Зазеркалье молодости Очерк воспоминаний

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ЗАЗЕРКАЛЬЕ МОЛОДОСТИ
ОЧЕРК МОСПОМИНАНИЙ


    Молодость наша, та самая первая молодость, «молодость по возрасту», на самом деле - как зазеркалье по сравнению с действительной и по настоящему «взрослой» жизнью.
        В той первой молодости все нереально и фантастично - желания, увлечения, мечты и печали…. А порой фантастическими выглядят в реальные события той молодой жизни, по сравнению с которыми все бывшее в твоей жизни потом  кажется обыденным, будничным и утомительно обыкновенным.
         Так в самой первой юности своей, еще в школьные годы, я побывал в чудесном путешествии, которое запомнилось на всю жизнь.
           После девятого (тогда предпоследнего) класса школы наш учитель физкультуры повел группу ребят и девушек в большие путешествие на Северный Кавказ и затем на берег Черного моря.  В этой группе был и я.
           Путешествие это продолжалось целый месяц   (весь июль).
            В горах Кавказа мы побывали в Теберде и Домбае. Поднимались на ледник в Домбае. Осматривали и местный заповедник. Поднимались к берегам горных рек и водопадов.
              И ведь жили в палатках. Пищу готовили на костре.
                Это был именно многодневный поход. А не туристическая поездка «со всеми  удобствами.» Что придавало нашему путешествию особую романтическую прелесть - преодоления трудностей походной жизни и живого общения с диком природой.
             Из Домбая мы добрались до Клухорского перевала. И своей группой перешли через этот перевал. С одной всего ночевкой в снегах на его гребне.
              Это был действительно романтический переход.  Запомнилось наше движение по обледеневшему и крутому склону замерзшего озера на вершине Клухорского перевала - там было и страшновато идти и даже рискованно. Наши кеды скользили по крутому склону. Ведь альпинистского снаряжения у нас с собой не было. Ступеньки в долгом этом склоне приходилось вырубать топором.
                Смелым человеком был наш учитель физкультуры, который повел нас в этот поход! И хороший он был человек, хотя ко мне относился как-то невнимательно. Как будто совсем меня не замечая. И я с ним собственно никогда и ни о чем не беседовал.
                Но мы же были еще школьники, учащиеся которые перешли в старший и ипоследний в те годы десятый класс. И решиться с нами пройти такой непростой маршрут - это надо было быть уверенным в себе и решительным человеком.
                И ведь и хорошо знал же наш учитель физкультуры - куда и как вести свою группу молодых путешественников.
                Перейдя благополучно через Клухорский перевал, мы добрались до Сухума.  А из Сухума на рейсовом автобусе добрались до Пицунды.
                И в третьем по счету ущелье от знаменитого Пицундского мыса, где тогда громоздился со своими высотными зданиями курорт для иностранцев, мы более двух недель жили в палатках прямо на песчаном берегу моря и у самой кромки голубой  черноморской воды.
                Купались. Плавали  в теплом море, загорали. Ходили в небольшие походы по окрестным горам заросшим субтропической растительностью. Здорово там было!
                Причем, этот оазис «дикого» палаточного туризма был не особенно законным.
                Территория в которую входило наше третье ущелье являлась территорией некого охраняемого «заказника». Там официально не дозволялись палаточные лагеря. Но нам повезло -  в этот год гонений на «диких туристов» не было. И прогонять нас из живописного ущелья никто тогда не пытался.
                Запомнил я конечно это путешествие. Запомнил и навсегда полюбил и горный Кавказ и Абхазское побережье Черного моря.
                Славно там! Славно и сказочно…
                Мои впечатления от похода в ранней юности через Клухорский перевал оказались настолько сильными, что я позднее, уже возмужав и женившись, решил этот переход через перевалы Северного Кавказа к морю повторить.
                В наши совсем молодые годы (мы поженились с моей супругой когда я окончил Университет и когда нам обоим было по 22 года) я все мечтал о путешествиях.
                И мы с женой во второе лето нашей совместной супружеской жизни    приобрели путевку в Приэльбрусье на июль месяц - в пансионат «Чегет», располагавшийся у одноименной горы Чегет, которая использовалась для горнолыжного спорта.
