Повесть о пути к Господу

КРЕЩЕНИЕ

  В доме, где  вырос Сергей, не было икон. С детства не слышал он молитв, не видел крестов, не умел креститься. В их посёлке крестов не было даже на кладбище. В младенческом возрасте Серёжу тайно окрестила двоюродная бабушка (баба Дуся) – сестра деда по материнской линии. Жила она в Самаре. И в один из своих приездов к ним в деревню, окрестила ребёнка в домашних условиях, пока отец был на работе.

  Такое крещение, осуществляемое «страха ради смертного», не является полным и обычно называется погружением. Если погружённый умрёт, то он считается крещёным и над ним можно совершать церковное отпевание и поминовение. Если же продолжает жить, то рекомендуется неполное крещение "восполнить", то есть повторить, но уже в церкви и с оговоркой "аще не крещен". При этом же совершается и чин миропомазания, когда человеку, омытому от грехов при крещении, сообщаются дары Святого Духа.

  Своего крещения Серёжа, конечно, не помнил. Не знал  и кто из святых угодников Божиих является его небесным покровителем, или ангелом. Да и был ли у него такой – неизвестно. У каждого крещёного человека был День ангела (или именины), а он долго не знал даже, что крещён погружением. Думал, что вообще не крещён.
     Когда ему было около пяти лет, семья с посёлка переехала в другое село. Здесь он быстро подружился с соседским мальчиком, своим ровесником Колей Ершовым. Они вместе играли, часто бывали дома друг у друга. Обедали запросто, то  у Серёжи, то  у Ершовых. Родители их дружбу поощряли.

  У Ершовых Серёжа впервые увидел иконы, сразу вселившие в него благоговейный страх и трепет. Тётя Поля (мама Коли), видя его реакцию, спросила:

- Что, вправду никогда не видел икон? И не знаешь кто это?
- Коля говорит, что это какая-то боженька, - робко ответил Серёжа.
- Не какая-то, а какой. Это Бог. Он всё видит и всё про всех знает.
- А разве Бог - тётенька? – спросил мальчик с удивлением.
- Нет, это Богородица, то есть Матерь Божия.
- А где же тогда Бог?
- Да вот же Он! – сказала тётя Поля. - Видишь ребёнка у Неё на руках?
- Это Бог? – недоверчиво переспросил Серёжа.
- Да, это Богомладенец Иисус.
- Такой маленький!? Да он же меньше меня!
- Это Он в детстве такой был. Потом вырос…

Видимо, тёте Поле надоело отвечать на детские вопросы, и она со вздохом произнесла:

- Ладно, пора обедать. Давайте молиться…

  В этот день Серёжа впервые молился перед обедом, а потом и после обеда. Домой прибежал под впечатлением от всего узнанного. И тоже успел к обеду. Сделав серьёзное лицо, встал лицом к углу, где должны были висеть иконы, несколько раз перекрестился и сел за стол. Удивлённые родители молча переглянулись.

- И где же ты научился? - спросила мама.
- У Ершовых…

  И всё. На этом разговор был окончен. Ни одобрения, ни порицания от родителей не прозвучало. В те годы нельзя было воспитывать детей в вере и все об этом просто молчали…

    Прошли годы. Настоящее, полное крещение Сергей принял гораздо позже, только в 1992 году. Крестил его настоящий священник в настоящем храме. Ему было уже 44 года. Казалось бы, поздновато крестился. Поделился своими сомнениями по этому поводу со священником.
         - Что  ни делает Бог – всё к лучшему, - успокоил его батюшка. - При крещении все грехи смываются, душа очищается белее снега, как у ангелов. Человек святым становится. В этом смысле позднее крещение имеет даже преимущество. Грехов смоется больше, а времени грешить останется меньше. Тем более, будучи всё-таки погружённым в младенчестве, вы утверждаете, что  всегда считали себя православным.
         - Батюшка, - обратился Сергей к священнику, - я слышал, что при крещении человеку даётся другое имя. А я бы очень хотел оставить своё, вернее даже не своё, а Сергия Радонежского, которого очень почитаю.
         – Это можно, - ответил священник. – Тем более, что нынешний 1992 год Русской Православной Церковью  объявлен годом преподобного Сергия – "игумена Радонежского и всея России Чудотворца". 8 октября исполнится 600 лет со дня его преставления, а чуть раньше, 18 июля – 570 лет со дня обретения мощей величайшего святого подвижника "игумена земли Русской".

