Записки моряка. Бразильская система

                Памяти друга, боевого товарища,
                настоящего моряка … посвящается …


    Балтийск.
    Осень, начало двухтысячных…

   В каюте большого десантного корабля, в Военной гавани Балтийска «думал думу» комбриг Игорь Николаевич Смолов. На часах давно уж за полночь. Объявлена штормовая готовность. Ветер разгулялся не на шутку, днем до тридцати метров в секунду шпарил, да и сейчас не меньше двадцати насвистывает. Корабли бригады десантных кораблей Балтийского флота ещё с утра обвязались всеми возможными концами, отдали якоря. Стоянка безопасна, сейчас беспокоиться комбригу не приходится.
   …А «думы» его далеки от «ветра на сущего».

   Два месяца как Игорь назначен командиром бригады десантных кораблей. Из семи БДК (большой десантный корабль) на ходу лишь один. Остальные, как говорится, «на приколе» стоят. У двух кораблей сроки текущих ремонтов вышли, а у одного после пожара, ГРЩ (главный распределительный щит) никак собрать не могут. Два «десантника» в ремонте стоят почти полтора года. А ещё один - с бортовым 101 просто «тяжелый» корабль. Есть на флоте такое не почётное звание. Главные двигатели, генераторы - в строю, ресурс только продлить надо. Личным составом доукомплектовать. И так по мелочи – покрасить, почистить. Три года 101-й стоит у стенки и никуда не двигается, корни пустил как мультяшная яхта «Беда».
   Игорь, ещё будучи начальником штаба, комбригу предлагал: «Давайте 101 на учение «Балтопс» запишем, жизнь в корабль вдохнём».
   
- Много возни с ним, - неохотно отвечал тогда комбриг ретивому начальнику штаба, - а если не выйдет - «башку снимут, как пить дать …».


   Но вот пришло время Игорю решение самому принимать, «волшебником» становиться.

- Андрей Иванович, не спишь? – капраз в соседнюю каюту заглянул, здесь «главный механик» бригады обосновался, - разговор есть.
   Свои замыслы Игорь подробно изложил ЗЭМЧу (заместитель по электромеханической части) бригады.

- Можно, конечно, - не сразу отвечал Андрей, - техника на 101-м в хорошем состоянии, а вот личный состав менять придется. «Бычок» (командир боевой части) сам ничего не хочет и другим не дает, ему, видите ли, сорок четыре исполнилось – о пенсии мечтает.

- Надо - поменяем, а корабль в море ходить должен, - твердо решил для себя Смолов.


- Задумка конечно хорошая, … но! - следующие две недели комбриг слышал множество «но…» в штабе флота.
   В тот год бригада стала «центрального подчинения», дивизию «съели времена сокращений». Бригада сразу на штаб флота замыкалась. Вот и тянули протяжное «но–о-о…» начальники управлений и отделов, когда Игорь согласовывал планы годовые. Знали «штабные» - придется и им попотеть на корабле «отстоя».
   Две недели комбриг в штабе флота пропадал … убеждал … просил … требовал. А двух «клерков» даже обмануть пришлось, заартачились и ни в какую не соглашались.
 
- Командующий приказал! – Смолов сдаваться не намерен.

- Командующий? - с недоверием вглядывались «клерки» в лицо капраза.
   Но годы службы учат многому, в том числе и врать, … для дела конечно.

- Да, командующий! - прямой, без тени сомнений взгляд комбрига, и документы подписаны.


- Смело, комбриг, смело, но в резерв БДК 107-й всё же запиши, - после паузы заключил командующий флотом, когда выслушал доклад Смолова по планам на предстоящий год.


- «Слово не воробей», - в тот же день говорил Игорь на совещании со штабом бригады и командирами кораблей, - задача тяжёлая, но выполнимая, надо всем потрудиться, только так мы сможем бригаду сделать «ходовой».


   Было это в первой декаде ноября, когда Балтийск погружался в слякоть и распутицу. Липы и тополя – вечные «жители» причалов Военной гавани сбросили листву и постоянно гнулись под ежедневными ветрами, наводя тоску и сомнения на моряков.


   Следующие четыре месяца были настоящим «испытанием на прочность» для всех балтийских корабелов-десантников.
    Комбриг на построении всей бригады объявил личному составу о принятом решении - 101-й БДК «поставить на крыло». Предложил каждому желающему перейти на «первооткрыватель».
    Уже тогда Игорь понял, что если эксперимент удастся, то он каждый год будет вводить в строй следующий корабль.
   
