензии