Украина, как анти-Россия. Ч. 3. Украинство против

Украина, как анти-Россия. Часть 3. Украинство против русскости

Прочитав название, многие попытаются возразить, что понятия «украинство» и «русскость» не пересекаются между собой, поскольку первое имеет отношение лишь к украинцам, а второе - к русским. Так судить могут только те, кто не знает историю возникновения украинства.

Как известно, под «украинством» сегодня понимается идея особого пути украинского народа и его государства как части западной цивилизации, в которой нет и не может быть места России. Тем самым, Украина противопоставляется России, а украинцы – русским. На основе этой идеи действует широкое общественное движение, ставящее целью оторвать Украину от России и сделать её частью «Европы». Центром данного движения стала Западная Украина. Между тем, зародилось оно там относительно недавно, по историческим меркам, около 150 лет назад, а предшествовало ему другое, совсем иначе относившееся и к России, и к русским. Что же оно собой представляло?

Начнём с его названия. Возглавивший это движение в 1848 году орган назывался «Головная русская Рада», следовательно, создавался он для защиты интересов русского, а не украинского населения. Появился этот орган благодаря революции 1848 года в Австрийской империи, в состав которой входила тогда южная часть нынешней Западной Украины Галиция. Под лозунгом «Свобода-Равенство-Братство» во всех крупных национальных регионах империи стали создаваться подобные органы власти для проведения  на местах революционных либерально-демократических преобразований. Правда, просуществовали они недолго. Уже в 1851 году их распустили, и абсолютная власть имперского правительства в регионах была восстановлена.

Почему же этот первый национальный орган на территории Западной Украины не назвали украинским? Да потому, что никаких украинцев там в то время не было. Местные восточные славяне считали себя русскими или русинами, то есть жителями Руси, как изначально официально и именовалась тогда территория их проживания во всех документах и на всех картах, в том числе и польских (на некоторых картах она даже писалась Russia, как и Россия, с двумя «с»).

И тут стоит, пожалуй, разобраться с происхождением термина «Украина». Первое  его упоминание зафиксировано в летописи под 1187 годом для обозначения территории Посулья в Переяславском княжестве, считавшейся окраиной русской земли. Позже это название периодически встречается в летописях и документах тоже в качестве обозначения каких либо окраинных по отношению к государственному центру земель. Применительно к территории нынешней Украины оно появляется на европейских картах только со 2-й половины XVII века, при этом всегда обозначая прилегающий к правому берегу Днепра юг Киевской земли и, как правило, дополняясь упоминанием связи её с казачеством. На картах XVIII века Украина иногда обозначалась и на левом берегу Днепра, южнее Черниговщины, вплоть до реки Дон. К тому времени уже существовала и т. н. Слободская Украина на территории Российского государства, от Харькова до Воронежа, заселявшаяся с начала XVII века беженцами из польского тогда Поднепровья.

Именно бывшая казачья Украина (её самоуправление ликвидировано в конце 18-го века) и стала родиной писателей и поэтов, начавших в первые десятилетия 19 века писать свои произведения на местном малороссийском наречии русского языка (его именовали ещё южнорусским). К середине XIX века это наречие стали иногда неофициально называть украинским языком. Тогда же написанные на нём произведения начали проникать и в Галицию, но первоначально пользовались там меньшим успехом у русинской интеллигенции, чем собственно русская литература, как раз тогда переживавшая свой Золотой век.

Гораздо больший интерес вызвало появление «украинского языка» у австрийских и германских (в то время ещё прусских) властей. Казалось бы, им-то какое дело? Но дело было. Возникновение в России значительной литературы на новом языке означало рождение там новой национальной интеллигенции, создающей, распространяющей и популяризирующей этот литературный язык. Это, в свою очередь, давало возможность строительства на основе данного языка новой нации и создания ею, в перспективе, нового большого национального государства на территории Российской империи, что, безусловно, должно было сильно ослабить или даже разрушить её.

Идея национального государства сформировалась в огне буржуазных революций конца XVIII – 1-й половины XIX века как замена идее феодальной монархии, опиравшейся на абсолютное духовное господство церкви и сословный строй. И то, и другое революция отрицала, поэтому нужно было найти им прочную замену. Этой заменой и послужила нация – объединение всех живущих на территории государства людей общим самосознанием, построенным на единстве языка и культуры.

