Ява 350 Феникс, 50 лет спустя

В юности была у меня мечта и любовь, мотоцикл Ява 350 модели 360.00 - сыроватый в конструктивном отношении и очень красивый чешский мотоцикл. Недостатков у Явы была тьма, молодёжь, как могла, дорабатывала узлы. И как же хотелось прокатиться на "настоящей" Яве!

При возможностях 21-го века показалось, что пора. Сказано-сделано. Состояние пациента уже вплотную приближалось к состоянию кирзового сапога с помойки, пришлось прикупить ещё семь доноров разной степени убитости, кликнуть двух приятелей-консультантов, одного с "родными" книгами по устройству Явы, другого мастера по разным покрытиям - и дело завертелось. Лет через пять мечта осуществилась, фото в заголовке.

Результат этой работы я и хочу представить здесь ради интереса и любопытства других таких же энтузиастов, надеюсь, они не перевелись ещё на Руси.


Итак, отличия от базовой модели:

1. Ходовая часть.

1.1. Рама.
«Велосипедную» раму оригинала сменил полудуплекс с теми же посадочными размерами узлов. Жёсткая рама обеспечивает устойчивость: этот мотоцикл, в отличие от исходной Явы, на песке и гравии не падает. Внешний вид сохранён. Рама Явы не терпит обычной электросварки, пришлось сконструировать сначала специальный сварочный аппарат, работающий мягко и чисто. Термообработку рамы сделали так: вырубили во льду майну метр на полтора, раму обложили берёзовыми дровами и зажгли. Когда рама нагрелась до вишнёвого свечения, при помощи тросов быстро опустили её в ледяную воду. После недельной выдержки при комнатной температуре необходимая прочность была достигнута.

1.2. Подвеска.
Передние амортизаторы вместо стальных стаканов теперь имеют гофрированные резиновые чехлы; трущиеся части работают тихо и в чистоте, а не в абразивной смеси солидола с дорожной пылью, как в оригинале. Задние амортизаторы лишены стаканов и перевёрнуты относительно стандартного положения. Этим достигается более мягкая и точная их работа (шток и поршень в конце хода не покидают жидкость). Пружины амортизаторов хромированы. Ось задней вилки имеет другую, жёсткую конструкцию с двусторонним креплением: заднее колесо не удаётся покачать рукой за верхнюю часть вправо-влево, как у базовой модели.

1.3. Тормоза.
Задний тормоз двухкулачковый, приводится в действие не тросом, как в оригинале, а рычагом и реактивной тягой с эффектом динамического подтормаживания. Результат: вялые тормоза Явы остались в прошлом, а тормозной путь сократился вдвое (!).


2. Двигатель.

2.1. Головки цилиндров – от спортивного «CZ-350», снабжены шумопоглотителями. Рассчитаны на высокую степень сжатия и, соответственно, хороший высокооктановый бензин. Мощность двигателя – до 30 л.с. Необходимость (или желание) использовать низкосортное топливо требует дефорсажа двигателя путём помещения под головки цилиндров кольцевых медных прокладок толщиной от 1 мм и более.  Двигатель ещё имеет запас по форсажу.
2.2. Цилиндры – с более развитым оребрением, меньше склонные к перегреву и заклиниванию поршня. Также снабжены шумопоглотителями. Шумопоглотители выполнены так: в отверстия, просверленные сквозь все, кроме крайних, охлаждающие рёбра, вставлены силиконовые вакуумные трубки, а в них - отрезки 4-мм алюминиевой проволоки, которые распирают трубки изнутри и препятствуют их свободному перемещению.
2.3. Коленчатый вал – с роликовыми подшипниками в верхних головках шатунов. Они мало подвержены износу, в отличие от «родных» бронзовых втулок.
2.4. Поршни – под палец 16 мм (а не 15, как в оригинале). Имеют по два поршневых кольца вместо трёх. Как выяснилось, третье кольцо заметного влияния на компрессию не оказывает, зато увеличивает на 50% износ зеркала цилиндра.
2.5. Коробка передач  – другой системы, от спортивного «CZ-350». В отличие от хилой оригинальной, это прочная и надёжная коробка, не доставляющая хлопот. Фирменная последовательность передач Явы (первая вверх, остальные вниз) сохранена.
2.6. Правая и левая крышки двигателя хромированы.

3. Цепная передача – кожух цепи, как самое опасное и авантюрное нововведение за всю историю Явы, ликвидирован. Ось ведущей звёздочки, вместо 206-го подшипника, установлена в надёжном двухрядном подшипнике, соответственно мощности двигателя.


4. Системы питания и выпуска.

4.1. Бензобак. На приёмную трубку бензокраника установлена микроячеистая медная сетка, не пропускающая воду.
4.2. Карбюратор.
Затягивание верхней фасонной гайки сгибало карбюратор и деформировало его фланец, образуя щель. Засасывание внешнего запылённого воздуха через эту щель приводило к обеднению смеси, падению мощности и ускоренному износу двигателя. Дополнительный кронштейн крепления карбюратора вылечил описанную болезнь полностью.
Воздушное отверстие карбюратора снабжено алюминиевой насадкой для устранения резиновой «ступеньки» в месте соединения карбюратора с корпусом воздушного фильтра.
Утопитель поплавка при сохранённом внешнем виде имеет другую, «грибковую» конструкцию. Этим устранено попадание атмосферной воды в поплавковую камеру, которое в дождь приводило к остановке двигателя и необходимости снятия карбюратора.
Устранено проникновение неочищенного воздуха через регулировочные элементы троса в верхней части карбюратора.
4.3. Воздушный фильтр и глушитель шума впуска - другой конструкции, увеличенного размера и производительности. Применён современный, широкодоступный и дешёвый фильтрующий элемент.
4.4. Выхлопные трубы - от модели 634, но с другим радиусом сгиба. Ребристые гайки накручены поверх гаек крепления выхлопных труб, сохраняя стиль.
4.5. Глушители от модели 634, с вибропоглотителями и другим креплением.


