Ок. 8-2. 15- й век. держава кыпчак и прочие казаки

                Эдуард Дейнекин. ОНТОЛОГИЯ КАЗАКОВ.
        ЧАСТЬ 8.ПРА-КАЗАКИ  И  КАЗАКИ В ЕДИНОМ ВРЕМЕНИ 15 – 17 ВЕКА
        Суб- ЧАСТЬ ОК.8-2(ДЛЯ «ПРОЗА.РУ»)15-й ВЕК.ДЕРЖАВА КЫПЧАК И ПРОЧИЕ КАЗАКИ
                ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ ОК.8-2
КАВКАЗСКИЕ КАЗАКИ – ЛИТОВО-ДНЕПРОВСКОЕ ПОЯВЛЕНИЕ  ЗАПОРОЖСКОГО  КАЗАЧЕСТВА...........................................41
КАРА – КЫПЧАК : КАЗАЧЕСТВО  ПРОТИВ  КАЗАЧЕСТВА................................44
ВОЛЬНОЕ   ВОЙСКО  ЧЕРВЛЁНОЯРСКОЕ  КАЗАЧЕСТВО – «УЧИТЕЛЬСКАЯ» ДЛЯ ДОНА...........................51
 

      АВТО-КАЗАЧЕСТВО
   Рискну применить термин 20века: «авто=само-для-себя»-казачество, то есть полу-регулярная воинская служба – не для некоего патронажного государства, а для собственного национального. Древность казачьего суперэтноса состояла именно из этого типа, который содержал ещё элемент служения ВСЕМ ЭТНОСОМ (родом, племенем, с перемещением семей и хозяйственности вслед за военными деяниями).
  13 век принёс отказ от привязанности мужчин-воинов к племени (станицы), казачество всё более привязывалось к сильным державам, а малые державы держали не то, что регулярные, но и полу-регулярные войска с огромным напряжением национальных сил.
   После рассмотрения 30 самых древних Казачьих Войск, мы должны рассмотреть и те, что в 15, 16 веках имели АВТО-номное казачество.
ЗАПУТАННЫЙ КЛУБОК ПОЧТИ-КАЗАКОВ  КАВКАЗА.
ПРОИЗОШЛИ ЛИ  ЧЕРКАСЫ ОТ ЧЕРКЕСОВ?
(Цит.19.1) А.Ригельман: «Хотя всем, и едва ли не цеому свету, по древности, а паче по храбрости в военных делах, не менее же и по удальству, о находящихся в России Донских Козаках известно; но с каоих времён и из каких людей они при своём начало своё возымели, уповательно, мало кто ведает, ибо и сами они о себе прямого начала своего сказать не могут, а мнят, будто бы они от некоих вольных людей, а более от Черкес и Горских народов, взялись, и для того считают себя природою не от Московских людей, и думают заподлинно только обрусевши, живут при России...» [48]
   Кунига «ОК» занималась выше распутыванием названного этнического «клубка» вплоть до того, как пятигорские чиркеше были переселены курским баскаком на Донецчину, но – не все, конечно. К 5 веку Золотая Орда на Сев.Кавказе превратилась (у историков) просто в «татар», и некоторая власть Кырымского ханства не сильно стесняла тех самых «татар», которые суть кыпчаки=пра-казаки. Аборигены Центрально-Западного Кавказа (аланы, кабары, булгары(балкарцы), карачаи, адыги) вдохнули в себя былую свободу. Желательно посмотреть на некую картографию, соответствующую началу Вольного казачьего Дона:

Карта 4-ОК.8. СУВЕРЕННЫЕ  ГОСУДАРСТВА  КАВКАЗА В 15-16 ВЕКАХ

 Участие ас-аланов в сведениях цит.№19.1 неоспоримо – как «ОК» в главах 3-7 оповещает о  «Рус-Алани», о «Донской Алании», и справочник  [5]твёрдо относит ас-аланов к казачьему супер-народу, и многие иные авторы подтверждают. Но тяжкое сопротивление Мэнхолу ас-аланов под командованием булгарского генерала Бачмана заставило всю южную армию Дона отступить в горную аланскую метрополию, что видно на карте №4-ОК.8. Но аланы ни до , ни после не именовали себя «черкесами».
Какие же «Черкесы» могли образовать «ригельмановских» донцов? – покажет, быть может  Карта 5-ОК.8.
Карта-схема 5-ОК.8. НАБОРЫ МУЖ. ГАПЛОГРУПП ЦЕНТРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
Диаграммы относятся к 20 веку, и имена народов на ней не совсем соответствуют 15-16 векам; нынешние «черкесы» не отражают того пан-кавказского (всеобъемлющего) понятия «черкесы». И соотношение гаплогрупп за 5 веков несколько изменилось.
1. Простейший вывод, исходящий из парадигмы: главный казачий геноТип: ;(R1a+R1a1), значит: кабары, абадзины, черкесы с более 25% казачьего геноТипа, да + булгарский ;J2 попадают в зону внимания А.Ригельмана. Адыгейцы и абхазы в эту казаческую зону войти никак не могут.

КАВКАЗСКИЕ ЧИРКАСЫ.
Между тем, карта 4-ОК.8 выявляет на традиционных местах адыгов/шапсугов и адыгов/натухаев, убыхов два имени КЕРКЕТЫ, ЗИХИ. Такие старинные авторы казаковедения как А.Ригельман, Е.Савельев, Ф.А.Щербина [45] уверют, что
:: зихи на Днепре и Дону  звучат как «чиги» (г.Чигирин, чиги=хопёрцы);
:: керкеты=СЕР-КЕСы=САР-КАСы, то еть сарматы региона Новороссийска) звучали позже как «черкесы»/черкасы.
2-й вывод, довольно не простой:  «горские народы», бывшие степные сарматы, а также и скифы, под именами Черкесы=черкасы, действительно приняли наиглавнейшее участие в формировании Вольного казачьего Дона, сначала Низового/азовского, затем – Верхнего/хопёрского. А вот адыгецы, получившие имя «черкесы" в Советском Союзе, к этому имени не имеет онтологического отношения.
3-й вывод: о возвращении донцов в Кавказскую метрополию.
Судьба саксин-донских чиркасов, отступивших от карательной операции Мэнхола в 1242г на Кавказ, остаётся неясной, хоть и было оно многочисленно: армия с семейными обозами, вероятно. Часть этого казачьего Войска должна была именоваться ЧЕРКАСЫ – как самая организованная часть донцов того времени. В районе Бештау были вполне дееспособные ПЯТИГОРСКИЕ ЧЕРКАСЫ, принявшие участие в Бачмановском сопротивлении, ушедшие домой и  «прихватившие» с собой донских боевых товарищей.
 Два варианта в одном, казалось бы, имени казаков – насколько  повлияли на акклиматизацию донцов на Кавказе?
  Только в книге Е.Савельева сообщается о таких черкасах, какие долго проживали на Таманской оконечности Кавказских гор: 
(Цит.19.2) Е.Савельев: «Из казацких общин, отстоявших свою независимость, на юге России остались лишь одни кубанские Чекасы. Они плотней придвинулись к горам и из неприступных ущелий с геройской отвагой в течение веков отражали сильного неприятеля, а иногда на лёгких ладьях выносились в мое и громили берега Крыма и Турции, и , подобно своим запорожским собратьям в начале 16 века сделались страшными для всего мусульманского мира на Азовском и Чёрном морях. Все усилия турок не могли сломить это гордое племя. Для защиты от нападений Черкас они построили на Кубани укрепления и содержали сильные сторожевые посты. Но, не смотря на это, Черкасы пробирались даже на Дон, и нередко появлялись под Азовом…» [32]
 
(Цит.20) Е.Савельев: «Сохранилось предание, записанное В.А. Потто, что всю местность и все разливы близ устьев Кубани занимало некогда хегатское племя, ближайшее к владениям крымских татар, а к юго-востоку от них обитали жаннинцы — сильный и страшный для соседей народ, выставлявший до 10 тысяч превосходных всадников....Жанинское племя было некогда на Кавказе сильным и могущественным, резко отличавшимся от других черкесских племен своею отвагою, гордостью, духом независимости и пламенным характером. Жаннинцы исповедывали чуть ли не с первых веков нашей эры христианскую веру и говорили на славянском языке. Собственно это были не черкесы, а кубанские "черкасы", древнее и сильное славянское племя, черкасское казачество, о котором будем говорить ниже.  .»[32]
КОММ. Термин «племя» уводит нас далеко от казачьих названий общностей: юрт, станица, орда, но черкесские научные труды на знают  племён под именами «жаннинцы», «хегатцы». Зато в междуречье Дон/Волга есть видная станица Аннинская, что весьма созвучно с «Жаннинской», и главный посыл данного раздела: уход дон-войсковых станиц от смертельной мести регулярной армии чигизидов. Связать «жанницев» с «анницами» перспективно ещё от того, что в 1709г именно на устье Кубани ушли соединённые со всего Дона «некрасовцы» - остатки Булавинского восстания казаков против Москвы – не к своим ли землякам (ж)аннинцам ?!