Практически все государства того времени были многоэтничными, поэтому для обеспечения единства языка и культуры требовалось «перевоспитать» в духе крупнейшей народности всё остальное их население (интересы малых этносов игнорировались). Этого можно было добиться только через всеобщую систему образования и воспитания (в том числе и в сфере культуры), то есть, с помощью интеллигенции. Таким образом, интеллигенция становилась главным орудием строительства национального государства.

 Если в государстве проживало больше одной крупной народности, то и наций могло образоваться больше одной.  Государству это было, конечно, невыгодно, так как создавало угрозу его распада, поэтому оно старалось не допустить появления у нетитульных народностей своего литературного языка и интеллигенции, а если те уже существовали – максимально ограничить их влияние. Именно так действовали у себя дома власти Германской (в отношении поляков и полабских славян) и Российской (в отношении поляков, евреев и малороссов) империй.

В случае же, когда нетитульные нации оказывались слишком крупными, по сравнению с титульной, и их было слишком много, государственным властям приходилось лавировать между ними и натравливать друг на друга по принципу «разделяй и властвуй». По такой схеме развивались события, связанные с национальным строительством  в Австро-Венгерской империи.

Так уж получилось, что две крупные народности Европы оказались разделены между указанными империями: поляки – между всеми тремя, а украинцы – между Российской и Австрийской. Разумеется, это создавало дополнительные возможности властям этих империй «подкузьмить» соседу и «оттяпать» у него территорию, чем они регулярно и пытались пользоваться, что дополнительно осложняло как национальные проблемы в каждой из них, так и взаимоотношения между ними.

В том, что касалось формирования украинской нации, в наиболее выгодном положении оказалась Германская империя, поскольку её территорию этот процесс не затрагивал. Поэтому немцы постарались максимально раздуть в Европе украинский вопрос, широко рекламируя украинцев как самостоятельный народ с развитым языком и культурой, нуждающийся в политической самостоятельности и создании независимого государства. С этой же целью предпринимались меры к установлению этнических границ украинской территории, которые трактовались максимально широко и в таком виде сразу же фиксировались на картах Европы.

Первая возможность максимально ослабить Российскую империю путём отсечения от неё Украины появилась в годы Крымской войны. В расчёте на полное поражение России, в окружении прусского короля был выработан в 1854 – 1855 гг. так называемый «проект Бетмана – Хольвига», предусматривавший отторжение от России Польши и Прибалтики и разделение остальной её западной территории между великорусским и малорусским (к которому причислялись и белорусы) народами.

В тот раз, благодаря героизму русских солдат и офицеров, расчленить Российскую империю не удалось. Но заигрывание германских властей с «украинством» продолжалось. На случай следующей войны был составлен план Нартмана–Бисмарка, предусматривавший уже создание огромного украинского государства вплоть до Нижней Волги, с включением в него Северного Кавказа и Крыма. Попытка реализовать этот план представилась по результатам Брестского мирного договора с большевиками, в ходе германо-австрийской интервенции 1918 года, но до Волги и Кавказа тогда не дошли. На оккупированной немцами территории и была впервые создана полностью зависимая от них украинская республика.

Но, вернёмся к австрийской Галиции. Как уже отмечалось выше, национальный вопрос в Австро-Венгрии был намного более сложным, чем в Российской империи, что заставляло австрийские власти лавировать между различными этническими группировками. Первоначально они делали ставку в Галиции на давно господствовавших там поляков, как наиболее враждебный России элемент, полностью отрицавший её права на этот край.

Однако во время революции 1848-1849 гг. местные поляки, как и венгеры, выступили против Австрийской империи, пытаясь добиться независимости от неё. Русины же, наоборот, решительно встали на сторону императора против тех и других. В результате, польский гнёт в Галиции после революции был существенно ослаблен. В 1854 году там отменили барщину, что ударило по интересам польских (и давно ополяченных русинских) помещиков и облегчило положение русинских крестьян. Стали выходить русинские газеты, быстро росли численность и влияние русинской интеллигенции.