                В этом туристическом маршруте предполагался и поход в горы на три дня. И пешие прогулки по окрестностям горы Чегет. И даже подобие восхождения на Эльбрус - подъем по склону Эльбруса от самой последней площадки подъемника пешком… До какой-то условной точки. После чего мы по снегу съезжали вниз…
                И я отчетливо помню, что в баре у верхнего Причала подъемника (канатной подвесной дороги с вагончиками) я, скатившись вниз с подножий Эльбруса быстрее других, ждал свою замерзшую безбожно супругу со стаканом так называемого Коктейля местного производства «Кровавая Мери» где в стакане водки плавала половинка помидора.
                Эта Кровавая Мери пришлась нам с женой тогда очень кстати. Потому что снег забивался в ботинки, в носки… И наши, простите, «пятые точки» были совершенно мокры от снега, по которому мы съезжали с горы Эльбрус.
                Зачем было нас затаскивать так высоко в гору Эльбрус - мне пожалуй и ныне  непонятно. Но тогда мне это даже понравилось - приключение все таки….
                И поднявшись в эту поездку на кресельном подъемнике почти на вершину горы Чегет,  увидев что совсем рядом находится перевал Накра, через который даже ходят иногда группы туристов, я  задумал -  перейти нам вдвоем с женой самим через перевал Накра.
             И потом жить в Пицунде в том же третьем ущелье где мы когда-то обосновались с нашим учителем физкультуры.          
             И на самом деле мы это с женой и осуществили -  на следующий год. И все получилось как и было задумано. Хотя план был рискованным и ненадежным конечно.
                Мы опять купили путевку в туристическую гостиницу «Чегет». Опять были в знакомом уже нам Приэльбрусье. Увидели того же инструктора из местных кабардинцев и общались с ним как старые знакомые.
                С этим инструктором отправились в какой-то рискованный и запрещенный горный маршрут на тогдашней экспедиционной машине ГАЗ -69. После чего инструктору был объявлен выговор.
                Хотя там на маршруте этом мы видели дикие горы. Видели трупы лошадей и поедающих их грифов. Видели устроенную горцами смертельную драку собак, в итоге которой несколько собак были смертельно ранены и погибли.
                Словом, и там были «приключения и впечатления». И там я увидел жестокий Кавказ, который мне на самом деле не понравился.
                Но главное было не в этом.
                Главное в том, что в поход через перевал Накра нас с женой провожали наши новые знакомые и товарищи  по жизни в отеле и по путешествиям в окрестных горах - это и для них было большое событие.
                Их друзья или даже пусть просто товарищи решаются сами без провожатых перейти через перевал Накра и добраться до моря.
                Для всех вокруг нас это было событие! Не только для нас самих.
                И что же? Мы вдвоем действительно перешли через перевал Накра который намного выше Клухорского перевала и конечно сложнее для перехода в одиночку даже и в летнее время.
                Но все получилось! Хотя на нас же были тяжелые рюкзаки. Мы же несли на себе через перевал то, что было необходимо для жизни на море.
                И хотя мы отправили заранее немалое  число вещей нужных для жизни на море почтой из самого Приэльбрусья заблаговременно в Пицунду - все равно груз в рюкзаках наших был немалый. Особенно у меня естественно. Ведь моя Лена силачкой, способной носить на себе большие тяжести, никогда не была.      
                И нам  хорошо было тогда на море в том же самом третьем ущелье. Очень хорошо!.
                Но переход через серьезный перевал Накра с тяжелыми рюкзаками был все таки и испытанием.
                Требовал не только большой затраты сил,  но и немалого нервного напряжения.
                Ведь на пути встречались и мощные горные ручьи и небольшие бурные горные речки, переход через которые по шатким бревнам или по сломанным стволам старых деревьев - требовал и смелости и ловкости.
                И безопасным этот переход отнюдь не являлся.
                Так вот я помню, что когда мы наконец пришли к абхазскому селу у подножия этого перевала, то первое,  что мы увидели - счастливых свиней, купающихся в огромных лужах за околицей этого села.
                И моя бедная Лена которую я самонадеянно повел тогда в такое рискованное и многотрудное путешествие -   горько заплакала…
                Что же ты плачешь - встревожился я - видишь, мы уже пришли к людям. И все будет хорошо.
