А в чём оно, счастье?

— А в чём оно, счастье?
— Счастье-то? Счастье, пожалуй, в том, чтобы уметь, будь оно всё неладно, чувствовать себя счастливым.

Цитата из фильма "Суета сует"  напомнила мне мой недавний диалог с пациенткой и ее мамой. Мы обсуждали тревоги мамы относительно будущего его ее ребёнка, требования мамы "к ведению ею хозяйства". Не потому что маме нужна была ее помощь, а потому что мама жила с со страхом - "что будет, когда она войдёт в свою новую семью".  Страх мамы терзал ее саму и терзал дочь, студентку (отличницу!), спортсменку, комсомолку (социально активную девушку! ), красавицу,  что неизменно повышало уровень пролактина в крови девушки и, в конце концов, привело их ко мне на приём.
Когда исключив все медицинские аспекты, мы дошли до страхов, я спросила маму: "А почему Вы готовите её к худшему варианту развития событий?"
Мама посмотрела на меня сначала с удивлением, потом с недоумением, и в конце концов с озарением. Знаете, как отреагировала дочь на мой вопрос? Она развела руки, пожала плечами и сказала: "Вот и я всегда маме об этом говорю. Почему все должно быть именно так?"
Мы с девочкой улыбались, и мама, посмотрев на нас, тоже расплылась в улыбке: "Меня саму так готовили. И я, конечно, понимаю, что время уже не то, что все изменилось, и что у каждого своя судьба, но я же не могу измениться, перестроиться вот так вот, сразу?!"
"Никто не может, но то, что Вы понимаете, уже хорошо. Вашей дочери 20 лет. Вы научили ее убираться, готовить, стирать...? (Мама кивала на каждое слово). Вы научили ее трудиться, раз она у Вас хорошо учиться, это же ее труд? (И тут мама кивнула, и было видно, что она гордится дочерью и собой!) Этого достаточно. Поверьте мне. (Мама вздохнула с облегчением). Остальное определит жизнь. И Вам не нужно сейчас, в её 20 лет, напрасно пугать ее. Всё же может развернуться совсем по другому сценарию, не такому, как рисуют Ваши тревоги (мама подняла глаза кверху, к Богу, мол, Дай Бог, а девочка снова разулыбалась). И  тогда то, что Вы сегодня сами  терзаетесь и терзаете дочь, окажется напрасным. Разве не будет Вам жаль потраченных зря нервов?" - сказала я, глядя маме в глаза. Она пожала плечами. Улыбка теперь уже не сходила с ее лица. Я посмотрела на девочку. Она смотрела на меня через окуляры своих очков и что-то детское радостное скакало теперь в этих глазах, бывших еще несколько минут назад сосредоточенно серьёзными.
Ничего не изменилось в результатах ее анализов, лежаших стопочкой на моем столе, и но что-то изменилось в её теле, оно больше не было похожим на натянутую струну. И что-то изменилось в лице, во взгляде!  Изменился  сам  взгляд! Взгляд в своё будущее. И мамин взгляд в ее будущее тоже изменился. И это было так удивительно прекрасно, что кабинет мой, бывший еще пару минут назад темным и холодным, озарился каким-то светом, и я подумавшая сначала, что это солнце заглянуло к нам с улицы, тот час одернула себя. Не снаружи светило солнце. Оно светило изнутри. Изнутри девочки, мамы и меня самой. Потому что и я была такой же девочкой  когда-то... И меня готовили к взрослой жизни.. Наставляя и уча, что там, впереди, будет много трудностей, и нужно подготовиться к ним... И меня здорово научили быть сильной, умной, смелой и умелой, и еще много какой, чтобы справиться с жизнью. И мне действительно это очень сильно помогло. Очень. И я безмерно благодарна своим старшим за это!
Но быть счастливой меня не учили. Этому я училась сама. И  учение это далось с трудом. Потому что в минуты счастья всегда в голове слышался голос кого-то из старших, говоривший в моем детстве, что "хорошего по-немножку" или "если будешь много смеяться, потом будешь много плакать"... Я научилась быть по-настоящему счастливой только пережив горе. Потому что до этого я совсем не ценила те минуты или часы, или месяцы счастья, которые, конечно же, случались в моей жизни.  Я не знала им цену. Горе научило меня ценить каждую минуту счастья. Но это был слишком  дорогой опыт. Неоправдано дорогой. И я не желаю никому этого опыта.
Может быть именно поэтому, я так искренне всегда стараюсь показать взрослым, что нужно учиться самим и учить детей быть счастливыми. Это тоже очень важное умение! Ничуть не менее ценное, чем справляться с жизнью. А может быть и намного более ценное!

Будьте счастливы!
Умейте чувствовать себя счастливыми, как сказала герой Леонида Куравлева в фильме "Суета сует".


Рецензии