Преданный Отечеству губернатор Оренбуржья и Крым
А.П. Чехов в своём рассказе «Казак» показал, что ничего уж больше не хотел счастливый до встречи с больным казаком главный герой Торчаков: затосковал- запил, а потом и пропил всё нажитое им добро от загрызшей его совести - ведь не дали они с женой умирающему от ран солдату куска хлеба. Ни жена, ни белый свет ему больше не были милы.
«…На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.— Христос воскрес! — крикнул ему Максим.
— Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.
— Куда едешь?
— Домой, на льготу.
— Зачем же тут сидишь?
— Да так... захворал... Нет мочи ехать.
— Что ж у тебя болит?
— Весь болю.
— Гм... вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?
Казак поднял голову и обвел утомленными больными глазами Максима, его жену, лошадь.
— Вы это из церкви? …. А меня праздник в дороге застал. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет... Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!
— Пасочки? — спросил Торчаков. — Оно можно, ничего... Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?
Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за ножом.
— Вот еще что выдумали! — сердито сказала жена Торчакова, -…Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!
Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:
— Не дам! Это… свяченая паска, и грех ее без толку кромсать.
— Ну, казак, не прогневайся! — сказал Торчаков и засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!» (1)
Значимость достойной оценки солдатской службы и казаков прочувствовал на себе славный генерал от кавалерии, преобразователь Оренбургского края, друг поэта Жуковского, Василий Алексеевич Перовский. «Обширный ум Перовского хотел обнять всё. Он жил мечтою устроить любимый Оренбургский край образцовым в России» - писал о нём историк Павел Юдин.
Насколько Перовский был предан России, императору и своему делу ясно уже из следующего перечисления:
- служил во время царствования трёх императоров как Оренбургский и Самарский военный губернатор и сумел обрести их благорасположение, хотя провел большую часть своей жизни вдали от царского двора и столичного блеска;
- устанавливал дипломатические отношения со странами Средней Азии, всего достиг своими силами, умом и честным служением Отечеству;
- «никто не мог равняться с Перовским умом и умением излагать свои мысли, убедительно и с полным знанием дела» (генерал-майор Иван Чернов, историк Оренбургского казачьего войска);
- сумел собрать в Оренбурге талантливых служащих и создать им условия для изучения края, для публикации ценных исследовательских работ;
- при Перовском с 1847 года создана Аральская флотилия;
- освобождение тысячи пленных и реформаторское укрепление границы с азиатскими ханствами явилось его главным гуманистическим делом государственного значения;
- обеспечил безопасность иностранным торговым караванам, что имело международное значение.
- привел в состав России - русифицировал - несколько провинций Центральной Азии.
Родословная Василия Перовского восходит к фамилии Алексея Розум (1709-1771), певчего Придворного хора, где он сначала значился как Алексей Григорьев. Благодаря благосклонности дочери Петра I Елизаветы получил фамилию Разумовский и многие звания - графское достоинство, а в 1756-м статус генерал-фельдмаршала Русской императорской армии, в благодарность за служение от Елизаветы Петровны он получил действительно царский подарок – Аничков Дворец.
Алексей Григорьевич перетянул в Петербург всех Разумовских, которые становились богатыми людьми, приближенными к царским особам. После смерти Алексея его наследство досталось брату Кириллу Григорьевичу, и один его сыновей от брака с Нарышкиной - Алексей Кириллович, возглавил позже Министерство народного просвещения, стал попечителем Московского университета. После 12 лет брака и расставания с Варварой Шереметевой Алексей Кириллович вскоре поселил у себя мещанку Марию Михайловну Соболевскую, и четверо из девяти их совместных детей, сыновья — Алексей, Лев, Василий и Борис Перовские(по названию места проживания – подмосковного Перово) — стали известными в России людьми. Алексей Перовский (1787-1836), старший побочный сын от Соболевской, окончил Московский университет, был доктором философских наук, дружил с известными литераторами: Николаем Карамзиным, Петром Вяземским, Василием Жуковским, Александром Пушкиным. Лев Алексеевич (1792-1856) был участником битвы при Бородино, действительным статским советником, генерал-адъютантом. Борис (1815-1881) – младший из сыновей от связи с Соболевской, служил в Кавалергардском полку на Кавказе, был дружен с поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, 1866 году вошел в число 12 учредителей Императорского Русского Исторического Общества.