                Свиньи - отвечала мне  Лена с болью и рыданием в голосе. -Эти грязные свиньи в луже. Мы шли через это жуткий снежный и ледяной перевал к этим свиньям. И она опять горько заплакала.
                Испытания походов в которые я увлекал свою Лену в этом первой молодости были подчас чрезмерны и непосильны для нее.
                Что делать… Лена создана для мирной жизни. Да и я сам если разобраться не создан для неистовства в многотроудных походах и вообще  чем бы то ни было.
                Но в первой моей молодости все было иначе.
                Я чувствовал например что советская власть губит мой талант - и я хотел жить на Западе. Якобы хотел.
                Я бы не продержался на этом Западе и года. Я бы тосковал по родине. Я бы непременно вернулся - пусть «и в лапы  КГБ».
                Я помню как я общался в молодости какое-то время с внуком Алексея Николаевича Толстого Иваном, который тогда работал в редакции журнала «Звезда». А я тогда в этот журнал «Звезда» (впоследствии ставшим каноническим еврейским журналом) нередко приходил пообщаться, щедро принося при этом  свой алкоголь и закуску.
                Так вот Иван Толстой мне явно симпатизировал.  Как будто чувствовал  - мы из одного круга, мы русские интеллигентные баре.
          Просто сейчас не наша власть.
           Наверное так же бы повел себя и Никита  Михалков, если бы мне довелось с ним общаться.
             Мне эти люди безусловно симпатичны. В них есть колорит просвещенных русских людей. Колорит  старого русского барства.
             Это безусловно.
              И моя прабабушка окончила Смольный Институт Благородных девиц. 
                И в каких-то дворян в своем роду я пошел даже внешне. Не говоря о своих склонностях и о своем литературном призвании.
                Раевские к которым принадлежала моя бабушка по историческим свидетельствам  прибыли в Россию из Литвы. Что же в Прибалтике меня всегда принимали в былые годы за своего - и в Эстонии и в той же Литве.
                А в Англии в Оксфорде принимали за немца.
                Ничего не знаю о своих аристократических замашках - есть они на самом деле или нет.
                Но знаю что я создан  для творчества. И должен жить творчеством. И когда это реально случилось в моей жизни - я стал счастливым.
                По настоящему счастливым.
                Хотя я не имею ничего. Ну просто ничего в своей творческой жизни!
                Да меня публиковали многие журналы как поэта - но из за моей внушительной биографии в основном.
                Как же - ведущий сотрудник Пушкинского Дома, автор книг о выдающихся русских писателях и мыслителях, доктор филологических и кандидат исторических  наук…. Это впечатляет.
                Вот и опубликуем его - один раз - для нашей солидности.
                На СТИХИ. РУ у меня уже несколько лет одно и то же число читателей - ни рыба, ни мясо. И эти читатели молчат. Меня они не хвалят никогда.
                Дело не во мне лично конечно и не в какой-то особой сложности моих стихов для восприятия - просто литература и поэзия стала никому не нужна.
                Графоманы пишут свои детские вирши. Публикуют их в Интернете. И их хвалят такие же графоманы как они сами, чувствуя в их авторах «родственные души.»
                В этом и состоит нынешняя так называемая литературная ситуация.
                И что же я тогда выходит пишу для условной вечности? Для признания будущим поколений? Для уважения неведомо кого и когда к моему   творчеству?
                Вовсе нет! Я пишу потому, что чувствую в своих стихах волшебную и целительную светлую силу  - мои стихи действительно духовно целительны.
                Они заряжены светлой энергией. И они способны благотворно действовать на сознание читающего эти стихи человека.
                Я к такому эффекту своей поэзии и стремился -  не для других. А для себя самого.
                Мне моя поэзия помогает  жить. Она преображает мою собственную жизнь.
                Вы скажите что моя поэзия поддельна и бездарна?… Говорите. Я знаю,  что это неправда.
                Я создаю в России подлинную  поэзию ХХ1 века несмотря ни на что.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -



         
               

               
         
               


















 

               
               
               
            


Рецензии