Старшее поколение. Леонтий

   Брат Леонтий, что я о тебе могу сказать? Что-то память из детских лет мне почти ничего о тебе не говорит. Да как –то слышала я такую фразу о нём от родителей: «Леонтий отломанный ломоть». Почему мне такая фраза помниться? Видимо, из –за характер брата. Я боюсь найти сравнение или слово, которое бы точно могло подсказать о чертах характера брата, но он отличался от всех остальных братьев. В последствии, когда я уже взрослой стала, я помню только маленькие отрывки его жизни в семье. Причиной этому война.
 
     Родился Леонтий 19 января 1929 года на руднике Кадая. Прожил всего 63 года. Умер 11 ноября 1992 года в г. Пенза. Мы с Леонтием при жизни его встречались не часто. Он рано покинул родительский дом.   О нём я написала в основном по впечатлениям нечастых с ним встреч и со слов мамы, а биографию Леонтия - по его стихам.

     Родился брат крупным, здоровым ребёнком. Но в пятилетнем возрасте болел воспалением лёгких. Болезнь дала осложнение на сердце. Мама с трудом, но выходила сына. Леонтий подрастал. Стал брать пример со старшего брата Георгия, который постоянно занимался закаливанием: зарядка, обливание холодной водой. Постепенно организм его окреп. Порок сердца исчез. Леонтий в армию был призван в Морфлот, куда призывают очень здоровых парней.
 
    В школе брат учился хорошо. Много читал. Мама о нём говорила, что он книги «глотал». С первого по 6 класс Леонтий учился на руднике Оловянный. Родители постоянно меняли место жительства. Это было связано с профессий отца-геологоразведчика. Седьмой класс пришлось заканчивать на руднике Первомайском.

     Началась война. В 1941 году Леонтию едва исполнилось 12 лет. Кончилось безоблачное детство. Уже в 14 лет надо было приобретать профессию. Родители определили его в ФЗУ (фабрично-заводское училище), которое находилось в с. Чирон Читинской области. Война. Голод. Пайка хлеба по 100 или 200 грамм в сутки на человека. Вернулся домой. Отец работал старшим буровым мастером и взял сына на буровую разнорабочим. Эта работа очень тяжела для подростка и отец отвёз его в город Шилку в ФЗУ учиться на токаря. Леонтий опять не выдержал голода и сбежал, а причиной послужило потеря сознания за станком, так как у него украли хлебные карточки. В поезде ехал без билета «зайцем». Безбилетников в поездах отлавливали и возвращали по месту учёбы. В ФЗУ состоялся суд, и Леонтий был осуждён на 2 года, как «дезертир». Судьба старшей сестры досталась и Леонтию. Родители к тому времени переехали на рудник Спокойный. Леонтий отсидел свой срок и приехал к родителям. Стал работать учеником кузнеца – молотобойцем. Кузнец подговорил подростка бежать на фронт добровольцем. Беглецов поймали и осудили на 2 месяца в районный центр Бурят-монгольского национального округа села Агинское.

      В последний день срока отец приезжает забрать сына. Буряты ему сказали: «Иди, забери труп своего непокорного сына». Да, опоздай отец хотя бы на полчаса, получил бы труп.
Леонтий лежал в карцере, скрученный стальной проволокой, уже посиневший. Оказывается, что в последний день его заключения, буряты заставили его чистить общественный туалет, который находился на улице. Зима. Мороз -50 градусов. За отказ буряты его избили. За это Леонтий обозвал их «налимами узкоглазыми». Брата вновь осудили по статье «Шовинизм» на 2 года. Теперь, брат отбывал срок на станции Белая в Хабаровском крае.

     Вернулся в родительский дом на рудник Спокойный, но прописку не дали. Его сослали под Красноярск на станцию Камала. Теперь он токарь на шахте.
В 1949 году Леонтий призван в армию в Морфлот. Закончилось время «хождения по тюрьмам». Будучи жизнелюбом, не озлобился, научился различать добро и зло, но «Хождение по мукам» отложилось на его характере – независимостью. Он всегда самостоятельно принимал решения и отличался своеобразной гордостью. Это он выразил в своих стихах: «Ой, вы, годы, вы, трудные годы, что прошло – ничего мне не жаль». Да, о чём жалеть?

