Гроза

А грозы так и не дали... Весь день гремело то дальше, то ближе, грозно так, внушало надежду на прекрасный спектакль в исполнении разъярённых стихий, но тщетна была та надежда. А жаль. Люблю грозу: сверкание молний, шквальный ветер, громовые раскаты. Всегда любила, с самого детства. Бабушка, с которой нас отправляли на летний отдых в самую настоящую деревню, грозы опасалась, старалась закрыть все окна-двери и спрятаться подальше от окна. А мне нравилось. Я хотела впитывать это опасное, и потому прекрасное вдвойне, всеми чувствами: не только смотреть через стекло, но быть там, быть в этом спектакле не зрителем, а статистом.

В деревне мы снимали каждый год маленький домик-"времянку" у одной и той же женщины. Моё место в нём было на веранде: в два окна видно огород, в третье - поля и дальний лес. И небо. Много неба. В полнолуние мешал спать серебристый диск, в остальное время в окошко заглядывали звёзды.

Далёкий громовой раскат разбудил ночью, в жутковатый Час Быка. Следующий - показался ближе. А потом - с другой стороны. Веранда озарилась светом молнии - голубоватым таким, красивым... И сразу же - через другое окно - розовая вспышка. И в третье - малиновая, самая красивая. Три стороны неба полыхали почти непрерывно, гром был такой, что собаки в панике замолкли... Очень хотелось выйти, посмотреть, как там с четвёртой - но бабушка проснулась, не пускала. До сих пор жаль... Оставалось любоваться сквозь окна. Молнии соревновались в яркости и причудливости зиг-зага, дождь бросал в стёкла водные потоки, гром довершал прекрасное. Всё это длилось долго, не меньше минут двадцати, что редкость: обычно грозы, виденные мною, покидали плацдарм довольно спешно.

Была ещё одна, прекрасная и затяжная. Однажды в Калининграде (Кёниксберге) решили мы посетить концерт органной музыки. Надо сказать, что для меня это было первое знакомство с волшебными звуками, проникающими в каждый уголок сознания и подсознания, и состоялось оно в очень удачном зале: старая немецкая кирха, сохранившая витражи в окнах. (Интернет подсказывает, что это - кирха Святого семейства, построенная в начале ХХ века по проекту архитектора Фридриха Хайтманна, а в 1980 году её переделали под зал Филармонии и установили орган чешской фирмы «Ригер-Клосс» с 5 мануалами, 3600 трубами (44 регистра). Склонна верить - мои воспоминания совпадают с фотографиями, украшающими статью). Программа была довольно стандартной: фуги и токкаты неизвестных авторов в первом отделении и Иоганна-Себастьяна Баха во втором. Всё первое отделение природа готовилась: небо над кирхой затягивалось тучами. И вот когда зазвучали произведения Баха, в цветные окна начали сверкать молнии, а раскаты органного звука сопровождались раскатами грома... Гроза стихла вместе с последней чарующей мелодией, оставив на память о себе только сильнейший ливень... И мы шли под ним домой через мост босиком: босоножки соскальзывали с ноги. Не помню, говорили ли мы о чём-то, обсуждали ли дивный концерт, но очень хорошо помню то ощущение: сплав счастья, восторга перед мощью музыки и поклонения силам стихий. Очень сложное чувство, описать его невозможно. Потом я не раз была на концертах органистов, я очень люблю эти звуки, но такого впечатления, конечно, получить не удалось нигде. Всегда не хватало второго, нечеловеческого, исполнителя.

А сегодня грозы не дали. И даже дождь был - так себе дождь. По сравнению со вчерашним, так и не дождь вовсе. И только ветер развлекался весь день, сгонял с веток птиц и пытался сломать матушкину герань. Герань спасли, сняли с подоконника на пол балкона. А грозу всё ещё ждём...


Рецензии