Рождение английского парламента

(Из серии «Дачные истории»)
                «Но Боже, как играют страсти..»
                (А.С.Пушкин)
- Александр Иванович, вы в прошлый раз обещали рассказать историю рождения английского парламента.
- Раз обещал, расскажу. Правда, нелишне будет вкратце обратиться к своеобразной истории этого островного государства, дабы понять, что привело к появлению английского парламента.  История его тесно переплетена со столетней войной, корни которой уходили во французские владения английских королей.
- Это Нормандия?
- Нормандия в первую очередь. Некогда она была заселена кельтскими племенами, потом покорена римлянами, после падения римской империи  там обосновались франки. А укрепившееся за ней название эта обширная область получила от захвативших её в VIII веке северных народов, от викингов-завоевателей.
- Вильгельм Завоеватель был норманном?
- Да, а с 1066 года он стал также королем Англии. Но в истории Великобритании Вильгельм Завоеватель предстает не как иноземный захватчик и агрессор, а как основатель Английского королевства. Он пришел не разграбить страну, а обустроить  ее. При Вильгельме были  разработаны основные законы, он создал армию, провел первую  перепись населения, которая получила название «Книга Страшного суда», и начал укреплять границы королевства, возводя каменные крепости. И, что важно, Англия приросла его нормандскими землями на континенте.
   Спустя столетие на английском престоле оказался  другой  нормандский герцог - Генрих II Плантагенет.
- Второй муж знаменитой Алиеноры, или как её у нас называют, Элеоноры Аквитанской?
- Да. Нередко романтические, любовные отношения тесно переплетаются с историей страны и оказывают немалое влияние на ход этой истории. Вспомним, что  Элеонора Аквитанская после 14 лет брака с французским королем Людовиком VII, решительно добивается у папы римского согласия на развод, оставляет королю  двух дочерей….и спустя всего пару месяцев тайно выходит замуж за юного герцога нормандского Генриха Плантагенета. Причем она  была старше Генриха на 12  лет…
- По мнению ряда историков, именно в истории супружества Элеоноры Аквитанской обнаруживаются истоки войны, получившей  позднее  название Столетней. Ведь после того, как в 1154 году Генрих Плантагенет стал королем Англии, а Элеонора получила титул королевы, владения  Англии     увеличились за счет огромной территории герцогства Аквитания, занимавшего территорию  всей юго-западной Франции
    На тот момент под властью Генриха Плантагенета оказалась территория, которая по площади и населению в несколько раз превосходила земли, находящиеся во владении французского короля.
- Бывшего супруга Элеоноры.
- Причем, если ему Элеонора оставила лишь двух дочерей, так и не подарив наследника мужского пола, то   Генриху II  она родила девять детей. Самыми запоминающимися в истории остались  имена двух её сыновей, двух королей Англии.  Это  Ричард Львиное сердце и последыш, не получивший наследства и потому  прозванный Иоанном Безземельным.
- В судьбе этого короля также немаловажную роль сыграла женщина. Первый брак Иоанна был неудачным и, главное, бездетным. Поэтому он легко получил развод. Королю  было 32 года, когда его пригласили  в качестве почетного гостя во Францию на помолвку его тамошнего вассала  Гуго  Лузиньяна с Изабеллой Ангулемской. Посадили высокого гостя  рядом с 12-летней очаровательной  невестой. И нежданно-негаданно Иоанн воспылал к ней такой безумной страстью, что немедленно решил жениться на Изабелле сам.
     Кстати сказать, по матери Изабелла была дальней родственницей  Анны Ярославны, королевы Франции и дочери  Ярослава Мудрого.
- Не обошлось без русской крови. А что же незадачливый жених?
- Как мог противиться бедный подданный воле короля. Тем более, что отец юной невесты  трезво оценил ситуацию и предпочел видеть свою дочь королевой Англии.
