Двойной портрет. Галла Плацидия и Афинаида-Евдокия

                (Две императрицы)

            Галла Плацидия, императрица и августа Запада
            (388 г. - 27 ноября 450 г.)

Прозвища:
Места жизни и деятельности: Рим, Медиолан, Нарбонн, Барселона, Равенна, Брундизий, Капуя, Константинополь.
Семья: первый муж - Атаульф , второй муж - Констанций III, сын - Валентиниан III, дочь - Гонория.
Соперники и соправители: Бонифаций, Аэций.

 Афинаида, в крещении - Элия Евдокия Августа, императрица Востока
              (400 г. - 20 октября 460 г.)

Прозвища:
Места жизни и деятельности: Афины, Александрия, Константинополь, Эфес, Никомедия, Анкира, Тарс, Антиохия, Сидон, Тир, Кесария, Иерусалим, Гадары, Феодоруполь.
Семья: братья - Валерий и Гессий, муж: Феодосий II, дочь - Евдоксия.
Наставники: Иперехий, Орион.
Сторонники: Клавдиан, Павлин, Мелания Младшая.
Соперница: Пульхерия.


Общие внучки: Плацидия, Евдокия.
Общий визави: Лев I.

Современники: Юлия Карфагенская, Аполлинария Египетская, Асклепигентия, Эдесия, Палладий, Сократ Схоластик, Аттила, Рутилий Намациан, Вардан Мамиконян.

Литература:
И.Ефимов. Невеста императора. М. 2008.
Т.Александрова. Византийская императрица Афинаида-Евдокия.  М. 2018.
Т.Парницкий. Аэций - последний римлянин. М. 1969.

  Занятие может пройти как дополнение к занятию "Конец древнего мира".
  "Самое смутное из всех смутных времён" - так называют V век.
  И в то же время,  как ни удивительно,  это - женский век.
  V век - смутное, тёмное время крушения древних государств - породил немало ярких, волевых женщин. Прежде всего вспоминается Ипатия(Гипатия), дочь александрийского философа и математика Теона. Погром христианскими фанатиками Библиотеки и Мусейона в Александрии произошёл, когда девушке был всего 21 год. Вместе с отцом она, несмотря на угрозы, возобновила "языческую" преподавательскую деятельность. Вскоре Ипатия стала признанной в научном мире учёной женщиной. Она выигрывала диспуты с христианскими богословами, что приводило в ярость архиепископа Кирилла. С его молчаливого одобрения исступлённая толпа расправилась в марте 415 года, во время Великого поста, с Ипатией, возвращавшейся после лекции.
  Официального расследования по делу об убийстве Ипатии проведено не было. У власти от имени малолетнего Феодосия II в Константинополе находилась тогда его 16-летняя сестра - Пульхерия. Она была решительной, но воспитанной в духе истого следования Церкви.
  Некоторых женщин той поры стали почитать как христианских святых. Это карфагенянка Юлия, погибшая после отказа отречься от веры во время вторжения вандалов; галльская Женевьева(Геновефа), предупредившая жителей Лютеции(Парижа) о приблизившихся к городу гуннах.
  Сильным характером в борьбе за власть обладала и равеннская императрица Галла Плацидия, и китайская (государство Вэй) Фэн, отравившая мужа - потомка "варваров" - завоевателей и воспитавшая сына, восстановившего в правах китайское население.
  С ещё одной святой связано начало письменной грузинской литературы. Первая картлийская рукопись 492 года - " Мученичество Шушаники" описывает судьбу жены сасанидского вельможи, заточённой в темницу за отказ отречься от родины - Иверии и христианской веры.

  Вот на каком фоне жили героини этого занятия.
  Одна из героинь нашего занятия - "внучка императора, дочь императора,  сестра императора, жена императора, мать императора, тётка двух императоров". Другая происходила совсем не из августейшего круга, но стала женой императора и тёщей императора...

