Ритуалы и ОКР. Религия и биология

Привет, Мистер Лис, я недавно поняла, что в моей жизни, с самого детства очень многие важные изменения в жизни, связанны  с народной мудростью. Смысл очень многих пословиц мне пришлось испытать на личном опыте. И как говориться: «Умные учатся на чужом опыте, а дураки на своем», мой вариант это второй, так как чужой опыт не дает мне нужной рефлексии и осознания так необходимого мне жизненного урока. В течении очень долгого времени, пока я не стала изучать психологию, я находилась в сценарном процессе, причем абсолютно этого не осознавала. Так живут очень многие люди, вся наша жизнь постепенно приходит к тому, что начинает полностью состоять из ритуалов. Ритуалы во всем! Человеческий мозг отличается от мозга животных наличием третьего слоя, а именно коры больших полушарий (неокортекса), которая отвечает за высшую мыслительную деятельность. Именно она отвечает за сознательность нашей личности и все наши поступки, которые мы совершили, сделав самостоятельный выбор. Так вот ритуалы мы совершаем без использования неокортекса, это то за что отвечает первичный мозг (рептилия). Эти действия человек совершает на автомате, и это неотъемлемая составляющая структуры времени, нашего жизненного плана, и позволяет упорядочивать хаос. В ритуалах нет ничего плохого, но если мы живем не только этими ритуалами. Мы люди, как и любые представители царства животных, нуждаемся в закрытии своих базовых потребностей, для реализации главной задачи эволюции, а именно передачи копий своих генов потомкам, и соответственно закрытие потребности в безопасности является приоритетной для многих видов. А из-за наличия у нас третьего слоя, который отвечает за способность мыслить и развиваться, что не делает для нас потребность в размножении приоритетной. Для человека высшей ступенью развития является самореализация, и для каждого это свой жизненный план и путь к его реализации. Но если мы не будем ощущать чувство безопасности, то дальнейшая реализация этого плана становится невозможной. В конечном итоге очень многие зацикливаются на закрытии этой потребности, и даже когда она уже закрыта, ощутив так необходимый всем комфорт, человек, ощутив себя в безопасности, думает что это и есть вершина его жизненного пути. Таким образом и появляются ритуалы. Например - народные приметы. В них нет ничего плохого, но если происходит этот перегиб, и появляется страх потерять свою безопасность, то и они могут начать управлять нашей жизнью. Приведу в пример себя. Я по своей натуре очень веселый человек, обожаю юмор, хорошие шутки и естественно смех. Но моя любимая суеверная Бабулечка всегда говорила: «Олеся, так много смеяться не к добру, если будешь так смеяться, то потом обязательно будешь плакать!». И очень долгое время, каждый раз, когда я искренне веселилась и смеялась, то всегда появлялось чувство страха за то, что обязательно случится что-то плохое. В конечном итоге я получила свой собственный ритуал смеха, созданный в моем сознании другим человеком, и он управлял моей жизнью очень долгое время. Мартин Лютер, человек, который прошел огромный путь по избавлению от собственного ритуализма, писал в своем дневнике: «Чем больше я моюсь, тем грязнее становлюсь!». Так обычно и происходит, когда ритуалы составляют большую часть нашей жизни, начинает прогрессировать ОКР – обсессивно-компульсивное расстройство. Для него характерно зацикливание на определенных действиях, для ощущения чувства безопасности, а при невозможности выполнить ритуал, как правило, развивается паническая атака. Например: мизофобия - (с греч. mysos – загрязнение, phobos – страх) – патологическая боязнь человека загрязнений или же заражений, и как следствие – навязчивое стремление избегать возможного прикосновения к окружающим предметам и непосредственного контакта с другими людьми. Люди, страдающие мизофобией, могут проводить по 5-6 часов в день за мытьем рук. И даже начиная понимать, что это уже не очень нормальная ситуация, редко кто из них обращается к специалисту для решения этой проблемы. Поэтому многие люди, которые держаться за свою зону комфорта, продолжают совершать одни и те же действия, те действия, которые они совершали все время, и с ними не случилось ничего плохого. Опасный путь, но в то же время безопасный для многих.
Приспосабляемость – это также является очень важным фактором для выживания видов. Был проведен эксперимент с голубем в клетке. Его суть заключалась в том, что для чтобы получить еду, ему нужно было нажать на кнопку 10 раз, и через какое-то время, поняв это, голубь постоянно совершал этот ритуал. Но что если начать выдавать ему еду хаотично? Как поведет себя голубь? Естественно он начнет замечать всякие детали и мелочи, которые предшествуют выдачи еды, и уже через несколько недель у птицы появятся собственные ритуалы. С нами все также. Таким образом, совокупность всех этих ритуалов может привести к созданию собственной религии. Практически все религии основываются на определенных ритуалах, и если эти действия становятся автоматическими, и входят в привычку, что в перспективе избавляет нас от страха, а также освобождает от зацикленности на своей безопасности, то религия для многих в таком случае становится оптимальным выходом из этого положения. В этом случае религия препятствует развитию ОКР и депрессии у людей, которые к ним предрасположены.
Ритуалы – хорошо это или плохо? Сможем ли мы жить без их присутствия в нашей жизни? Думая обо всем этом, я пришла к выводу, что скорее всего нет, по большей части это облегчает людям жизнь, но именно зацикливание на них, несет в себе серьезную опасность. Как сказал один известный человек, к сожалению, я не помню кто именно, но эти слова звучат, как неплохая жизненная подсказка: «Лучшее враг хорошего». Человек должен управлять своим сознанием сам, если только передача как можно большей копий своих генов потомству не является его основной целью в этой жизни. Спасибо большое, Мой Дорогой Друг Мистер Лис, ты помог мне понять это, и теперь я могу идти дальше, не позволяя ритуалам управлять своей жизнью.
                FIN?


Рецензии
Ритуал (обряд), грубо говоря, это набор регламентированных действий при отсутствии видимой связи между ними и предполагаемым результатом)

Геннадий Селезнёв   30.06.2022 10:40     Заявить о нарушении