Младшее звено. Анатолий

    Родился младший брат 23 февраля 1945 года. На руднике Спокойный (ныне Орловский) Читинская область Бурят- монгольский национальный округ районный центр село Агинское.
Портрет: как и все братья, среднего роста, крепыш. С густой шевелюрой тёмно-русых волос. Красавчик, общий любимец в семье. Обладает не громким приятным голосом. Любит русские народные песни и романсы. Романсы исполняет по-своему, как чувствует. Даёт волю, когда работа в степи или на строительстве автодорог, заливается, что называется, соловьём.
Да, заливается соловьём. Только моё детство закончилось с рождением этого соловушки. Какая я няня была? В доме, в котором нам пришлось жить в ожидании своего дома, геологи оставили большой рабочий стол. Так вот посажу я этого «соловья» на стол, а сама убегу на улицу к ребятам играть. Он не падал со стола. Ползает по нему, как на сцене от края до края. Весь обкакется и сам же измажется в этих какашках. Мама придёт и отмывает его. Мне мама выговаривает не строго, но не наказывала. Только просила, чтобы я берегла братишку, ведь же мог упасть и разбиться.

    Да, был и такой случай, что чуть не погубила я его. Была кроватка- качалка, которую сделал дедушка Николай Андреевич Осипов- мамин отчим ещё для меня. Кстати, в этой кроватке выросли все мои братья и дети старшего брата Георгия. Нас уже четверо: я- предводительница, Бориска, Петенька и Толянуш. Так вот я всех усадила в эту кроватку и ну раскачиваться, как на качелях. Раскачали кроватку так, что она опрокинулась. Малыш держался за бортик. Конечно, он не успел убрать ручонку и безымянный палец на правой руке расплющило. Что тут было!!! Слава Богу, что мама вскоре пришла. Завернула его и на конец посёлка в амбулаторию.  Расплющена первая фаланга на безымянном пальце. Память на всю жизнь. Прости брат, не велика няня была.
 Когда нам мама показала нового братца, на подушке в пелёнке лежал маленький мальчик, не больше ложки. И как это из такой крохи вырос крепыш? Наверно, потому, что тянулся за нами, а мы все занимались спортом. Да и не только: физический труд принёс тоже свои плоды. В летнее время Борис и Петя работали подпасками, а потом и пастухами. Малыш старался быть всегда с братьями. За лето его нос несколько раз облуплялся от солнечных ожогов, он ходил почти всегда с бумажкой на носу.

     Папа был очень рад рождению сына, ведь он теперь имел возможность воспитывать сына, не отлучаясь. Постоянным местом работы стал рудник Спокойный. Напомню: это было последнее место полезных ископаемых (вольфрам, олово), которое открыл отец.
 У мамы и так хлопот по хозяйству хватает: корова, поросёнок, куры, огромный огород, сенокос. Мама уходила на покос и просила не вынимать Толика из качалки. Оставляла печенье, которое я должна пожевать, завернуть в марличку и дать брату да молочка из бутылочки. Ножки подниму и поменяю у него пелёнку. Братику было летом полгодика. Мама приходила и с пристрастием допрашивала: «не вынимала ли, не роняла ли».
 
     Стало мне ещё хуже, когда сестра привезла своего сынишку. У него рахит. Толик уже на ножках бегает, а племянник на кривых ножках только начал ходить. Дядя и племянник выросли вместе. Не скоро сестра его забрала.
 Так и прошли 8 лет моего детства. Толику и Вовке исполнилось по восемь лет, мне 14. Я закончила 7 классов, и родители смогли меня отпустить учиться в районный центр Агинск «Чтоб вышла из дочери учительница». С тех пор мы редко встречались, ведь летом уже следующего года я работала на руднике с кайлой и лопатой. Все последующие летние каникулы я также проводила в Даурских степях на сенокосе. Одно лето на стройке в селе Кубухай, где шла большая стройка МТС. Там жили мои старшие братья: Георгий и Володя и Зинаида.