  Отец Галлы Феодосий I оказался последним императором единой Римской державы. Она была младшей в семье, где владения отца унаследовали два брата - Гонорий и Аркадий.
  Дочь Галлу назвали так по имени матери-августы. Пятилетняя Галла удостоилась от отца звания «благороднейшей девочки». Вскоре при родах умерла её мать, а затем - отец. Воспитательницей осиротевшей Плацидии стали племянница Феодосия Серена и её муж, знаменитый Стилихон. Галла получила хорошее образование, включавшее знание греческой литературы и Священного Писания. Известно, что однажды Серена и Плацидия сшили подпругу для коня Гонория, которую отправили ему.
  У девушки уже был наречённый жених - сын полководца Стилихона, который отдал за императора сначала одну, а затем, после её кончины, другую дочь. Вроде бы Галле не слишком нравился такой брак. Но Стилихон казнён, и вместе с ним - его сын.
  В 408 году готы под предводительством Алариха впервые осаждают Рим. А там по обвинению в измене казнили...вдову Стилихона Серену.
  Гонорий находился в 410 году в Равенне. Непонятно почему, его сестра оказалась в Риме. Алариху отдали Галлу как заложницу. Заботу о почётной пленнице взял шурин конунга Атаульф. Когда вестготы ушли из Рима с возьми награбленной добычи, с ними ехала Плацидия на личной повозке. Вскоре Аларих умер. Атаульф был провозглашён его преемником. Постепенно, подчиняя римские владения, он решил претендовать на императорскую корону и сыграл в 414 году свадьбу с Галлой, к которой давно уже был привязан. Свадьба была пышной, сопровождалась обильным подарком невесте из драгоценностей и панегириками поэтов...
  Супруга Атаульфа очутилась в Нарбонне, а затем - в Барселоне. Вскоре родился сын - Феодосий, но вскоре он умер. Но в 415 г. Атаульф свернут воинами, не хотящими подчиняться Риму, и убит. Ненадолго захвативший власть вождь Сигерик подверг Галлу унижению куда большему, чем в 410 году - он заставил идти её перед своей лошадью вместе с римскими пленниками. Были убиты дети Атаульфа от первой жены. Но уже через считанные дни был убит сам Сигерик, а новый конунг Валия договорился с Римом об отправке туда вдовы Атаульфа в обмен на хлеб для голодавших подданных.
  В 417 г. Галла вернулась в Равенну, ко двору брата. Но не случилось передышки после скитаний и унижения. Гонорий почти тут же выдал замуж ещё молодую Плацидию за стареющего военачальника Констанция. "Пучеглазый, с толстым затылком и плоской головой» - пишут о нём современники. Родилось двое детей - Гонория и Валентиниан.

  Ещё недавно Рим казался гигантом, хоть и надломленным. Имперское сознание прочно владело умами римских граждан. Ещё после первого разрушения города готами, как раз в 417 году, поэт и государственный деятель Клавдий Рутилий Намациан писал о Риме:

Славу твою я пою и всегда буду петь, пока жив я...
Ты дал отчизну одну столь различным народам. Полезно
Было под иго твое им против воли попасть...
Обнял и ты целый мир, покоренный единством законов.
В общем союзе живут люди по воле твоей.
Все уголки государства тебя прославляют как бога,
Шею свободно нося под миротворным ярмом...
Жизни грядущей твоей нет пределов, пока неизменно
Эта земля простоит с небом мерцающих звёзд.