ДНЕПРОВСКОЕ ЧЕРКАССКОЕ  КАЗАЧЬЕ  ВОЙСКО

Карта 6-ОК.8. ДНЕПРОВСКОЕ КАЗАЧЕСТВО В 15  ВЕКЕ
   Стремление к математической точности «Онтологии казаков» требует термин «Запорожское казачество /Сичь» отложить до определённого времени и рассматривать те процессы и субъекты казачьей жизни , которые происходили ВООБЩЕ В ДНЕПРОВСКОМ БАССЕЙНЕ плюс Буго-Днестровские  земли.

КАЗАКИ - РАЗБОЙНИКИ
По Д.Эварницкому: В 1503 году, по свидетельству Архива Юго-Западной России, становятся известными черкасские казаки и казаки князя Дмитрия Вишневецкого(Волынь). Те и другие составляли уже иррегулярное войско в Литве; они организованы были по мысли правительства для защиты границ Литвы от набегов татар и состояли в ведении старост- управителей областей, городов и замков государства. Такие казаки набирались самими старостами и нередко прозывались именами или фамилиями самих же старост: казаки князя Дмитрия, казаки князя Ружинского, казаки Мировицкого. В это же время становятся известными особые роты, или военные отряды в казачьем быту: так, под 1503 годом польский хронист Пясецкий упоминает о Щуровой казачьей роте в городе Черкассах. В 1508 году одна часть казаков, под начальством брацлавского и виленского старосты, князя Константина Ивановича Острожского, разгромила наголову загон татар, грабивших пограничные области Литовской Руси; другая часть казаков, под начальством "славного казака Полюса-русака", разбила другой загон татар. В 1512 году казаки, вместе с поляками и украинскими насельниками, участвовали в погоне за татарской ордой, ворвавшейся в южные пределы Литовского великого княжества. Начальниками над казаками и поляками были князь Константин Иванович Острожский и каменец-Подольский староста Предслав Ландскоронский.
По Д.Эварницкому: Последний известен был как лучший полководец своего времени, много путешествовавший по разным странам Европы и Азии, изучивший все боевые приемы лучших европейских и азиатских полководцев. Во время столкновения казаков с татарами первые ударили на врагов казаки; сами поляки уступили казакам право первого нападения на татар только после настоятельных убеждений со стороны Острожского, находившего казаков хотя и мало "збройными", но зато считавшего их в войнах с мусульманами более опытными, чем поляков. В 1516 году казаки, под начальством Ландскоронского, ходили походом под турецкий город Белгород-Днестровский, захватили там множество лошадей, рогатого скота и овец, но на обратном пути были настигнуты татарами и турками у озера Овидова, под Очаковом, разбили наголову неприятелей и возвратились домой с большой татарской и турецкой добычей. Этот год считается у польских летописцев уже годом значительного развития МАЛОрусского казачества. В 1527 году на казаков черкасских и каневских жаловался крымский хан Саип-Гирей королю Сигизмунду II за то, что они, становясь под татарскими улусами, делали нападения на татар: " ... Хорошо ли это? Черкасские и каневские властители пускают казаков вместе с казаками неприятеля твоего и моего (то есть московского князя) казаками путивльскими по Днепру под наши улусы, и что только в нашем панстве узнают, дают весть в Москву". В 1528 году те же казаки, под начальством Хмельницкого старосты Предслава Ландскоронского, черкасского старосты Евстафия Дашковича, а также старост винницкого и брацлавского, принимали участие в походе под турецкий город Очаков; в этом походе казаки три раза разбили татар и взяли в добычу 500 коней и 30 000 голов скота.[47]

ЛИТОВО-ДНЕПРОВСКОЕ КАЗАЧЕСТВО.
Здесь уже отмечены Литовское государственноке казачество (западное: «Малороссийское» и восточное «Мамаево»). Конструирующая роль РОС-Литвы началась с запозданием, ибо в казачестве замысел азиатов-кочевников, а Польско-Литва мыслила по европейски.
МЕСТНИЧЕСКИЙ  ЭЛЕМЕНТ  ЛИТОВО-ДНЕПРОВСКОГО КАЗАЧЕСТВА. Очевидно значительное различие становления казачества по Московии и по Литве: Монархизм РУСи концентрировал управление, а РОСомонский демократический аристократизм Литвы  воплощался в казачьи Орды ПРИ АВТОРИТЕТАХ военного дела – то ли избранных среди РОС-литовцев, либо восходящих из казачьей РОС-общности. Примеры:
:: С этого времени казаки стали приобретать особенную известность, и этому способствовал немало "знаменитый казак" Евстафий, или Остап-Дашкович, сперва литовский воевода, потом черкасско-каневский староста, уроженец города Овруча,... /21\.
::В 1547 году казаки, под начальством Берната Претвица, старосты барского, преследовали до Очакова татар, наскочивших на польские владения около Винницы и захвативших несколько человек русских в плен. Так как татары успели уже отправить христиан в оковах в город Кафу, то казаки со своим предводителем "знаменито" отомстили татарам, захватили пленных и благополучно вернулись домой, повторив свой поход против татар и на следующий, 1548 год.

Популярнейшему из старост, Ландскоронскому  выпала первая роль если не организовать казацкое сословие, то по крайней мере, сплотить его в одно целое.

РЕЕСТР  КАЗАЧЬИХ ВОЖДЕЙ (СТАРОСТ,АТАМАНОВ, ГЕТМАНОВ) В РАЗРЕЗЕ:

ЛИТОВО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ                НАРОДНЫЕ
::Предслав Лянцкоронский, 1506—1528 …     ::Бернар Претвич,Барский староста 1500
Первый гетман Войска Запорожского,        ::Вишневецкий Иван Михайлович     1510
Хмельницкий староста.                ::Евстафий Дашкевич, 1514—1535 …
::Венжик Хмельницкий, 1534—1566 …           Первый казачий кошевой атаман.
   Прадед Богдана Хмельницкого,              Староста Черкасский и Каневский
::Дмитрий Вишневецкий, 1550—1557 …
Польский магнат из рода Вишневецких.
Староста Черкасский и Каневский
::Михайло Вишневецкий
::Ходкевич   1568г                ::Ян Бадовский, 1572—1574 … Первый
                гетман реестрового запорож. казачества
                ::Фока Покотило, 1574 … Совершил ряд
                морских походов против турок.
                Захватил Измаил, Килию и Аккерман
::Богдан Ружинский, 1575—1576 …
Польский магнат из рода Ружинских,        ::Григорий (Иван) Свирговский, 1575 …
                Организатор походов против турок
                ::Яков Шах, 1576—1578, 1582—1583 …
                Гетман низового казачества. Был
                претендентом на молдавский престол.
                ::Иван Подкова, 1577—1578 … Молдавский
                господарь и казачий атаман.
::Ян Оришевский, 1578—1594 … Назначен     ::Лукьян Чернинский, 1578,1586 …
 гетманом Войска Запорожского польским      походы против крым.татар и в Молдави
королем                В 1586 году пытался поднять
                антипольское восстание.
::Самуил Зборовский, 1581—1584 Изгнан из  ::Демьян Скалозуб, 1583—1584 …
Польши ,атаманил.Вместе с крым. татарами    Возглавил морской поход против турок
пытался отвоевать Молдавию... За заговор    но попал в плен. Умер в тюрьме .
против короля Батория был казнен
::Богдан Микошинский, 1584, 1586, 1594 …
Кошевой атаман, трижды избирался гетманом.
Участник многочисленных походов против
турок и татар.
::Михаил Ружинский, 1585 … Возглавил поход    ::Захар Кулага, 1585,1589 …
под Перекоп, разбил татар в междуречье          Кошевой атаман, а затем гетман.
Кальмиуса и Берды. В 1587 году овладел
Очаковом
::Кирилл Ружинский, 1585 … Гетман низовых
 казаков. Участвовал в походе против
 крымских татар, после чего вернулся на   ::Кшиштоф, 1591—1593 … Гетман
 военную службу в Польшу.            нереестрового казачества Предводитель
                антипольского восстания казачества
                ::Григорий Лобода, 1593—1596 … В 1594
                году участвовал в походе на Молдавию.
                За участие в антипольском восстании
                был лишен звания гетмана. Убит самими
                казаками за переговоры с поляками
                ::Северин Наливайко, 1594—1596 … Рук-тель
                антипольского восстания казачества,
                охватившего районы Украины и Белоруссии.
                Выдан казаками польским властям
                ::Федор Полоус,1595,1598 Непродолжительное
                время занимал пост гетмана,
                ::Карп Масло, 1595 … Запорожский гетман.
                Организовал поход под Перекоп, но был
                разбит и погиб в бою Участвовал в
                восстании Наливайко.
                ::Матвей Шаула, 1596 … Участвовал в
                восстании Наливайко. Был ранен и выдан
                изменниками польским властям. Казнен
                ::Кшиштоф Кремпский, 1596 … Запорожский
                гетман. Участвовал в восстании Наливайко
                ::Кшиштоф Нечковский, 1596 … Запорожский
                гетман
                ::Гнат Васильевич, 1596—1597 … Запорожский
                гетман. Придерживался нейтральной
                политики, стремясь удержать казаков и от
                войн с Польшей и Турцией
                ::Тихон Байбуза, 1597—1598 … В 1598 году
                возглавил поход против Крымского ханства
                Проводил политику компромисса с Польшей,
                чем вызвал недовольство казацких низов
                ::Семен Скалозуб, 1599 … Кошевой атаман,
                затем гетман, прославился морскими
                походами против турок