- Так за три-четыре года, мы все БДК в море выведем, - делился своими планами комбриг с начальником штаба Евгением Мягковым.
   Не только служба, но и настоящая мужская дружба связала тогда офицеров поставленная «задача года».


   Начало учебного года, как известно, на флоте в декабре. И тот год навсегда остался в памяти комбрига.
   Сборы, занятия, тренировки, совещания … - неотъемлемая часть начала любого периода обучения.
   И, конечно, «101-й» - всё оставшееся время комбриг посвящал «первооткрывателю». Игорь постоянно находился на службе, даже в выходные не успевал забежать домой. Супруга Галя не досаждала мужу, сама справлялась с двумя детьми и «семейным бытом». Короткие телефонные разговоры, да редкие побывки домой – вот и вся личная жизнь того времени.


   Как и предсказывал «главный механик» бригады техника 101-го была в исправном состоянии. Но пришлось конечно и повозиться - собрали комиссии, запустили все машины-агрегаты и продлили все нормативные сроки. Дело вроде и не сложное, но необходимо было действительно убедиться в готовности материальной части.

   
   К середине декабря корабль уже «пыхтел» как давно не разогретый самовар. Корабельные учения, тренировки пошли полным ходом. Сложнее оказалось сколотить экипаж, почти половину пришлось поменять. Практически каждого комбриг, «знал в лицо».


   Несколько офицеров пришло с соседней бригады, это Смолов «провел работу» и позвал их. Три года назад Игорь командовал сторожевым кораблем и знал толковых морских офицеров с соседней бригады. Правда, сосед-комбриг Антон Слепаков никак не хотел отпускать лучших из лучших. Но Игорь так «насел» на Антона, что тот со смехом сказал: «Ладно, через год вернёшь подготовленных и влюблённых в море».
   На том и порешили.


   Только после новогодних праздников новый экипаж 101-го задышал полной грудью – работа по «подъему на крыло» закипела. Всё рабочее время было посвящено занятиям, тренировкам и учениям, а после ужина работали с документами и приводили в порядок корабль, простоявший у стенки несколько лет.
   Первая всеобщая неуверенность и растерянность сменилась напором и инициативой, задача - во что бы то ни стало корабль должен выйти в море, уже не казалась чем-то не вероятным.


   И вот, настало время первых выходов море. На календаре – начало февраля. На Балтике шторма и ветры – не забалуешь.
   Выход в море на флоте, особенно в те годы, это целый ритуал. Многодневная подготовка и главное, проверка штабом флота.
   Задача на выход не сложная – замеры поля корабля и мерная миля. Первый экзамен 101-й выдержал не без изъяна. Придирчивые начальники управлений флота «вывернули наизнанку беднягу», но итоговый вывод был – готов к выходу в море.


   Конечно, Смолов на первый выход «первооткрывателя» пошёл сам. Легкая дрожь, пробегающая по «телу» 101-го от морской волны, сразу за входными воротами фарватера помогли экипажу почувствовать первую радость победы над трудно решаемой задачи.
   Четыре дня в море окончательно смыли пыль многолетней стоянки у стенки – качнулись на волне, как следует, обдало ветром.
   Экипаж 101-го буквально «летал на крыльях». Но и задач-проблем добавилось – в штормовую погоду сорвало несколько сальников, значит все проверить надо. Фильтры одной топливной забились так, что пробивать пришлось - «грязь времени» поднялась.


   Неохотно 101-й показывал свои «болячки» - ощетинившийся, будто зверь, проснувшийся от сна.


   И именно в этот момент началась настоящая борьба за «жизнь» 101-го. Любая «болячка» требовала денег, а их в те годы особенно не хватало. Но остановить раскрученный Смоловым маховик было уже невозможно.
   Каждый «обладатель» материальных средств, то есть начальник управления, отдела штаба флота неохотно выделял суммы для «первооткрывателя». Однако, деваться некуда - в планах именно этот лайнер идет на международные учения.

   Сроки, регламенты, ремонты, запасные части … и снова сроки, - время опять ни на что не хватало. Дома Смолов практически не бывал. Дочка Даша пошла в первый класс, а Игорь узнавал о её первых победах только по телефону.
   
- Настырная, как ты, - жаловалась Галя на дочь, - сказала сама и пыхтит до ночи.