  В это время знатные римляне ещё выказывают аристократическую спесь. Так, в автобиографии блаженного Паулина (в позднем Риме становятся весьма распространёнными автобиографии) автор, сын правителя провинции,  замечает, что долго не мог ни на ком жениться,  потому что не мог найти невесты, равной ему своим рождением. Им ещё целуют ноги. Среди варваров, широко расселившихся в пределах Западной империи, они чувствуют себя весьма неуютно. Сидоний Аполлинарий, будущий архиепископ Лионский, пишет другу:"О! Счастливы те уши, счастливы те глаза и то нос, которые не чувствуют каждое утро дыхание человек десяти чесноком и подлым луком!  О, блажен тот, кого не одолевают нахально в продолжение целого дня столько великанов...с такой нецеремонностью..."
  Конечно, иначе относились к варварам римляне, прожившие какое то время среди них и активно использующие их в качестве своих помощников, как делал это сверстник Галлы Плацидии Аэций. "У Аэция - римлянина, выросшего среди варваров - была мечта: приручить этих гордых и независимых храбрецов, заставить их соблюдать римские законы, не обижая без нужды романизованных галлов, и в итоге создать в Галлии, вдали от прогнившего Старого Рима, Новый Рим из вчерашних "варваров"(С.Г.Смирнов).

  Жизнь другой нашей героини начиналась иначе. Афинаида, дочь ритора Афинской академии Леонтия, друга философа Олимпиодора Фивянина, была с детства чрезвычайно образована, но не состояла ни в каком родстве с императорами.
Высказывают версию, что Леонтий переезжал из города в город, и в Афинах мог оказаться лишь около 415 г., то есть, когда Афинаиде уже было 15 лет. Так или иначе, по некоторым данным, девочка начинала своё образование в Египте, где преподавал Леонтий, в Александрии, у Иперехия и Ориона. Может быть,  отъезд отца Афинаиды в Афины связан с трагическими событиями 415 г. , когда погибла Ипатия, женщина-учёный, жертва христианских фанатиков. Известно,  что в том году он занял кафедру риторики в афинской Академии. Но после смерти в 420 г. отца она, не получившая наследство, обиженная братьями, язычница, была вынуждена поехать к тётке в христианнейший Константинополь...
  В это время императором Востока стал Феодосий II Младший, наследовавший императорский трон в 408 году после смерти своего отца Аркадия (ему исполнилось 6 лет). По-настоящему при нём тогда правила старшая сестра Пульхерия. Пульхерия дала обет безбрачия, полностью посвятив себя Богу и власти. Августа возводила храмы и приюты для бедняков. Постепенно богадельни составили целый район Константинополя, который получил название Пульхерианай. Когда Феодосий достиг совершеннолетия, сестра озаботилась выбором супруги для него.
И "счастливая случайность", как для Золушки, случилась.
Вскоре во дворце Феодосия II появилась ещё одна выдающаяся женщина - его жена Евдокия(так окрестили Афинаиду). Воспитанная своим отцом, афинским софистом, на античной культуре, она удивила своим умом и учёностью Константинополь и императора, свадьба с которым произошла после её обращения в христианство.
"Афинаиде было двадцать лет. Поразительной красотой она обладала, и удивительным сложением, и довольно высоким ростом. Белокурые вьющиеся волосы золотым ореолом обрамляли лицо, ещё больше оттеняя свежесть и нежность её кожи; взгляд у неё был прекрасный, глаза умные и живые, в то же время скромно опускавшиеся; безукоризненной формы греческий нос и грациозная, благородная поступь дополняли обаяние молодой девушки. При этом она ещё умела хорошо говорить; свою просьбу она изложила в совершенстве. Пульхерия пришла в восторг, была сразу побеждена"(Шарль Диль).
В один год - 421-ый обе наши героини оказались императрицами. Гонорий сделал в феврале этого года Констанция своим соправителем. Галла получила титул августы. Но - вновь превратности судьбы, через несколько месяцев Констанций умирает.Гонорий же признал наследником престола маленького Валентиниана. Однако большая придворная партия выступила за правление Галлы Плацидии при поддержке "варваров" в её окружении. В Равенне произошли столкновения. Император разжаловал сестру и отослал её в Константинополь... По пути корабль попал в шторм, и опальная августа дала обет святому Иоанну построить храм.

В то время в Константинополе очаровавшая Феодосия молодая супруга уже была матерью маленькой Евдоксии. Евдокия простила братьев, и те были назначены императором наместниками Фракии и Иллирии, причём в епархию последнего входила и Греция. А Пульхерия начала жалеть о согласии на женитьбу брата на такой сопернице...