     Как подрастали мои подопечные, я мало, что знала. Вовка был отчаянным парнем, всё куда-то попадал, то под телегу, то ещё куда–нибудь. Маме было с ним хлопотно. От работы больше отлынивал. Толика отец таскал всюду с собой, приучал его к любому труду. Братик даже сено косил уже в 7 лет. Папа сделал ему из большой косы маленькую. Толик стремился и сам всё познать, чему-то научиться. Когда приходила пора уборки сена, мама будила нас рано. Снабжала продуктами, и мы все шли к отцу на помощь - сгребать сено в копны. Узелок с продуктами, грабли у каждого. Спать хочется. Идём- бредём кое-как. Я запеваю «Шёл отряд по берегу, шёл издалека…». Братцы мои преображались, и мы быстро приходили к балагану, где устраивал папа себе убежище от жары, комаров, там же и ночевал. Папа издалека уже слышал наши песни и готовил чай. После чая он нам разрешал досыпать, пока сено не подсохнет. А сам шёл косить: коси коса, пока роса.  Папа приходил весь вспотевший и говорил: «Ну, ребята, теперь ваша очередь работать, а я немного отдохну». Мы сгребали сено, а папа потом уже складывал в копны. Если покос был недалеко, то вывозили на самодельной тележке. В жару прятались в балагане. Отец не разрешал пить холодную воду. Пили зелёный чай, подсолённый с молоком. Так меньше потеешь и не ослабеваешь.

    Ещё хочу добавить о маме. Мама потихоньку от нас встречалась с учителями и просила, чтобы в школе нам давали всякие общественные поручения. Мы выпускали стенные газеты. Были пионервожатыми, комсоргами. Активно участвовали в общественной жизни школы. Толику нравилось рисование. И он развил эти способности. У него нарисован удачно портрет папы. Мой портрет не совсем удался. Любит рисовать природу.
 
    Вообще Анатолий мастер на все руки. Строитель – с большой буквы. Описывать его трудовую деятельность не стану. 
В армии служил в каких-то секретных войсках, сопровождал высших чинов по службе в командировках. Однажды даже заезжал ко мне в Качканар. Тогда был «ракетный пояс» и видимо, по этим точкам и ездили с проверкой.
Невесту нашёл на Енисее посёлок Казачинское. Дочери его Леночке было лет шесть, а в 1978 году родились двойняшки: Вася и Алёша. Мама тоже была у них, я поехала их всех навестить. С братиком у нас всегда были самые тёплые отношения. 30 апреля 1979 года Анатолий встречал меня в Красноярске на мотоцикле. Температура была за минус 20. Чтобы я не замёрзла, он взял 2 тулупа. Укутал меня в коляске, как куклу. Дорога грунтовая и расстояние более сотни километров. По приезду у меня болели все бока. На следующий день мы ходили на празднование 1 мая. Прожила я у них несколько дней и видела, какая тяжелая работа была у брата. Село Казачинское расположено прямо на берегу Енисея. С Енисея дуют такие ветры! Брат мотается на своём железном коне по всему району. Что - то строилось почти в каждом селе. Строителей профессионалов нет. Приходиться брать, кого придется. На утро нужно было предъявить к сдаче дом, а печь не готова. Какой -то «бич» назвался печником и Анатолий доверился ему выложить печь. На всякий случай решил съездить проверить готовность раньше. Каково же было его разочарование: «печник» не умел даже глину приготовить. И брат к утру сам выложил печь. Дом был сдан ко времени. Приезжал весь обледеневший, как дед мороз. Борода вся в сосульках. Это только один случай, мы с мамой были тому свидетели.

     Близость реки, повышенная влажность отрицательно сказались на здоровье брата. Постоянно падало кровяное давление, и брат решил вернуться на родину. Он от рождения деревенский парень. Его тянет к лесу, где грибы, ягоды, да чтоб рядом была рыбалка. Такое место он нашёл на родине. Поселились в Акше, где была река Онон. Обзавелись большим хозяйством.  Всё было хорошо, но семья однажды распалась. Парни в армии, Елена в институте. Позже, видимо, одумались, и вновь семья воссоединилась. Появились уже и внуки. Внуков у брата восемь: у Елены два сына.   У Алексея – три сына и дочь.  У Василия -  две дочери.

