Н. Томан. Жанр фантастики ближнего прицела

Уроженец города Орла Николай Владимирович Томан – писатель приключенческого жанра и фантаст. Его жизнь – почти образцовая биография советского человека-труженика. Из семьи рабочих и коммунистов, получил рабочую, техническую профессию. Ему пришлось много воевать. В советско-финскую войну он был командиром саперного взвода, в Великую Отечественную войну – участником Сталинградской битвы, битвы на Курской дуге. Всю вторую половину войны служил в инженерных войсках и заведовал инженерной разведкой.

Писать Николай Томан начал еще до войны, работал в газете «Гудок» и заочно учился в Литинституте им. А.М. Горького. Всю жизнь его увлекала фантастика, а после войны он переключился на военно-патриотическую тематику. Многочисленные повести и рассказы описывали жизнь военных, разведчиков и инженеров. Книги же про военных, особенно написанные в жанре шпионского детектива, принесли ему популярность: «В погоне за призраком», «Что происходит в тишине», «По светлому следу», «Взрыв произойдет сегодня» и другие.

Современному читателю произведения Николая Владимировича кажутся безнадежно архаичными и наивными, со скучными сюжетами и шаблонными персонажами. Но если посмотреть на его творчество с исторической точки зрения, как на отражение реальности прошедшей эпохи, то этот взгляд может быть весьма интересным. Давайте так и поступим.

Как фантаст Томан работал в жанре «фантастики ближнего прицела», главная задача которой – популяризация достижений науки и техники и их развития в ближайшем будущем. Этот жанр сам по себе достаточно сложный – легко писать об очень далеком будущем, невозможно проверить, сбудутся ли «пророчества» автора. Другое дело – о будущем в ближайшие 5–10 лет, ведь ошибки обязательно припомнят современники. Писатели, работающие в этом жанре, поступали очень просто: описывали современные достижения науки и экстраполировали их в будущее. Очень часто такими авторами становились крайне увлеченные научно-техническим прогрессом, но совершенно неискушенные в литературном труде молодые люди. У многих и писательский талант отсутствовал. Их произведения получались очень поверхностными, психологически слабыми, иногда и бездарными. Но надо понимать, что и аудитория 30-х годов, предвоенного и послевоенного времени отличалась от современной читательской аудитории. Требовалось писать понятно, без излишней сложности и рефлексии, предлагать темы, уже усвоенные из газет, давать картинки и образы будущего, к которому стремились люди. Была ли такая литература хорошей? Безусловно! Для своего места и времени, для молодежи, взрослеющей в те годы. Человек, прочитавший книгу с удовольствием, понявший ее на своем уровне, непременно захочет этот опыт повторить. Так развивается и усложняется читательская аудитория, становится более продвинутой и прогрессивной.

Существует ли сейчас «фантастика ближнего прицела»? Конечно, только она другая, ведь изменилась реальность и изменились читатели. Яркий пример современных произведений такого рода – роман американского писателя Энди Вейера «Марсианин». Главный герой – астронавт Марк Уотни, которого в силу сложившихся обстоятельств «забыли» на Марсе. Ему приходится применить все свои знания и фантазию, чтобы выжить и вернуться на Землю. По книге снят одноименный фильм Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в главной роли. Фантастическая робинзонада отнюдь не лишена достоверности. Если тема интересна, посмотрите разбор этого фильма кандидатом физмат наук, доцентом физфака МГУ Владимиром Сурдиным
 

9 декабря 2021

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии