Проект Чайка

       Интересная штука генетика. Кому-то вместе с фирменным носом достается какая-нибудь семейная болячка, а кому-то способности например к рисованию. Вот Василичу повезло и ему от отца передались склонности к рисованию и вообще к искусству. Сколько себя помнил, наверно лет с трех, он рисовал. Батя был весёлый мужичек и со смехом вспоминал, как Юрка срисовал со спичечного коробка оленя с пятью ногами. За лишнюю ногу принял тень от другой ноги. Рисовал он с интересом, увлечённо и было трудно его оторвать от любимого дела. Потом началась школа. Классный руководитель в пятом классе решила пристроить способного ученика к выпуску стенгазеты. А это из месяца в месяц одно и то же и начисто отбила у пацана желание рисовать. Одно слово - обязаловка. А где принуждение там и сопротивление. В старших классах черчение вела учительница с художественным образованием. Она сразу заявила: - Парень, тебе надо в художку!...

    Но жизнь распорядилась по своему. И при всех своих способностях Юрка поступил в технический ВУЗ. Но творческий заряд остался при нем и сопровождал всю оставшуюся жизнь. В институте увлекся чеканкой по металлу. Было такое поветрие среди художников. Как-то работая в студенческом строй отряде в Сибири он на себе почувствовал силу искусства. В начале таскал кирпичи, раствор и прочий мусор. Весь в мыле, пыли и мошке. Стояла жара за тридцать. А потом, узнали о его способностях и перевели в художники. Это совсем другое дело. И расценки на порядок выше и работа в тенечке на ветерке. А всего, чего требовалось - писать разнообразные таблички да рисовать лозунги, до которых уж больно охоча была администрация стройки.

Распределившись после окончания института в молодой город Нижнекамск, ему опять повезло и он быстро сошёлся с местной художественной богемой. Буквально через полгода участвовал во всевозможных художественных выставках и стал своим в этом демократичном кругу.

     Ведущие художники города знали и уважали молодого специалиста, который вообще в конце концов придумал своё направление и прославил молодой город на всю страну.
По роду службы на Нефтехиме Василичу довелось съездить на два месяца в Англию на стажировку. Кроме учёбы увидел и узнал массу интересных вещей. В Лондоне на улице Пикадилли на постоянно действующей городской выставке современных художников он обратил внимание на двухмерное панно из проволоки, которое смотрелось очень оригинально и свежо. Внимательно разглядывая он понял технику плетения и вернувшись домой начал экспериментировать. В результате разработал свою технологию создания трёхмерных композиций или как тогда стало модно называть  3D - композиций, которые и легли в основу оформления нового Дискоцентра. С оформлением попал в десятку. Дискоцентр на долгие годы стал Меккой для молодёжи и не только. В молодой город на всякие комсомольские и партийные мероприятия приезжали по обмену опытом делегации со всей страны и хозяева, чтоб удивить и порадовать именитых гостей частенько проводили свои конференции в таком необычном заведении. К Василичу пришла заслуженная слава, как к автору столь поразительного оформления.

     ЦК комсомола привлек его к оформлению Клуба делегации СССР на Всемирном фестивале в Москве в 1980 году и далее павильона СССР на Всемирной выставке молодых изобретателей в Болгарском городе Пловдив..
Так со своими композициями он стал ведущим мастером этого относительно нового направления в искусстве. Направление имело свою историю и относилось к конструктивизму.
Конечно не все было гладко на этом тернистом пути. Шустрые комсомольцы из ЦК преподнесли лучшие работы Генеральному Секретарю БКП НРБ Тодору Живкову и Директору всемирного общества интеллектуальной собственности при ЮНЕСКО. А Василичу отправили благодарственное письмо ЦК. Хорошо, что его конструктивизм просто был увлечением в жизни. А работа на Нефтехиме и карьера шли вполне успешно параллельно и позволяли кормить семью. Это дало возможность выстоять и не пропасть.