КОММ. Реестр вождей казачества 15 века даёт пищу для рассуждений и выводов:
1.Народных атаманов немало, но смена их часта, причины такой сменяемости лежат в военной специфике жизнедеятельности. Сменяемость гетманов не так часта, но виден значительный разрыв в 25 лет в королевской подаче гетманских исполнителей (от К.Ружинского до А.Зборовского). Здесь народная воля днепровских казаков оказалась сильнее королевской воли.
2.Подавляющее большинство народных (и немало – королевских) – кроме обычных казачьих подвигов – возглавляли восстания против Польской Короны. Литва в этом смысле оставалась в стороне.
3.Фамилии атаманов представляют широкий спектр звучаний из словено-антского этнического набора, хорвато-сербского, польско-литовского... Словено-русский (будующий украинский) язык стал капитальным цементом общности сильных людей (скорее – семей, родов), знающих перспективу военно-патриотического объединения.
РЕЛИГИОЗНАЯ ПЛАТФОРМА  ДНЕПРОВСКИХ(МАЛОРОССКИХ)   КАЗАКОВ. Это, конечно, православное христианство, причём католичество поляков и части литовцев вызывало очень сильное отчуждение, а вмешательство Польской короны в самобытную жизнь казачества также с польским «иноверием» ожесточённо связывалось.
   Староверие древне русского язычества, тенгрианство булгарской части казаков – кыр-куманов, иных кыпчаков, торков, русколанов, тех же антов как-то «ушло в подполье»; возможно, казаки этого (азиатского) духовного мира жертвовали религиозными убеждениями ради общего национально-казачьего единства. Но большой пропастью для этого оказалось исламское вероисповедание, разделившее громадный пра-казачий и казачий массив Поднепровья на две враждующие части.

ПОЯВЛЕНИЕ  ЗАПОРОЖСКОГО  КАЗАЧЕСТВА
Отец-породитель: Дмитрий Вишневецкий,Волынский православный магнат из рода Вишневецких. Владел обширными землями в Кременецком повете. С 1551 года - староста Черкасский и Каневский Великого княжества Литовского. В 1555 на небольшом днепровском острове Малая Хортица устроил дерево-земляной городок
1.1554- 1557гг. СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕПОСТИ ХОРТИЦА.г. реализовать задуманный еще Остафием Дашковичем план возведения крепости в районе порогов на Днепре, из которой было бы удобно противодействовать татарским набегам. Сказано – сделано, Д.Вишневецкий,Опираясь на этот форпост Вишневецкий в 1556 году организовал два похода в турецкие и крымские владения (на города Очаков и Ислам-Кермен).  Хортицкий замок долгое время считали первой Запорожской Сечью, но сейчас многие историки ставят это под сомнение.
... в январе 1557 года крымская орда явилась под стены хортицкого замка и попыталась его захватить.  Однако Вишневецкий со своими людьми держался крепко, выгодное географическое положение крепости хорошо помогало в обороне, в результате Гирею пришлось уйти восвояси,......
СЛУЖЕНИЕ  МОСКВЕ. ГЕТМАН ВИШНЕВЕЦКИЙ У КАВКАЗСКИХ  ЧЕРКАСОВ
В 1558 году перешёл на службу к царю Ивану IV Васильевичу, который со значительными силами, состоящими из стрельцов и служилых людей, отправил его в поход на Крым.....     Вишневецкий же в феврале с вверенной ему армией направился на Северский Донец, откуда, спустившись на стругах, атаковал турецкий оплот в Приазовье – крепость Азов...Февралем 1560 года значится запись «Отпустил государь Вишневецкого на государьство в Черкасы». То есть князь фактически назначался правителем коалиции черкесских племен, таким себе вождем, признающим над собой сюзеренитет московского царя....весной 1561 года Вишневецкий был опять направлен в низовья Днепра с царским повелением «недружбу делати царю Крымскому и королю Литовскому», но прибыв со своим отрядом на Монастырский остров князь, заручившись поддержкой клана Вишневецких, обратился к Сигизмунду с просьбой о повторном принятии на службу.  Княжеское прощение было получено.. В 1563 году вмешался в междоусобную борьбу молдавского боярства, был взят в плен и выдан турецкому правительству. По приказу султана Вишневецкого казнили в Константинополе
1568г. Путь, намеченный князем Дмитрием Вишневецким, но оставленный им вследствие бессилия своего в борьбе с татарами, не был, однако, забыт казаками, и в 1568 году они снова очутились на Низу и с этих пор стали здесь "перемешкивать", то есть проживать и промышлять там: "Подданным нашим, тем казакам, которые, съехав из замков и украинских городов наших без позволения и ведома нашего господарского и старост наших украйных, на Низу, на Днепре, в поле и на иных входах перемешкивают. Мы имеем известие, что вы на тех поименованных местах, живя своевольно у разных входов, подданным царя турецкого, чабанам и татарам царя перекопского, делая набеги на их улусы и кочевища, большие шкоды и разорения чините и тем границы государства нашего от неприятеля в опасность приводите"...Перемешкивая в полях и на Низу Днепра, казаки все еще, однако, считают Низ лишь временным своим местопребыванием и по истечении известного срока снова возвращаются в украинские города. Отсюда можно думать, что в это время на Низу не было еще ни Сечи, ни особого товарищества, ни отдельных старшин

2. УЧРЕЖДЕНИЕ  РЕЕСТРОВОГО (почти - Запорожского) КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА.
В 1576 году король польский Стефан Баторий, видя у казаков большую против турок и татар храбрость и отвагу, привел их в лучший порядок: определил им гетмана и старшину, даровал знамя, булаву, бунчук и печать с войсковым гербом, на которой изображен рыцарь с мушкетом на правом плече, с левою рукою, упертою в левый бок, с саблею у того же левого бока и с рогом для ношения огнестрельнаго пороха и с перекривленным (cакским)колпаком на голове; кроме того, после гетмана король назначил им обозного, двух судей, писаря, двух есаулов, войскового хорунжего и войскового бунчужного, полковников, полковых старшин, сотников и атаманов; не дал только король пушек казакам, ...[32]
... есть основание думать, что и в 1581 году такой регуляции у казаков еще не было, подлинной грамоты о казацкой реформе не сохранилось, но она приводится в универсале гетмана Богдана Хмельницкого, писанном в 1655 году, и самим универсалом относится к 1576 году. Сущность же реформы приводится у всех малороссийских летописцев то короче, то сокращеннее, но в общем дело идет об одном и том же.
ПЕРЕСКАЗ ГРАМОТЫ БАТОРИЯ (от 1666г.): ФИКЦИЯ (для «низовых»=запорожцев. в этой грамоте казаки, жившие в малороссийских городах, и казаки, жившие в низовьях Днепра, смешиваются в одно, и центральный город первых отдается вместе с тем и вторым, тогда как запорожцы не могли доказать своих прав владений впоследствии даже на речку Самарь, не говоря уже о землях выше Самары, а тем более о местечке Терехтемирове, находившемся выше Черкасс и Белой Церкви и несколько ниже Киева. Наконец, в грамоте Стефана Батория, как передается она в универсале гетмана Богдана Хмельницкого, Миллер указывает и на явное противоречие: грамота то дает земли казакам в таких размерах, в каких они издавна владели ими по Днепру, то в позднейших границах, когда казаки соседствовали с татарскими кочевьями.

3. НАСТОЯЩЕЕ  ЗАПОРОЖСКОЕ БЫТИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
1578г. содержат в своих местностях казаков, делают с ними набеги на турецкие владения и причиняют туркам большие убытки. Так как по этому поводу предъявлено было от Порты новое требование, то король Стефан Баторий отправил особых комиссаров с Яном Тарлом во главе к низовцам с целью исследования вопроса об обидах, чинимых казаками татарам и туркам, и с намерением усмирения казаков; но посланные комиссары, после долгих споров с казаками, следствия произвести не могли и возвратились ни с чем к королю.
ОТВЕТ КОРОЛЯ СУЛТАНУ: мы их не только не желаем содержать, напротив того, желали бы истребить, но у нас в тех местах нет столько военной силы, чтобы совладать с ними. Для достижения этой цели ханский посол советовал нам, во-первых, запретить украинским старостам давать им селитру, порох, свинец и съестные припасы, во-вторых, не дозволять казакам проживать в украинских селах, городах и замках и, в-третьих, пригласить старших казаков на королевскую службу. /47\
ВЕЛЕНИЕ КОРОЛЯ:(1579г)князю Острожскому, киевскому воеводе, чтоб он, исполняя свой договор с перекопским царем, двинулся к Днепру и прогнал оттуда разбойников-казаков, а кто из них попадет ему в руки, карал бы смертью. Всем же украинским старостам повелеваем содействовать в этом князю Острожскому и также ловить и карать смертью запорожцев, когда они разбегутся с низовьев Днепра".
...О мерах, принятых против казаков, Стефан Баторий сообщил крымскому хану Махмеду-Гирею; но тут же заявил, что он не уверен, чтобы низовцы, по возвращении посланного против них князя Острожского, снова не собрались на Низу, так как выгнать казаков из "диких мест" весьма трудно, тем более что им покровительствует Москва, в области которой они нередко и уходят, чтобы спастись от преследований поляков.
По Д.Эварницкому: казаки, собравшись на низовьях Днепра и войдя в соглашение с пограничной шляхтой, в том же 1588 году бросились в Молдавию и опустошили ее, а потом вторглись в турецкие владения и тут взяли крепость Ягорлык и разграбили город Тятин. Король, узнав об этом, приказал пограничному войску ловить казаков и заключать их в оковы. Казаки, в свою очередь, уведомясь о королевском приказании, приняли свои меры. Как пишет о том Соловьев в "Истории России", они прошли Киевским воеводством в пределы Московского государства и спаслись там от преследований, и только часть из них была изловлена и поплатилась лишением свободы.