        Но пришло горе: умерла его жена Валентина. Анатолий попросил меня приехать поддержать его и помочь в поминках на сороковой день. Это было осенью 2013 года. Я же только вернулась из Крыма, куда мы с двоюродной сестрой Мариной Осиповой ездили по приглашению Виктора Михайловича Жилина. Я была уставшая и без денег. Пётр и Анатолий оплатили мои билеты. Поминки я сделала. Приезжали сыновья и внуки. Это была последняя встреча в Акше.

      После сыновья уговорили его продать дом. Но там был не только дом, а полное хозяйство со всеми удобствами, была и пилорама, которую устроил Василий. Жалко было расставаться с таким уютным уголком, однако сыновья уговорили и стал Анатолий строить дом –дачу для Василия. Сын говорил: «Да живи ты, отец, как сторож, а мы ведь только летом будем приезжать». В июне 2015 года мы с Петром побывали на новом месте у брата в посёлке Смоленка.
 
      Всё было хорошо до поры, до времени. Ведь «Жизнь прожить, не поле перейти». Распалась и у сына семья. Отца сын отправил к дочери в Новороссийск. На удивление климат брату подошёл, и он остался у дочери.   Братец крестьянской закалки и ему нравится заниматься огородом. А тут у дочери оказалось раздолье: дом построили, но усадьба ещё не обустроена. Так братец с удовольствием занялся садом-огородом.  Да и некуда ему уже больше податься. Да к тому же у дочери маленький сын Костик. Проводить в школу, в спортзал- самая подходящая для деда работа.

       Книгу по родословной я каждому племяннику подарила. Лично развезла и вручила их детям. У Алексея три сына- каждый имеет свой экземпляр книги. У Василия две дочери- тоже имеют каждая свой экземпляр. У Елены тоже есть книга. Только теперь меня стало брать сомнение: сберегут ли они книги и сумеют ли родители объяснить важность этой книги своим детям?  Ведь там наши корни. Сейчас в раздумье, надо ли было мне совершать такие поиски, для кого, зачем? Да это просто мне надо было, я очень хотела узнать о прадедах и узнала, что могла «раскопала». Меня с детства интересовало, а кто был дедушка, а какая бабушка? Я только хорошо знала бабушку Аграфену- мамину маму.  Бабушка была высокая и стройная. Да к тому же говорили, что я похожа на неё. Помню, как я спала с ней на большой печке. Бабушка была птичницей в совхозе и всегда меня угощала яйцами от кур, гусей, индюков. Помню и деда Николая Осипова большого любителя огородника и книголюба.
 
     «Без корня и полынь не растет» — не только полынь, но и любое растение. Человек и даже представители животного мира не могут существовать без Родины».
 Полынь в данном примере использует потому, что этот сорняк растет где угодно и в любых условия, но даже ему нужен корень.

    Я уже сказала, что брат творческий человек, что мне в нём и нравилось. Художник- самоучка. Или вот принесёт к печке дрова, присядет перед печкой и что-то вырезает из полена. Так за беседой, когда я приезжала к нему в последний раз, вырезал из берёзового полена подсвечник- женщина с чашей над головой. Утром его раскрасил и сказал: «Это в память о маме». Такой от него подарок – подсвечник и стоит у меня.

