Охотники за головами

Однажды мы поехали в Бельгию смотреть замки в провинции Намюр. Один из них, прекрасно сохранившийся, приобрела бельгийская железнодорожная компания. Название замка не выговоришь. Находится он у чёрта на куличках, надо ехать просёлочными дорогами.

Запомнился он мне странностями бывшего владельца, скульптора и художника. Одна скульптура изображала голую женщину,  сидящую на насекомом, похожим на богомола, который  держал в пасти голову любовника.

Другая скульптура  изображала  нагую женщину, лежащую на спине. Этот скульптор очень тщательно работал над изображением  женских гениталий, в том числе и на картинах, выставка которых находилась в одном из зданий замка.
 
Я ещё подивился гигантским размерам карпов, плававших во рву, окружавшем замок. В главном здании, кроме нас троих, никого не было. Там можно было взять наушники и с говорящим гидом обходить помещения.
 
Я поколебался, взять наушники  на английском, для практики, или на русском. Взял на русском. Запись оказалась отличной. В одном из залов среди картин и всякой всячины увидел маленькую мужскую  головку.
 
Пояснил своим спутникам, что она когда-то принадлежала живому человеку, её высушили и  уменьшили в размерах, сохранив все черты лица, умельцы из  племени охотников за головами.
 
Эти ребята живут в Мьянма (бывшей Бирме). В 1936 году племя Кальё Кенгин (за произношение не ручаюсь) совершило налёт на две деревни в Нага Хиллс, после которых там не осталось никого в живых.

В качестве трофеев они унесли с собой 150 голов жителей и всех детей.

Правительства Китая и Британской Индии договорились отправить совместную карательную экспедицию, чтобы прекратить такие налёты и освободить пленников.

Попутно предстояло исследовать незнакомую территорию, нанести на карту, а также изучить культуру её обитателей. Поэтому в состав экспедиции вошли также исследователи и антропологи.

В марте 1937 года международная экспедиция вступила на территорию, где проживало племя Ваа, знаменитых охотников за головами. В задачу экспедиции входило также установление границы между Бирмой и Иннаном  (Китай).
 
Экспедицию сопровождало подразделение китайских солдат, а общее командование возложили на швейцарского артиллерийского офицера полковника Изелина как человека нейтрального и специалиста по пограничным проблемам.

Экспедиция вышла из маленького китайского городка Менг Тунга, сожжённого недавним налётом бандитов. Ещё до вступления на территорию охотников за головами пришлось вести трёхдневное сражение с бандитами.

Разгромив бандитов, двинулись дальше. Раненых несли на носилках. Войдя на территорию племени Ваа, разбили лагерь на берегу реки Дунг Динг и удвоили караулы, опасаясь засад. Тем не менее,  первый контакт с охотниками за головами был мирным.

К ним пришли два вождя племени. Когда их пригласили за стол Изелин и его китайский коллега и они стали есть приготовленное жаркое из лающего оленя, один из вождей полез в свою плетёную сумку и достал в качестве подарка и знака дружбы недавно отрезанную человеческую голову.

«Вышвырните это!» - взревел полковник, указывая на стол. Аппетит у него и у китайского офицера сразу пропал. Стол очистили. Переводчик долго объяснял гостям, почему хозяева отказались от такого прекрасного подарка.

Посовещавшись между собой, вожди достали другой ценный подарок – два человеческих глаза на бамбуковых палочках.

Несмотря на всё это, полковник установил миролюбивые отношения с охотниками за головами, дав их вождям разные подарки.

Он сразу понял, что имеет дело с более опасными людьми, чем бандиты, поэтому с ними лучше не ссориться.

Довольные подарками вожди познакомили китайского и швейцарского офицеров с верховным вождём, который пригласил их на «Пир голов».

Пир был назначен на одиннадцатый день третьего месяца. Гости должны были восхищаться насаженными на бамбуковые шесты головами. По мнению обитателей деревни, это способствовало хорошему урожаю и рождению сыновей.

Головы раньше принадлежали бандитам, с которыми столкнулась экспедиция. По словам жителей деревни, в других деревнях, куда направлялась экспедиция, жили очень недружелюбные люди.

Полковник и китайский офицер сочли за лучшее не испытывать судьбу, пока их головы ещё на плечах. А Китай и Мьянма до сих пор не решили пограничный вопрос.
 
Кстати, сохранение голов врага в качестве трофея имеет глубокую историю. Верили, что голова – вместилище души. Отхватив чужую голову, считали, что усиливали свою собственную душу.

В Новой Зеландии осторожно сушили и консервировали головы так, что сохранялась татуировка, а черты лица были узнаваемы.

В Новой Гвинее для сохранения голов их коптили. Южноамериканские индейцы искусно удаляли кости черепа, набивали полость песком, делая голову размером с кулак и сохраняя черты лица.

Лучшим подарком невесте у некоторых племён Борнео была чья-то голова. Британские власти боролись с этим обычаем, но во время Второй мировой войны сквозь пальцы смотрели на охотников за головами, коллекционировавших головы японских солдат и офицеров.

Будете отдыхать в Черногории, можете вспомнить, что и там существовал такой обычай. Последний раз там был зафиксирован подобный случай в 1912 году.


Рецензии
Да, богатая у вас автоГЕОграфия!:))
И успели вы очень много! Гляжу на ваши могучие списки, и стыдно становится за своё лентяйство...
Всех благ вам!

Neivanov   16.04.2023 19:18     Заявить о нарушении
Себя, Владислав, никогда не нужно упрекать, да и вообще, зачем с кем-то соревноваться?
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   16.04.2023 19:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.