    Вот такой след остался в сердце от войны, и жестокого военного времени.
Я уже говорила, что с Леонтием у нас встречи были не часты. Самая памятная встреча - это было летом, я на каникулах, а Леонтий в отпуске. Брат в морской форме. Мне мама накануне купила голубое платье с белым воротничком. Это было первое красивое платье в моей жизни. Белые тряпичные туфельки, начищенные зубным порошком; распущенная толстая коса. Заиграли вальс, брат пригласил меня. Все, кто вышел в круг танцевать, почему-то сели. Мы остались танцевать вдвоём. Кружились, кружились… Танец окончился, и я, впервые в жизни, услышала аплодисменты. Мне было шестнадцать лет. И этот вальс я никогда не забуду.
     Почему-то мне всю жизнь хотелось танцевать? На пенсии работала в доме культуры и директор позволила создать клуб «Сударушка», где я танцевала, пока ноги меня держали. Оставила танцы в канун восьмидесятилетия.  Самыми лучшими партнерами в танцах были мои братья: Леонтий, Георгий, Пётр, Анатолий. С Борисом мне не удалось потанцевать, но знаю, что он тоже превосходно танцевал.

     Снова о Леонтии: в декабре 1949 года был призван в армию в Морфлот. Порт-Артур, Желтое море. Непосредственный участник в Корейской войне. О событиях в Корее наше правительство долго умалчивало. Леонтий написал поэмы: «Порт-Артур» и «Корейская война». Только эти поэмы свет не увидели. Брат написал их в последний год своей жизни. При увольнении из армии, отслужившие давали подписку о нераспространении информации на много лет.

    В 1953 году написал министру обороны о своём желании учиться. Получил разрешение и, не заезжая к родителям, уехал в Свердловск. Сдал блестяще экзамены в техникум на отделение «Гидрогеология». Пошёл по стопам отца. Только отец искал полезные ископаемые, а сын - воду. Об этим он написал так: «…Может быть, по отчему наследству я - гидрогеолог и поэт…»

   Мы с братом учились одновременно: я в Агинском педучилище, а Леонтий в Свердловске. Родителям было тяжело учить одновременно двоих. Леонтию перевод, а мне картошку, яйцо, молоко. Закончили оба в 1957 году. Леонтий объехал нашу необъятную страну, то в поисках ресурсов, то в поисках «приключений».
Практику он проходил в 1955 году под Свердловском на разъезде Хрустальном.
     А дальше я просто перечислю места его работы по его трудовой книжке.
Рудник Бурибай. Южная Башкирия - 1959 г.
Шарыпово. Красноярский край    - 1959 г.
Курорт Дарасун. Строительство моста - 1960 г.
Полевые изыскания Кызлярского Кармоновской ГРЭС в Башкирии.
Изыскания водных ресурсов - Карабахский медеплавильный комбинат.
Кытлымский приток (изыскания).
Галицкий район - мелиорация болот - 1966 г.
Золотодобычный прииск Маршальский в Оймяконском районе. Якутия.    - 1972 г.
Порт Находка - 1974 г.
 Приморье   - 1975 г.
 Пенза     - 1975 г.
 Пенза стала его постоянным местом жительства и последним. Здесь он обрёл вечный покой.

     Биографию брата я проследила по его поэзии. Читатель, предлагаю некоторые строки:
«…Под ногами грязища и лужи-
Непогода коварней врага» …
«И бывало порой не до шуток
От какой-нибудь встречной беды.
Ухватившись за выступ обрыва
Ты висишь над потоком реки» …
«…Мы пройдем сквозь любые невзгоды,
Неосвоенных множества мест,
Чтоб потом вырастали заводы,
Жилпосёлки и мощные ГРЭС…»
Да, нелёгок путь геолога, гидрогеолога.

    Я не берусь давать оценку поэзии брата, так как нет у меня необходимых знаний в литературе. А Леонтий заочно учился и окончил литературный факультет. Короткое время работал в школе. В Чите и в Пензенской области село Поперечное. Меня упрекал за то, что я «бросила» школу, но он не знал об условиях жизни в Качканаре. После того, как он побывал у меня в Качканаре, у нас с ним наладились самые добрые отношения, и мы постоянно переписывались.
 