Василий Алексеевич Перовский родился в Почепе Брянской губернии, воспитание получил в Москве, в частном пансионе. В 17 лет прапорщик Василий Перовский назначен офицером при казачьих полках Багратиона. В 18 лет принял участие в Бородинском сражении 1812 года, был взят в плен, побег окончился неудачей, и освободился Василий только в 1814. Перовский оставил об этом тяжелом периоде жизни «Записки», которые были изучены писателями Григорием Данилевским и Львом Толстым и использованы ими в произведениях.
Вернувшись в Россию, В.А. Перовский стал быстро продвигаться по службе и вошел в число сопровождающих великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I) в путешествиях как адъютант великого князя, капитан, полковник. Перовский был интересным собеседником, жизненный опытнесмотря на молодость, придавал вес его суждениям, он был близок к литературным кругам. Его знакомство с Пушкиным состоялось вскоре после выпуска поэта из лицея.
На почве любви к литературе 1818 году Перовский подружился и с русским поэтом-романтиком В.А. Жуковским (1783-1852). Очень умный и тонкий Василий Андреевич характеризовал Перовского как «нетщеславного человека, прямого в высказываниях, не склонного к лести и лжи». Их переписка – образец эпистолярного жанра.
14 декабря 1825 года на Сенатской площади Перовский заслонил императора Николая I от брошенного из толпы полена, сам был контужен.
В апреле 1828 года на русско-турецкой войне, при штурме Варны был тяжело ранен в грудь. Пулю удалили, но правое легкое серьезно пострадало, и в последующем Перовский имел на
боку незатянутую рану (свищ).
В 1828 году Перовский - генерал-майор, назначен в свиту Его Императорского Величества. В деловитом, хорошо воспитанном, блестящем придворном Перовском было всё для военной карьеры и светской жизни.
Но в 1833 году неожиданно скончался военный губернатор Оренбургского края генерал-лейтенант Павел Петрович Сухтелен (1788-1833), нужна была равноценная замена в эту слабо укреплённую окраину. Через эти земли шли торговые пути, происходило политическое общение с ханствами Средней Азии. И Николай I, видевший в Перовском человека властного, повышенно требовательного , гордого и щепетильного в вопросах чести и физически выносливого, решает доверить ему пост генерал-губернатора. Назначение стало неожиданным для самого 38-летнего Перовского, но, согласуясь с планами своего талантливого предшественника Сухтелена, он занялся составлением чёткой программы управления краем.
Военный губернатор Перовский был наделен от царя такими полномочиями, каких до него никто не имел. Он выбирал даровитых трудолюбивых людей, преданных Отечеству: Владимир Иванович Даль, преуспевающий столичный врач и известный писатель, стал чиновником по особым поручениям, занимался естественнонаучными исследованиями. Именно Даль помогал великому Александру Пушкину, приехавшему в 1833 году в Оренбург для изучения исторических материалов пугачёвского восстания. А «губернатор Перовский предоставил Александру Сергеевичу 14 томов секретного дела Пугачёва!»(2) Здесь же состоялось и крещение Даля как этнографа и автора «Словаря Живого русского языка».
Специалист по статистике Яков Владимирович Ханыков проявил себя как географ, картограф Южного Урала (1841), Аральского моря и Хивинского ханства (1851).
Востоковед, переводчик П. И. Демезон был незаменимым в переговорах,и с его записок был снят гриф «секретно» только в 1983 году.
Под руководством Перовского оживилось лесоразведение Оренбургской губернии: были собраны образцы почв и лесных пород, и в южной части впервые в России высажено 200 тыс. деревьев.