4. «ЮРИДИЧЕСКОЕ» САМОПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА: 1582 ГОД.В ту пору король Стефан Баторий вел войну с русским царем Иваном IV на западной границе России, и заодно с КОРОЛЁМ хотели действовать низовые казаки. Не имея у себя общего вождя, а между тем наслышавшись много о подвигах Самуила Зборовского и его замыслах, низовые казаки отправили к нему посланцев и через них предложили ему звание своего "гетмана" и поход в юго-восточные окраины московских владений. Самуил Зборовский поблагодарил "запорожских молодцов" за честь и, возвращая назад от себя посланцев их, отправил на низовье Днепра подарки и деньги для войска. Отпустив казацких посланцев, Самуил Зборовский стал готовиться к выходу и пунктом своего похода назначил город Путивль.

КАРА – КЫПЧАК : КАЗАЧЕСТВО  ПРОТИВ  КАЗАЧЕСТВА.
Очень информативные труды Д.Эварницкого по Днепру и Е.Савельева по Дону  ОДНОСТОРОННИ в позиции освещения ТОЛЬКО  РУССКО-ГОВОРЯЩЕГО КАЗАЧЕСТВА. При этом они ясно упоминают   об «ОРДЫНСКОМ казачестве, как первоисточнике «НАШЕГО» - вся националистическая пропаганда Руси и России разорвала «пуповину» РОСской казачьей общности в угоду амбициям князей, канов, царей и королей. Противопоставляя, ссоря народные массы вообще, и казаков в частности, создают инструменты монополизма, уничтожения инакомыслящих и инакоживущих людей. Единственное полу-исключение составляет ДЕРЖАВА КЫПЧАК, граждане которой тысячелетиями занимаются не построением государственных левиафанов, а их разрушением по части их монополизации мира.
  К 15 веку Джучидский Кыпчак раскололся сначала на две части (Синюю и Белую) затем на 5-6 частей... В этом дроблении монархические европоидные умники(учёные) видят причину злорадства: поделом азиатским дикарям. Но суперэтнос казаков таким путём ИЩЕТ ЗОЛОТУЮ  СЕРЕДИНУ  между гигантоманией и оптимальностью величины державы.  Так Ширское(Донское) Ханство Мамая было оптимальным.  Кырымский Юрт (ханство) было недостаточно велико (в рамках полуострова Крым), поэтому его управители обязаны были в угоду полит-экономической оптимальности выходить за «перекоп» с мирными или военными задачами расширения.

КАЗАКИ  И КАЗАЧЕСТВО КАРА(западного)-КЫПЧАКА. В западный Кыпчак можно относить в первую очередь дешт-и-кыпчак (лесо-степь) от Дона до Бурата(Прут), а из стран: Джереме-эль(Северия), Баклан(Приазовье), Бирман(Одесщина), Джалда(Крым), Куява(Приднепровье), Инэш(Приднестровье), Буджак(Ниж.Дунай+Бурат), Кашан (Бессарабия). Казаки, как суперэтнос, здесь «на каждом квадратном метре». Казачество тоже распространено к 15 веку оригинально:
::по северной полосе: русскоязычное («русское»);
::по южной полосе: КЫПЧАКО – ОРДЫНСКОЕ.
:::АККЕРМАНСКОЕ(Белгородское) казачество выше представлено как «русско-
литовское», но со значительным наполнением Причерноморской степи мэнкытами,
кыргызами и другими «дальневосточными» кыпчаками, Беловежские казаки частью ушли в Путипльское казачество, Белгород-Днестровское превратились в Аккерманскую Орду. Интересно, что «русские» аккерманцы никуда не ушли. В 1510 году великий князь литовский Сигизмунд II жаловался крымскому хану на перекопских(беловежских) казаков, нападавших на литовские области. В 1516 году крымский хан Мухаммед-Гирей писал Сигизмунду II, что происшедшее нападение татар на Украину сделано было белогородскими казаками. В 1550 году литовский писатель Михалон Литвин между разными татарскими ордами упоминает и о казацкой орде.

:::НИЗОВЫЕ ДНЕПРОВСКИЕ КАЗАКИ. Приграничная к Куяве , к Полтавщине, к Уманщине полоса на картах принадлежит Орде, но в ней хозяева – «низовые»/днепровские ЧЕРКАСЫ.
:::СИБИРСКИЕ  ПРА-КАЗАКИ  В  КРЫМУ
Ко(ы)рымский народ, дал название полуострову Крым(ранее: Джалда), а Российская империя прибавила ему ещё и вселенское имя «татары». Есть основания утверждать, что этот довесок-кличку корымцы (корым-чи) вовсе не воспринимали до 1873года, когда Крымское ханство было присоединено к России. Далее, имя «татары=люди из ада», ненавистное большинству нынешних волгских татар, как-то приживалось в Крыму, и даже наука в 21 веке спокойно его воспроизводит (вот так):
W: По современным генетическим исследованиям на основе наследования по Y-(мужско) хромосоме   
:::: большинство крымских татар относится к ; R1a1 (индо-арийская гаплогруппа,  - ;32%. Для сравнения: казанские татары 34 %, болгары - 14.7%, Исландия - 23 %, Швеция - 22 %.    Иран -25 %.
::::;G (западнокавказская) - 18%.Для сравнения: у терских казаков 53%, шапсугов (около 80 %). До 17 века Черкессия (Западный Кавказ) также была частью Крымского ханства, между двумя регионами происходили значительные миграции населения
:::: значительную долю среди крымских татар имеют потомки «гуннов» ;J1-16%
:::: ;J2  - 14% Это волго-булгары.
::::Следствием монгольского завоевания Крыма является распространение среди «татар», прежде всего, степных (ногаев), монголоидной ; C - 9%.
:::: ; I- 5%; это есть участие в корымской этносе антов(украинцев).
:::: ;E -  5% ; это – ноито-хамито-евреи (как же без них на Юге?!)                Определены три основных антропологических типа, имевших в то время конкретную географичекую привязку на полуострове:
1. Степные татары. 2. Горно-предгорные татары. 3. Южнобережные татары.
Степные татары (ногаи) в расовом отношении европеоиды с элементами монголоидности (~10 %).  Диалект степняков принадлежит к кыпчакской группе туран-теле.На значительный кипчакский (кумано-половецкий) компонент в Крыму указывают многие источники: арабский географ ал-Идриси (12 век), монах-францисканец Вильгельм Рубрук (13 век). [W]
   Несомненно: ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ ;R1a1 (32%)+;I( 5%), что именовались «половцы», консолидированные в Таврии Ногаевским ханством, стали государствообразующим этносом Корымского ханства – очень веского «политического игрока» 16-19 веков. Но серъёзным добавлением стали Кавказо-таманские «ногаи» - наследники Русского каганата.
   МОЖНО  ЛИ  ОТНЕСТИ КОРЫМЦЕВ (крымских татар)  к казачьему суперэтносу?
 Несомненно – ДА! А казачество развивалось внутри этого государства незаметно для внешнего мира, применительно к национальным проблемам;
КЫРЫМСКОЕ  КАЗАЧЕСТВО По Д.Яворницкому: . В Крыму все татары этого времени разделялись на три сословия:  улан, князей и казаков; улане принадлежали к верхнему сословию; князья – к среднему, владевшему поземельной собственностью, но зато постоянно воевавшему и от этого получавшему добычу; казаки – к низшему сословию. Крымский хан Менгли-Гирей, заключая договор с русским царем Иваном Васильевичем Грозным, обещал не дозволять воевать "ни уланам, ни князьям, ни казакам".
КОММ. Здесь мы видим имена военных сословий: уланы и казаки, каковые с 11 века были в Идель-Булгаре, но в Крыму казаки спущены в низшую категорию, уланы остались первой категорией, а посередь них – непонятное сословие «князья»...Ну да ладно: это местная изобретательность...Но казаки в Крыму есть! И под их защитой никогда за 4 века завоеватели не входили в эту страну.(кроме казаков атамана Сирка).  Так называемое в русской литературе «Крымско-Татарское ханство» существовало 4 века, и в геополитическом плане имело равную с Русью и Польско-Литвой значимость. Было ли казачество в этом государстве? – при тех тенденциях 12-14 веков в этом регионе Кара-Кыпчак? Ответ в классике – НЕТ! И это согласуется с российской лже-наукой истории в отношение сущностей казачьего суперэтноса . Русским безразлично то , как Крымское ханство организует свою самозащиту, свою «агрессию» против Руси, свою военную помощь Османской империи.
Они – "ТАТАРЫ", вековые враги, а про НАШИХ  КАЗАКОВ только и читаешь, как они громили этих южных супостатов, которых казаками назвать глупо, якобы, и дико!
   Русской историографии не в домёк, что в те же самые времена казако-татарских войн (или – стычек), на другом (восточном) краю Кыпчака те же самые мэнкыты, кыргызы создают КАЗАКСКОЕ  ХАНСТВО, которое вполне успешно разбивает Ногайскую Орду, выходят на Волго-Донской простор для побед КАЗАЧЬЙ РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ.

