В память об учителе

В ПАМЯТЬ ОБ УЧИТЕЛЕ

Смерть не хочет щадить красоты
Ни веселых, ни злых, ни крылатых.
Но встают у нее на пути
Люди в белых халатах.

;Девятнадцатого июня страна поздравляла медработников, – санитарок, медицинских сестер, фельдшеров, врачей – тех, без которых невозможна жизнь. Они помогают появиться на свет новому человечку, к ним идут за помощью в поликлинику, умоляют спасти родных, находящихся в критическом состоянии. Когда ожидания не оправдываются, по какой-то причине помочь невозможно, их ругают, обвиняют в невнимательности непрофессионализме. Но вновь обращаются, если нуждаются в помощи. Люди в белых халатах помогают, выполняя свой долг, перешагивая через незаслуженные обиды. По зову сердца едут в горячие точки с единственным желанием помочь. ОНИ МЕДИКИ!

;Хочу рассказать о своем первом учителе, наставнике, замечательном хирурге, память о котором сохраню до конца своих дней, так же как и о многих, встретившихся на моем пути людях в белы халатах.

;Это было давно, в 1975г. К этому времени успела поработать цеховым терапевтом. По линии военкомата нас с подружкой отправили на 2месячную переподготовку по хирургии, такое тоже бывало. Это событие изменило дальнейшую жизнь, я стала хирургом! Определи меня в городскую больницу № 21. Тогда она была районной многопрофильной больницей Кировского района г. Свердловска. Хирургическим отделением на 60 коек заведовал Аркадий Ильич Богарад. Ему было около сорока, но мне казался очень зрелым, умным, мудрым. Среднего роста, с копной седых волос скрытых под медицинской шапочкой, в идеально выглаженном халате он появлялся в ординаторской на утренней линейке со списком больных, готовых к операции.
;В отделении постоянно работало четыре хирурга, помогали интерны, это дипломированные врачи, первый год работы которых проходил под надежным крылом наставников. Раз пять-шесть раз в месяц больница дежурила по городу. Это значит, что в течение суток в приемный покой скорая помощь привозила всех, кто нуждался в наблюдении или госпитализации со всего города. Иногда их число доходило до шестидесяти-восьмидесяти за сутки, человек двадцать нуждались в госпитализации, часть в оперативном лечении. В такие дни дежурная бригада усиливалась совместителями. Сам Аркадий Ильич дежурил, оперировал наравне с рядовыми хирургами, беря на себя сложные случаи.
;Имея за плечами двадцатипятилетний опыт в хирургии, могу сказать, что все оперирующие хирурги техничны, ответственны, но только единицы, оперируют с виртуозностью фокусника. Меня завораживали легкие, быстрые, точные движения рук моего шефа с красивыми длинными пальцами.
;Если в ассистенты брал меня, счастью не было предела, хотя тут же появлялся внутренний страх. По ходу операции мог устроить настоящий экзамен, проверяя знания. Если ответами и ассистенцией оставался доволен, после завершения основного этапа, разрешал заканчивать операцию самостоятельно.
;Доверяя некоторые операцию молодым хирургам, иногда наблюдал за их работой, стоя за спиной. Бывало, что-то его не устраивало, тогда жди вызова на «ковер», для выяснения причины. Все знали, что за этим последует несколько подобных операций, пока оплошавший не будет работать уверенно, хорошо освоив методику. Это прекрасная учеба.

;Обходы под его руководством были тоже особенными. Впереди шеф, за ним выстраивался «хвост» из врачей, интернов, студентов. Очень любил в 4-6местных палатах, на глазах у пациентов задавать вопросы «на засыпку». Чтобы не опозориться перед своими больными, накануне приходилось штудировались учебники и монографии.
;Допуская к операции молодого специалиста, требовал, чтобы тот мог провести ее мысленно, с «закрытыми глазами», а к больному относился как к близкому родственнику.
;Его уроки помогали всю профессиональную жизнь.
;Практически все хирургические коллективы дружные, с исключительным чувством взаимопомощи, уважения, благодарности.

;Однажды, участвовала в сложной операции с множеством неожиданных неприятных моментов, которая продолжалась часов пять-шесть. Лето. Через огромные, во всю стену окна операционной нещадно палит солнце, над столом дополнительно нагревают воздух бестеневые лампы. Приточно-вытяжной вентиляции, кондиционеров, которыми оснащаются в обязательном порядке современные операционные, нет. Приходиться раза два перерываться, чтобы оперирующие могли попить воды, пять минут посидеть на придвинутых табуретах. По окончании, обессиленные, взмокшие, выползли в предоперационную и по стеночке «стекли» на прохладный пол. Чуть позднее узнали, что температура в операционной была 53градуса!
– Что приуныли други мои! – усталый голос Богарада заставил поднять головы.
– Вы даже не знаете, какие вы молодцы, герои! Главное, все получилось, мы вместе это сделали! Спасибо! На осунувшихся, измученных лицах в ответ появилось подобие улыбок.
– После выписки пациента устроим посиделки.
;Получасовые посиделки состоялись в небольшом кабинете заведующего в день выписки больного. На рабочем столе чай, плюшки, конфеты, бутылочка коньяка для всех участвовавших в операции.
Это был очередной важный урок оценки коллективной работы, вовремя сказанное спасибо!

;Проработав в отделении два года, ушла в ординатуру, продолжая дежурить в отделении. Дальнейшая профессиональная жизнь с любимым учителем нас развела по разным лечебным учреждениям.

;Знаю, что под руководством Аркадия Ильича был выстроен новый корпус Центральной городской больницы №7, где развернуто несколько хирургических отделений, одним из которых до сих пор заведует ученик Богарада. К сожалению, в 1987г. у его жены обнаружили позднюю стадию рака, требовалась высокотехнологичная операция, которую могли сделать только в Германии. Это сподвигло семью на эмиграцию. Операция была сделана, но женщина погибла. Позднее, коллеги, выезжая на конференции в Германию, навещали любимого шефа, и рассказывали, что воспоминая о совместной работе, неизменно вызывали у Аркадия Ильича ностальгию со слезами на глазах.

;Как хочется, чтобы в самой лучшей, самой необходимой на земле профессии были достойные, преданные своему делу, похожие на моего первого учителя люди!
;Здоровья, Мира и добра Вам люди, особенно тем, для которых
по плечу вечный подвиг, у которых руки бессонны и святы.

…Низко вам поклониться хочу,
Люди в белых халатах…


Рецензии