Тигр Тома Трейси и Настя Рябинина

В западной литературе много историй о "невидимых друзьях". "Невидимые друзья" , если судить по западным литературным произведениям или кинофильмам, явление совершенно обычное.
А во времена моей юности оно нам было почти неведомо.
Поэтому, наверное, так поразила меня фантастическая повесть-притча Уильяма Сарояна " Тигр Тома Трейси" (1951 г.).

" У Томаса Трейси был тигр. На самом деле это была черная пантера, но это не имеет никакого значения, потому что думал он о ней как о тигре…»
( в завершении фильма я приведу весь этот фрагмент из начала повести)
Начиная рассказ о фантастической повести Уильяма Сарояна "Тигр Тома Трейси", поразившей меня когда-то необычайным образом "невидимого друга" - черной пантеры, сопровождающей повсюду главного героя, я вспомнила один из любимых и милых, славных фильмов моего детства "Ох уж эта Настя!" ( 1971г., режиссёр Юрий Победоносцев). У фантазерки Насти Рябининой, героини этого фильма, тоже была черная пантера. В фильме были задействованы комбинированные съемки с мультипликационными вставками.
К сожалению, я не нашла красивых иллюстраций к книге Сарояна "Тигр Тома Трейси", которые бы отвечали этому возвышенно-насмешливому и трагическому тексту.
А кадры из фильма "Ох уж эта Настя!" отыскались, но тоже не смогут передать очарование этой кинокартины.
Поэтому лучше прочитать повесть и посмотреть фильм!
И самое странное для меня то, что совершенно неожиданно в своей повести "Рождественский Домик или Ангелочек Сосновых свечек" я обнаружила "невидимого друга" - того самого лесного ангелочка, маленькую скромную музу, Александрину.
Сочиняя рассказ, я не думала и не вспоминала о роли "невидимых друзей" в искусстве и не подозревала, что маленькая Александрина, всюду сопровождающая мою героиню, художницу, и есть такой друг.
Но правда - она не совсем такой друг, она маленький добрый гений искусства.
Да и тигр Тома Трейси не то чтобы невидимый друг, он скорее его внутренняя сущность.
" У Томаса Трейси был тигр. На самом деле это была черная пантера, но это не имеет никакого значения, потому что думал он о ней как о тигре.

Зубы у тигра были белые-белые.

Откуда было взяться у Тома тигру? А вот откуда.

Когда Томасу Трейси было три года и он судил о вещах по тому, как звучали их названия, кто-то сказал при нем “тигр”. И хотя Томас не знал, какой он, этот “тигр”, ему очень захотелось иметь своего собственного.

Однажды он гулял с отцом по городу и увидел что-то в витрине рыбного ресторана.

— Купи мне этого тигра, — попросил он.

— Это омар, — сказал отец.

— Омара не надо.

Через несколько лет Томас и его мать пошли в зоопарк, и там он увидел настоящего тигра в клетке. Тигр был похож чем-то на свое название, на это не был его тигр.

Шли годы. В словарях, энциклопедиях, на картинах, в кино Тому встречались самые разнообразные животные. Среди них разгуливало много черных пантер, но ему ни разу не пришло в голову, что одна из них и есть его тигр.

Но как-то раз Том Трейси, уже пятнадцатилетний, прогуливался один по зоопарку, покуривая сигарету, искоса поглядывая на девушек, и вдруг наткнулся на своего тигра.

Это была спящая черная пантера. Она тут же проснулась, подняла голову, посмотрела на него в упор, поднялась, голосом черных пантер произнесла, не раскрывая пасти, что-то вроде “айидж”, подошла к самой решетке, постояла, глядя на Томаса, а потом повернулась и побрела назад, на помост, где она до этого спала; там она плюхнулась на живот и уставилась в пространство, куда-то далеко-далеко — за столько лет и миль, сколько их вообще существует.

Трейси стоял и смотрел на черную пантеру. Так он простоял пять минут, а потом отшвырнул сигарету, откашлялся, сплюнул и пошел прочь из зоопарка.

“Вот он, мой тигр”, — сказал он себе.

Больше он не ходил в зоопарк смотреть на тигра: в этом не было никакой необходимости. Теперь у него был свой тигр. Он стал его тигром за те пять минут, пока Том наблюдал, как он смотрит в бесконечность с безмерной тигриной гордостью и отрешенностью".

Уильям Сароян. "Тигр Тома Трейси".


Рецензии