- Молодец дочь, - с улыбкой отвечал Игорь, - вернусь с учений, может в отпуск махнём, на пару недель в Кострому съездим.


   До начала спланированных международных учений оставалось меньше месяца, уже направлены официальные заявки – «Рубикон» пройден. А задач-проблем меньше не становилось. Мат часть «первооткрывателя» постоянно «хурмила»: то дизель не хочет напряжение выдавать, то питание с ГРЩ пропадает, то ещё что-нибудь. Да и кроме 101-го, работы на бригаде невпроворот: курсовые задачи всех кораблей бригады, различные учения и проверки.
   Ох уж эти проверки! «Век сокращений» существенно сократил штабы всех уровней, и не менее существенно увеличил количество проверок. Недели не было, чтобы не приехали «гости». Походят, многозначительно покачают головами, поцокают языками и акт на стол – то не так, это ни это.
   Всё! Сиди «честной народ» устраняй недостатки-замечания.


   Но «рутина рутиной», а международные учения – это уже не только «лицо бригады», или флота, это – флаг страны. И тут ответственность, ого! Всю зиму и начало весны балтийцам-десантникам скучно не было, но и «победы в лукошко» складываются одна к другой. Успешно 101-й задачи в море отработал – перволинейным стал. Дежурство по флоту несет, на совместных флотских учениях со 107-м наравне работал, оценки «хорошо» придирчивый штаб флота единодушно поставил.
   Во-общем, силы и средства потрачены не зря, но главный экзамен впереди.


   День выхода на международные учения «Балтопс» в начале мая Смолов запомнил как выпускной в училище – торжественно, радостно … и боязно.


   А ну как что? План на три недели расписан - вначале предусмотрено в польский порт Свиноуйсьце зайти, там морскую часть обсуждают-договариваются. После - седая Балтика – от Гданьска до Стокгольма. А затем в немецкий Киль – итоги подвести и знаменитую парусную неделю посетить - флаг страны представить и немногочисленных наших парусников поддержать.


   Погода на выход выдалась отличной - небольшой накат волны с северо-запада, ветер около пяти метров. Солнце яркое, по-летнему жаркое, отражается на каждой тщательно свежевыкрашенной детали практически нового корабля.
   Медь на верхней палубе золотом блестит, рында позвякивает с бака. Позывные - флаги расцвечивания хрустят на реях. Команды по кораблю четко и торжественно нарушают тишину калининградского канала.


   Настроение у комбрига отличное - почти шесть месяцев ушло на «задачу года» - но и результат не спрячешь. Осталось только в учении поучаствовать.
   Только и всего …


   Изумрудная волна подхватывает «первооткрыватель», призывно пробегает вдоль корпуса – увлекая вперед, к южным берегам Балтийского моря.

- Командир, сегодня учения не планируй, с вахтенными офицерами ещё раз вход в Свиноуйсьце проштудируй, - говорил Игорь на ходовом мостике командиру корабля, после того как 101-й прошел приемный буй – завтра с утра учения по плану, а вечером к заходу готовимся.


   Командир корабля Андрей Лобастов в иностранные порты ещё не заходил, хотя морской практики у него предостаточно. А для Смолова иностранные порты не в диковинку, ещё будучи командиром сторожевика, не раз в гости к соседям ходил, и в Польше бывал, и «кильскую неделю» видел.
   Красота парусников со всего света, флаги различных стран.
   Такое не забывается!


   Утро следующего дня началось обыденно – почти двести миль отмахали, остров Борнхольм не за горами. Учения провели, комбриг после проверки вахтенных офицеров одобрительно командиру корабля сказал: «Считаю, к морской части захода готовы, после обеда баталеру ставь задачу – столы к званому обеду подготовить, тренировку проведем».


   На международных учениях званые обеды-ужины играли важную роль. Не только яствами надо было удивлять, но и культурой сервировки стола, подачи блюд, приема пищи и ещё разными штучками. За таким столом ведется «светская» беседа на различные темы и «букой» не отсидишься – «демонстрация флага страны» одним словом.

   Но обедать в тот день не довелось.

- Аварийная тревога, горит второй дизель-генератор, - динамик громкоговорящей связи обрушил минутную тишину на ходовой мостик.


   От неожиданности весь расчет ГКП застыл как в замедленном кино, даже рулевой смотрит не вперед на гюйс-шток, а на динамик, откуда продолжает «литься» шум дизеля.

