Что лучше вертолет или махолет? Или как сравнить в

Полное название: Что лучше вертолет или махолет? Или как сравнить винт и крыло.

И в винте, и в крыле работают плоскости, но совершенно по разному, как сравнить между собой их эффективность? Следующий грубый пример говорит не в пользу винта: самосвал выгрузил кучу песка, которую нужно передвинуть на 10м. У наc 2 бульдозера: обыкновенный, с перпендикулярным ножом, позволяющим за раз сдвинуть всю кучу и необыкновенный, который может ездить только перпендикулярно к пути перемещения кучи, с таким же ножом, но установленным под 45гр. Обыкновенному для выполнения работы  достаточно проехать 10м, а необыкновенному, учитывая, что за раз он сдвигает кучу на 2м, а потом ему еще нужно вернуться, потребуется ездить минимум раз в 5 больше.

Рассмотрим движение лопасти на собственную ширину: ее поворот на этот элементарный угол эквивалентен маху такой же прямой (не закрученной) лопасти на угол закручивания, т.о. оборот одной лопасти эквивалентен маху кругового крыла на угол закручивания лопасти, следовательно для n лопастного винта один оборот эквивалентен n махам кругового крыла (это как зонтик выворачивается наизнанку и возвращается на место). Здесь открывается ограниченность винта: угол закручивания лопасти — это малая величина, ограниченная шириной лопасти, следовательно эквивалентное круговое крыло ограничено малыми амплитудными колебаниями. И если в воздухе это ограничение неплохо компенсируется значительным повышением частоты работы винта, то в воде этому мешает кавитация, ограничивающая частоту работы гребного винта, поэтому всё судоходство до сих пор происходит на черепашьих скоростях.

Рассмотрим это круговое крыло:
Граничные условия: при нулевом угле закручивания лопасти будет нулевая амплитуда колебаний крыла, соответственно винт, вращаясь с какой угодно скоростью, будет иметь нулевую силу тяги, т. к. круговое крыло махать не будет.

  Используем модель равномерно осциллирующего крыла, с учетом равномерности движения на площадь крыла dS в момент времени t действует сила аэродинамического сопротивления: dF=0,5*c*ro*V**2dS, где V=omega*r, omega=2*fi/T=2*fi*nu, площадь кругового кольца шириной dr: dS=2*Pi*r*dr.

Для кругового крыла,соответственно, элементарная сила:

dFkrug=0,5*c*ro*V**2*2*Pi*r*dr=

4*Pi*c*ro*V**2*r*dr=Pi*c*ro*omega**3*r**3*dr=

Pi*c*ro*4*fi**2*nu**2*r**3*dr

Соответственно сила сопротивления, действующая на все крыло:

Fkrug=4*Pi*c*ro*fi**2*nu**2*integral(r**3*dr)=

4*Pi*c*ro*fi**2*nu**2*R**4/4=

Pi*c*ro*fi**2*nu**2*R**4

Одно замечание: круговое крыло — это сказочное крыло, которому не нужно возвращаться назад, под конец периода лопасть вертолета сделав полный оборот, начинает новый круг, соответственно и круглое крыло дойдя до нижнего положения, мгновенно переместившись вверх, начинает новый мах. Поэтому средней силой за период и будет найденная нами Fkrug.

Здесь частота кругового крыла связана с  частотой и числом лопастей винта соотношением: nukrug=nuvint*nlop

Ясно, что амплитудный угол кругового крыла зависит от характеристик лопасти, таких как: угол атаки, угол закручивания, геометрия, и сейчас мне эта зависимость не известна, но известна сила тяжести вертолета, отсюда и находится искомый угол.
 
Рассмотрим Ми-26: максимальная масса m=56т, число лопастей n=8, длинна лопасти R=16м, хорда лопасти (ширина) H=0,835м, частота оборотов винта nuvint=130об/мин=2,2Гц.
Подставив все в формулу, получим:

fiкруг=0,04856=2,7823гр

Итак работа винта вертолета Ми-26 эквивалентна взмахам кругового крыла такой же площади, машущего с частотой 17,33Гц и амплитудой 2,7823гр.

