3. Флотская церковь в Баку 1892-1904

3. Полковая церковь во имя Архистратига Михаила(1892-1904).

     В 1892 году окончательно разрешился вопрос со старой церковью Св. Николая Мир Ликийского в крепости. Еще в 1884 году Экзарх Грузии Архиепископ Павел осмотрел упраздненную церковь в крепости и высказал пожелание, чтобы »престольное место было охранено на вечные времена крестом» (42). В 1891 году, с благословения Экзарха Грузии Архиепископа Палладия(Раев), там решено было построить каменную часовню во имя Первомученика за веру Христову Ап. Варфоломея. Работу поручили немцу православного исповедания Ивану Васильевичу (Иоанну Вильгельмовичу) Эделю.7 февраля 1892 года сломали старую церковь и на ее месте начали строительство часовни Св.Варфоломея. Строили ее на соборные средства и частные пожертвования и обошлась в 1500 рублей. Она не имела ограды, на которую просто не хватило денег. Во время работ там нашли старые монеты и 2 деревянных, хорошо сохранившихся гроба.
   Часовня представляла собой маленькую церковь в русском стиле, на куполе которой был водружен зеркальный крест. В церкви был установлен образ св.Варфоломея и другие иконы. 14 сентября 1892 года в день праздника Воздвижения Креста Господнего было проведено молебствие с водоосвящением здания часовни и провозглашением многолетия Государю Императору, Его Августейшему семейству, а также строителю часовни И.В. Эделю и всем жертвователям.
   4 марта 1926 года часовня Св. Варфоломея  на  б. Минаретской  улице была бесплатно сдана Православному религиозному обществу. На 19 апреля 1930 года помещение часовни не было муниципализировано и оно пустовало, о чем сообщала газета »Вышка» 1 января 1930 года. В пятидесятых годах прошлого столетия здание с памятной доской было разрушено(1).
   13 декабря 1892 г. Бакинский местный батальон развернули в двухбатальонный Сальянский резервный пехотный полк, командиром которого 5 июня 1896 г. назначили полковника А.Г.Мамврийского. Бывшая «флотская», бывшая «Батальонная» церковь стала  теперь именоваться Полковой( 43.44).
   8 ноября 1893 года, как обычно, в церкви было совершено богослужение в связи с полковым праздником (45). 26 ноября 1893 там же по случаю тезоименитства их Императорских Высочеств Вел. Кн. Георгия Александровича и Георгия Михайловича, а также праздника Св. Великомученика Георгия Победоносца, были отслужены литургия и молебен.  Затем прошел парад полка (46).
  30 апреля 1894 года Баку Экзарх Грузии, Высокопреосвященнейший Владимир посетил  церковь Бакинской бригады пограничной стражи , где его встретил священник И.Дзампаев в облачении и с крестом. В Полковую церковь не заглянул, а посетил церковь Каспийского флотского экипажа на Баилов мысе, где был встречен настоятелем церкви и благочинным, протоиереем А.Г.Громаковским и всеми служащими.
   После он решил осмотреть нефтяные промыслы на Биби-Эйбате. Владелец промыслов Г.З.А.Тагиев сам не смог присутствовать в этот день по нездоровью, но распорядился открыть нефтяной фонтан, хотя такое открытие рискованно из-за возможных убытков.
   Открытый фонтан заревел, как зверь. Нефть широкой струей ударилась вверх через вышку. Опасность, что фонтан разыграется, поторопила распорядителей дать приказ к его закрытию. Эта картина очень опасная и интересная. По свистку с разных сторон бросаются в шлемах смельчаки-рабочие к колпаку. Страшные усилия и быстрота нужны, чтобы действовать. Облитые с головы до ног жидкой пахучей нефтью, ловя удачный момент, набрасывают это приспособление для закрытия, бьющего из буровой скважины, фонтана. 
    В 5 часов вечера в Николаевском собора прошла служба в честь Святителя Николая Мир-Ликийского Чудотворца, кому посвящен этот соборный храм. (46а).
   18 октября 1894 года в Полковой церкви отслужен молебен в память чудесного спасения Е.И.В. Александра III и всего царского семейства 17 октября 1888 года(47).