   Но семейство  Лузиньянов  посчитало себя  обманутыми и оскорблёнными. Вместе с другими баронами, недовольными  Иоанном, они обвинили английского короля в похищении невесты и обратились за поддержкой к французскому королю Филиппу ІІ Августу.
- А Филипп Август - сын бывшего мужа Элеоноры от второго брака и друг-недруг её любимого сына  Ричарда Львиное сердце….
- Да, так все перепуталось в этой, по сути дела, семейной неурядице. Филипп вызвал Иоанна на суд, потому что формально английский король считался вассалом Франции, будучи владельцем территорий на земле Франции. Королям Англии нередко приходилось даже приносить омаж, своего рода присягу на верность королю Франции.
    Иоанн, пребывавший в заморочной, блаженной любви к молодой супруге, на суд не поехал. В результате пэры Франции решили конфисковать континентальные владения Иоанна за измену, нарушение феодальных прав и обязанностей, а также за неявку в суд по вызову сюзерена. Филипп, не мешкая, начал приводить в исполнение приговор, и очень быстро  завоевал Нормандию, наследственный удел английских королей.
   Когда в Англию пришла весть о том, что построенная Ричардом Львиное сердце неприступная крепость Шато-Гайяр сдалась   врагу, от горя и потрясения скончалась Элеонора Аквитанская.
- Правда, ей к тому времени было уже за 80.
     К 1204 году король Иоанн утратил большинство английских владений на территории Франции. А сама Франция превратилось в самую мощную державу в Европе. 18 сентября 1214 года Иоанн вынужден был подписать в Шиноне договор, признающий Филиппа государем владений во Франции, ранее принадлежавших Плантагенетам.
-  Английским баронам вряд ли это нравилось…
-  Многие английские бароны избегали участия в войнах короля.  Иоанн в ответ   пытался добиться послушания лордов, забирая  в  заложники их сыновей.    Кончилось тем, что бароны, возмущенные слабостью и бездействием неудачливого короля,   восстали.  Иоанн был вынужден вступить с ними в переговоры. 15 июня 1215 года в долине Раннимед, на берегу Темзы, король Иоанн Безземельный поставил свою печать на меморандуме с перечисленными требованиями баронов,  так называемым Баронским статьям. На основе этих статей  был составлен  документ, позднее получивший   название  «Великой хартии вольностей». Так появилась первоначальная  практика ограничения власти короля. Поначалу только  высшим сословием - баронами.
- К слову сказать, оригинал этого важного документа и поныне хранится в Британской библиотеке. Есть ещё четыре копии в Линкольнском соборе, Солсберийском соборе….
    Впрочем, Иоанн вскоре опомнился и спохватился. Воспользовавшись внутренними разногласиями и распрями между баронами, он выступил против мятежных вассалов. А те обратились к королю Франции, призывая его занять английский трон.  Филипп сам отказался от их предложения, но не воспретил сыну Людовику бороться  английскую корону как за наследство своей супруги Бланки, внучки Генриха II Плантагенета. Бланка на собственные деньги снарядила флот в помощь супругу.  Людовик  с помощью недовольных  баронов северной Англии  собирался уже короноваться в Лондоне. Иоанн вместе с королевой, принцами и небольшой кучкой верных приближенных бежал, захватив с собой сокровища английской короны. Но по дороге обоз с драгоценностями утонул в реке, а сам король неожиданно умер в Ньюарке.
     Королева Изабелла с приближенными решили немедленно короновать старшего сына короля и неоспоримого наследника Английского престола – девятилетнего   Генриха. Быстренько подрезали и ушили какое-то королевское одеяние, чтобы оно было пригодно для маленького мальчика.  Возникла проблема с короной, которая затонула вместе с другими королевскими сокровищами. Но королева-мать не растерялась.  Изабелла сняла с шеи  тонкий золотой обруч и надела его на голову сыну.