В 422 году Галла с детьми прибыла в Константинополь, к племяннику. Так обе наших героини встретились очно. В первый же день откровенно признались друг другу, как их тяготят дворцовые интриги. И почти сразу породнились: были помолвлены их малолетние дети Валентиниан и Евдоксия. Наперекор Пульхерии, отношения обеих женщин быстро переросли в дружбу.
Вопрос: Что сближало Плацидию и Евдокию?
Пожалуй, Евдокия была более образована, чем Плацидия, но та не завидовала и, похоже, много от неё дополнительно узнала.
В том же году Евдокия впервые выступает со своими стихами - поэмой,  посвящённой войне с персами,
  В 424 г. Гонорий тем временем умер, и власть на Западе захватил некий Иоанн.
Феодосий признал титул августы за Плацидией и организовал военную кампанию против незаконного правителя. С помощью его войск Иоанна изгнали из Равенны.
Итак, узурпатор свернут и казнён в Аквилее, и императрица и августа, посадив на престол маленького Валентиниана, по существу становится во главе Западной империи.
  Молодой полководец Аэций, поддержавший вначале Иоанна, признал власть Галлы, в обмен чего получил пост командующего армией в Галлии. В 427 году он вернул Риму Паннонию, затем разбил франков.  В эти годы за влияние при равеннском дворе боролись Аэций и другой военачальник с неограниченной властью в Африке - Бонифаций. Последний после поражения от вандалов в 430 г. поднял мятеж и был смертельно ранен в сражении. Влияние Аэция при дворе возрастало, а влияние матери императора падало. "Последним римлянином" разбиты вестготы,  замирены бургунды...
  ...Афинаида-Евдокия не раз посещала Афины, убеждала мужа поддерживать традиции античной учёности. В 425 году в Константинополе открылась высшая школа - во многом по её инициативе. В то же воемя Пульхерия поддерживала христианский аскетизм. Видимо, под её влиянием император приказал разрушить храмы в Олимпии.
В 437 г. последовала давно запланированная свадьба императора Запада с дочерью императора Востока, причём в Константинополе. Снова были вместе обе матери-императрицы. Империи вновь демонстрировали сближение. У Валентиниана и Евдоксии родились две дочери, и их назвали в честь бабушек - Плацидия и Евдокия.
Венценосный же сын Галлы, выросши, впал в маразм. Валентиниан повелел казнить некоего Евгения, обвинённого в том, что он был любовником Гонории, а саму свою сестру пытался выдать замуж за старика. «Его мать Плацидия вырастила и воспитала этого василевса в распущенной неге и роскоши, и поэтому он с детства предавался всяким порокам" - писал позднее Прокопий Кесарийский. К государственному управлению Валентиниан интереса не проявлял. Западная империя держалась лишь на его матери и Аэции...

