Духовный Союз с Мирозданием Божиим. Гл. 1
(На примере поэзии А.А.Тарковского.Посвящается юбилею поэта).
Глава первая «О «горящем слове пророка» и «тайне Адамовой».
Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала, как флейта, звучать.
Я ловил соответствие звука и цвета,
И когда запевала свой гимн стрекоза,
Меж зеленых ладов проходя, как комета,
Я-то знал, что любая росинка — слеза.
Знал, что в каждой фасетке огромного ока,
В каждой радуге яркострекочущих крыл
Обитает горящее слово пророка,
И Адамову тайну я чудом открыл.
Размышление человека, поэта, к полувековому рубежу приближающегося. Размышление о сути, о предназначении Слова, о постижении Главной Тайны. Один из «вариантов», если угодно, того, что отразил А.С.Пушкин в главном произведении всей русской литературы – «Пророке». И здесь во всём мироздании «Обитает горящее слово пророка» - «горящее» - оттого, быть может, что слово «серафим» означает «огненный», оттого что любовь горит, подобно свече – а без любви всё, в произведении отражённое, невозможно. Наконец, пламя свечи, к «небесам горящее», отражено и в куполе православного храма, как заметил когда-то князь Е.Н.Трубецкой...
А «огромное око» кого? Возможно речь не только о Вечном Мироздании – в иконографии отражает оно Образ Творца Неба и земли, даже есть такая, хоть и нечасто встречающаяся Икона – Недрёманое Око. Нам Его видеть не положено, а Ему жизнь каждого из нас видна...
Только если лирический герой «Пророка», очистившись от наносного, Истину видеть мешающего, постигает «неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье», то здесь лирический герой «движение» мироздания Божьего словно уже «постиг», словно шестикрылый серафим уже коснулся и глаз, у ушей, и души, и уст. Оттого и не говорится в произведении о мучительных духовных исканиях, без которых, конечно, невозможно «учиться траве» и «ловить соответствие звука и цвета». Оттого-то в середине стихотворения дважды звучит слово «знал» - а «познавал» ранее – до создания этих строк.
И анапест, коим стихотворение написано, всегда усиливает философский настрой или грусть. Впрочем, грустить вроде бы не о чем – только, наверное, прикосновение к сферам духовным не просто задуматься заставляет, а сотрясает душу - до самого дна.
Вспоминается почему-то:
Я постиг в мимолетном намек,
Я услышал таинственный зов,
Бесконечность немых голосов
К.Д.Бальмонта – и не только из-за анапеста, а потому, что и в этих строках говорится о познании. Только, нет, наверное, в строках, с которых мы начали, грусти символизма, что в «Снежных цветах» – вернее – грусть «иная». (См. «О мыслях, чувствах и переживаниях творчества К.Д.Бальмонта».) Есть только «слеза» в образе росинки. И для того, чтобы «плакать», «причин» у мироздания немало – прежде всего грехи людей. Только автор на том мысли не заостряет – сказал – и продолжил размышление о познании...
Родился автор этих строк на сорок лет позже К.Д.Бальмонта. Кто же он? Ветеран Великой Отечественной войны, веру в душе и стихах сохранивший – за то и не печатавшийся до «Времени перемен» несмотря на заслуги военные и старания именитых поэтов. Творчество его можно назвать «постсеребряным веком» поэзии русской – потому что рос будущий писатель в Царской России. Он Арсений Александрович Тарковский...
А об участии его в сражениях Великой Отечественной не только из уважения к нему и к истории нашей сказано.(См. Благословенное русское воинство. Ч.3. «Историческая и Личная Причастность Бессмертию»). Об этом несколько позже.
А пока... Траву, росинками покрытую, видел каждый, но постигает её причастный Тайне Мироздания, осознавший, что
В любой букашке и любом листе,
В мерцаньи звёзд и на земле унылой,
Куда ни глянь – повсюду и везде
Таится Оживляющая Сила -
как напишет почти через сорок лет Иеромонах Роман. И всё тогда вокруг становится живым – Вечности причастным. И столь необычное слово «яркострекочущих» - одно из множества тому «свидетельств»…
Лирический герой «открыл» для себя тайну о Безначальности и Бесконечности Творца.И, наверное, подходит он к Вратам Рая – потому что закрытые для человека по грехопадению Адама, снова отворились они Воскресением Христовым…
А стихотворение продолжается – хотя самое главное уже, видимо, сказано. Чуть позже вернёмся к нему, а сейчас...
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222062000800