    Сергей с детства слышал о Сергии Радонежском, но ничего о нём не знал. Ему было приятно носить одно имя с таким великим угодником Божиим. Дедушка по матери в детстве как бы в шутку часто называл внука Сергием Радонежским и ему это очень нравилось. Повзрослев, он  уже сознательно хотел креститься именно в честь этого великого святого. И вот, через много лет мечта его сбылась. День ангела он празднует теперь в день памяти любимого святого 18 июля (на Сергия Радонежского).


БРАТКИ И ЛЕВ ТОЛСТОЙ

         Посёлок Озёрный, располагавшийся когда-то недалеко от села Богдановки Нефтегорского района Самарской области, был небольшим и не старым. Образовался он в 1918 году и просуществовал около 70 лет. Поселились в нём сектанты – «братки» или «добролюбовцы». Своё поселение они сначала называли «Всемирное братство».   Основал секту Александр Михайлович Добролюбов (1876-1945) -  русский поэт-декадент, символист, дальний родственник известного поэта, критика и публициста Николая Александровича Добролюбова (1836 – 1861).
         Секту «братков» называли ещё и молоканами. У них действительно было много общего с молоканами, а также с баптистами и  квакерами. Но они сами называли себя свободомыслящими.  Не молоканами, не духоборами и не толстовцами, хотя были похожи на тех и других. Читали Евангелие, верили во Христа, но не крестились и не имели в доме икон. Не признавали Креста, не носили нательных крестиков.  Даже на могиле ставили не крест, а «памятник», то есть простой  столбик с заострённым верхом.

    Люди были очень хорошие, приветливые и гостеприимные. Не употребляли спиртного, не курили, не матерились. Вообще не ругались, а жили очень мирно и дружно, помогали друг другу во всём, хорошо принимали гостей и привечали странников, никогда не запирали свои дома на замок. Друг друга называли "брат" или "сестра" и добавляли имя.
         Основатель секты А.М. Добролюбов называл свою паству «братками». Вскоре так стали называть сектантов и жители окрестных сёл. А потом   название "Братки" утвердилось и за посёлком, хотя официально он назывался Озёрный.

    «Брат Николай» - Усков Николай Сергеевич (1891 - 1979) - со своей семьёй, как и другие переселенцы, приехали в посёлок из соседнего Алексеевского района, где у графа и писателя Л.Н. Толстого (1828-1910) в посёлке Каралык были имение и кумысолечебница. Этот посёлок находится на стыке Больше-Глушицкого района с Алексеевским, на одноимённой реке Каралык. По рассказам старожилов, Лев Толстой приезжал в своё имение не менее 10 раз с 1862 по 1883 год, и в общей сложности прожил там 14 месяцев.
          Жизнь общины в Братках шла своим чередом. Члены секты регулярно сходились на собрания, проводимые вместо богослужений. Читали Евангелие, вели духовные беседы, пели духовные песнопения. На таких собраниях выбирали и своего духовного наставника – старшего пресвитера округи. Удостоился быть избранным на эту должность и Усков Николай Сергеевич, который исполнял обязанности старшего пресвитера в 1930-е - 40-е годы.
         Он говорил, что  ещё в юности, проживая в посёлке Каралык, слышал от стариков рассказ  об одном из первых приездов графа Толстого в своё имение, когда Льва Николаевича ещё никто не видел и не знал. Было это правдой, или только легендой, теперь установить невозможно. Вот этот рассказ:

    «Приезда Л.Н. Толстого ждали как большого праздника. Собралась вся деревня, столы накрыли прямо на улице. Все с беспокойством и нетерпением вглядывались вдаль, не пылит ли по степной дороге тарантас с долгожданным и дорогим пассажиром…

    Откуда ни возьмись, появился нищий в лохмотьях, очень вежливо поздоровался со всеми и попросил накормить его, уставшего от долгого пути. Все дружно и возмущённо зашикали на незваного гостя, возникшего так некстати. Очень быстро, но не очень вежливо объяснили ему, что никто его здесь не ждал, что сейчас не до него и лучше бы ему уйти отсюда, да поскорее.
         Прохожему страннику пришлось повиноваться…

    Спустя некоторое время приехал, наконец, и граф Толстой. Радость, ликование, приветствия, угощение. Почётному гостю – самое почётное место за столом.