     Но самое главное я благодарна брату за то, что он проникся пониманием в мой труд по поиску наших предков. Понял, что мне не хватает чего-то и предложил свозить меня в Кадаю, на родину отца. В августе 2010 года я с Урала приехала вместе с племянницей Ларисой, дочерью Леонтия, которая захотела познакомиться со всей роднёй и главное со сводным братом Максимом. На его «Волге» мы преодолели до тысячи километров по степям и горам, чаще почти по бездорожью, пашням или едва видимым дорогам в одну сторону. Обратно наша дорога была ещё труднее, так возвращались ночью и заезжали навестить тётю в доме престарелых в Ясногорск. Тётю мы знали только потому, что она сестра нашей мамы. Мы уважали всех родственников чьи бы они небыли папины братья или мамины. Поездка наша была не зря: в школе встречу нам организовали со школьниками. Подарила им книгу в электронном виде. Потом школа провела интересную работу по этой родословной в Области. А самое главное нам принесли фото, которое передали в музей потомки этого фото. Тут уж я от такой находки просто разрыдалась.
 
Послужной список Анатолия.(фото)
Несколько писем от него. К слову скажу, что Анатолий, Борис поступали на вечерние отделения или заочные, учились позже меня. Я хранила свои школьные сочинения. Школьная программа была одна для всех поступающих и все они сдавали экзамены по русскому языку или литературе по моим сочинениям. Сочинения возвращались от одного брата, как просил уже другой. Маленькой бандеролью я их пересылала, а потом их друзья стали просить и так не вернулись они ко мне.
 
      Анатолий какое-то время писал стихи и присылал мне письма на нескольких страницах. Кстати, письма его храню, как и много писем от родителей, братьев. Однажды даже хотела их ксерокопировать и издать брошюрой. В этих письмах он вспоминает много такого, о чём я уже не знала. Интересные зарисовки о маме, обо мне, играх. О своей интересной работе как начальника строительного отряда по строительству автодороги Чита- Хабаровск. Однако со временем потерял интерес к творчеству. Сейчас ему заниматься этим уже некогда, иногда ещё кисти в руки возьмёт.

У брата волнистый густой волос, приятный голос, и обнаружились его артистические способности. В армии он выступал в женских ролях.   В одном из писем он как раз пишет об этом.

     На семидесятилетие брату я послала вот такое поздравление. Написала совместно с подругой поэтессой.
Поздравления.

   Семья Черняевых
С днём рождения поздравлю я братца!
До чего же похож он теперь на отца!!!
И не только портретом лица,
В мастерстве ему не откажешь при этом!
За всё, за что он берётся, -
Ему всегда всё удаётся.
Починить холодильник, машинку любую-
Пожалуйста!!!
И никто, никогда на брак не пожалуется.
Может в квартире сделать ремонт,
Что простоит не один год.
Построил не одну теплицу,
Овощи растут, как в светлице.
Всех племянников встречает,
Хлебом, солью угощает.
Помогает им при этом
не только своим советом.
Стал он для них, «в окошке светом».
Но это ещё не предел:
Хочу, чтобы ты к родным полетел.
Повстречался с сыном, братцем.
На родине и здоровья набраться.

    Поэма
«Забайкальская быль»
Посвящается Анатолию Фомичу Черняеву
Глава Первая
Семь десятков живёт в Забайкалье
Человек, увлечённый мечтой.
И шампанское в тонком бокале
Держит он по причине простой.

Его чествуют в день юбилея
В окруженье накрытых столов.
Гости знают, что знак Водолея
Не приемлет излишества слов.

Чтобы стать продолжателем рода,
Он пришёл в этот мир в феврале.
Занимает плацдарм их природа
На суровой сибирской земле.

Факт такой не является новью,
Что родная земля – прочный тыл.
Толя к ней относился с любовью,
Много лет архитектором был.

Обладая «набором» профессий,
Он испытывал радость труда.
Нет в природе сомнительных «смесей»,
Она в трёх поколениях тверда.

А теперь у него есть столярка,
Столяр делает всё для людей.
Он живёт интересно и ярко,
Удивляя фонтаном идей.
Взяв в ладони привычные кисти,
Он кладёт на мольберт полотно.
Он не мечется в поисках истин,
Живописец их знает давно!

Но внезапный уход Валентины
Омрачает текущие дни…
Тогда пишет художник картины-
Для себя, для друзей и родных.