А на Востоке всё труднее в императорской резиденции Евдокии. Пульхерия плела всё новые интриги, стараясь не потерять своих позиций при дворе. Её соперница отвечала тем же, но не так умело и успешно. К тому же Феодосий уже охладел к супруге, так и не давший ему сына-наследника...  Не укрепила её позиций поддержка проповеди Нестория, основоположника несторианства, отвергнутого официальной греческой церковью. И она решила показать свои христианские убеждения и обратить свои средства для помощи церкви, совершив после замужества дочери, в 438 году паломничество в Иерусалим.
Как ни странно, после равноапостольной Елены Святую Землю более ста лет не посещало ни одно лицо "богобоязненной" императорской фамилии. Поэтому паломничество Евдокии стало очень значительным событием.
В Антиохии Евдокия произнесла речь перед горожанами, что необычно для женщины, даже императрицы. «Горжусь и тем, что мой род — от вашего рода и крови», - сказала она. Она отдала средства для отстройки города. Горожане почтили её «искусно выработанной одной статуей».
"После торжественного шествия по всей Азии, где она в Антиохии, с высоты золотого престола, произнесла собственного сочинения речь в честь города, она прибыла в Иерусалим и была встречена Меланией Младшей, пользовавшейся незадолго перед тем её гостеприимством в Константинополе. В Иерусалиме она раздала обильные дары, пожертвовала для Голгофского придела великолепный золотой крест, осыпанный драгоценными камнями, присутствовала при освящении церкви, выстроенной Меланией и, пробыв несколько месяцев в Святом Граде, возвратилась в Константинополь". Заметим, что Мелания Младшая, отшельница святого города, дочь римского сенатора, - это та самая святая Мелания, память которой отмечается в последний день старого года(по новому стилю - 13 января) и ставшая в народных представлениях той Меланьей, которая варит кашу накануне свадьбы с Василием(праздник 1 января), а в украинской традиции - Маланкой в колядном шествии.
  Впечатления Евдокии остались в её стихах. Вот описание бань в Хамат-Гадере, найденное на стене постройки при раскопках в XX веке:
Много чудес небывалых я в жизни своей повидала,
Только какие уста о тебе рассказать бы сумели,
Печь благородная? Кто бы из смертных воспел твою силу?
Можно по праву назвать огневым тебя Океаном,
Можно - Пеаном, подателем добрым живительной влаги.
Тысячи волн ты родишь, текут во всех направленьях.
Среди реликвий, привезённых Евдокией из Иерусалима в Константинополь, были часть мощей первомученика Стефана, вериги апостола Петра (одну из цепей она отправила дочери в Рим) и Влахернская икона Божией Матери. Эта икона была спустя много веков привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу.

"Плацидия была впечатляющей и значительной правительницей. У неё был ум, неукротимая воля и политические инстинкты, которые позволяли ей ориентироваться в быстрых переменах на протяжении всей её жизни. (Джойс Солсбери)
Учащиеся могут высказаться, согласны ли они с такой характеристикой. Конечно, Галла выделяется, особенно на фоне дурака Гонория и собственного сына-неврастеника.
На средства Плацидии в Равенне построена церковь Святого Креста. Базилику возводили мастера из Константинополя.
Незадолго до смерти Галла Плацидия побывала в Риме у папы Льва. Есть версия,  что и скончалась она в Риме - во сне, как рассказывают, и была там погребена рядом с могилой первого сына Феодосия.
Но в Равенне есть удивительно красивое небольшое здание в форме креста. Легенды устойчиво связывают его с погребением Галлы и приписывают три саркофага внутри ей самой, Констанцию III и Валентиниану III.
Мавзолей Галлы Плацидии получил такое название уже в новое время и, скорее всего, никогда не был гробницей Галлы. Но, возможно, построен именно в её время как придел несохранившейся базилики, посвящённый святому Лаврентию, считавшемуся покровителем семьи Феодосия.
...Император вскоре обручил свою дочь Плацидию с сыном Аэция Гауденцием. В 451 году Аэций разбил в "битве народов" на Каталаунских полях гуннов. В следующем году дочь Плацидии Гонория стала невольной виновницей нового столкновения брата с Аттилой, предложив правителю гуннов освободить себя от власти брата вплоть до женитьбы на ней. После отказа императора в выдаче сестры Аттила пригрозил «нанести Италии ещё более тяжкие бедствия» (Приск), и разорение Северной Италии прекратилось лишь после переговоров "Бича Божьего" с папой Львом. А через три года поссорились сваты, и жертвой этого стал Аэций... Но следующей жертвой этой грызни пауков в банке стал сам Валентиниан, и в том же 455 году Рим разорили вандалы...