А какой радиус винта, конфигурации как у Ми-26, необходим шмелю? Пусть масса нашего шмеля = 0,8г, пусть он может поднять свою тройную массу (разгоняется он довольно бодро, но поднимать, как стрекоза, 15 кратный вес ему вряд ли под силу). И так входные данные Fт=3*m*g= 0,01764Н, отсюда находим, что R**4= 0,01764/(3,14*3*1,255*(2,2*8)2*0,00235763)=0,002106513, следовательно радиус шмелиного винта R=21,42см, т. е. диаметр = 43см, если   кому-то не нравится, что мы взяли тройную массу, то вот для одинарной R=16,28см, т. е. чтобы только удержать свою массу 0,8г шмелю необходим винт диаметром около 33см. А шмели резво летают с размахом крыла 2см, машущего с частотой 200Гц.

Какая стрекоза сможет сделать то же? Если оставить неизменной частоту и взяв за амплитуду 90гр получим что: поднять 56т сможет стрекоза с крыльями шириной 2м, длинной 4,23м, а если частота стрекозы будет 50Гц, то для поднятия 56т достаточно крыльев шириной 1м и длинной 2,63м.
Более реальной будет амплитуда 60гр: поднять 56т сможет стрекоза с крыльями шириной 2м, длинной 5,62м на частоте 17Гц, или на частоте 50Гц   с крыльями шириной 1м, длинной 3,44м, или на частоте 100Гц   с крыльями шириной 1м, длинной 2,17м.

 В результате сравнения видно, что винт эквивалентен высокочастотному и мало амплитудному крылу, его сильной стороной является простота конструкции и легкое повышение частоты наращиванием числа лопастей, но мизерные амплитуды работы в 2-3градуса выявляют его крайне низкую эффективность, это как на первой скорости стараться разогнаться до 100км/ч — очень затратно во всех отношениях.

Модель кругового, равномерно осциллирующего крыла дает простой инструмент для оценки максимальной эффективности винта заданной геометрии.

А для возможности использования всех преимуществ крыльев, необходимо научиться ими махать с высокими частотами от 10Гц и выше, и здесь без резонанса не обойтись, об этом поговорим далее...
Если интересно, заходите на s3koza.ru


Рецензии
Ваша статья напоминает научную. Не видел здесь пока научных.
Мне сложно судить о сравнении крыла шмеля и винта вертолёта, Вы, я понял, хорошо в этом разбираетесь. Интуитивно мне кажется, что копирование природы перспективнее, т.к. у неё всё отработано до совершенства, в т.ч. и вибрирующее крыло шмеля. Однако шмель маленький, вероятно не найдётся таких материалов, чтобы выдержали машину типа Ми-26. И ещё надо учесть, что мы слышим вибрацию крыльев шмеля, это даже приятно на слух, но каковы будут шумы огромных крыльев, у Вас не указано, думаю, что будет громко, а с этим сейчас строго.
О водных судах. Кавитация. Но суда на водных крыльях развивают неплохую скорость, кавитацию подавляют системой охлаждения крыльев.
И ещё немного о вертолётах. Читал воспоминания конструктора Яковлева. Ему, специалисту по самолётам, поручили построить вертолёт с двумя винтами на разных осях, напоминающий вагон. Такие сейчас я вижу в армии США, а наш такой присутствует в фильме "Карьера Димы Горина", где играют начинающие А.Демьяненко и В.Высоцкий. Почему-то профессиональные вертолётчики тогда с этой машиной не справились. Сколько ни бились конструкторы, вертолёт вибрировал, трясся. Искали долго, но однажды, после очередного провального полёта, как пишет об этом сам Яковлев, он вскочил на вертолёт, затребовал ножовку и отпилил лопасти на 1 метр, и вибрация прекратилась. Это было не научно, вопреки расчётам, в чём признаётся и сам Яковлев, но в разработке и доведении новой техники так бывает часто. Почему-то летал этот вертолёт у нас в СССР не долго. Вы, наверное, знаете.
С уважением,

Евгений Ермолин   12.08.2022 19:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.