    Английские бароны, узнав о смерти   Иоанна и коронации законного наследника престола, юного Генриха III, успокоились и, выплатив французскому принцу  некую сумму в качестве отступного, отправили его домой. Между двумя странами был заключен вечный мир.
- Надолго ли?!
     Не могу не упомянуть о том, как  курьезно и причудливо сложилась  дальнейшая судьба королевы-матери. Именитые бароны, наставники и воспитатели юного Генриха III, дали понять Изабелле, что её дальнейшее вмешательство в государственные дела  нежелательно. Всё ещё прекрасная, 28-летняя Изабелла отправилась  в Ангулем, сопровождая  свою  малолетнюю дочь к жениху, сыну того самого Гуго Лузиньяна, которому не удалось жениться на ней самой. Снова разгорелись роковые и непредугаданные страсти. В результате спустя шестнадцать лет овдовевшая Изабелла вступила в брак с Гуго Лузиньяном, но уже не с отцом, а с сыном.
- Однако вернемся к Генриху III. Правил он очень долго, 56 лет. И все эти годы  противостояния с баронами продолжались с переменным успехом. В конце концов, оппозицию  возглавил Симон де Монфор.
- Откуда он взялся?
- Симон де Монфор – потомок знаменитого французского рода, имевший владения в Англии и потому носивший  английский титул графа Лестера. Это был храбрый и благородный рыцарь, принимавший участие в крестовом походе, умный, достаточно образованный и красивый человек, чем-то напоминавший Ричарда Львиное сердце. После смерти отца Симон  перебрался в Англию и спустя два года женился на овдовевшей сестре английского короля Элеоноре.
- По любви или по расчету?
- По несомненной и обоюдной  любви. Не стану обременять рассказ очередной романтической историей. Скажу лишь, что Симону де Монфору  даже пришлось ехать в Рим и просить у Папы римского разрешения на этот брак. Да и потом надо было преодолевать капризное раздражение Генриха III.
    Сам король Генрих III  женился только в 28 лет на юной Элеоноре Прованской. Её  сопровождали многочисленные родственники, которых король определял на высокие должности, награждал поместьями и замками. А это неизбежно вело к  росту налогов.
    Не могу не упомянуть о насильственном изъятии денег у проживавших в Англии евреев. В отношении них в 1253 году  Генрих принял дискриминационный «Статут о еврействе» , обязывающий иудеев носить жёлтую звезду. А его сын Эдуард I в 1290 году уже  издал  «Эдикт об изгнании»,  который под страхом смертной казни обязывал всех  евреев  покинуть пределы Англии.
    Итак, денег в казне недоставало, налоги становились непосильными. Возмущенные засильем французов владетельные  бароны, к которым уже примкнули простые рыцари, горожане Лондона и даже студенты Оксфорда,   собрали войско и под предводительством графа Симона де Монфора  изгнали иноземных вельмож из занимаемых ими замков.  Чтобы ограничить власть монарха, собрали государственный совет из 15 человек.  В 1258 году Генрих  вынужден был подписать так называемые «Оксфордские провизии», или договор о регулярном созыве парламентов. И  ему ещё раз пришлось подтвердить соблюдение  «Великой хартии вольностей».
    В начале 1265 году Симон де Монфор созвал первый в английской истории парламент. На заседаниях   в  Вестминстерском дворце   помимо баронов,  рыцарей и высшего духовенства были представители городов. От Лондона и пяти главных портовых городов  в заседаниях участвовали по четыре человека, от остальных городов - по два. Исследователи называют парламент Де Монфора «предвестником»  Палаты общин.
   Впрочем, на этом борьба с королем и его наследником не закончилась. В 1265 году Симон де Монфор погиб в битве при Ивешеме.
   Так год гибели Симона не Монфора стал одновременно годом зарождения английского парламентаризма. Неслучайно в Палате представителей США   висит  барельеф с изображением Симона  де Монфора, человека, заложившего  основы европейской модели управления государством.


Рецензии