Клятвенные братья конфедерация Andalal

Монг. "клятвенные братья"  конфедерация Andalal

Историческая справка


Аварское конфедеративное общество 'Andalal (ГIандалал). Конфедеративный союз нескольких аварских сёл в горном Дагестане. Крупные сёла находились на правах "шахра",т.е. с правом чекана собственной монеты. Все должности в конфедерации занимались  в результате демократического волеизъявлениия свободных граждан.Решающую роль играло решение трёх крупных сёл. Законы конфедерации 'Andalal (ГIандалал) полностью совпадали с законами общества Акуша-Дарго: любые работы на ханов и беков запрещены,любые сведения ханам и бекам запрещены,вода и еда ханам и бекам запрещена,любой чужак,убивший где-либо хана или бека,получал вознаграждение и убежище в конфедерации,выдавать кого-л. из граждан конфедерации запрещено. Сёла могли время от времени объявлять себя то "открытыми",то звкрытыми" для приёма в свои ряды чужих. Выборные должностные лица должно были на период исполнения своих обязанностей покинуть родной дом и переселиться в другой- который ему укажут,- чтобы не подвергаться психическому давлению со стороны членов семьи и родни. Такие лица назывались "болозан" (термин не имеет этимологии на ав. почве). Мнение женщин на сходах обществ считалось достойным внимания,но оно не играло роли в принятии окончательных решений. 

При столь одназначно террористических методах по отношению к феодалам,отчуждать имущество феодалов запрещалось,феодалы могли быть приняты в конфедерацию,но на условиях признания ими себя "узденями"-"свободными общинниками". Любой гражданин конфедерации,проявивший демонстративно социальное высокомерие по отношению к своим поодвергался штрафам. Все конфедераты были обязаны (под угрозой штрафа) везде защищать своих, даже если они заведомо неправы. В случае нападения чужих на члена конфедерации, не подача сигнала тревоги последним-расценивалось как оскорбление конфедерации с последующим штрафом. Границы общества примерно совпадают с границами современного Гунибского района РД. Конфедерация 'Andalal (ГIандалал) сыграла решающую роль в разгроме войск персидского Надиршаха Афшара (союзника России) в Дагестане. По словам современника- русского представителя в ставке Надиршаха Горчакова - "и десять персиян против одного из них стоять не способны". Законодательство предусматривало два способа решения спорных моментов-на основе обычаев (адат) или религии (шариат), истец и ответчик должны были сами договориваться между собой к какому конкретно законодательству им прибегнуть. Конфедерация принимала активное участие в русско-кавказской войне в основном на стороне имама Шамиля,но поначалу отвергала его призывы,трактуя их как "подстрекательские действия,не исходящие из интересов конфедерации". В дальнейшем, после сдачи в плен Шамиля, почти все сёла приняли участие в т.н. "последнем газавате"-антицаристском восстании.

Нет никаких сведений о разорении территории конфедерации войсками монголов или Тимура. Все сёла конфедерации имеют собственные говоры,отличающиеся от литературного аварского лишь мягкостью произношения и скромным количеством собственных-непонятных другим- слов. Андалальский диалект и все его говоры другим аварцам понятны.

Сам термин 'Andalal (ГIандалал) не имеет сколько-нибудь убедительного объяснения на аварской почве. Была попытка объяснить его как привнесённое арабами "Андалузия",но такое мнение не выдерживает критики,кроме того толком неизвестно,что оно вообще означает,так,согласно одной из версий арабское "Андалузия" лишь искажённое "Вандалиция",т.е. "терр.,захваченная вост.-герм. племнем вандалов". Больше никаких попыток учёных как-то объяснить термин 'Andalal (ГIандалал) не было. В мусульманском мире схожие образования существуют у пуштунов Афганистана и носят арабо-мусульманское название "джамаhир". Известный исламовед Михаил Кемпер,отвергнув советский термин "вольные общества",царивший в советской историографии, обозначил в своих статьях все дагестанские кофедерации швейцарско-немецким термином "Айдгенноссеншафт" (конфедерация),букв. "товарищество клятвы",что в свою очередь буквально совпадает со следущей монгольской терминологией:

ANDA,халх.,калм. анд,бур. анда "побратим,названный брат; друг,приятель (прежде из чужого племени)." Далее авторы Этимологического словаря монгольских языков приводят др.-тюрк. and "клятва,присяга";маньчж. anda,эвк. анда "друг,приятель,товарищ". Авторы словаря,не отметили этот монг. термин значком,указывающим на заимствование. ANDAGHAI (anda-ghai),халха-монг. андгай "клятва", ANDALAI (anda-lai),халха-монг. андлай "обменный брак",ANDALDU (anda-ldu-) гаплолология вместо andalaldu,халха-монг. андалалд-,бур. андалда- "обмениваться,меняться".

Сюда же афган. (пушту) andival "друг,товарищ".

Насколько приведённый термин соответствует чеч. андала "укрепиться" мы не знаем.Сюда же чеч. андо "крепость,твёрдость,прочность",онда "крепкий,прочный,сильный"

20.06.2022    


Рецензии