Деревянный город Оренбург из землянок и ветхих лачуг превращался в кирпичный град, открыты приходские школы и библиотеки, возведен первый пешеходный мост через реку Урал. Оренбург оказался среди первых российских городов, где внедрялась техника и появлялись свои механики. Историограф, генерал-майор Иван Васильевич Чернов (1825-1902) писал: «Перовский стремился поднять башкирский народ, носивший название башкирского казачьего войска". Был возведен Караван-Сарай – общественный башкирский постоялый двор с мечетью и школой. В 1835 году по заказу для Оренбурга в механической мастерской Казанского университета были изготовлены и привезены барометр, термометр, и с этого момента в городе начались первые метеонаблюдения.
Перовского поражал тот факт, что кочующие за Уралом российские подданные – киргизы - забирают при малейшей оплошности русских людей в плен и продают их в Хиву, в вечную неволю, безнаказанно уходя в степь на быстрых конях. Он разработал ряд мер по противодействию разбойникам, и план Василия Перовского был утверждён Николаем I.
Путешествие по России в 1837 году Цесаревича Александра Николаевича затронуло и Оренбург, где он осмотрел и изучил все новшества и постройки. Впервые будущий царь пересёк Урал и оказался в Сибири. Недаром эту поездку Жуковский назвал «всенародным обручением с Россией».
К середине 1838 года киргизы Средней Орды начали уже открыто действовать против России. В Хиве томились русские пленные.
Военный поход на Хиву 12 марта 1839 года был утвержден Николаем I. Предполагалось сначала провести научную экспедицию к Аральскому морю, а поход начать весной 1840 года. Но в итоге начали в ноябре 1839 года. Некоторые научные задачи отмененной Аральской экспедиции были выполнены в ходе военного похода.
Пятитысячный отряд выступил 14-17 ноября. Зима наступила необычно рано, уже 18 ноября пошел сильный снег и не прекращался трое суток, то засыпая воинов и верблюдов сугробами, то обдавая их трескучим морозом и ветром. «Из 10 450 верблюдов на Акбулаке их уже осталось с небольшим 5000, и ежедневно подыхало более сотни», – писал Даль.
Иван Захарьин сообщает: «Снега было настолько много, что на глубоких оврагах накладывали понтонные мосты и переводили навьюченных верблюдов. Сам Перовский, имея право пользоваться коляской, передвигался только на лошади. Ежедневно, в любую погоду, он совершал объезды колонн, здороваясь с людьми и оглядывая их». Солдатам не хватало горячей пищи.
1 февраля 1840 года Перовский приказал возвращаться в Оренбург. 35 -градусный мороз снова превратил обратный путь в цепь страданий, у Перовского открылась рана на лёгком, и некоторое время он ехал в коляске. Атлетический от природы организм Василия Алексеевича не сдался, и на Эмбе он продолжил путь верхом.
Несмотря на то, что отряд не вошел в Хиву, с приходом тепла в Оренбург стали возвращаться отпущенные Хивинским ханом пленные.
Владимир Даль писал о добровольно присоединившемся: «Чихачев у нас один из полезнейших людей; он взял на себя самую сложную миссию попечительства над больными».
Перовский болезненно воспринял неудачу и всю вину за поход возложил на себя, о чем лично заявил Николаю I и просил наградить отличившихся в боях солдат и казаков.
Но, несмотря на все злосчастия, Хивинский поход имел для России положительные последствия. Новый Хивинский хан Алла-Кул, очевидно, человек не пещерного мышления, с июня 1840 года стал «строго воспрещать всем подвластным племенам производить на границах Империи грабежи и держать в неволе подданных России». О Хиве и её непоколебимых традициях и сейчас говорят как о воплощении средневековья: маленькие улочки, ездоки на ишаках и тишина.
Николай I наградил Перовского за ограждение русских торговых интересов в Азии. Однако здоровье Перовского было подорвано в трудных походах, он попросил отставку и в 1842 году направился за границу залечивать последствия легочного ранения.
Вернувшись в Петербург, Перовский занялся государственными делами: сохранил членство в Азиатском комитете, получил звание генерала от кавалерии и члена Государственного Совета. Также он - в числе основателей Русского Географического общества, вместе с соратниками по Хивинскому походу 1839-1840 годов – В. Далем и П. Чихачевым.
Интересно, ведь такой опытный, высокообразованный генерал, неутомимый руководитель-реформатор мог ожидать более высокого поста от своего друга Николая I. И кто знает – может быть, Империя при Военном министре В.А.Перовском, побывавшим в больших военных переделках, улучшила бы русское оружие, и не проиграла бы Крымскую войну?