    Но что это?! Лев Николаевич берёт со стола различные кушанья и намазывает их на свой парадный сюртук. Народ онемел от удивления.

    – Это угощение не мне, а моей одежде, – сказал высокий гость, обводя взглядом изумлённую публику. – А меня-то вы не только не накормили, но и прогнали…

         Оказалось, что под видом нищего, он приходил сам, но его, конечно, не узнали».

         Хоть и не называли жители посёлка себя «толстовцами», но Л.Н.Толстого очень уважали, часто о нём говорили. Рассказывали, что родственники «сестры Матрёны» - жены Николая Сергеевича Ускова (Самодуровой Матрёны Евсеевны) - работали в имении Льва Николаевича.
         Основатель секты «братков» А.М. Добролюбов сам в какой-то период своих исканий увлёкся «толстовством», встречался со Львом Николаевичем. Но вскоре охладел и продолжил искания (точнее сказать душевные метания), приведшие его к мыслям о самоубийстве. 

    У Николая Сергеевича была самиздатовская книга (отпечатана на машинке и вручную переплетена). Называлась она "Песни сектантов Утёвского и Алексеевского районов". Там были духовные песни разных авторов, особенно много А.М. Добролюбова. Были песни и о Толстом, что свидетельствует об идейной общности «братков», «толстовцев» и других сектантов. Одна из песен о Толстом заканчивается словами:
      
                В холодном, осеннем тумане
                Навеки заснул Лев Толстой.

         Не завидна судьба поддавшихся сатанинскому искушению и уклонившихся от истинной веры. Они обречены на страдания и муки, как в жизни земной, так и в вечности. Не спасут их ни положение или известность в обществе, ни заслуги, ни богатства, если они не откажутся от своих заблуждений и не покаются. Даже если они очень порядочные и замечательные люди, но заблудшие, сбившиеся с истинного пути. Опасно и страшно впасть в ересь, да ещё и увлечь в неё других.
         Всемирно известный, отлучённый от Церкви, писатель Л.Н. Толстой до конца дней своих страдал душевно от собственной ереси. Пытался примириться с Церковью, хотел покаяться, но так и не сумел разорвать дьявольские цепи.
         Также и организатор секты «братков» А.М. Добролюбов в поисках своей правды дошёл до пропаганды суицида. Не случайно обстоятельства его смерти остались неизвестными.
         Таких людей Церковь называет «ересеначальниками». Они не только сами погрязли во грехе, но и соблазнами собственного лжеучения увлекли за собой массу народа. Обидно за исчезнувший посёлок Озёрный, или Братки. Обидно за простых членов секты. Все они замечательные люди, но одурманенные ложной «истиной» лишили себя настоящей Истины. Умерли без покаяния и некрещёными.
         Слава Богу, всё постепенно становится на свои места. Посёлка «Братки» и населявших его «братков» давно нет. Остальные крестились в православную веру и через это обрели надежду на спасение. А секта прекратила своё существование.


