Старшее поколение. Владимир

     Что сказать о Владимире? Он запомнился с самого раннего детства, так как на начало войны он был практически ребёнком. Что такое 11 лет?  Ученик пятого класса, а школу пришлось оставить на время. Отца во время войны перебрасывали с рудника на рудник. Брат главный помощник мамы, иногда её сопровождает в поисках чего-то съестного по Даурским степям, где жили кочующие буряты. Выменивали на постельное бельё, подушку, или кусок мыла на кусок мяса или килограмм зерна пшеницы, овса, гречи. Разработка вольфрама и олова на рудниках открытым способом. Привлекают население. Владимир вместе с мамой идёт на старательские работы. Приносят какие  - то белые камушки. Мама просушивает их на печи. Затем очищают от пустой породы самородки вручную за общим столом. Эту картину я ясно и сейчас вижу. Мама сдаёт этот металл и получает боны, на которые помимо продовольственных карточек можно купить какие-нибудь продукты или вещи.
 
     Родился 8 октября 1930 года на руднике Петрозаводск Забайкальский край. Умер 26 декабря 2009 года в городе Бузулук Оренбургской области.
Брат среднего роста. Коренастый крепыш. Волос тёмно-русый.
 В 1943 году отца перевели на рудник Спокойный (ныне Орловский) и брату уже не пришлось продолжить учёбу. Володе исполнилось 13 лет. Это уже подросток на плечи, которого легла забота о хлебе насущном для семьи, ибо ещё трое младших.
 В 14 лет Володя работал помощником кочегара. Позднее помогал кузнецу. Надо сказать, что наши родители воспитывали в нас честность. Как бы мы не голодали, но, когда брат нашёл буханку хлеба, оброненную возчиком, он принёс её домой. Мама расспросила, где он нашёл хлеб, и велела отнести в магазин. Хлеб возили из пекарни зимой на санях в мешках. Видимо, развязался мешок, а возчик не заметил, как обронил буханку. За это его могли посадить на несколько лет. Хлеб Володя вместе с мамой принесли вовремя, там уже хватились недостачи.

    Да и вся дальнейшая жизнь брата была нелёгкой. В армии Володя не служил. Несколько раз вызывали в военкомат, но по зрению брата так и не взяли в армию. Женился брат рано, в 18 лет. Родители были против женитьбы, но ничего не могли сделать. Невеста была уже в положении. Свадьба состоялась 7 ноября 1947г. А 1 мая 1948 года родился сын Валерий. О семейной жизни брата мне многое известно, но лучше я на сей раз этот момент пропущу. Однажды я уже совершила ошибку, в мемуарах к родословной написала о том, что мне известно, да ещё и письмо брата сканировала, чем вызвала неприязнь племянников.

Родилось пятеро: Валерий, Виктор, Наталья, Ольга и Марина. И брат всё же уехал от семьи на север в самый холодный посёлок Оймякон, где, говорят, самый и есть полюс холода. На автомашине проработал там 29 лет. Высылал 50 процентов от зарплаты. Дети не были материально ущемлены. Александра Григорьевна всех вырастила. Порядочные люди. Создали свои семьи. Внуков и правнуков у брата теперь больше всех. Правда, горько одно, что Валерий и Виктор покинули наш мир рано.

    Есть одно воспоминание, о котором я не могу умолчать. У Шуры, как мы её все звали, было тяжёлое заболевание тазобедренного сустава. Она должна было долгое время находиться на излечении в Областной больнице. Дети подростки, почти все школьного возраста, куда их и что делать? Владимир приезжает с севера и привозит всех пятерых к родителям. Родители уже в преклонном возрасте, но что поделаешь, пришлось «помолодеть» и троих провожать и встречать из школы. На собрания классные ходил больше папа.

