Добрые дела

 Василия все считали добрым, отзывчивым. Он всегда спешил помогать людям.
Трубу прорвало – Вася тут как тут…, быстро всё починит. Кому надо – скорую помощь вызовет, кому-то в магазин сбегает, а если денег занять, то и тут Василий приходил на выручку. Да, чтобы не случилось, он не проходил мимо.

Василий очень радовался, когда к нему спешили за помощью. Каждый вечер, приходя домой, он брал очередную тетрадь и записывал свои « добрые дела».

Он прожил долгую жизнь и собрал этих тетрадей огромное количество.

-Вот сколько добрых дел я сделал, - каждый раз, перед сном, думал Василий, глядя на аккуратно сложенные тетрадки.

Он их поглаживал рукой и ложился спать. И даже во снах он спасал кого-нибудь.

И вот почувствовал Василий, что жизнь его подошла к концу. Опечалился он сначала – столько ему ещё хотелось "хорошего"  сделать, а потом, посмотрев на огромную стопку тетрадей с добрыми делами, улыбнулся.

-Не стыдно мне с таким багажом в другой мир идти, - подумал Вася и почесал свою длинную седую бороду. – Хорошую жизнь я прожил – всю её людям посвятил, вон, сколько дел сделал, - он улыбнулся.

Василий хотел поднять огромную стопку, но не смог. Тогда он достал большую сумку, сложил туда все тетради и взгромоздил её на кровать, а сам лёг рядом.

-Ну, что, ты готов идти? – спросил, появившейся Ангел.

-Готов, - ответил Вася и крепко прижал к себе сумку.

Ему было немного страшно, но он успокаивал себя тем, что сделав столько добрых дел, он заслужил Рай.

-А куда же ещё мне? Только - Рай, – улыбнулся Василий, и его душа покинула этот мир.
-А это ещё что? Что ты там за тяжесть такую несёшь, весь даже согнулся? – спросил Ангел, показав на большую сумку, которую Вася прижимал к груди.

-Это мои добрые дела, - улыбаясь, ответил Василий и подтянул сумку ближе к сердцу.

-Ну ка, покажи, - попросил Ангел и заглянул в неё. – Так это же простые тетради…. Зачем они тебе?

-Это не простые тетради, в них записаны мои добрые дела. Видишь, сколько я хороших поступков сделал? – улыбнулся Вася и раздулся от гордости, будто павлин.

-Нет, не вижу…, - ответил печально Ангел. – Хотя…, вот вижу одно твоё доброе дело…

-Как одно?! У меня их вон сколько!!! – возмутился Василий. – Я специально их записывал, чтобы не стыдно было предстать перед Господом.

-А зачем Богу твои записи? Он и так видит всё, что ты сделал, - ответил Ангел. – А ты за всю свою долгую жизнь, сделал только одно доброе дело, да и то, его с натяжкой можно назвать «добрым»…

Василий, аж, поперхнулся от возмущения.

-Да на свете столько благодарных мне людей! Вон сколько имён! – Вася достал пачку тетрадок. – Я имена всех, кому помог, здесь фиксировал.

-Ты, Вася, если и сделал хорошего, так всего один раз. Помнишь, когда-то ты на тропинке, по которой шёл, увидел бродячую собаку? Она была страшной и больной, и совсем не хотела тебе дорогу уступать. Она просила у тебя помощи, помнишь?

-Ну, что-то такое припоминаю…, - пробубнил Василий. – И причём тут собака?

-Так вот…, - продолжил Ангел, - у тебя тогда появилось огромное желание, её пнуть, но ты сдержал себя. Тебе тогда было трудно сдержать себя – так хотелось ударить бедное животное посильнее, чтобы оно отлетело подальше от дорожки, но ты удержался от этого и просто обошёл стороной эту собаку. Если бы ты тогда её ударил, то она бы умерла, потому что была очень больна и еле держалась на ногах. А так, её спасла девушка, которая шла за тобой и та собака прожила остаток своей жизни в любви и принесла много радостных моментов той девушке. Так, что благодаря тому, что ты сдержал свою злость, ты сделал счастливыми и собаку и ту девушку. Но я бы не причислил это дело к разряду хороших, но за не имением у тебя лучших поступков, придётся лишь его прикрепить к твоему «личному делу».

-А это тогда что?! – крикнул Василий и потряс перед лицом Ангела сумкой.

-А это лишь никому не нужные бумажки, они только тебе были нужны, а для нас – всё это пустое…. Все твои добрые дела, которые ты здесь записал, обнулились, - Ангел печально вздохнул. – мне очень жаль, но ты сам виноват.

-Но почему они обнулились?! – Вася схватил Ангела за грудки. – Да я всю жизнь искал тех, кому нужна помощь! И радовался, когда ко мне обращались, да я все свои дела бросал и днём и ночью бежал помогать! И это теперь ничего не значит?!

-Ничего, - тихо ответил Ангел и отцепил с себя руки Василия. – Если бы ты делал добрые дела и не хвастался ими, тогда бы они засчитались. А ты будто павлин раздувался от таких поступков, в тетрадь аккуратно всё записывал…. Зачем? Нам тут не нужны никакие записи, мы и так всё видим, у кого какие намерения. Вот у тебя были намерения не помочь, а показать себя перед другими с лучшей стороны. Ты делал добрые дела для себя, а истинно добрый человек, отдавая помощь людям, не ждёт ничего взамен. Ему не нужна благодарность. А тебя распирала гордыня,  когда тебя хвалили, вот этой ложной радости ты всю жизнь и добивался. По большому счёту тебе было всё равно до бед других, тебе необходимо было, чтобы тебя ценили. И тебя ценили и благодарили. Многих ты выручил, но это тебя не украсило, увы, а наоборот…. Мне очень жаль, Вася…. Лучше бы ты семью завёл, детишек за собой оставил, да вырастил их любящими тебя. Вот тогда бы они тебя у Бога вымолили бы. А так… одно лишь доброе дело за тобой, которое сложно  таковым назвать….

Опустил голову Василий, осознав всё, стыдно стало ему.

-Эх, Вася, Вася…, вижу, осознал ты, да поздно. Здесь ты уже ничего исправить не сможешь! – Ангел похлопал его по плечу. – Мне очень жаль, что не смог до тебя при твоей жизни достучаться.

Василий  тоскливо посмотрел на врата Рая.

-Пойдём Вася дальше, - Ангел взял его за руку. – И выброси ты эту сумку, наконец… 

Василий поставил свою ношу на землю и та, вдруг, растворилась.

-Говорю же, пустое всё это, - сказал Ангел. – Настоящие добрые дела здесь не растворяются, они сияют, как бриллианты, украшая души человеческие.

-Но, увы, это не твой случай…
               


Рецензии