Карта 7-ОК.8.  «ПЛОХОЙ» КЫРЫМСКИЙ ЮРТ  В ОКРУЖЕНИИ «ХОРОШИХ»  СОСЕДЕЙ.

ВОЛЬНОЕ   ВОЙСКО  ДОНСКОЕ
Из всех анти-государственных казачеств Донское Войско, конечно самое «Всевеликое» и самое «вольное». Два века (от 1242г) прошло от событий  Доно-Булгарского отражения ударов Мэнхол/Кыпчака в Центре Русской равнины. Силы оказались неравны; булгары ушли на север (со столицей в Казани и Нукрате), где держали старинную свою власть до 1277г; Саксинское казачье Войско отступило на Кавказ. Дон, конечно, не стал оголённым местом, но здесь не родилось государства – ни Ордынского, ни Русского, ни Кырымского, ни турецкого, как ни стремилась сюда Османская Империя.
   Войско Донское, как бы сжалось до минимального предела, цепляясь за укреплённые береговые городки, а в иных гористых местах – за подземные цитадели. Произошла ЭТНИЧЕСКАЯ СМЕНА казачьего народа в сторону РУССКОСТИ, которая уже отмечена и ранее за счёт русскоязычных притоков, в основном, из Червлёного Яра, Литвы, БелаРОСи, Смоленщины и, возможно, из болоховской Подолии. Историография видит некую доминанту под именем         БРОДНИКИ .
По Е.Савельеву: От смешения алан-ясов с русскими (пишет Рубрук) образовался «народ особенный»...известный по русским летописям под имнем «бродники». <Научные гадания об имени этом у нас пройдены выше, и здесь сосредоточимся на фактологии бродников 14/15 веков>. Да, по 13 ваеку бродники представляются как широко-географическая общность, не столько этнического, сколько социологического плана:под ханом/атаманом Пласкыной. Они не редко шли в наёмные дружины к русским князьям в борьбе за их уделы, а иногда вместе с половцами нападали на русские украины. Бродники свободно разгуливали в придонских степях, в сущности никому не подчиняясь. Имели главный «прибой» у Доно-Волгского волока. Эти закалённые в бояхвоины-космополиты всё необходимое добывали войной, охотой и рыбной ловлей...Неблагоприятные условия жизни не позволяли им возводить дорогих построек и имеь города...они лишь строили для защиты от холода землянки и кухни из плетней и камыша . Зато, по свидетельству очевидцев, они не отказывали своим жёнам и дочерям в изысканных нарядах: «жены их украшали голову, подобно француженкам, и опушивали низ своего платья белками, выдрами и горностаями». Мужчины одевались скромнее...[32]
БРОДНИЦКОЕ  КАЗАЧЕСТВО. Во времена Рубруквиса (1224-53гг) бродники являются народом сильным и многочисленным, исповедующим христианство. Эти-то вольные люди шли на службу русским князьям – согласно одноязычия и вероисповедания . Летопись говорит, что в дружинах княжеских «бродницы мнози» и «полци бяху».Некоторые историки недоумевают, почему воевода бродников Пласкына, стоявший на Калке с 30 тыс. отрядом, не помог русским князьям в битве. Ответ знают те, кто не держит тех самых князей за великую ценность русского народа, и битва 1223г. с маршалом Субэдэ произошла из-за отвержения мира путём убийства послов, среди которых был чингизид. «Русские же князья того времени стояли далеко не на высоте своего призвания: вечные ссоры и войны за уделы, сопровождающиеся разорением и избиением мирных и беззащитных жителей, коварство, зависмть друг к другу и клятвопреступления, влекшие за собой гибель целых областей, городов и сёл, и другия преступления не внушали в честолюбивых казаков-бродников доверия и уважения.[32]
КОММ. Изумительно чёткое понимание русского историка сущности рыцарского призвания суперэтноса казаков сопровождается наивысшим для того времени пониманием «ПОРОДИСТОСТИ» (генеалогической онтологии) всех казаков и бродников – в первую очередь. «Этот предприимчивый народ, частью смешавшийся с местными <дон-донецкими>жителями, а частью в целом сохранивший до последнего времени свой первоначальный арья-тип. Эти <сако-савиры> в Гедросиии Акадане <АКАДАН – южно-индийское государственное образование, соединившее до 16 племён и народов для совместной  борьбы против экспансии персидского царства после -519 года; среди них ведущее положение заняли САУВИРЫ, достаточно удерживали свой арийский облик...с белокурыми волосами и голубыми глазами...считают себя потомками благородной расы, той АРИЙСКОЙ РАСЫ, которая оставила нам великие памятники– Авесту и РИГ-Веду» [32]
   Если подчиниться утверждению Е.Савельева, то бродники имели этнической базой своей удивительный этнос сауры/сувары/савиры/савроматы, давшие на Дону имя притока его Донца – «Сев`ерский», как называли русы сувар: сев`еры(севрюки). Мемориал на Луганщине «Саур-могила» считается памятником ещё более древних  сражений суваров с киммерийцами – и это в памяти как казачьего, так и ойраз(алано)-русского народов. Именно «смешением ясов с аланами» Рубриквис называет бродников.

КЫПЧАК – ОРДЫНСКИЙ  КАЗАЧИЙ ДОН
   Надо признать, что в 14 и даже 15 веках на дону НЕ БЫЛО КАЗАЧЕСТВА –за ненадобностью, ибо не было государства, и казачий народ ВЕСЬ КАК ОДИН (с семьями и хозяйствами своими) ЗАНИМАЛИСЬ САМОЗАЩИТОЙ. А разбойничьи походы мужчин в соcедские земли , бывшие в дешт-и-кыпчак нормальным явлением, нельзя считать казачеством. Считать (и в старину, и ныне) казачий Дон страной разбойников имеются все основания, и этому способствовали ордынские ханы, потребляющие то самое разбойничество вместе с казаками.
АЗОВ. По Е.Савельеву: В эти лихие десятилетия стал подыматься Азов, основанный ещё до н.э. скандинавами Одина; с их уходом этот крупный порт приобретал многообразное население, связанное с водной торговлей. Сильные народы оставляли здесь своих представителей, если схлынывали общей массой в иные пенаты. Меоты, скандинавы, готы, РУС-aланы, РОС-сираки, РОСомоны, булгары смешиваясь, положили основание племени казаков, столицей которых в XV в. был город Азов, от народа «Ас», как себя называли Аланы.
В Азове с древнейших времен стоял чтимый казаками храм Св. Иоанна Предтечи и в нем икона того же святого, написанная в 637 г[32]

АЗОВСКИЕ  КАЗАКИ. Ныне нет представления, что старинные казаки Азова были какие-то особенные от донских казаков. Но эту наивность отметает наш главный источник по «Тихому Дону»: управляло мультинациональным портом и округой  вольное товарицтво, которое в русских актах слыло под именем «азовских казаков»... особое сословие города, отдельное от других военных людей. У них был свой выборный начальник, называемый «шубаш». Что эти казаки были не татары, видно из показаний турок и крымцев, делавших явное различие между ними и другими военными людьми Азова, называя последних нашими казаками, или нашими людьми, а также отличали «старых Азовских казаков» от ордынских, называя их волжскими татарами
По Е.Савельеву: Покорив Византийскую империю, турки обратили внимание и на ее колонии, расположенные по берегам Азовского и Черного морей, но тут встретили они упорное сопротивление : азовские казаки ни за что не хотели признать над собой власть султана. В 1471 г. турки с большими силами взяли древний оплот вольных казаков — Азов;Ввиду многих жалоб на своеволие казаков, как русских князей, так и крымцев, султан Баязет дал повеление Менгли-Гирею и сыну своему, кафинскому султану Магмету Шахсоде, всех лихих пашей, казаков азовских и других казаков, сколько их найдется в городе, схватить и привести в Царьград. Для охранения же послов и гостей поставить в Азов других военных людей из крымцев и кафинцев . «Ныне добро учинилось в Азове», писал крымский хан Ивану III, послы и гости будут провожаемы и Полем, и Доном в добром здоровьи. Судя по тому, с какими силами крымцы приводили в исполнение повеление султана, можно заключить, что казаков в Азове было немало, во всяком случае не менее 2 тыс.
   Для охраны Азова турки оставили до 600 военных людей, которых русские послы также стали именовать казаками, так как они выполняли те же поручения, как и старые азовские казаки, т. е. провожали и встречали послов, охраняли купеческие караваны и проч. Эти казаки в соединении с крымцами и ногайцами впоследствии не раз нападали на рязанские украйны и мордву{177}. Выгнанные турками из Азова казаки ушли на Днепр, на литовскую границу и в 1515 г. вместе с белгородскими поступили на службу к литовско-польскому королю Сигизмунду и получали от него сукна и деньги, что очень беспокоило московского вел. князя Василия III.[32]