А как поживала в Константинополе сватья? Она пережила Плацидию на 10 лет, но испытала в последние годы многие тяготы.
Недоброжелатели утверждали, что Евдокия,  которую многие по-прежнему называли Афинаидой, крестилась только формально и в душе осталась язычницей. Конечно,  это не так. Но христианство она понимала в неразрывной связи с античной культурой.
Связь античной и христианской традиции показывает в творчестве Евдокии "Гомеровский центон". Гомера она считала пророком, предвосхитившим Христа.
«Слушайте, сонмы несметные наших друзей, человеков!
Смертных, себя насыщающих хлебом, земли поселенцев,
Всех, как живущих к востоку, где Эос и Гелиос всходят,
Так и живущих на запад, где область ночи туманной.
Я вам поведаю, что мне в персях сердце внушает.
Чтобы познали вы истинно Бога и смертного Мужа,
Бога, Того, Кто и смертных, и вечных сил Повелитель!
Все сотворил Он на свете: и землю, и небо, и море,
Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,
Также прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый,
(Той, что всегда обращается, вечно блюдя Ориона);
Птиц быстролетных и рыб, — все то, что в руки дается, —
Стаей по взморью блуждающих, пищу себе добывая;
Также дельфинов морских, и тюленей, и многих подводных
Чуд, без числа населяющих хладную зыбь Амфитриты.
Месков представил и быстрых коней, и волов крепколобых,
Львов грознооких, и вепрей лесных, и диких медведей,
Тварей различных, которые дышат и ползают в прахе.
Быстро под ними земля возрастила цветущие травы,
Лотос росистый, шафран и цветы гиацинты густые.»
Вопрос учащимся: Что в этих стихах - от Гомера и языческих верований греков, а что - от христианства?
Есть разноречивые сведения о том, как недоброжелатели Евдокии убедили Феодосия расстаться с ней. Они окончательно поссорили императрицу с сестрой Феодосия. Император подозревал супругу в неверности. Евдокию подговорили просить мужа посвятить сестру в дьякониссы(и он это сделал, либо Пульхерия скрылась из столицы). А та настаивала на разводе и передаче ей дворца и другого имущества Евдокии. Есть баснословный рассказ о гневе Феодосия, через сто лет вошедший в книгу Иоанна Малалы:
"Некий бедняк принёс Феодосию фригийское яблоко необыкновенно большого размера. Император удивился ему, так же как и весь его двор. Немедленно император выдал 150 номисм человеку, принёсшему яблоко, и отослал яблоко августе Евдокии. Августа переслала его к магистру Павлину как другу императора. [Магистр Павлин из-за больной ноги оставался дома] Но Павлин, не зная, что император послал яблоко императрице, принял его и отослал императору Феодосию, как только тот вернулся во дворец. Когда император получил яблоко, он признал его и спрятал. Вызвав августу, он спросил её: «Где яблоко, что я послал тебе?» — Она ответила: «Я его съела». Тогда он, заклиная своим спасением, призвал её под клятвой признаться, съела ли она яблоко, или кому-нибудь послала. И она поклялась: «Я никому его не посылала, но съела.» Тогда император приказал принести яблоко и показал ей. Он был разгневан на неё, подозревая её в том, что она послала яблоко по причине её влюблённости в Павлина и потому отрицала это. По этому поводу Феодосий казнил Павлина. Императрица Евдокия переживала и чувствовала себя оскорблённой, потому что везде знали, что Павлина казнили из-за неё, так как был он очень красивый юноша".
Ученики могут обсудить, почему более здравый Феодосий мог поступать так же,  как взбалмошный Валентиниан.
Придворный хронист начала IX века Феофан утверждает: «Между прочим премудрая Пульхерия раз предложила ему [Феодосию] бумагу об отдаче ей в рабство супруги его, Евдокии, которую он не читавши, подписал, за что потом она укоряла его». В 443 году Евдокия удалилась жить в Иерусалим, a Пульхерия вернулась по просьбе Феодосия во дворец. Однако в житиях утверждается, что в Иерусалим на поклонение святыням Евдокия отправилась только после смерти своего мужа. Так или иначе, двух видных женщин вместе оказалось много...
