Канделябр

Монолог попутчика
...
-Простите, у вас  свободное место? Спасибо. Чемодан тяжелый, поберегитесь. Там книги, больше ничего. Представляете - на моем месте женщина с грудным. Безбилетная. Ну - не поднимать же шума из-за этого. Будем знакомы - Глеб Леонидович...Очень приятно. Вы далеко едете? Мне ближе - в два часа ночи сойду на стенции Дно. Там, на самой окраине, почти на лугу, родительский домик. Там и теперь живет мой брат-близнец Богис.Он пастух, сызмальства общественное стадо стережёт. Тридцать лет я там не был. На пенсию вышел три года назад, все никак не решался съездить. Знаете, в Сивилловых книгах написано: "Домой не возвращаются на белом коне. Домой возвращаются в рубище". А я прожил - ни коня, ни рубища. Я ведь учитель истории, сорок три года стажа. Представляете - ученики меня за глаза звали Канделябром.А я так и не смог определиться - это из уважения, или в насмешку?
Да, я был строг и всегда следовал методикам. Но зато давал такие знания, что мои ученики легко держали экзамены по предмету в любые вузы. Моим учеником сам министр иностраннных дел был .
Господи..! Что я нёс... Не даю вам уснуть? Простите, дорога так раскрепощает. Хотя, если верить Макаревичу - вагонные споры последнее дело. .. Да я вижу, что вы не спорите. Да и в чём тут между попутчиками может быть спор, при внутреннем конфликте каждого? И разве это нормально, что к финишу жизни я понял, что всё в ней было не так. Вот чему я учил детей? Да ни чему. Я их не учил, я им вдалбливал прописные бумажные истины . Я хотел сделать из них граждан, а нужно было ваять личностей. Хотя ведь изначально понимал, что крепким государство может быть только от союза личностей. А я увеличил население страны на несколько тысяч послушных и бездумных единиц. Не на камень - на пластилин. И ведь что мне сказать в свое оправдание? Поначалу, лет пять, я верил в то, что говорил. Затем стал сомневаться, но говорил всё-равно, что нужно. Потом перестал верить, но , увы, продолжал бубнить то, что нужно.Затем я возненавидел то, что говорил, но продолжал говорить...Вот кто меня заставлял? Что мы за народ такой. Пусть мой дом горит, но чтобы им соседние заполыхали. А как иначе, если на твои сомнения государство тебе - звание Заслуженного учителя. Ты собираешься дернуться, повольничать, донести детям что-то живое - а тебе орден Почета. У меня множество Грамот и три ордена. И всё не за знания. За покорность. За то, что ты - канделябр. Поглядите теперь на того министра и ту внешнюю политику. Это же мои уроки! Честно - совесть зажимала так, что хотелось затрелиться. Жаль, учителям истории пистолеты не положены. И , с некоторых пор, я начал завидовать брату Борису. Нет у него ни званий, ни орденов. Потому, наверное, что пастухам это не положено. И стреляться пастуху нет причины. Пойду к нему в подпаски, если возьмет. Спите?...ну, споконой ночи. А я посижу у окошка. Мне до станции Дно совсем немного осталось


Рецензии