ДОНСКИЕ ЧЕРКАСЫ.
(Цит.21) Е.Савельев: «Известный наш донской историк Алексей Попов говорит, что в конце 15-го и начала 16-го в. Донское войско, называвшееся Азовским и Ордынским, имело двух предводителей: Агуса Черкеса, избравшего главным своим местопребыванием г Черкасск, с того времени так называемый, где был г.Орн (Орнас), взятый Батыем около 1246г.»...Другой предводитель Адиг, перешедший потом на Кубань, где между двумя рукавами этой реки построил крепость Ада, близ нынешнего Темрюка, просуществоваший до 1713г)» [32]
КОММ. Очередная вирша на «неразрешимую проблему» первичности курицы или яца :
Названа казачья столица по имени некоего Черкеса, или наоборот? Выше было детально представлено обоснование того, что донские черкасы – это подработка базового для Доно-Кубани имени САР-К-АСЫ, что лишь похоже на «чиркеше/серкисе», рождённое на Кавказе. Тем не менее доказательства того, что в донских черкасов активно вливались Днепровские и Донецкие чиркасы,  следует принять:
По Е.Савельеву: из приведенной выше посольской переписки Василия III видно, что азовские и белгородские казаки, прежние «беловежцы», в первой половине XVI в. после многих скитаний поселились в Северской области, где впоследствии стали известны под именем путивльских  и под общим названием северских казаков.Вот где скоплялась до сороковых годов XVI в. та грозная и мстительная сила казачества, которая вскоре явилась на берега родного ей Дона и сделалась такою страшною для всего мусульманского мира. Открывшееся перед этим в литовско-польских областях гонение на православие окончательно оттолкнуло северское казачество от Литвы, и оно, усиленное днепровскими Чиркасами, стало медленно, но грозно подвигаться вниз по Донцу, где в лесистых и малодоступных местах закладывали станицы.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ ДОНСКИХ ЧЕРКАСОВ  С  ОРДЫНСКИМИ КАЗАКАМИ
Е.Савельев иногда упоминает о «безобразиях», разбоях, насилии, чинимых в адрес донских черкасов донскими же и кубанскими ордынскими казаками. Можно было ожидать такое в годах 1240...1250 после  масштабных войсковых операций  Саксинских (Донских) военных против Мэнхола. Но тогда были противоборствующие стороны именно военных, но не обязательно казаков. Протекли десятилетия, и армии испарились на пространствах Саксина (Волга+Дон+Кубань). Оставшиеся донцы с одной стороны и ордынцы с другой ПРОСТО ЖИЛИ ПО-СОСЕДСКИ, и ничто не вызывало губительной национальной вражды, кроме редких посылов со стороны отдалённых монархов. Тот же Е.Савельев, в противоположность им же сказанному, пишет
(Цит.22) «Что же касается носимых ими<казаками> татарских прозвищ, то это объясняется очень легко: азовские казаки в течение трех веков постоянно сталкивались с татарами, раньше входили в состав Золотой Орды и служили ханам, невольно заимствовали от татар нравы и обычаи, отчасти и язык. Татарские черты характера отразились и на последующем казачестве. В XVII и XVIII вв. донские казаки и их жены часто носили татарскую одежду и в домашнем быту нередко говорили на татарском языке. Это отметил в своих записках и инженер-гидротехник де-Романо в 1802 г., говоря о казаках г. Черкасска.
  В начале же XVI в. татарское влияние на казаках, оторванных на многие века от московской и литовской Руси и предоставленных самим себе, чувствовалось сильнее, и лишь одна сохраненная ими в чистоте древняя греческая вера тянула их на соединение с московской православной Русью. Татарские псевдонимы-прозвища казаки употребляли часто в соединении с христианскими именами, как например: Андрей Шадра, Сусар Федоров и др... Также нельзя упускать из виду и того обстоятельства, что в татарский язык, имеющий в основании своем тюркские корни, вошла масса слов многих народов юго-востока России, Средней Азии, древней Арианы и Ирана, т. е. языков, когда-то близко стоявших к древнерусскому,»[32]
КОММ. Однако КОНКУРЕНЦИЯ Южного Саксина и его Севера(собственно Дона) нельзя не признавать уже потому, что по Югам существовала Ордынская власть, привлекавшая ордынских казаков В ОРДЫНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО, в то время как Вольный Дон слабо к этому не склонялся.

САРЫ-АЗМАНЫ ДОНА. Выше отмечалась необычная роль сары-асманов и их элиты – росомонов в эволюции казачьего народа и нарождении казачества, как этно-социального феномена – в отношение к Московии, Саранского региона, Червлёного Яра. Обстоятельно перемещение Путивльско-Северского казачества на Дон: именно здесь позиции росомонов/сары-асманов издревле столь велики, что невозможно отрицать их присутствие в казачестве. РОЛЬ «КОМИССАРОВ» в любых военизированных общностях для росомонов установлена самим Господом Богом,
::с целью сдерживания вооружённых людей от зверочелоческих поведений,
:: с целью поддерживаемого сако-скифами кшатрийского принципа КАЗАЧЬЕГО РЫЦАРСТВА;
:: с целью превращения военной победы не в грабёж и порабощение,а в оптимальную конструкцию управления  сильных над слабыми.
   Анонсом будь сказано, именно сары-азманные атаманы Нижнего Дона создавали Всевеликое Войско Донское ДЛЯ ДОГОВОРНОГО ПЕРЕХОДА В Царство РОСское.

В русской историографии муссируется  версия о происхождении этнонима «сары-азман» от единичного татарского атамана Азмана, либо  от  Сары-Азмана – потомка «бродников» или  «тмутороканских русов». Никакой лингвистики, никакой генетики русские историки не знают и знать не хотят! Более подробные сведения о первом донском атамане даются в грамоте ногайского хана Юсуфа русскому царю Ивану Грозному, датированной 1550г.: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют... Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди – Сарыазманом зовут – разбойник твой пришел и взял их». < Здесь единств.число сбивает с толку историков, переводящих стрелки на единственного казака Азмана. Но ответ московского царя вещает вовсе не о единственном человеке>.
Царь Иван Грозный дипломатично ответил князю, что «те разбойники, что гостей ваших забирают, живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не одинраз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут. Вы бы сами велели их переловить и к нам прислали, а мы приказали бы их показнить ... нам гостей ваших беречь на Поле нельзя, а бережем и жалуем их в своем государстве». 
В ответном письме Ивану Грозному хан с упреком замечает что «дружба ли то, что на Дону твои холопи, Сарыазманом зовут, наших послов и гостей разбивают и грабят».
    Трудно отыскать в [W] информацию , хоть близкую к описанной в «ИРО» генетической истории народов. Но вот : не совсем точный научный подход, но именно – близкий к исторической истине: «Северский  Донец  стал  служить  промежуточным  этапом  для  Казаков,  возвращающихся  отовсюду  на  Землю  Отцов.  Вскоре  казачье  племя  Сары  Азман,  выделявшееся  из  среды  Азовских  и  Белгородских  Казаков,  спустились  к  берегам  Дона.  Нагайцы  увидели  в  этом  действия,  направляемые  Москвой,  куда  и  посылали  свои  протесты.  Они  называли  пришельцев  Северолюками,  потому  что  те  пришли  из  земли  Северской.  Но  наравне  с  этим  к  ним  применяется  имя  Сары  Азманов и  Казаков.  Прийдя  на  Дон,  Сары  Азманы,  очевидно,  представляли  собою  давно  законченный  сплав  Асов-Аланов,  Славян  и  Туранцев.  Они  положили  начало  возрождению  казачьей  жизни  на  Дону,  но  их  племенное  имя  вскоре  вышло  из   употребления,  а  восторжествовало,  единое  для  всех  обитателей  Дона,  имя –Казаки.»/ https://istoriyadona.ucoz.ru \
КОММ. Здесь – реальное понятие «племя», хоть оно слишком узко: сары-азманы – громадный суперэтнос сармат, разбросанный по Евразии от Испании до Китая. И южное (ас-аланское) происхождение сильно однобоко, но принять его можно как частность.

