Жила -была Лена. Часть 2, глава 1

Первое впечатление от Костромы было двояким. Бесприютность в городе, где пока некуда и голову приклонить. Второе – появление  какого-то подобия азарта, некоего куража. Забота о чем бы то ни было быстро дает жизненные наставления.

Технологический институт, а именно его выбрала для поступления Елена по справочнику «Для поступающих в вузы в 1971 году», был расположен на высоком волжском берегу. Его главный корпус занимал почти целый квартал. Главной профориентацией ее поколения была устная рекомендация, автора которой кто ж теперь назовет, но очень живучая среди абитуриентов: - Ума нет - иди в пед, здоровья нет – иди в мед. Да не обидятся на меня учителя и врачи поколения Елены Павловны, но слов из песни не выкинешь. Коллективная глупость вещь живучая!

Едва переступив порог главного корпуса, Лена тут же прониклась уважением к своей будущей альмаматер. Просторный вестибюль венчала солидная парадная лестница, поднявшись по которой на второй этаж попадаешь в аудиторию, где располагалась приемная комиссия. Тут за тебя уже все решают, и попадаешь в четкую отработанную схему работы с поступающими. Красивое слово латинского происхождения абитуриент добавило солидности бездомному и пока совершенно бесправному Ленкиному существу. 
 
Документы сданы, расписка об их получении выдана, направление  на заселение в общежитие получено, расписание экзаменов и консультаций перед ними перекочевало в блокнот. Хотя память пока цепкая и свежая и так не дала бы  забыть о главных предстоящих испытаниях. Сдавать надо было два экзамена по математике – письменный и устный; устный экзамен по физике и письменный по литературе – сочинение. Из всех предметов вдохновлял только один – сочинение. Вот тут бы и задуматься юной головушке о том, что ее ждет. Костромской пединститут с хорошими давними традициями точно был бы Елене по плечу. Но глупейшая народная профрекомендация  не оставила шансов на выбор.

Общежитие, которое предусматривало расселение абитуриентов, находилось на улице Чайковского, в пятнадцати минутах бодрого шага от  института. Двухэтажное здание светло-голубого цвета выглядело вполне приветливо. А вот внутреннее убранство повергало в уныние. Пыльная и пустая комната с дохлыми мухами на окне, по которым ползали сердитые августовские, металлические кровати без постельных принадлежностей с провисшими панцирными сетками, убогий колченогий стол и такими же стульями и перекошенные облезлые тумбочки, которых кажется на всех и не хватало.

Как-то сложилась девичья среда обитания, комендант выдала постельные принадлежности. Тамара из Актюбинска имела уже опыт прошлогоднего поступления, который пригодился всем. Помыли полы, протерли подоконники, мебель, застелили кровати  и начали осваивать территорию проживания. "Бонусом" к полученному углу в общежитии ночью активизировались клопы, которых Елена в жизни своей не видела.

После изобилия прилавков в гастрономах черниговских магазинов, костромские прилавки имели очень скромный ассортимент. Поэтому питание даже бутербродами по утрам организовать не получалось. Нечего было класть на хлеб. Ни масло, ни сыр, ни колбаса в магазинах не продавались. Поэтому общественные столовые, кулинарии были самыми привлекательными местами пропитания, которые сопровождало неизменное стояние в очередях.

Звонок маме на работу, а по-другому быстро связаться не получилось бы, вызвал полное мамино непонимание происходящего. Лена до поры до времени не писала ей о своих планах, а тетушка тоже не хотела понапрасну торопить ситуацию. Экзамены сдавались, умение собраться в нужной ситуации  подводило. Поэтому баллов для поступления на выбранный  престижный механический факультет не хватило. Крестный по телефону настаивал на поступление на любой факультет, лишь бы «зацепиться» за институт, а потом можно будет и перевестись куда-то еще. Так Елена стала студенткой механико-технологического факультета и старостой группы 71-ПМ-23 подгруппы «А».

В институтском коридоре к Лене подошла очень серьезная и взрослая девушка. Назвала себя - Бэлла. Внешность очень примечательная: сильно вьющиеся темные волосы с вкраплениями седины собраны в тугой пучок, полноватая осанистая фигура, выпуклые умные  карие глаза, и изящные, ухоженные с маникюром кисти рук.
- Общежитие первокурсникам не светит, надо самостоятельно искать квартиру. Давай делать это вместе! Елена согласилась, не особенно раздумывая. Бэлла тут же стала генератором идей. Конечно, хочется найти жилье поближе к институту, чтобы не тратить много времени на дорогу. Но варианты все как-то не подходят. В одном месте хозяева спросили Бэллу о национальности. – Молдаванка,-  ответила слукавив, Бэлла. Но было очевидно, что девочек тут не возьмут. Еще одна бабуля, хозяйка жилья в деревянной двухэтажке поставила условие:- Белье не стирать и не сушить!
Бабушка, ну это Вам тогда надо  котика или песика на квартиру брать, а не девчонок. Жилье все-таки нашли, но очень далеко от института, на окраине города, в сорока минутах ходьбы. Может быть, это было хорошо – пешие прогулки никогда не бывают лишними.

продолжение:http://proza.ru/2022/06/23/723


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Лидия!
С удовольствием начала читать о жизни Лены-студентки.

А мамино непонимание происходящего с любимой дочерью с высоты прожитых годков очень понимается:))).

С теплом и радостью от встречи!

Лина Орлова   15.10.2022 22:47     Заявить о нарушении
Дорогая Линочка, рада Вам!
Ценю Ваше внимание к героине моей повести,на продолжение которой сподвигла меня старшая внучечка.
Вы правы, мамины тревоги и радости нам всем довелось испытать и только теперь понять. Если бы молодость знала...

С сердечным теплом!

Лидия Вакина   16.10.2022 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.