Точка привязки

Одним из героев моих писаний является  дача, построенная моими родителями в 1938 году на склоне пологого холма в ближнем Подмосковье; с нею связана вся моя жизнь, начавшаяся на год позже - в 1939 году.
Поскольку дачная тема близка к исчерпанию, мне дали такой  совет: все сказанное мною о даче как-нибудь обобщить, повысив уровень концептуализации, насколько возможно.
Сказано – сделано.
Феномен дачи я решил репрезентировать посредством концентрических кругов, начиная от центра.
Поместившись в середине большой комнаты, я смотрю на границу Первого круга -  внутреннюю оболочку дома – на его стены, сложенные из сосновых брусьев, покрытых благородною полуторавековой  патиной темно-коричневого цвета; в них зияют обширные остекленные проемы, закрытые снаружи ветхими щитами, через щели которых в комнату проникают лучи, освещающие сумрачным светом старую мебель и вещи, - давно, очень давно  уже вышедшие из употребления; вот уже 27 лет, как здесь  никто не живет.
Выйдя из дома, я озираю границу Второго круга – ее составляют кроны больших деревьев – берез и елей, - обступивших дом, тесно прижавшись друг к другу боками; за ними окрестностей совершенно не видно.
Однако я знаю, что дальше лежит Третий круг, где расположен наш дачный поселок, 80-летняя история которого прошла у меня на глазах, и в котором я знаю каждую постройку, каждое дерево, каждую лощинку.
Круг Четвертый с запада и севера ограничен лесною опушкой; его занимает долина  речки Учи, выбежавшей из леса; по ней с юга на север проходит Савеловская железная дорога. Северо-восточную часть Четвертого круга занимает холм, некогда покрытый ржаным полем; из-за его вершины тогда выглядывала колокольня церкви деревни Троица-Сельцы; - это был красивейший вид Подмосковья, но сейчас на холме расположился коттеджный поселок. Восточный сектор Четвертого круга занимает поле, простирающееся до Дмитровского шоссе, а его южная часть покрыта малоэтажной застройкой вплоть до самой станции Луговая, с которой можно на электричке доехать до Москвы.
 На западе Пятого круга лежит огромный  массив Озерецкого лесохозяйства, в котором я в юности собирал грибы. В него же входит село Озерецкое с двумя его озерами – Круглым и Долгим, - на которые я в отрочестве ездил на велосипеде купаться. Двигаясь в Пятом круге по часовой стрелке, после пересечения Савеловской дороги обнаруживаешь Икшинское водохранилище, на пляже которого я за последние 30 лет своей жизни провел немало времени.
Это водохранилище я знаю настолько хорошо, что оно мне служило ориентиром для определения положения дачи во время полетов с аэродрома Шереметьево; его ни с каким другим водоемом не спутаешь из-за пересекающей зеркало вод защитной плотины с затвором посередине. Идентифицировав его, я находил железную дорогу, и, пробегая вдоль нее глазами, фиксировал взгляд примерно на месте расположения дачи,  после чего мог спокойно лететь дальше – хоть тебе в Лондон, хоть в Берлин.
Дальше по Пятому кругу можно мысленно перемещаться вдоль канала имени Москвы, достигнув грандиозного Пестовского водохранилища, до которого мы не раз добирались трехчасовым пешеходным переходом, минуя Марфино – бывшее имение Паниных, - великолепный архитектурный памятник позапрошлого века. К Пестовскому водохранилищу примыкает Учинское, на котором стоит Аксаково – ведомственный дом отдыха министерства, к которому я относился. И, наконец, Пятый круг завершает Клязьминское водохранилище (с примкнувшим к нему Пироговским), на котором я в бытность студентом Университета ходил на яхте под парусом.
В круг Шестой входят: станция Турист Савеловской железной дороги, где я катался на лыжах с гор в Парамоновом овраге, город Дмитров, куда в моем детстве мама однажды устроила экскурсию по каналу на пароходе, куда я ездил в молодости осматривать памятники архитектуры, и который посетил недавно для оформления документов на газ для дачи. Ну, и, конечно, в Шестой круг входит город Москва, в котором я провел большую часть своей жизни.
А за Шестым кругом лежит Седьмой, в который уже входит вся Россия.
Дальше воображение  стало мне отказывать; например, на каком азимуте лежит Лиссабон? На каком – Палермо? А черт его знает!
И тогда я открыл Google Earth, и набрал в поисковой строке: «Московская область, ст. Луговая Савеловской ж. д.»; на меня из экрана надвинулось изображение поверхности Земли, полученное методом аэрофотосъемки; в его центре находилась железнодорожная платформа. Меньше, чем за минуту я пролетел от станции до дома. Но где же моя дача, которую нельзя не заметить из-за ее необычной архитектуры: - восьмигранного купола? Там, где она должна бы стоять, с высоты 270 метров были видны лишь два светлых пятна непонятной формы. Я принялся разбираться, и, наконец, до меня дошло: аэрофотосъемку проводили рано утром, и моя дача оказалась в тени многочисленных деревьев, растущих около дома; освещены лишь один из мезонинов купола, и полоска террасной кровли. Этого мне было вполне достаточно; совместив середину дома с центром карты, я нажал на кнопку «-». Поверхность Земли стала стремительно от меня отдаляться, наконец, превратившись в изображение Восточного полушария с центром в точке с координатами: 56°03'49.81" северной широты, 37°29'35.21" восточной долготы. Высота над уровнем моря: 197 м.
                Октябрь 2021 года 


Рецензии