Чёрствый хлеб...

Когда я вижу возле контейнеров для мусора выброшенный хлеб, я вспоминаю стихотворение Константина Случевского. Приведу его почти полностью. Уж простите за "растянутость" повествования.

Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь прищурясь, - блеск глаза слезит, -
И над землёю воздух в колебанье,
Мигает быстро, будто бы кипит.

Ужасный час! Везде оцепененье:
Жмёт лист к ветвям нагретая верба
Укрылся зверь, затем что жжет движенье,
По щелям спят, приткнувшись, ястреба.

А в поле труд... Обычной чередою
Идёт косьба; хлеба не будут ждать!
Но это время названо страдою, -
Другого слова нет его назвать...

Кто испытал огонь такого неба,
Тот без труда раз навсегда поймет
Зачем игру и шутку с крошкой хлеба
За тяжкий грех считает наш народ!

Сколько нужно вложить труда, времени и сил, чтобы хлеб появился на прилавках магазинов! Душистый, ноздреватый, только что испечённый, с золотистой, коричневой корочкой... "Легко дышащий", как называю я его любовно...
И вот этот хлеб, пройдя все  стадии волшебного превращения из зерна в готовую булку хлеба, - валяется просто так под ногами...  чёрствый, покрытый бело - зелёной плесенью, никому не нужный...
Получается, человек отчужден не только от своего собственного  труда, но и от труда других людей. Покупая в магазине хлеб, он не думает о тех физических и материальных затратах, которые были направлены на то, чтобы испечь этот батон хлеба. Он не думает о тех, кто принимал самое активное участие во взращивании зерновых, их переработке и, в конечном итоге, в выпечке хлеба. Человек покупает готовый хлеб и, в лучшем случае, руководствуется только одной потребностью - утолить голод. Весь остальной процесс остаётся "за кадром".
Возможно, отсюда и "произрастает" безразличие к чужому труду. Ну и, безусловно, неумение планировать свой бюджет, расточительность, небережливость, небрежность...
Оказывается, все взаимосвязано самым что ни на есть теснейшим образом. Найдутся и такие, которые мне возразят, зачем я "из мухи делаю слона"? Но в том - то и дело, что в городах и населенных пунктах выбрасывается очень много хлеба. И не только хлеба, но и других продуктов.
А ведь существуют спецприемники для бездомных животных. Почему бы туда не отправлять лишние, невостребованные продукты? Пока этим занимаются только энтузиасты - волонтеры и обычные люди, не равнодушные к судьбе бездомных животных.
Как - то читая книгу Ариадны Эфрон "Моя мать - Марина Цветаева", я прочла там о том,что "крестьянский патриархальный быт ужасал и возмущал" Марину Цветаеву. Она говорила, что
 "его неподьемности не искупала ни прелестная природа со всеми ее восходами и закатами, ни песни за рекой, ни расшитые полотенца под иконами".
Не смотря на все возрастающую механизацию ручного труда в сельской местности, люди самозабвенно и тяжело трудятся на своих вожделенных сотках и это отнимает у них очень много времени и сил. Трудятся, как пчёлки, добывая хлеб свой насущный... И в этих нелёгких трудах и заботах проходит вся их жизнь.
У Евгения Евтушенко есть стихотворение "Памяти Ахматовой". Там есть такие строки:

И думал я: а может быть, а вдруг,
но все же существуют две России:
Россия духа и Россия рук -
две разные страны, совсем чужие!

Так, может, действительно существуют две страны, совсем чужие друг другу, - страна духа и страна рук?
В стихотворении он пишет о смерти  Ахматовой и простой крестьянки. С одной стороны  - Ахматова с ее величием и народной славой и признанием, а с другой стороны - обычная крестьянка, "ахматовского возраста старушка", в белом простеньким платье и в дареных туфлях, почти новых, "с квиточками ремонта на подошвах"...

Для крестьянки:
Быть мертвой - райское житье
За ней впервые люди приглядели
И, словно перед праздником дитё,
и вымыли и чисто приодели

Никто не принес цветов, никто не выразил скорби при виде ее сухих рук:
"тяжёлых и темных, как медь
ни разу не целованных рук"...

Явное противопоставление духовного и материального, и духовное на ранг выше. Оно остаётся в народной памяти надолго, если не навсегда... Крестьянка прожила долгую, тяжёлую, трудную жизнь. Ее руки "умели в жизни всё уметь" и для неё смерть, как избавление...
Читая эти строки, понимаешь, насколько тяжел труд пахаря, строителя, швеи... И насколько важно уметь ценить этот труд и его результаты. И поэтому не только выброшенный кусочек хлеба, но и новая остановка, исписанная черной краской"китайскими иероглифами",  и сломанная скамейка  в парке, и сплющенный щит с расписанием и т.д. - все это вызывает искреннее возмущение, недоумение и сожаление о том, что у нас такое возможно... И это делает тот, кому с детства не привита любовь  и уважение к чужому труду,  и кто сам ничего полезного ещё не сделал в этой жизни. Да и сделает ли?


Рецензии
Татьяна, здравствуйте. Прочитала уже Ваш третий рассказ. Мне очень нравится ваша страничка. Уютная атмосфера и поучительные сюжеты. Желаю вам искренне творческого вдохновения и всего самого доброго! С Уважением

Евгения Черная   14.11.2022 09:26     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Евгения, за теплые слова! Благодаря Вашей искренней поддержке хочется писать...

Татьяна Палховская   14.11.2022 09:31   Заявить о нарушении