     Глава вторая
Научился давно Анатолий
Всё, что дорого сердцу, любить.
Обладает он сильною волей,
Его с верного курса не сбить.

Рядом с ним его дети и внуки,
Их семейный союз нерушим.
Он не знает унынья и скуки,
Он работой всегда одержим.

Прилагает немало усилий,
Чтобы дружной осталась семья.
Любят труд - Алексей и Василий,
Помогают отцу сыновья.

Прилетит к нему дочка Елена,
Если бросит помощи клич.
У мужчины достойная смена,
Счастлив тем Анатолий Фомич.

Человек жил на свете недаром,
У него уже восемь внучат.
Все родные горды юбиляром,
Похвалы в его адрес звучат

Он остался навек патриотом,
Не сменил государственный флаг,
Хоть в стране добывается с потом
«Груз» простых человеческих благ.

У романтика трудная доля,
Но не ищет он лёгких путей.
Этот подвиг до старости Толя
Совершает во имя детей.

И они к нему едут с поклоном
Все зовут перебраться в Читу.
Он живёт по житейским законам
И по –прежнему верит в мечту

   Глава третья
У Черняевых крепкие корни
И природная кладезь ума.
Ни друзьям, ни врагам не покорны-
Это так воспитал их Фома.

Равновесие держат их семьи
на скрещении разных эпох.
И мечтатель был равен со всеми,
Он снискал уважение снох.
Пополняют Наталья с Ириной
Многоликий Чернявский род
Так живёт его сын, сохраняя
Многоликий Чернявский род.
Сын Фомы по дороге старинной
За мечтою шагает вперёд.
Он, фамильную честь не роняя,
За мечтою шагает вперёд.
Жизнь была временами не ровной,
Только кто же живёт без помех?
Он гордится своей родословной,
Много в ней исторических вех.

Свято помнит традиции дома,
Незатейливый мамин уклад.
В детстве Толика нянчила Тома,
Он общаться с наставницей рад.

Очень редко он видит Тамару,
Хотя искренне любит сестру.
Она пишет письмо Юбиляру,
Прикасаясь рукою к перу.

Одолеть им бывает не просто
Расстояние в тысячи миль.
Зато есть повод для тоста –
Это их ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ БЫЛЬ

Дорожат былью больше, чем златом,
Это знает большая родня.
Завещают подросшим внучатам,
От забвения дружно храня.
   
    Труд совместный с подругой Татьяной Семакиной.
Качканар февраль 2015 г
Урал – Забайкалье.
Фото из моего альбома  Мама с двойняшками в Акше.1972 год. Встреча с братьями в Качканаре

 Рассказала я о братьях. Да, детство наше было в военное лихолетье. Все же у нас было время поиграть в лапту, бабки, пристенок, в третий лишний и другие игры. Связь с Анатолием у нас никогда не прерывалась. То я к маме еду, а мама живёт у брата, то еду на курорт Дарасун, как до брата не доехать? Всего-то чуть больше сотни километров. Только каких?
Наши встречи: 2004, 2006, 2008, 2009, 2010, 2012, 2013 и последняя поездка к брату в 2015 году.

У нас с Толей много общих интересов. Мы оба любим почитать стихи, сами сочиняем. Делимся впечатлениями.   Ещё нас сближает одна профессия. Мы можем всю ночь провести за разговорами и, конечно, с песней. 
 
(фото) 1959 г. Я невеста, братец подросток. И вот брат на Чёрном море 2021 г
   
(фото)Наша попытка с братом изобразить всех потомков родителей. Брат пытался рисовать портреты все, а я находила в интернете их фото. Год моей работы над этим коллажем. Брат так и не закончил эту работу.

     Примечание: в книге почти сто цветных фото.Издатели оценили работу очень дорого. Пять экз. книг стоимостью в 18.0 тыс. Все пять экз. отпечатала дома на лазерном принтере и переплёт собственными руками. Отправила почтой три экз.
жду что же скажут племянники. Сумеют ли правильно оценить этот труд. Поймут ли важность книги для своих детей.


Рецензии