    20 октября 1894 г. в своем дворце в 1 час 15 минут пополудни, приняв утром в 10 часов Святые Христовы Тайны и находясь в полном сознании, тихо почил в Бозе, Самодержец Всероссийский Александр  Александрович  111. Глубокой скорби была поражена не только Россия,  но  и весь мир, так как в опочившем Государе признавали единственного хранителя мира в Европе. В тот же день, в 5 вечера было объявлено о восшествии на престол Николая 11 Александровича.
    Во всех церквях проходили заупокойные молитвы и  панихиды по усопшему Монарху. Вся Империя присягала на верность новому Императору Николаю 11 и его законному Наследнику Кн. Георгию. На Колюбакинской площади были приведены к присяге на верность все войска. 
    На Баиловом мысе о. Феофилактов, в присутствии Командира порта, контр-адмирала Саблина принял присягу всех чинов Каспийского флотского экипажа  и  всех жителей мыса. По этому случаю звучал везде  гимн « Te Deum Landamus».
    Священник Феофилакт Васильевич родился в 1866 году, окончил духовную семинарию со степенью студента, в Баку с 1892 по 1902 год. Переведен в Шушинскую военную ,затем переведен в Карс. В1907 году награжден камилавкой(63).
    8 ноября 1897 года отпраздновали полковой праздник(48). В 1895-98 годах богослужения в полковой праздник служил о. Иоанн Лиадзе (49,50).
    7 сентября на 1898 года на девятый день после смерти поручика Сальянского резервного пехотного полка Николая Дмитриевича Буйнова, сына   архитектора Дмитрия Дмитриевича Буйнова, в церкви прошла панихида (51). В этом же году в  Полковой церкви  крестили  Ираклия- сына  Иоанна Виссарионовича Лиадзе и его жены Александры  Пантелеймоновны (36).       
    В связи со строительством с южной стороны Баиловского морского собора придела в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1898 году богослужения  временно проходили в «Портовой церкви флотского  экипажа». Предполагаем, что в этом объявлении имели в виду б.флотскую (52). К лету этого же года работы в соборе были окончены и второй престол был освящен(53).
    26 мая 1899 г. произошло новое переименование полка -  в 262-й пехотный резервный Сальянский полк. Но на этом перемены не закончились (история Сальянского полка достаточно хорошо освещена в интернете).
    Что представляла собой церковь вплоть до 1899 года узнаем из того же письма командира Мамврийского от 20 сентября 1899 года «Об уступке Сальянскому полку места с постройками жандармской команды под постройку Полковой церкви» : » Всем известно, что эту церковь можно назвать только домашней, т.к. она настолько не вместима, что в нее одна рота людей из 8 чел. с трудом устанавливается, не говоря о том, что многим жителям Баку, постоянным прихожанам, негде стать» (13).
    Рассказав историю своего полка и Полковой церкви, он продолжил: «Во дворе около самого алтаря  церкви находится отхожее место, принадлежащее жандармской команде. Построенное на городской земле, оно издает такие ароматы, особенно летом, что в церкви невозможно стоять. Живущие во дворе церкви жандармские жены- все прачки, а потому во дворе можно видеть чуть ли не ежедневно, развешенное для сушки белье вплоть, до мужских кальсонов и женских панталонов. Вы сами согласитесь, что все это не соответствует благоволению церкви и не соответствует тому значению, какое имеет храм Божий.
    В 1905 году будет сто лет со дня формирования вверенного мне полка.  В этом городе вплоть до 1890 года батальон вел службу по охране города, высылкой ночью обходов и до сих пор ведет службу по охране.  В 1885 году во время известного бунта бондарей батальон восстановил порядок в населении города Баку, причем один офицер получил при этом настолько тяжелые увечья, что скончался, а несколько нижних чинов были с увечьями отправлены в лазарет. В 1891 году батальон восстановил спокойствие во время такого же народного волнения.
    Квартирование батальона (ныне полка) и вся его служба указывает, что  именно  под его охраной(а не других частей!)мирно развивался город, упрочив в нем законность и порядок. Так что, вверенный мне полк б. Каспийского морского батальона, проведший уже 64 года не бесполезной для города службы, не может быть признан неродным этому городу, а потому естественно наше обращение к Вам, как к представителю родного города и его Голове.