ЧЕРВЛЁНОЯРСКОЕ  КАЗАЧЕСТВО – «УЧИТЕЛЬСКАЯ» ДЛЯ ДОНА.
Чем ближе к Великому Московскому княжеству, тем меньше опасности для осёдлых бывших кочевников, но тем меньше возможности для проявления общественной(родовой, племенной) свободы. Здесь, южнее границ Рязанской , Тульской областей московскими летописями названы Московские Украины, прямо располагающиеся в казачье Червлёном Яре. Каковы бы ни были нападения южан-ордынцев на Москву, они МОЛЧА проскакивали мимо казачьих станиц Нижнего и Верхнего Дона.
Удивительная область Червлёный (Червоный) Яр описана выше; на её территории произошла Куликовская (Саснакская битва) – никто из воюющих полководцев НЕ ПРИВЛЕКАЛ червоноярцев к военным действиям, ибо они держали «золотую» миссию: охрану международного торгового пути Хорыс-Юлы (крепости и караваны).
Но «Джагфар тарихы» упоминает, что эту общую ценность сильно порушил поход Железного Хромца Тамерлана, и она почти не восстанавливалась.
   Но Червлёный Яр (ныне Брянская, Орёлская, Липецкая и Воронежская области) имел столь много достоинств, кроме торговли : металлургия, судостроение, зерноводство, коневодство, что сложившиеся крепчайшие производственно-военные казачьи общины не пытались подчинять НИ ОДИН МОНАРХ, будь он поляк, русич, татар или булгар... Но и казаки Червлёного Яра не помогали монархам в завоеваниях. Такое не могло длиться бесконечно, но в 16 веке было именно так.
   Базовые этносы в этой Земле: европейские сарматы, азиатские куманы, курско-черниговские скифы-пахари – знали толк в военной демократии и независимости держав. Первые из названных известны под именем  САРЫ-АЗМАНЫ. Данные обстоятельства были замечены некоторыми историками лишь в нынешнем столетии, вследствие чего пришлось признать, что речь идет не о Нижнем, а о Среднем Подонье. Но все эти историки, зная версию С. М. Соловьева о рязанских, мещерских и городецких казаках и, не зная ничего или почти ничего о Червленом Яре, приняли людей Сары-Азмана за касимовских татар..  Посмотрим, что пишут литераторы из Касимова  о донских сары-асманах:
(Цит.23) Карабай: Донцы сарыкамыш казаклар, Сары Азман.
- Как мне добраться до Мертвого ключа, чтобы выкупать в нем больную дочь? - спросил (касимовец)Иштерек.
- Только водой, - ответил старик. - Если хотите, я достану у Сары-Азмана лодку и отвезу вас к Мертвому ключу. - А Сары-Азман на нас не нападет?
- Нет, - ответил старик. - Кто с миром к нему приходит, тому он друг, а кто с войной, тот живым от него не уходит. Его казачье слово всегда верное.
 /https://karabai96.livejournal.com/116526.html\

КАСИМОВСКАЯ ОРДА (русск. ЦАРСТВО)
   Касимовская (Мухшанская) Орда выше была представлена на основании «Джагфар тарихы» как крайне-северная часть Большой Орды, достигавшая самой Волги. При делении её на северную и южную часть хан Улуг-Мехмед (русск.Улу-Мухаммед) был столь стеснён южным конкурентом Ахмат(д)ом, что вошёл в долговременный союз с Московским князем Василием II(Тёмным) и отдавал одну за другой большинство своих суб Москве, оставаясь лишь в Мухше(Миша) на реках Мухша и Ока, а два его сына уже стали наёмными воеводами князя. Когда третий сын Улуг-Мехмеда убил отца, то сын Касим получи Мухшанский (Мокшанский, Мещерский) край как АВТОНОМИЮ Московской Руси.
ДИСК. Классические данные в [W] по Касимовской Орде находятся в ужасающем искажении данных уральских летописей. «Царство» здесь - русская выдумка, ибо ордынские ханы (каны) нигде себя «царями» не именовали. Название для ордынского населения «татары» тоже внешне-насильственное, ибо 99% его состояло из кыпчаков. Наш НЕТОЧНЫЙ источник [W]  вынужден писать «казаки» об основном населении Касимовской Орды, не понимая, что казаки – это организованные в регулярную военную службу кыпчаки +иные ордынские этносы (в том числе марданцы(мордва), мишари(мокша)).
Пишут о том, что «Улу-Мухаммед» был казанским ханом, при том, что Казанского ханства вообще никогда не было, а Улуг-Мехмед лишь бывал в Казани как гость-сосед.
   Выше было представлено лишь начало воинского и гражданского служения Москеве Касимовской Орды Руси; лишь очень редко можно усмотреть Правду в [W]:
(Цит.24) В. А. Волков «Касимовское ханство сыграло значительную роль в восточной политике Российского государства. Оно стало воротами Руси на восток и воротами Востока на Русь: мусульманское государство, инкорпорированное в Великое княжество Московское и ему служившее и в военном, и в дипломатическом, и в политическом отношении[Волков В. А., Спицын Е. Ю. Внешняя политика Ивана Грозного: казанская проблема. Московский педагогический государственный университет . 2019).]
КОММ.В московских летописях и даже в русской историографиитемень об управляющих в Касимовом «царстве»: «царевич Касим» или (он же) «царь касимовский».
 нутренняяистория этой Орды старательно прикрыта туманом. Для малого проблеска в этом недостойном для историографии тумане нам следует здесь дать
СПИСОК ВЕРХОВНЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ ОТ 1445г ДО 1681г
                Большеордынская династия династия
• Касим, сын Улу-Мухаммед хана, (1445—1468).
• Данияр, сын Касима,  (1468—1486).
Крымская династия
• Нур-Давлет хан, сын Хаджи-Гирея, (1486—1491).
• Сатылган, сын Нур-Давлет хана,  (1491—1506).
• Джанай, второй сын Нур-Давлет хана,  (1506—1512).
Касимовская  династия
• Шейх-Аулияр султан, сын Бахтияр султана,  (1512—1516).
• Шах-Али хан, сын Шейх-Аулияра,  (1516—1519), (1535—1546).
• Джан-Али хан, сын Шейх-Аулияра,  (1519—1531).
• Саин-Булат (после крещения Симеон) хан, сын Бек-Булат султана,  (1567—1573).
• Мустафа-Али, сын Абдуллы Ак-Кубекова, хан Касимовский (1584—1590).
                Казахская династия
Ураз-Мухаммед хан, сын Ондан султана, хан Касимовский (1600—1610).
                Сибирская династия
Арслан хан, сын Али, хан Касимовский (1614—1627).
Сеид-Бурхан (после крещ. Василий Арсланович), сын Арслана,  (1627—1679).
Фатима-Султан бика, жена Арслана,  хан-бика Касимовская (1679—1681).

ПЕРЕХОД КАСИМОВСКОЙ ВЛАСТИ К КРЫМСКИМ ГИРЕЯМ. Нур-Девлет-Гирей не смог унаследовать власть в Кырымском Юрту от отца и в 1479 году перешёл на службу к московскому великому князю Ивану III Васильевичу. В 1480 году Нур-Девлет с воеводой князем Василием Ивановичем Ноздреватым совершил по Волге набег на Сарай, столицу Большой Орды, которая была захвачена и разграблена. В 1486 году Нур-Девлет получил во владение от великого князя московского Ивана III Васильевича касимовский престол.....  С целью предотвращения враждебных действий на южные рубежи великий князь московский Иван III Васильевич выдвинул войско под командованием того же Нур-Девлета.........В 1487—1490 годах участвовал в походах против «Ахматовых детей». В апреле 1490 года последний раз возглавлял поход против Большой Орды, но уже вместе с сыном Сатылганом.   В конце 1490 года касимовский престол отошёл его сыну Сатылгану.....Жил в Касимове. 
(Цит.25) Е.Савельев:

ПЕРЕХОД ЧЕРКАСО-ДОНСКОЙ ВЛАСТИ К ЧИРКАСО-ДНЕПРОВЦАМ?
Столь необычное мнение представлено Е.Савельевым: 
 (Цит.25)  «Следовательно, запорожцы при гетмане Ланскоронском фактически уже владели как низовьем Днепра, где они имели свои зимовища, а потому нет ничего невероятного в том, что город Черкасск на Дону был ими основан в этот же период времени и, быть может,  на месте древнего Орнаса… На это заключение могу возразить, почему же о существовании этого казачьего городка не упоминается ни в одном из посольских донесений начала 16 века, а лишь только под 1593г. Мы можем ответить, что донесения эти по содержанию своему в большей части представляют одно сплошное, пространное и нудное пустословие; акты эти писаны людьми крайне невежественными, имевшими узкие взгляды и понятия, какими отличалось тогда всё московское боярство.» [32] 
КОММ. Фраза «Запорожцы...фактически владели как низовьем Днепра, так и Дона» формально может исходить из того, что днепровская столица чиркасов как бы перенесена на Дон с именем Черкасск. Но «ОК» выше представляла именно местное происхождение донского имени. Однако, к 16 веку на Нижнем Дону, как и в Сичи, стала слишком выпячиваться разбойничья суть вольного военного люда, каковые уже выходят за рамки понятия «казаки – рыцари справедливости». При равестве столичных имён, можно вспомнить также информацию(выше стоящую, о том, что первейший от 10 века термин «чиркеше» из Боспора перебирался одновременно на Днепр, и на Дон, и на Кубань; а сущность «чиркеше» - разбойная общность искателей лёгкой наживы. К нашему стыду (потомков), начавшиеся в 1605г глобальные разбойные дела казаков в Московском царстве подпитывались людьми почти одинаково с Днепра и с Дона.