ЖАЖДА ИСТИНЫ

         Ещё в древности писатель-богослов Тертуллиан сказал, что «душа каждого человека по природе христианка». Действительно, с детства не зная ничего о Боге, Серёжа смутно чувствовал какое-то внутреннее волнение и необъяснимую тягу к Небу. Икон у них в доме не было. Никаких разговоров о Боге, о вере и о религии никогда не велось. Он был пионером и комсомольцем и искренне считал, что советские дети самые счастливые люди на земле.
         И только взрослея, начал понимать, что чего-то не хватает, что-то в жизни не так. Если Бога нет, а Библия – это сказки, то почему же эти сказки нигде нельзя приобрести и почитать. Почему эта книга «вредная»? Почему религия – дурман и «опиум»? Какая в этом таится опасность?
         Долго не мог он найти ответы на эти вопросы. Спрашивать у кого-то было бесполезно. Любые разговоры на религиозные темы не только не приветствовались, но решительно пресекались. Коммунистическая идеология исключала существование Бога и решительно боролась с Церковью, как с вредным пережитком прошлого.
         И вот, когда Сергей стал уже взрослым, в один прекрасный день его вдруг осенила мысль – за неимением лучшего    изучать религию по атеистической литературе. Коммунистическое издательство политической литературы «Политиздат» выпускало в то время большую серию книг под общей рубрикой «Библиотека атеистической литературы». Это были десятки интересных книг, из которых Сергей узнал и содержание Библии, и историю христианской Церкви, и труды святых Отцов, и много самых различных сведений по религиозной философии и богословию.
         Конечно, это нельзя считать полноценным богословским образованием. Но он постоянно старался совершенствовать и углублять свои знания. Подписался на журнал «Наука и религия», стал чаще посещать книжные магазины, где вскоре там его уже  прекрасно знали. Заходил он в магазин всегда с одним вопросом:
         - Что нового по атеизму?
         - Вот, пожалуйста, - отвечали ему, - поступили новые книги: «Библейские истории», «Жизнь Иисуса», «Сказания евангелистов», «История русской церкви».
         Ещё больше книг было в библиотеках, где любознательного юношу тоже радушно встречали:
         - Мы Вам всегда рады! Сейчас мало кто интересуется такой литературой.
         - А есть у вас «Книга о Библии», автор И. Крывелёв?
         - Конечно! Она давно не переиздавалась, но у нас есть. Ещё есть «Библия для верующих и неверующих», «Христианская церковь», «Апостол Павел» и много других…
         Неожиданным для Сергея оказалось то, что не всегда удавалось достать нужную книгу, хотя политическая литература не была тогда дефицитом. Значит, во-первых, не он один интересовался «атеистической» литературой; во-вторых, тираж её был ограничен. Руководство партии понимало, что это всё-таки распространение знаний о религии, а не только борьба с ней.
         Проводимые лекции по атеизму тоже давали обратный эффект. Вместо агитации против религии, они лишь подогревали интерес к ней. На таких лекциях люди всегда оживлялись, задавали множество вопросов, спрашивали, где можно об этом почитать подробнее и почему у нас не хватает интересных книг по атеизму. Заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии даже возмущался по этому поводу:
         - Опять областного лектора по атеизму прислали! Неужели они там не понимают, что от этих лекций только вред!? Бога нет! Все об этом давно знают. Никто не спорит. И нечего ворошить прошлое…
         Став редактором районной газеты Сергей Александрович  стал регулярно печатать статьи о церковных праздниках и на другие темы церковной жизни. Правда, пришлось делать это под рубрикой «Беседы атеиста». Но это никого не смутило и все поняли ситуацию правильно. Люди писали и звонили в редакцию, благодарили, что «наконец-то газета стала писать и для верующих» и вообще просвещать народ в вопросах церковной жизни.
         Первый секретарь райкома партии вызвал редактора «на ковёр»:
         – Ты что делаешь?! Забыл, что являешься редактором партийной, а не церковной газеты?
         – Но там же рубрика «Беседы атеиста», – ответил Сергей Александрович.
         – Ты меня-то хоть не пытайся одурачить! Атеиста в твоих статьях днём с огнём не найдёшь. Зато агитацию за церковь невооружённым глазом видно…

    Секретарь, конечно, был прав. Но времена партийной цензуры к тому моменту уже прошли, хотя газета ещё какое-то время формально оставалась партийной. Опасаться какой-либо дискриминации со стороны райкома партии уже не приходилось. Пресса получила свободу и редактор продолжил публикацию материалов церковной тематики не считаясь с мнением райкома.
         Вскоре в городе появилась первая православная церковь. Народ, много лет томимый духовной жаждой, устремился в храм Божий. На удивление многих редактор стал одним из первых и активных прихожан.


