Моя горнолыжная эпоха длиною в 35 лет

      Тридцать пять лет…  Это много или мало?

      По сравнению с вечностью маленькая песчинка, которая не видна даже в самый современный микроскоп!  А ведь в этой песчинке я, человек и моя жизнь.  Сколько таких песчинок накопилось за всю эпоху существования человеческой жизни, наверно небольшая горка…

      Ну так, а что же это за дата такая у меня, 35 лет?

      Началось все в 1982 году, а может годом раньше, когда я первый раз обула горнолыжные ботинки и, поднявшись на небольшую горку, с которой все скатывались на санках, робко и неуверенно преодолела первую свою горнолыжную высоту! Лыжи я любила всегда, но это были беговые. В школе  самая первая сдавала нормы ГТО, постоянно участвовала в районных лыжных соревнованиях, да и просто пробежаться на лыжах, вдыхая зимний морозный воздух, одно удовольствие!

       Все бы так и продолжалось, но на пути повстречался будущий муж, который до фанатизма любил горные лыжи.  Мне осталось сделать выбор сидеть по выходным дома одной или кататься на беговых,  под горой. Ни первый, ни второй вариант меня не устраивали и вот в комиссионке за 60 рублей были куплены мои первые собственные «Польспорта». Правда к этому времени я уже неплохо скатывалась с пологих гор в Шерегеше и не на чем-либо, а на «Ка-2», которые мне по дружбе  давал тренер горнолыжной школы, закончивший спортфак, и знакомый мне еще с института.

       Моя горнолыжная эпоха началась! На скучных лекциях в институте я штудировала книги по теории горнолыжного спорта, изучала схемы поворотов в виражах, технику спусков. Ратраков на горе не было и спуск по буграм требовал определенных навыков и был больше похож на современный могул! Чуть расслабишься и тебя сразу выкинет с очередного бугра да так, что потом по горе будешь отстегнувшиеся лыжи искать долго. Крепления тогда еще не имели тормозов и умельцы мастерили их сами. Через некоторое время стали появляться в продаже отдельные тормоза. Как же рады мы были  появлению в магазинах современных креплений "Маркер", а потом и ботинок "Альпина", а обладать лыжами "Фишер" было сравнимо с покупкой сейчас новой дорогой иномарки. "Эланы" до этого были вне конкуренции, но белые "Фишера" разной модификации затмили все!

      Любительский горнолыжный клуб «Вираж» объединил увлеченных ребят и девушек, а потом уже и их детей в одну большую семью. Возрождение спортивной горы, установка подъемников, ремонт, «топтание» трассы, совместные праздники, чаепития, соревнования…   Все своими руками в одном порыве и абсолютно бескорыстно! Все выходные с 9 утра до самого вечера и летом и зимой.  А затеяли все это несколько человек, в числе которых был и мой муж, а потом подтянулись и другие!

        Горнолыжная трасса недалеко от города, удобно добираться на автобусе. Машин тогда ни у кого из нас не было. Горные лыжи меня затянули, научилась кататься по вешкам, не бояться скорости. Когда муж был на работе и не мог составить компанию то, взвалив на себя рюкзак с двумя парами ботинок и, взяв двойной комплект лыж, мы уже с маленькой дочерью, вдвоем отправлялись в свой любимый  «Вираж» кататься.

         С наступлением весны все большой компанией плавно перемещались в Шерегеш! Можно было спокойно ехать на поезде даже одному, ведь на горе ты обязательно встретишь друзей, и веселая компания и ночлег будет обеспечен! Было такое ощущение, что все на горе друг друга знают! Так и было!

        10 рублей вполне хватало нам с мужем на воскресные поездки в Шерегеш, а ведь мы были тогда еще студентами.  1.5 рубля общий вагон, 6 рублей туда и обратно на двоих, обед в столовой за копейки, ночевали бесплатно на базе, расположившись на скамейках, катание на горе бесплатно!!! Да забыла,  еще 6 копеек стоил билет на автобус, чтобы доехать от станции до поселка, а потом еще пешком до горы километра 3 наверно с рюкзаками и лыжами. 

          Дорога пролегала мимо зоны строгого режима и достаточно часто мы на своем пути встречали колонну осужденных мужчин, которых сопровождали конвоиры и немецкие овчарки. Их водили на работу из лагеря. Практически весь поселок был построен их руками.  Если хотите представить картину, то достаточно вспомнить какой-нибудь военный фильм в котором идет колонна пленных , сопровождаемая громким лаем собак… Что только мы, девчонки не слышали в свой адрес от них. Мы были из другой жизни. В колонии отбывали наказание рецидивисты!

       Через некоторое время заключенных стали возить на работу в автозаках, а с развитием горнолыжного туризма, к поезду подъезжали такие машины и многие горнолыжники с радостью залазили в них, оплатив услугу доставки до горы! Мой муж категорически отказывался от подобного сервиса, и мы по привычке втроем с семилетней дочерью ездили на автобусе. А потом пешком до горы!

        Так продолжалось до выдвижения  на первый план товарно-денежных отношений, которые погубили все! Деньги и только деньги стали править миром. Клуб «Вираж» втянутый в новые аспекты экономики, прекратил свое существование. Гора осиротела и пришла в упадок. Ее позже восстанавливали уже другие люди, заинтересованные в прибыли и среди них нас уже  не было. Горнолыжные трассы стали расти вокруг города  как грибы. Любителей горнолыжного спорта стало больше и это превратилось в некое подобие тусовки на горе и демонстрации дорогих костюмов и инвентаря. Смешно было наблюдать картину, вышли из машины, покрасовались,  поднялись один раз на гору, чтобы себя запечатлеть на фото, кое-как спустились, зашли в кафе и домой!) Не стало уже таких как мы, «безбашенных», которые на горе «от звонка до звонка»

      Ну, а что же я? Конечно горные лыжи из души не выбросишь, ты вросла в них крепко накрепко.  Прошли те времена, когда муж в микрофон на всю гору  выговаривал мне, нерешительно стоящей на одном месте: «Лариса Николаевна, вы что-то там долго на одном месте топчитесь!» Знакомые все посмеивались над нами, 23-х летними в шутку величавшими друг друга по имени отчеству! Даже и не помню откуда это пошло и почему именно так публично называли друг друга! Наверно это была игра!

         И вот позади 35 лет моего горнолыжного стажа. Были за это время и победы в любительских соревнованиях и спуски и падения и травмы.  Муж еще катается, а я  решила, что хватит. Сейчас смотрю на своих детей, увлекающихся горными лыжами, радуюсь их успехам  и успехам внуков, которым еще нет и 4-х лет, а на лыжах уже стоят!  Шестилетняя внучка запросто скатывается с вершины Мустага в Шерегеше! Невестка, которая еще лет 10 назад двумя руками отмахивалась от горных лыж, заняла первое место в корпоративных соревнованиях по слалому гиганту! Жизнь продолжается!  Им сложнее чем нам, увлечение требует хороших финансовых вложений !  Времена другие! Шерегеш изменился и теперь в молодежном лексиконе называется просто Геш! Зону убрали и, теперь идет застройка территории многочисленными гостиницами и банями. Поговаривают, что построят аэропорт в Шерегеше. Жаль, что все это сопровождается просто вандальной вырубкой леса на склонах. Гора превратилась в лысый муравейник, но это отдельная тема для рассказа, замешанного на ностальгии…

   А в углу стоят и манят, ох как манят мои любимые лыжи!

20.06.2022


Рецензии