    Я надеюсь, что Вы не откажете внести нашу просьбу на рассмотрение Городской думы, которая  не откажет родному полку передать безвозмездно совместно с церковью постройки, в которых живут жандармские чины и землю под ними для того, чтобы полк снес их и устроил перед церковью площадку, а на возможные пособия от казны и пожертвования, мог бы к своему 100-летию устроить на этом месте церковь, вполне соответствующую  тому величию и достоинству, которые православный храм должен иметь на нашей дальней окраине, достаточною по своим размерам, как для полка, так и для городских прихожан.
    Надеюсь, что городское самоуправление не откажет в этом акте содействия государственной религии и родному полку православной церкви »(13,54).   
    29 ноября 1899 года Городской голова направил прошение Городской управе, где его рассмотрели и установили, что Училищная комиссия предполагает построить там школьное здание. И поэтому, прежде чем дать ответ, нужно получить их заключение по этому вопросу. 3 декабря 1899 г. прошение было направлено в Училищную комиссию. Узнать дальнейшую судьбу прошения нам не удалось. Эта церковь подчинялась военному ведомству и поэтому в архивах Азербайджана очень мало информации о ней и ее священнослужителях.
    В Бакинском Каспийском порту 5-го сентября 1899 г. состоялось  скромное торжество. Морское общество в лице контр –адмирала Владимира Романовича  фон-Берга, гг. офицеров, чиновников и прихожан Баилова чествовали благочинного Каспийской флотилии, о. настоятеля Бакинской портовой церкви  протоиерея Виктора В. Вознесенского  по случаю 40-летнего служения его в  священном  сане с  поднесением  ему золотого с  драгоценными камнями наперсного креста. Он был назначен на эту должность год тому, вместо умершего 5 августа 1898 года протоиерея Андрея Громаковского. 
    По совершении в этот день юбиляром вместе со священником о. А.Вишняковым   Божественной литургии, перед  началом  благодарственного молебна, одним  из чинов  порта был оглашен адрес от лица  контр-адмирала  и прочтена телеграмма о.Протопресвитера военного и морского духовенства.Затем фон-Берг, в знак благодарности за   усердную и полезную службу церкви и воинству, поднес  протоиерею Вознесенскому на серебреном блюде золотой с драгоценными камнями крест(56а).
     В 1900 году в Баиловской Портовой церкви появился новый священник Михаил Павлович Обновленский. Он родился в 1861 году, окончил духовную семинарию по II разряду ,т.е. хорошист. С 22 сентября 1881 г. - псаломщик Рязанской епархии; 1882 г. - священник той же епархии; 1889 г. - Потийской местной команды; 1892 г. - Карсского крепостного собора; 1895 г. — 1 3 9 -го пехотного Моршанского полка(63).
    8 ноября 1899 года в день Полкового праздника церкви 262-го  Сальянского пехотного резервного полка была подарена икона Святого покровителя полка Архистратига Михаила(55). Этот факт до сих пор вызывает сомнения у недружественных критиков, так как при ссылке на него добавляют: »сведения из книги Т. Гумбатовой "Баку и немцы", содержащей очень большое количество неточностей, ошибок и выдуманных сведений(     14 января 1900 в день кончины Св. Равноапостольской Нины в   Полковой церкви была совершена литургия на грузинском языке при участии грузинских певчих (56).   
    Обычно 8 ноября в день Полкового праздника   проходил общий батальонный парад. В 1900 году Сальянский пехотный резервный полк нарушил эту традицию в связи с тем, что деньги пожертвовали на устройство Суворовского музея(1).
    В 1900 году для поднятия религиозно-нравственного воспитания в войсках, высшее Военное начальство начало принимать меры к построению военных церквей в тех местах, где воинские части, по недостатку или по тесноте имеющихся епархиальных храмов, не имели возможности в воскресные и праздничные дни слушать церковные службы. Николай II поддержал эту работу: "Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что Я считаю делом в высокой степени важным. 23 января 1900 год". Тогда и началась подготовка к строительству вместо Полковой (б.флотской) новой военной церкви за Шемахинкой.
   6 апреля 1901 года священник Иоанн Лиадзе и его жена Александра Пантелеймоновна извещали о кончине сына Леона, ученика гимназии. Вынос тела из церкви Сальянского полка на военное кладбище. 
   16 апреля 1901 года в Баку опять прибыл Протопресвитер военного и морского духовенства А.А. Желобовский. Его встречали командир полка полковник А. Г.Мамврийский, офицеры и представители военного начальства. Подробностей о визите мы не обнаружили (57).