    При встрече с Наташей в 2012 году она вспомнила об этом: «Сейчас, когда мне пришлось усыновить двух мальчиков, погибшей дочери, я в полной мере осознала, каково было бабушке и деду с такой оравой справляться». Домик у родителей был совершенно маленький. Я и до сих пор не могу представить, где и как размещала их мама на ночь. Спали, конечно, все на полу, на одной постели и под общим семейным одеялом. Марина самая младшая с обидой позднее вспоминает, что спала в железной ванночке, в которой бабушка днём стирала их одежду. Было очень холодно. Больше она ничего не помнит. Старшие это Наташа и Ольга хороши помнят это время и всегда с благодарностью вспоминают бабушку и деда. Наташа вспоминает, что у неё прозвище было среди ребят «Фома», так как папа больше всех и всюду водил с собой. На собраниях, когда дед выступал с трибуны, внучку он прятал в трибуне. На летние каникулы почти вся эта орава жили у деда с бабушкой, вместо пионерских лагерей.

     В Забайкалье поднимают целину. Владимир с семьёй переезжает в Кубухай. К тому времени там уже работал Георгий и Зинаида. Брат работает трактористом.  Оттуда Владимир и рванул на север. В семье не было лада. Я не берусь судить, ибо, «Чужая душа- потёмки», хотя мне известны причины. В Оймяконе брат нашёл себе подругу и прожил с ней до конца своих дней. Но Анна Васильевна не на много пережила Владимира. Скончалась скоропостижно. Брат постоянно заботился о детях.   Сын Виктор жил у него несколько лет и остался жить и работать в его квартире в Оймяконе.

   Оставшись с детьми, она сумела дать им образование. Дети мать любили, уважали. Как-то была у нас встреча с племянницей Ольгой. Она мне показала альбом, который они с сёстрами сделали матери к Юбилею.
Ну а брат вышел на пенсию и колесил по России в поисках лучшего местечка. Купили домик в Бузулуке, так как недалеко в деревне жила дочь Анны Васильевны. Туда и вернулся его сын Виктор с севера.  Я несколько раз была в Бузулуке, в том числе ездила и со старшим братом Георгием.

   В последний раз Владимир меня пригласил в августе 2009 года: «Приезжай, поспели яблоки. Приезжай, я скоро умру, попрощаемся».  Так оно и случилось. Брат не очень разговорчивый, но на сей раз он открыл свою душу и сердце, как он страдал, что не имел возможности жить с детьми и растить их. Как изболелась его душа и сердце. Он плакал и я плакала вместе с ним. Дал мне две тысячи и сказал, чтобы я от его имени купила себе подарок в память о нём. Я тогда танцевала и мне нужны были туфельки. Туфельки и до сих пор целые. Позднее, постоянно крадучись от Анны Васильевны, делал переводы кому-нибудь из детей.

  В Бузулуке брат занялся садоводством. Стал выращивать яблони, разных сортов, вишню, скрещённую с черёмухой и виноград, чем гордился.
Что странно, что Зинаида и Владимир родились в начале октября, а умерли почти в один день 24-25 декабря 2009 года. Зима была злющая и я не могла поехать ни в Забайкалье, ни в Бузулук. На могилке сестры я побывала уже дважды, а вот брата так и не навестила. Не к кому там ехать.
 


Рецензии
Добрый день, дорогая Тамара! Чудесный рассказ Вы написали о брате. У Вас была замечательная мама. Кто знает, как поступила бы другая женщина в такое нелёгкое время. Поэтому и детей она воспитала хороших. Светлая память всем мамочкам, которые покинули этот мир. С теплом,

Татьяна Комиссарова   22.11.2022 08:51     Заявить о нарушении
ТАНЮША, БЛАГОДАРЮ, ЧТО НАХОДИТЕ ВРЕМЯ ЧИТАТЬ МОЮ СЕМЕЙНУЮ ПРОЗУ. ТАМАРА.

Тамара Белова   03.12.2022 08:53   Заявить о нарушении