     Георгий и Леонтий постоянно критиковали друг друга. Оба брата написали по нескольку сборников. Оба издали сборники «самиздат». Печатали на небольших печатных машинках. Компьютеров ещё не было.
 
     Какова же личная жизнь брата?
Южная Башкирия село Бурибай. Встретил стройную симпатичную Светлану. Светлана подарила ему дочь Ларису. Дочь очень похожа на отца, но семейное счастье было не долгим. Виноват в этом, думаю, брат. Постоянные поездки, командировки не способствовали прочному семейному счастью. Да и брата можно назвать «сердцеедом». 
  Приятная внешность. Рост 178-180 см. Волос прямой темный, аккуратная стрижка. Приятный тембр голоса. Очень любил петь романсы. Выступал в концертах. Очень любил репертуар Штоколова. Брат учился Свердловске, часто пел на концертах, там и познакомился с артистом.  Пел, читал свои стихи. Стихи посвящал своим избранницам.

    Но больше всего посвятил Светлане. Он любил. Его любили.
 В Чите он вновь встретил обаятельную Ольгу Борисовну и у них родился сын Максим. Максим похож на отца не только внешне, но и чертами характера. Леонтий очень любил сына. В разные периоды жизни Максима, посвятил несколько напутственных стихов. Мне понравились вот эти строки:
«…Максим, достичь ты многое успеешь:
Учись, трудись, осуществляй мечты,
Если хорошее делами ты посеешь.

    Выйдя на пенсию, Леонтий захотел остановиться на житьё где-нибудь в средней полосе России. Поколесил и выбрал Пензу. В Пензе опять встретил прекрасную добрую по характеру Анну Павловну. Она то и проводила его в последний путь. Из родственников я одна только смогла проводить брата, просидела у гроба всю ночь.  В нашей семье не было крещёных. Были мы все атеисты, молитв я не знала и поэтому читала стихи Леонтия и Есенина.

    В гробу лежал красивый моложавый мужчина. Да было ему всего 63 года. Хотя в нашем роду почти все долгожители. У Леонтия был сахарный диабет. В 1987 г. брат приезжал ко мне в Качканар, тогда - то я и узнала о его заболевании. Но брат, как бы ни замечал, что он серьёзно болен. Не хотел соблюдать диет, выпивал, да и скрывал свои недуги. Анна Павловна однажды случайно увидела, как он перевязывал большой палец на ноге. Палец уже почернел. Тут же вызвала скорую помощь. Брата увезли в больницу. Прооперировали. Началась гангрена. Отняли ногу по колено. Опять гангрена. Вновь назначена операция: отнять ногу по ягодицу.  Ночью у него поднялось давление, а дежурная медсестра по ошибке укол поставила повышающий давление. Леонтий скончался.  Он не хотел жить инвалидом. Так нечаянно медсестра избавила Леонтия от дальнейших страданий.
 
   Мама говорила, что Леонтий был похож на её отца, поэтому его и назвали Леонтием в честь деда.
   За год до смерти Леонтий заказал тесненные обложки для своих книг. Тексты печатал сам. Оформил 6 экземпляров своих сборников. Я ими распорядилась так: по экземпляру досталось мне, сыну Максиму, дочери Ларисе, братьям Анатолию и Георгию. У Георгия всё сгорело вместе с домом. Один экземпляр остался у Анны Павловны. 
Фото(В гостях у его дочери Ларисы в Новотроицке 2009 год).

      Однажды приснился мне Леонтий: «Что же ты, сестра, меня не навестишь»?  Я человек в некоторой степени суеверный. Уже никто не мог навестить его могилку, кроме меня. И я поехала. По пути навестила его дочь в Новотроицке. Встретилась с его первой женой –Светланой. А в Пензе меня встретила- приветила его последняя жена Анна. С ней мы съездили на кладбище. Могилка была ухожена.
С Ларисой мы ездили в Забайкалье по её просьбе. Она хотела познакомиться со своим сводным братом Максимом и другими нашими родственниками. Это было в 2010 году.
Фото Последняя встреча в Пензе на кладбище 2009 год.


Рецензии