ЧАЛЛА-КАЗАКИ(бугуры) и САЛУР-КАЗАКИ(салгиры)  НИЖНЕГО ДОНА. Уникальные, но доказательные данные получаем мы из монографии «Ассы» Ю.Трощея   [51]: остатки хазарской армии салгир (область рек Кумы, Сала,Манычп, Кагальника), в купе с пришедшими печенегами, проживая (незаметно для историков) , легко подчинившись Мэнхольской власти, в 16 веке заняли опустевшие от черкасрв городки Нижнего Дона, и стали АНАЛОГИЕЙ  НИЗОВОГО (ЗАПОРОЖСКОГО)авто- казачества.
Сообщение  цит.№25 следует понимать не как перемещение запорожцев на Дон, а как соединение одноплемённых (тюркюто-хазарских) казачьих Орд(республик) в ТЮРГЕШСКУЮ конфедерацию. (Ниже есть подробности).
      
      ДАЛЕЕ: ОК.8-3.
                ИСТОЧНИКИ  главы ОК.8-2.
1. Абакумов А.В. Четыре пращура Руси. Киев. 2013г.
2. . 2.Бегунов Ю. К., Нурутдинов Ф. Г.-Х. Куликовская битва в свете булгарских источников
3. Быкадоров И.Ф. История казачества
4. Вернадский Г.В.  4.1.Древняя Русь.
                4.2. Монголы и Русь.
5. Галанин А. В. © 2010.Русские не славяне . http://ukhtoma.ru/history7.htm
6. . Гумилёв Л.Н. 4.1. В поисках исчезнувшей империи.
                4.2.Хунну в Китае.
                4.3. Древние тюрки.
                4. 4. «От Руси к России».
                4.5. Зигзаг истории.
                4.6. Этногенез и биосфера Земли.
                4.7. Степная трилогия.
                4.8. Древняя Русь и великая степь. http://gumilevica.kulichki.net/works.html
                4.9. Динлинская проблема. Пересмотр гипотезы Г.Е. Грумм-Гржимайло в свете новых исторических и археологических материалов // Изв. Всесоюзного Географического общества СССР. 1959. N 1.
7. Григорьев В.В. О скифском народе Саках Год выпуска: 1871 Жанр: историческое исследование Издательство: Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук.
7. де Гобино Жозеф Артур .    7.1.Опыт о неравенстве человеческих рас. 1853г.
       7.2. Хамитская цивилизация. www sites.google.com.
8. Губарев Г.В. 1.Казачий словарь-справочник.
                2. Донские черкасы.
9.Гудзь-Марков А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне. М.: Вече, 2004.
10. Демин  В.Н. 1)Гиперборея - праматерь мировой культуры. http://vedin-svet.narod.ru.
                2) ГИПЕРБОРЕЯ -- УТРО ЦИВИЛИЗАЦИИ.  http://vedin-svet.narod.ru.
11. князь Трубецкой Ник. Наследие Чингизхана.. М, ЭКСМО, 2007г.
12.
13.Зиньковская И.В.. РОСОМОНЫ ИОРДАНА В СВЕТЕ ГЕРМАНСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И ЭТИМОЛОГИИ. Воронежский государственный университет http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/history/2008/
14.Золин П. Росомоны Приильменья.
15.   Иванов.   Украинская Троя. http://atil.blog.bg/history/2011/12/07/ukrainskaia-troia.863011 На болгарском языке: Украинската Троя или едно погребано минало
16. Кандыба В.М. "Ригведа - Религия и идеология русского народа".
17. Кубякин О.Ю., Кубякин Е.О. "Криминал как основа происхождения Русского государства и три фальсификации тысячелетия" http://nethistory.su/blog/43874681612/Velikiy-Novgorod
18. Колосовская Ю.К, Сапрыкин С.Ю,Шкунаев С.В. и др. ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ с древнейших времен до наших дней.
19.Клёсов А.А., Тюняев А.А., Происхождение человека (по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии). – Бостон – Москва: «Белые Альвы. – 2010.
               2. Клёсов А.А. Происходение славян.
 20.  ЛЕТОПИСИ.  20.1. . Велескнига .Перевод с древлесловенского Н. Слатин
  Слатин Н.Словарь имен и терминов Влескниги. Статья с сайта http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_706.htm

                20.2. Уральские летописи
                20.2.1. Гази Барадж тарихы, ;
                20.2.2.Бахши Иман тарихы ;
                20.2.3.  Кул Гали тарихы (Хон Китабы), .
                20.2.4. Бу-Юрган тарихы.
                20.2.5. ГАЗИ-БАБА .Жизнеописание гази-бараджа
                20.2.6  Нариман тарихы.
                20.2.7.. Нарык тарихы.
                20.2.8.  Дастан тарихы
                20.2.9. КырБагыл дастаны.
                20.2.10. Деяния каубуйских беков.
                20.3  Индийские Веды.   16.1. Ригведа.
                16.2. Махабхарата
                20.4. Славяно-арийские Веды. Составитель Труш А.Н. (Велимудр)
                20.5. Сказания о стародавних временах русских. Составитель Миролюбов.
                20.6.(Нестор). Повесть временных лет
21.  Н. Лонщаков, Б. В. Мелехин, О. Н. Синицын, В. В. Фипичкин,
В. Г, Попков, Л. П, Середзинская, Н. А. Попова.-  Возвращение Ас(аз)-Саков: [исторический очерк] / М. Челябинск: ИД Олега Синицына, 2008,- 244 с.
22.Ломоносов М.В. ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ  ИСТОРИЯ отъ начала российскаго народа до кончины Князя Ярослава Перваго, именно до 1054 года, сочинённая Михайломъ Ломоносовымъ статским советником, Профессоромъ Химии, и Членомъ Санктпетербургской Императорской и Королевской Шведской Академий наукъ.
23. Мифтахов М.М.  История Булгарии. Казань. 2008г.
24.  Пауэлл Теренс.  Кельты. Воины и маги .
25 Петриченко Г. Рюрик.                .. 26.Петухов Ю.Д. Первоистоки русов.
27.Пешич Радивой. Винчанское письмо и другие грамматологические очерки. Издательский дом «ДЕДКОФФ» Краснодар 201026. Попов Борис. "Кто мы?" том 1 "От Ивана до Тянь-Вана"
28.Попов Б.  «Кто мы? От Ивана до Тянь-Ваня.
 1.Русия.  2.Кий, Славен и Кушанское царство.3. Боруссы, Урал и Сибирь

29. под ред. Б.А. Рыбакова.   Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н.э. http://historylib.org/historybooks/
30..Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия.
31.Савельев А. Н. Образ врага. Расология и политическая антропология. Глава 3. Русские. Свои, наши.
32. Савельев Е.В.. ИСТОРИЯ ДОНА И ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА.
33. Самодум В. А. Истоки.О Ведах, ариях, свастике, горе Меру и саках. САМиздат 2011г.
34. Соловьёв С.М.  История российская.
35. Сулейменов Олжас /Мухамет Халел Сулейманов: книга  «Азия».
36. Сулимирский Тадеуш. САРМАТЫ. ДРЕВНИЙ НАРОД ЮГА РОССИИ
37.  Татищев В.Н. Российская история. bibliotekar.ru›История России›30.htm
38.Тилак Б.Г. АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ. ГИПЕРБОРЕЙСКАЯ ТЕОРИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИНДИЙСКОГО УЧЁНОГО. Издатели БРАТЬЯ ТИЛАК Гайквар Вада, г. Пуна, 1956
39.Трусов С.В.1) Краткая история галичан. trinitas.ru
                2) Мурдасия – страна вятычей и Третья Русь»
                3) Терра инкогнито.
4) Об ашкенази, идиш и происхождении готов. http://skolo.ru/history-peoples/14

40. Тукембаев Ч.А.КОЛЫБЕЛЬ АРИЙСКОЙ РАСЫ. НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
41. Тюняев А.А.    1.История возникновения мировой цивилизации. W-журнал «Организмика». 2006г.
                2.Русский Китай.
                3. Происхождение русского народа по данным археологии и антропологии
42.Фармаковский Б. Ольвия Б. http://ru.wikisource.org/wiki/
43. Фокс Дэвид К. (David K. Faux)Генетическая Связь Норманов Эры Викингов со Средней Азией:Оценка Y–хромосомы ДНК, Археологических, Исторических, и Языковых Доказательств . 
44.Харин Евгений Анатольевич    1)    Генетическая связь Викингов Норвегии с Центральной Азией   Журнал «Самиздат»    http://samlib.ru/h/harin_e_a/faux.shtml
                2) Русь инкогнито.
45. Хейердал Т,……. В погоне за Одиным.
  46. Щукин М.Б. ЗАБЫТЫЕ БАСТАРНЫ. http://gulevich.net/statiy.files/Bastarny.pdf
47 . Яворницкий.Д. История запорожского казачества.
48.   Седов Валентин.   Происхождение и ранняя история славян  49. Байтасов Р.Р. кто такие индоевропейцы. БГУ, Минс
 50. Буровский А. АРИЙСКАЯ РУСЬ Ложь и правда о "высшей расе" .
51. Дейнекин. Генеалогическая история народов. Проза.ру.
                1) Уралоиды. 2011г.
                2) Урал – Анатолия.2012г.
                3) Древнейшее Срадиземноморье. 2014г.
                4) ДНК-генеалогия Кавказа.2013г.
                5) Этносы Дагестана с позиций ДНК-генеалогии.2015г.
                6) Галичина.Генеалогия нацизма.2017г.
                7) Онтология казаков.2019г.
 51. Трощей Ю. Ассы.
[W] – «Википедия», «викизнание», «Археология».


Рецензии