Изгнав Евдокию из дворца,  Пульхерия, как и в начале правления Феодосия, фактически взяла в руки бразды правления. После смерти Феодосия она через год, в 451 г., подыскала нового императора, сыграв свадьбу.«Между тем блаженная Пульхерия, пока никто еще не знал о смерти императора, послала за Маркианом, мужем сколько умным столько же и скромным, притом уже довольно пожилых лет и способным к делам, и когда он явился к ней, сказала ему: „Так как император скончался, то я избираю тебя из всего сената, как достойнейшего прочих. Дай мне слово, что ты уважишь девство мое, которое обещала я Богу, и я провозглашу тебя царем“», - пишет Феофан. Избранником Пульхерии стал сын фракийского пастуха Маркиан. Через два года императрица скончалась, завещав имущество беднякам.
Евдокия на 6 лет пережила Пульхерию и тихо скончалась в Иерусалиме. Утверждается, что её внучек вандалы после захвата Рима в 455 году семь лет держали в плену в Карфагене. Однако есть сведения, что в Африке осталась Евдокия, выйдя замуж за сына конунга Гейзериха Хунериха приблизительно в 460 году, а Плацидия незадолго до кончины бабушки вместе с матерью воссоединилась с ней в Иерусалиме. В дальнейшем они жили в Константинополе и лишь на год Плацидия "Валентиниановна" оказалась снова в Риме, где её  супруг Олибрий был в 472 году провозглашён императором, но умер от водянки(?) после семи месяцев правления. Это была последняя попытка спасти Западную империю от гибели с помощью подчинения Восточной, после чего через 4 года всё для неё кончилось... Но и Евдокия Младшая "Валентиниановна" покинула мужа после рождения сына и уже после смерти Евдокии Старшей оказалась в Иерусалиме. Именно она была похоронена в гробнице Афинаиды-Евдокии. При этом её бывший муж, а затем сын, погибший в 530 г., стали правителями вандалов. Последней известной в истории из потомства обеих наших героинь была их правнучка Аникия Юлиана, дочь Плацидии Младшей и Олибрия, известная как покровительница искусств. На её средства был построен в Константинополе храм Полиевкта - самый большой до строительства Святой Софии. О её сыне Флавии Юниоре известно лишь, что в ранней юности он избирался консулом.
  Всеобщее признание в греческом мире получили стихи Афинаиды-Евдокии, посвящённые победе над сасанидским Ираном. Христиане видели заслуги императрицы в том, что она содействовала восстановлению святынь Иерусалима.  В конце жизни Евдокия, удалившись в изгнание, попыталась переложить греческим стихами Священное Писание и написала поэму о святом Киприане.
Огненным блеском в очах цветок золотой, благолепен
лик в ореоле волос. Хитон, сверкающий снегом,
стан покрывает Его. Стопой попирает Он землю.
Дерзкий слепец предстал перед Ним, Его перед славой
неизреченной. Великого Господа, богом осмелясь
сам возомнить себя в слепоте, вызывает на битву.
   Перев. Север Г. М.
Евдокия была канонизирована церковью. В легендарной местной традиции в Палестине и Греции через несколько веков её фигура слилась с равноапостольной Еленой, примерно как в западноевропейских балладах - Карл Мартелл и Карл Великий. в русских былинах - Владимир Святой и Владимир Мономах, а в грузинских сказаниях - царица Х века Динара с царицей Тамарой.
Поэма о святом Киприане читалась, как рекомендуемое чтение на греческом языке, в школах Европы ещё в XV веке.
Между прочим, в истории России была правительница, которая подражала Пульхерии, известной ей из театральной пьесы.  Мудрая соправительница при немощном брате - она тоже хотела стать такой. Если ученики затрудняются предположить, кто это, надо назвать царевну Софью Алексеевну. Но, прямо скажем, жена царя Ивана Алексеевича Прасковья Фёдоровна - совсем не Евдокия...

Вопрос ученикам: "Благодаря Галле Плацидии, её таланту, терпению и уму, Западная империя просуществовала ещё четверть века после её смерти, а не сгинула сразу после Феодосия". Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, почему?


Рецензии