     Интересно развивались его отношения с городским управлением архитектуры. Главный архитектор частенько привлекал художников ко всяким мероприям на общественных началах. Художники народ простой и поскольку своей организации не было, соглашались поучаствовать в худсоветах и последующих за ними банкетах. Там они от души делились своими соображениями, которые фильтровались премудрым главным архитектором и при необходимости затем превращались в его предложения. Так появился на свет проект по обустройству Святого ключа на Каме. Самое деятельное участие там принял ведущий художник Нижнекамска Владимир Никольский, друг и соратник Василича. Он изначально специализировался в Казанской художке как ландшафтный дизайнер. Поэтому его проект и лёг в основу работ.
Получился маленький кусочек Швейцарии, каким-то чудом занесенный на древние татарские земли. Благо, что рядом располагалась пристань и все пассажирские теплоходы начинали своё знакомство с городом со Святого ключа.

Это как оказалось была лебединая песня Владимира Никольского в масштабах Татарстана.
Никольский всегда был душой любой компании.  К этому времени внешне он напоминал небезызвестного старика Хаттабыча из одноименного советского фильма шестидесятых годов. Худой, ростом под два метра, с седой бородой. Ну чисто Хаттабыч и такой же шкодный и весёлый.
Никольскому нравились работы Василича. Поэтому он частенько беззлобно подзуживал, когда мол широкая общественность увидит очередной шедевр конструктивиста? Василич принимал участие в архитектурных конкурсах и на одном из них его фантасмагорический проект занял первое место с вручением диплома первой степени.

     И вот возможность принять участие в масштабном проекте представилась. Казань, после Универсиады, будучи лидером культурной и спортивной жизни Поволжья, озадачилась состоянием общественных пространств городов республики и приняла решение вплотную заняться оформлением и реконструкцией  этих самых пространств в городах РТ. В частности в Нижнекамске во Дворце спорта по этому поводу собрали солидную архитектурную конференцию под руководством полномочного представителя президента РТ по этой части.
Главный архитектор города пригласил в том числе и Василича, как автора многих необычных идей, у которого к этому времени дозревал образ впечатляющего Арт-обьекта. На мысль натолкнула фотография, сделанная им во время посещения Олимпийской набережной в Сочи. По сути это была конструкция из металлического профиля, которая при сборке из стандатрных образующих создавала эффектный Арт-обьект. Идеологически эта технология совпадала с конструктивистскими приемами Василича.

     Черновой эскиз объекта только ещё рождался в голове изобретателя. Но объяснить суть предложения с помощью эскизов было сложно, поэтому он вспомнил авиамодельную молодость и начал делать макеты. Это убедило архитектора, что проект Арт-обьекта вполне реален и эффектен и предложение было включено в перечень к реализации. Далее пошла кухня, с проектированием, чертежами, сметами и так далее. Никольский уже требовал накрывать поляну по данному поводу.
     И вдруг на каком-то этапе его предложение пропадает из общего проекта. Что уж там случилось трудно сказать, но его  перенесли на второй этап, далее на третий и в конце концов без внятных объяснений убрали совсем.

     Архитектор,хитромудрый старый лис, пересидевший за свою карьеру четырёх градоначальников оправдывался как мог. В любом случае не обошлось без его участия. Но раз предложение было снято без конкретных замечаний значит сказать что либо по существу было нечего.
     Был один негласный момент, который никогда не озвучивался. Автор не относился к титульной нации. А этот факт вполне мог иметь самое важное значение. Национальную культуру ни кто не отменял и Шурале с его пеньком воспевался повсеместно. А тут какой-то конструктивист со своими изысками лезет в первые ряды...
 Ведь если Дискоцентр он делал как бы в явочном порядке, без всяких согласований и худсоветов и комиссия принимала обьект по факту исполнения, то в данном случае куча согласований и подковерная борьба сделали своё тёмное дело и погубили интереснейших проект на корню. В интернете изредка мелькали подобные работы, но все они интересны по своему. В этом ряду разработка смотрелась очень прилично и вызывала самые положительные эмоции.

     Так и не удалось Василичу в очередной раз удивить публику достойнейшей по мнению всех ведущих художников и специалистов города работой, которая вполне могла стать очередным символом молодого города. Ему удалось с минимальными материальными затратами используя специфические технологические приемы создать образ взлетающей Чайки, которая встречала бы и провожала на новой Камской набережной гостей и хозяев города. На память остались макет и фотошоп, позволяющие вполне оценить великолепный замысел автора.
Так что проект Чайка ждёт своей реализации...


Рецензии