Имение в опеку

  Помещик Кайсаров.

 Крестьяне помещика Кайсарова, постоянно уходили в праздники в свободное от работ время, в окрестныя деревни для испрошения себе и малолетним детям хлеба. Из повиновения помещика они не выходили и крайность положения в отношении недостатка хлеба нисколько не останавливала от господских работ. Хотя помещик в этих действиях находил неповиновение его власти, но даже, по его собственному объяснению, это неповиновение выразилось в том, что крестьяне занимались один только день своею собственною работою, когда по распоряжению помещика они должны были отправлять работу господскую. Не смотря на запрещение полиции крестьяне не переставали являться в город Касимов и входить с жалобами о том, что, будучи изнурены помещиком, они пришли в такое состояние, что лишились всех способов к пропитанию, так что все почти яровыя поля остались без посева, а в следующую осень не надеятся иметь средств к посеву озимаго хлеба, если помещик не даст хотя малейшей им льготы. Эти неоднократныя жалобы крестьян вынудили генерал-губернатора командировать на место чиновника Позднякова для производства изследования об образе управления Кайсарова своими крестьянами.
 И результаты этаго изследования были таковы. Помещик нещадно наказывает крестьян палками, розгами, кулаками, и от отягощения работами они пришли в бедственное положение. Помещик заставляет их вывозить покупной лес в рабочую пору вычищать совсем безполезное болото, состоящее в больших кочкарниках, под пашню и сенокос, рубить еловыя сучья для удобрения земли, каждую зиму посылает в степь, в Пензу, за хлебом в Козловский уезд с продажным тёсом, на крестьянских лошадях, через что последние доведены до изнурения, и у многих по дороге, по тягости и неимению корма, лошади пали; на продовольствие семейств вынуждены были продавать скот, потом питались мирским подаянием.
 Помещик нещадно избил трёх дворовых девок, у крестьянина Григорьева взял корову, у Никитина взял избу на господскую ригу, дворовым людям не даёт ни обуви, ни одежды, ни хлеба, посылает крестьян своих и сам при них находится в постороннюю Шульгинскую дачу "для украдки лесу", где они были пойманы. По распоряжению генерал-губернатора имение Кайсарова было взято под опеку.

 Дело Канц. Губер. 1821 г. № 385.

 
 Помещица Есакова.

 Причиною взятия  в опеку имения Есаковой были; по характеру злому и строптивому, Есакова наносит людям своим побои, чем попало, ставила на целую ночь к стене, обременяла работами, чем довела до бедственнаго положения; одну девку, по наказнии палками, привязала верёвками за руку и припечатала к комоду.

 Дело Двор. Деп. Собр. 1852 г. № 351.

 Материалы собраны начальником Архивной комиссии Рязани Александром Дмитриевичем Повалишиным, долгое время были запрещены цензурой.
 Изданы стараниями князя Николая Сергеевича Волконского в 1903 году на 450 страницах.
 Переизданы в 1995 году при содействии Архиепископа Рязанского и Касимовского Симона.

 Прошу модераторов не удалять мою статья, материалы и так долгое время были запрещены цензурой.


Рецензии
Прямо животные какие-то.

Лев Рыжков   06.09.2022 11:21     Заявить о нарушении
Имение, бравшиеся в опеку приносили крестьянам временное облегчение, хотя бы от побоев.

Валентина Газова   08.09.2022 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.