   9 сентября  1901 года  в городском родильном доме Баку родилась девочка, которая при крещении 27 сентября 1901 года в  Баиловском портовом соборе во имя Св.Алексия  Митрополита Московского получила имя Надежды, дочери Сергея и Ольги Аллилуевых. Согласно метрической церковной записи, оба ее родители - православные, а восприемниками (крестными) были : мещанин города  Тулы Александр Иванович Селищев и дочь священника Донской области  второго Донского округа,  станицы Кочалинской  - Анна Яковлевна Краснова(1). Эти факты опровергают утверждение Светланы Аллилуевой, что крестным ее матери Надежды Сергеевны был Авель Енукидзе. Ошибочно и сообщение газеты «Тюмень сегодня»  от 20 августа 2003,  что  ее  крестным был Кузьма Александрович Гребенников, работавший в Тифлисе с Аллилуевым в железнодорожных мастерских.
     По случаю наступления Нового 1902 года 1 января в Александро-Невском  соборе протоиерей Юницкий отслужил благодарственную Божественную литургию. Перед собором прошел парад местного Сальянского полка (58).
    28 ноября 1902 года в день 25-летия взятия г. Плевры в военной церкви  Сальянского полка на Спасской улице  состоялась  торжественная  литургия по  убитым воинам(59).
    25 декабря 1902 года в 10 утра во дворе «флотской церкви» торжественный молебен и парад по случаю награждения серебренной медалью на Георгиевской ленте трех чинов 262-го Сальянского пехотного резервного полка: ефрейтора 7 роты Ивана Прилепского, унтер-офицера Назара Титоренко  и рядового, уволенного в запас, Федора Мирошникова. Вначале прошло богослужение в церкви со знаменем и хором, а затем люди выстроились во в дворе, где был молебен (60).
    В 1903 году 22 февраля командиром 262-го Сальянского пехотного резервного полка назначили полковника Мечислава Константиновича Вальтера.
    22 мая 1903 года свой первый визит в Баку   совершил    назначенный 1 ноября 1901 года новый  Экзарх  Грузии Высокопреосвященный  Архиепископ Алексий(Опоцкий). Его встречали Бакинский губернатор генерал –майор  Дмитрий Александрович Одинцов и др. начальствующие и духовные лица .В Александро-Невском соборе  его настоятель протоиерей о.Юницкий вместе с причтем сослужил торжественное богослужение. Экзарх посетил все церкви Баку епархиального ведомства, побывал во второй приходской школе при Рождественской церкви на Станиславской улице, присутствовал на праздновании 15-летнего юбилея Бакинского Кирилло-Мефодиевского Братства(7). Военные церкви он не посещал.
   В сентябре 1903 года священником Полковой церкви был о.И.Лиадзе.Дополнительно он вел уроки Закона Божьего в 18-ой городской школе, вместо ушедшего учителя Хидишили, которого перевели в Черногородскую школу (61).   
    8 февраля 1904 года японские военно-морские силы атаковали русский флот в Порт-Артуре, началась русско-японская война. Из Сальянского полка в Маньчжурскую армию добровольно отправились 1 штаб- и 9 обер-офицеров, из которых 1 был убит, 4 ранены и 1 контужен.   
    Церковь оставалась приписной к Портовому собору, но согласно архивных метрических книг, в 1904 году в »Бакинской батальонной церкви Армии и флота» (б .флотской) служили священники епархиального ведомства: протоиерей Бидзин-Габараев. Симон Лиадзе, Александр Благовещенский, Василий Богоявленский, Александр Левинцов, Александр Сергеевич Александрийский, диаконы Александр М. Луданович и Андрей Данилюк, псаломщик Павел Игнатьевич Раменский. Обязанности главного священника церкви исполнял А. Желобовский (62). 
   Так, 29 августа 1904 года о. Благовещенский с диаконом Данилюком крестили Бориса, сына законоучителя Бакинского коммерческого училища, кандидата богословия Константина Бидзин-Габараева и его законной жены-  Софии Михайловны, оба православные. Восприемники: с.с. Николай Полумордвинов и дочь протоиерея Александра- Невского собора, девица Вера  Бидзин- Габараева.

Рис.Баиловский Портовом собор  во имя Св.Алексия  Митрополита Московского


Рецензии