Тем не менее, господство поляков до конца не было ликвидировано. Единственным языком преподавания в школах, даже после либеральных реформ 60-х гг., ещё долго оставался польский. Объясняло такую двойственную политику австрийских властей их страх пред растущим культурным влиянием в Галиции России и русского литературного языка. Именно его большая часть русинской интеллигенции считала тогда наиболее подходящим в качестве общего для всех восточных славян. Себя она видела неразрывной частью русского народа, также как великорусов, белорусов и малорусов.

Впрочем, были среди галицийских русин и те, кто отрицал единство с русским народом. Эта точка зрения сформировалась под влиянием польской интеллигенции, почти единодушно старавшейся оторвать малорусов от России. Именно польские историки первыми выдвинули широко популярную сегодня на Украине концепцию происхождения её названия не от слова «окраина», а от древних «укров». Они же первыми сформулировали концепцию Украины-Руси, связывающую Древнерусскую государственность только с украинским и белорусским народами.

Стремление части русин (малороссов) дистанцироваться от русского народа во многом связано с распространением в Европе с середины XIX века взглядов поляка Франциска Духинского о неславянстве великороссов, их происхождении от «туранских» племён (эта концепция особенно популярна среди поляков).  Почти одновременно появилась и теория Артура де Гобино о расовой неполноценности славян (под которыми он понимал в основном русских) из-за их большого смешения с восточными финнами.

Такого рода русофобские идеи, возможно, и спровоцировали российские власти на жёсткие ограничения употребления письменного украинского (малороссийского) языка в 1862, а затем в 1876 гг. Это, а также подавление польского восстания 1863-1864 гг., в котором участвовало и немало украинофилов, привело к эмиграции из России в австрийскую Галицию части украинствующей интеллигенции, что значительно усилило там лагерь противников ассоциации русин с русским народом.

Окончательно антирусское украинское движение оформляется в Галиции в 80-е годы XIX века. С этого времени именно на него делает ставку австрийское правительство, уже начавшее подготовку войны с Россией. В 1879 году Австрия и Германия согласовали против неё свои военные и политические планы, а вскоре, с 1882 года, началась и «зачистка тыла» от сторонников России в Галиции - длинная цепь судебных процессов против русофилов, последний из которых закончился перед самой Первой мировой войной. К концу 80-х поддерживаемое властями украинство там настолько размножилось и окрепло, что его сторонники уже открыто стали считать всех русин украинцами, а не русскими. В 1890 году об этом было прямо заявлено ими с трибуны Галицкого сейма.

Российские власти, осознав неизбежность войны, тоже не сидели сложа руки. Пророссийские газеты и организации австрийских русин в последние два десятилетия перед ПМВ получали значительную финансовую и моральную помощь из России. Но хозяином положения на своей территории было всё же правительство Австрии. При его поддержке в эти годы было организовано массовое начальное обучение русинских детей украинскому литературному языку, уже максимально очищенному от всего, что указывало на его общность с великорусским (общие с русским языком слова заменялись словами польского и немецкого происхождения). В результате, к началу войны в Галиции было искусственно выращено поколение, полностью ощущавшее себя украинцами, а русских считавшее врагами. В основном из них формировались для австрийской армии легионы «сечевых стрельцов». Влияние пророссийских партий постепенно падало, а украинских росло.

Первая мировая война нанесла сокрушительный удар по русофильскому движению в австрийском Прикарпатье. В эти годы была физически уничтожена или отступила с русской армией большая часть его сторонников. А в период германской оккупации Малороссии в 1918 году начался процесс украинизации и там. Правда, развернувшаяся вскоре в стране гражданская война сорвала его.

Тотальная украинизация русскоязычного населения в советской Украине возобновилась вскоре после образования СССР. Для большей эффективности советские власти даже пригласили «спецов» из Галиции – профессора М.С.Грушевского и его команду, и она «не подвела». Именно тогда, в 20-е годы прошлого века, были заложены основы современной украинской нации, поддержавшей в наши дни русофобский Майдан и нацизм на Украине.

Но кто же такие были собственно украинцы? Каково их происхождение? Об этом будет сказано в следующей части данной статьи.

(В более полном виде (с иллюстрациями) статья опубликована на сайте яндекс.дзен. Канал: Ю.Тарасов. История от историка)


Рецензии