ПРИНЯТИЕ САНА 

         Сергей Александрович жил в небольшом городе, работал начальником одного из предприятий и был активным прихожанином местного храма. По возможности помогал приходу. Священнослужители заметили его усердие, обратили на него внимание владыки и через некоторое время предложили подумать о принятии духовного сана. Предложение было очень неожиданным. Он долго колебался, не решаясь оставить должность и круто изменить жизнь в 47 лет. Считал себя недостойным такой высокой чести. Понимал, что стоять у Престола Господня слишком большая ответственность. Да и вышестоящая организация тоже не была готова отпустить опытного руководителя.
         Медленно и мучительно тянулись дни раздумий. Даже получив благословение матери и согласие жены, он всё же не решался принимать окончательное решение. Взял очередной отпуск и поехал в Покровский собор, чтобы на месте посмотреть, подумать и разобраться. Владыка разрешил ему присутствовать в алтаре на службах и временно пожить в кабинете настоятеля. Это давало возможность наблюдать церковную жизнь и богослужения «изнутри». Помогал в алтаре, чем мог, даже полы мыл. Пробовал читать на клиросе. Короче говоря, приглядывался.
         Через 10 дней во время вечерней службы, владыка Сергий  спросил:
         - Ну, что? Решился, наконец?
         - Да, владыка, благословите…
         - Ну, готовься…
         Уже вечером 20 мая, во время всенощной, раб Божий Сергий  читал в соборе шестопсалмие, как завтрашний ставленник во диакона. Наутро, в воскресение 21 мая 1995 г., в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне,   владыка служил Божественную литургию в Вознесенском храме с. Кинель-Черкассы. Там ставленник и был рукоположен во диакона. С этого момента к нему обращались уже не по имени и отчеству, а «отец диакон» или «отец Сергий».
         Приняв диаконский сан, он стал ежедневно служить в соборе. Отпуск его продолжался, и он оставался пока в должности директора.  Потом поехал с заявлением об увольнении к областному руководству. Пришлось отработать месяц, так как генеральный директор  ни за что не хотел его отпускать. Бороды и усов он никогда до этого не носил. Пришлось месяц побыть небритым начальником, так как они пока не успели отрасти.
         Наконец, 21 июня 1995 г., он окончательно уволился с работы, приехал в собор и продолжил службу диаконом. Жил, как и прежде, в кабинете настоятеля.

    Однажды, после утренней службы, отец диакон ненадолго прилёг в кабинете на диван отдохнуть. Вдруг (он даже не заснул!) рядом с ним раздался строгий мужской голос:

    - Когда  станешь батюшкой, ты умрёшь!

    Мгновенно открыв глаза, убедился, что вокруг абсолютная тишина и никого нет. Но ведь он же только что очень чётко слышал этот громкий и категорический тон! Как это понимать? Как предупреждение, предсказание, или как искушение? Ощущение было не из приятных. Успокоившись, постарался поскорее забыть о странном курьёзе. Однако, случай этот имел неожиданное продолжение…

    Проживая при соборе, диакон служил не только в нём, но и в Петропавловском храме. Наступило лето, пора отпусков, и надо было подменять отпускников то там, то здесь. Выходных у него не было долго, 40 дней. Наконец, отпустили на два дня и он уехал домой 31 июля вечером.

    Уехал буквально за несколько минут до распоряжения владыки о том, что завтра, 1 августа, на Серафима Саровского, его должны были рукоположить в сан священника. Но… было уже поздно, а мобильных телефонов тогда ещё не было. Рукоположение не состоялось.

    Священником он стал только 13 августа 1995 года. В тот день   был рукоположен в сан иерея или пресвитера в Покровском кафедральном соборе во время Божественной литургии. Владыка прочитал молитву над его головой, возложив на неё руки, надел на него крест, возгласил «Аксиос!», то есть «достоин». Хор трижды подхватил «Аксиос, аксиос, аксиос!» Всё! Свершилось! С этой минуты он стал священником!

    И вдруг, через открытые окна собора с улицы донеслись звуки выстрелов, автоматных очередей и взрывов. В те годы шла Чеченская война и у всех в памяти были и Буйнакск, и Будённовск, и взрывы в Москве, и теракты в других городах.

    Услышав выстрелы и взрывы, отец Сергий подумал, что бандиты ворвались в Самару и тут же вспомнил то зловещее пророчество, что если станет батюшкой, то умрёт. Взмолился: «Господи! Если суждено мне умереть, благодарю Тебя за то, что сподобил принять кончину во святом алтаре и священном сане»…

    Вскоре ситуация прояснилась. Рядом с собором в Самаре находится стадион «Динамо», где в этот день проходили военно-спортивные соревнования с выстрелами и взрывпакетами. Так закончилось диавольское искушение, которым сатана хотел смутить и напугать его, чтобы не допустить до посвящения в духовный сан.

    Но Бог сильнее! И Он сделал отца Сергия служителем Святого Престола!


Рецензии