Но… Снова Василий Алексеевич поехал на губернаторство в Оренбург, хотел, чтобы его хоронили казаки. Оставалась неразрешенной внешнеполитическая задача – оборона края от хивинских набегов.
29 мая 1851 года Перовский прибыл к месту назначения в Оренбург с видным востоковедом В. В. Григорьевым (1818-1881). Перовский продолжал застраивать степную столицу края крепкими кирпичными зданиями, разнообразил общественную и культурную жизнь города, о чём сообщали даже статьи в журнале Герцена «Колокол». Но Правительство России беспокоила уже политика не Хивы, а Кокандского ханства с крепостью Ак-Мечеть( 1817) . В 1852 году Перовский поставил задачу взять Ак-Мечеть. Отряд Бларамберга в 500 человек, отправленный на взятие крепости, имел 5 орудий, что оказалось явно недостаточным, и цитадель осталась неприступной.
Мотивированный задачами Перовского, петербуржец Алексей Иванович Бутаков в 1851 году доставил в Оренбург заказанные в Швеции разобранные железные пароходы «Перовский» и «Обручев». В1853 году военный поход возглавил сам Перовский, он взял 2350 солдат и офицеров и 12 орудий. Кроме того, 500 казахов служили разведчиками и перевозили грузы на лошадях. Двигались четырьмя отрядами, по ходу отбили несколько нападений хивинцев. Пароходы, снабженные пушками, стали гарантами победы при взятии Ак-Мечети. Наших солдат погибло 18 человек.
Таким образом, 9 августа 1853 года Кокандская крепость Ак-Мечеть была взята под личным командованием генерала-губернатора и вскоре была переименована в форт «Перовский». С этого момента усилилась роль России в Центральной Азии.
В 1855 году Россия простилась с Императором Николаем I. Его смерть тяжело воспринял Перовский, он потерял близкого друга. Новым императором становится Александр II, лично поблагодаривший Перовского в первый день царствования... А наград у Перовского было много: среди них - Орден Андрея Первозванного, Георгиевский, св. Анны, золотая шпага с бриллиантовыми знаками.
Здоровье Василия Алексеевича ухудшалось, медики советовали ехать в Крым. 7 апреля 1857 года Перовский по просьбе был уволен с должности Самарского и Оренбургского военного губернатора.
В сентябре 1857 года по приглашению вдовствующей императрицы Александры Федоровны приехал в Крым, в её имение Ореанда и прожил там месяц. Еще 2 месяца он жил в Воронцовском дворце. Чувствуя близкий конец, просил похоронить его близко к морю, «чтобы доносился плеск волн». Прощаться с Василием Алексеевичем приехали брат Борис Алексеевич и племянник Алексей Толстой. 20 декабря 1857 года В.А. Перовский мирно скончался. Похоронен он в Георгиевском монастыре вблизи Севастополя, на мысе Фиолент, место для его гроба было высечено в скале. Символично, что А. С. Пушкин, приславший Перовскому свою завершённую «Историю Пугачёва», написал, что сожалеет, что «не смогли увидеться тогда, на балу». Но в 2007г. на Фиоленте поставили прекрасный памятный знак в честь посещения Пушкиным в 1820 году Георгиевского монастыря. Так они встретились….
Сейчас оренбуржцы хлопочут о размещении в монастыре мемориальной доски дорогому земляку В.А. Перовскому.
Великий Антон Чехов, родившийся уже после Перовского, кратко обрисовал слои общества и их отношение к армии в своём рассказе «Казак»: преданное, свято служащее до «весь болю» офицерство - в образе Казака; простое, оплакивающее погибших и постепенно спивающееся мужское население - Торчакова, а лишённое гибкости, не умеющее быть щедрым к своим героям военное руководство - в образе Жены.
Оренбург при Перовском стал культурным центром юго-востока России, период его губернаторства называют "золотым веком Оренбуржья", и его жизненный путь - достойный пример юношам для подражания в преданном служении государству...
Свидетельство о публикации №222062101074