- Аварийная тревога, пожар в кормовом машинном отделении, создать рубежи обороны … подготовиться к разведке очага … станцию ОХТ, - не раздумывая, Смолов сразу вступил в управление.
   Но долго «воевать» не пришлось – может морской царь Нептун помог, а может не зря «задачу года» всем миром решали.
   
- Личный состав аварийного отсека включился в ПДА (портативный дыхательный аппарат) … вентиляция выключена … использую углекислотные огнетушители … возгорание ликвидировано … сильное задымление … прибыла аварийная партия, - командир электромеханической боевой части Эдуард Гончар в течение двенадцати минут потушил пожар.

 
   Позднее, ночью, комбриг, перебирая в уме действия экипажа в ходе аварийной тревоги, отметил для себя: «Ай да молодец, механик! Не зря от соседей его перевёл. Вентиляцию … не выключил бы … через пару минут объемный пожар!Включился в ПДА … потушил сам. А всего лишь каплей».

- Пожар потушен, отсек провентилирован, дизель-генератор номер два вышел из строя, - спустя час после объявления тревоги Гончар докладывал комбригу на ходовом мостике.


   Общая удрученность тягостно повисла на мостике.
   
- Причина возгорания? – сухо интересуется Смолов.
   
- Выбило форсунку, топливо попало на контакт, искра и … возгорание, - Гончар докладывает обстоятельно, - сам дизель в строю, форсунку уже поменяли, не идет «возбуждение», нужен демонтаж… Пауза переросла в вечность.

- Сами справимся? Восстановить дизель сможем? – не торопит Смолов.
   
- Товарищ комбриг, надо разобраться - доложу через полчаса, - не торопится и Гончар.


   Ситуация сложная – на одном дизель-генераторе три недели не проходишь. Да и грубое нарушение это.

- Сколько времени у нас есть? – на мостик поднялись Гончар и два «сторожила» мичмана. Старшие мичманы Кушнир и Самойлов на корабле с постройки – принимали его от завода, знают «болячки» 101-го, как никто.

- Сутки, - Игорь с надеждой смотрит на «сторожил», те переглядываются.

- Справимся, - одновременно отвечают те.

- Если не получится, … мне докладывать надо, - надежда сменилась неуверенностью.
   Смолов точно знает – доложи он о пожаре, сразу примут решение - 101-й вернуть, 107-й выйдет на замену.
   Престиж на международном учении, … шестимесячный труд всей бригады. Москва «хвоста накрутит». Ошибиться нельзя!

- Справимся, товарищ комбриг! - бесцеремонно выкрикивают мичманы.


   Для них это тоже престиж. Престиж службы … жизни даже. Они первыми заявили, ещё тогда - в ноябре на построении всей бригады, что готовы ставить корабль «на крыло». Им скоро на пенсию и для них важно чтобы корабль был ходовым! Очень важно!


   Как часто славя «больших начальников», мы забываем про труд простых тружеников, настоящих моряков, влюблённых в море, корабль, своё дело. В сущности, на их плечах и держатся корабли, флот.
   Словно атланты возле Зимнего дворца...


- Ладно, у нас сутки, - коротко, но уже без сомнений в голосе, ставит задачу Смолов, - ремонтную бригаду от вахты освободить, мне доклад каждый час, - это уже командиру корабля.


   Ещё час Игорь раздумывал над своим решением.
   Ошибка его решения сейчас может привести к тяжелым, даже трагическим последствиям для корабля. Если «атланты» Кушнир и Самойлов не справятся с ремонтом дизель-генератора.
   Ох уж эти если…

- Генераторная часть не пострадала, обмотки целы, - Гончар докладывал комбригу, когда тот спустился в машинное отделение, - сейчас реле проверяем, прогорели контакты.
   
- Четыре клемных коробки менять надо, - добавляет, подошедший мичман Куншир, - электрики ЗИПы перебирают.
   
- Ясно, - капраз указывает на обгоревший подволок машины, - привести в порядок надо, боцманскую команду отправить?


   Решение принято – корабль продолжил решать поставленную задачу. Для уверенности экипажа Смолов объявил свое решение полчаса назад по громкоговорящей связи корабля.
   И записал его в вахтенный журнал, оградив командира корабля, офицеров походного штаба от возможных вопросов, в случае того самого… - если…

   Решение комбрига, ответственность – его же!
   Мало, ох и мало на флоте командиров, способных взять ответственность на себя.


- Не надо боцманов, товарищ комбриг, только мешать будут, - отвечал Гончар, - с утра своими силами справимся.


   Комбриг не спал всю ночь – каждый час принимал доклад о ремонте, с четырех часов утра принял ходовую вахту у командира корабля, отправив того отдыхать.


   Ровно в девять утра на ходовой мостик «ввалились без разрешения и приглашения» командир электромеханической части капитан-лейтенант Гончар и старшины команд мотористов и электриков старшие мичманы Кушнир и Самойлов.
   Грязные и чумазые по самые уши, они так лучезарно светились, что комбриг буквально подпрыгнул с кресла: «Ну что?…». Хотя ответ он уже знал, видел по лицам. Прослужив с настоящими тружениками–моряками бок о бок - слова, порою, не нужны.
   
- В строю второй дизель – генератор, - улыбается мичман Кушнир, - можем на нём в кругосветку.
   
- Молодцы, спасибо мужики, - пожимая руки, слабо скрывая улыбку, благодарил Смолов.


   Ещё через пару часов Игорь получил доклад о приведении в полный порядок машинного отделения. Смолов спустился в «машину», убедился лично – чище, чем в музее.


   Впереди заход в иностранный порт, учения, три недели напряженного труда всего экипажа ...


   ... Спустя двадцать трое суток большой десантный корабль с бортовым номером 101 заходил в Военную гавань города Балтийск. Ещё на дуге калининградского канала Игорь под деревьями–великанами рассмотрел в пеленгатор – на причальной стенке машина командующего флотом, лично приехал встречать. Липы и тополя приветливо кивали своими кронами «победителю-первооткрывателю».


   Обстоятельно выслушав доклад командира бригады, командующий осмотрел корабль, надолго задержавшись в машинном отделении. Придирчиво осмотрел второй дизель - генератор, подволок, трюма, … даже кабель-трассы.
   
- Победителей не судят, - слегка улыбнувшись, адмирал пожал руку Смолову, - подготовь подробный отчёт о подготовке, ходе и результатам учения, через неделю доложишь.


   Докладывал Игорь в штабе флота - как готовил корабль, какие хлопоты – трудности были, что в море делал, как «супостат» действовал … и многое другое. Почти четыре часа длился доклад, много «важного-интересного» выяснили. Почти все начальники управлений выступили – соображения свои высказывали.

- А что такое – «бразильская система»? - в заключение, неожиданно для всех, спросил комфлота Смолова.
   «Бразильской системой» Игорь называл ввод «тяжелого корабля» в строй – постановку «на крыло». Ещё в детстве он увидел «ералашевский» сюжет, где мальчика – футбольного вратаря учат брать мячи, стоя перед стеклянной витриной магазина. То есть – «либо пан, либо пропал».
 

   Но откуда командующий знает? Игорь начал путано докладывать – дескать подготовка корабля ведется комплексно … системно … и так далее.
   
- На следующий год кого готовить будешь - 101-й опять? - прервал адмирал.

- Никак нет, 103-й БДК в планы подавать буду, - без запинки отвечал Смолов.

- По «бразильской системе»? – поинтересовался командующий.

- Так точно – «по-бразильски», - уверенно докладывает Игорь.

- Хорошо, комбриг, готовь 103–й, - адмирал смотрит в зал на начальников управлений флота, - благодарю тебя за службу, на день военно-морского флота два БДК готовь.


   Не успел командующий выйти из зала, а «флотские штабные» уже шептались и вздыхали.
   «Вот здорово, никого убеждать не надо, задача по 103-му уже поставлена» - радостно подумал тогда Игорь.


   …Спустя почти год Игорь узнал, что командующему доложили о случившемся пожаре – есть кому. Но адмирал, подумав, сказал – комбриг принял решение продолжить выполнение задачи. Значит так и будет. Я ему доверяю!

   
   С тех пор, на флоте появился новый способ подготовки кораблей - «бразильская система». Но пользоваться им могли только смелые, уверенные в себе и своем экипаже командиры–балтийцы, способные взять ответственность на себя…

               
                Светлой памяти посвящается…




«12» февраля 2022 года


Рецензии
Светлая память...
Согласен!
Почти нереально, но хочется верить, что это возможно.
Пусть так... такие будут всегда.

Еквалпе Тимов-Маринушкин   22.06.2022 21:33     Заявить о нарушении
Как говорится: основано на реальных событиях.

Сергей Петрович Екимов   23.06.2022 17:46   Заявить о нарушении