5. Интерфейс.

5.1. Седло.
Разработано заново. Из-за слишком мягкого, истончённого «утиного хвоста» оригинала пассажир постоянно съезжал назад. В новой версии за спиной пассажира формируется валик, придающий посадке устойчивость, а пассажиру – уверенность. Кроме того, в старой версии седла из-за периодического перекоса вправо-влево со временем отламывалась замковая скоба. В новой версии перекосы отсутствуют, а скоба установлена по-другому, прочно и надёжно.

5.2. Подножки.
Слабые и гибкие, склонные отламываться, передние подножки оригинала заменены коваными, высокопрочными. Поперечная труба, к которой они крепятся, имеет двустороннее крепление к дуплексной раме и усилена внутри напряжённым на растяжение стержнем. Расположение подножек более комфортное. Резиновые элементы подножек от модели 634, более толстые, имеют глубокий рельеф для лучшего сцепления с обувью.
Задние подножки оригинала были установлены на длинных тонких трубках, способных раскачиваться подобно маятнику. Из-за этого глушители, прикреплённые к ним, со временем отламывались, так же как и крепления декоративного кожуха, а ноги пассажира не чувствовали надёжности. Новые задние подножки смонтированы на жёстких элементах рамы и полностью свободны от перечисленных недостатков.
5.3. Подставка – при сохранённом внешнем виде имеет другую конструкцию. Крепление двухосевое, пружин тоже две. Мотоцикл на этой подставке не качается влево-вправо, как базовая модель.

5.4. Органы управления.
Рукоятки сцепления и переднего тормоза имеют шаровидные концы для снижения травмоопасности (той же цели служит тотальное применение колпачковых  гаек). Ручка газа – короткоходовая, установлена на подшипнике скольжения. Позволяет быстро добавить газ и быстро же сбросить его, в отличие от оригинала.
Тросик газа – композитный, от Ауди, за 10 лет не ломался ни разу («родной» тросик ломается несколько раз в сезон). 
Педаль тормоза при сохранённом внешнем виде имеет другую конструкцию. В оригинале педаль была установлена на кронштейне, который вскоре отламывался из-за скручивающих нагрузок. Новая педаль - продолжение оси, проходящей сквозь раму на другую сторону мотоцикла, где находится шлицевое соединение с тормозным рычагом.
Рукоятки рулевого управления установлены под изменёнными углами и значительно меньше утомляют водителя в дальних поездках.
Установлены кнопка мигания дальним светом и противоугонный замок рулевой колонки, которых нет в оригинале.
Рычаг переключения передач – кикстартер: внутрь резиновой насадки вставлен подшипник скольжения. В результате ускоренный износ этой насадки больше не наблюдается.
Ключ зажигания – общий, подходит также к замкам седла и рулевой колонки


6. Электрооборудование.

6.1. Штатный генератор 6 Вольт 45 Ватт заменён современным трёхфазным, 12 Вольт 300 Ватт, это сделало доступными все автомобильные 12V разработки, вплоть до телевизора, холодильника и пылесоса.
6.2. Аккумулятор – гелевый, герметичный, необслуживаемый. Рабочее положение – любое.
6.3. Задний фонарь от модели 634 с лампами 12 Вольт 15 Ватт (стоп-сигнал) и 12 Вольт 5 Ватт (освещение номерного знака). Разумеется, следующий шаг - установка светодиодных ламп.
6.4. Противотуманная фара - в базовой версии отсутствует. Может автоматически включаться и выключаться вместе с двигателем, обеспечивая как соблюдение соответствующего пункта Правил движения, так и сохранение заряда аккумулятора для тех водителей, которые забывают то включить свет, то выключить его.
6.5. Реле-регулятор напряжения электронное, автомобильное.
6.6. Зажигание электронное, с микропроцессорным корректором угла опережения. С ним мотоцикл легко встаёт на дыбы, чего у базовой модели никогда не наблюдалось.
6.7. Освещение – в приборном щитке применены 12 – вольтовые трёхваттные лампы, в фаре установлена галогеновая лампа 65 Ватт. Дальнейший переход на современные светодиодные автомобильные лампы даёт возможность пользоваться светом вволю, не оглядываясь на степень заряда аккумулятора. Старая версия при долгом ожидании ночью на перекрёстке стремилась заглохнуть из-за недозаряда на малых оборотах, а газовать на месте значит заклинить двигатель, охлаждение-то воздушное!
6.8. Звуковой сигнал – сдвоенный от автомобиля «Волга».


7. Кузовные элементы.

7.1. Переднее крыло – от модели 634, более прочное.
7.2. Заднее крыло – приподнято, конструкция изменена с учётом аэродинамики. Номерной знак установлен под углом, снижающим его парусность.
Возможна установка 18–дюймовых колёс (штатные колёса – 16 дюймов) для увеличения дорожного просвета.
7.3. Подседельная рамка несколько изменена сообразно заднему крылу.
7.4. Декоративный кожух - «штаны» имеет другое, надёжное крепление. Старое, из металлических полосок, быстро отламывалось из-за знакопеременных скручивающих нагрузок.
7.5. Крышки «бардачков» хромированы (в базовой модели они были покрыты краской, вскоре стиравшейся обувью пассажира). С внутренней стороны крышки покрыты вибропоглощающим карпетом, к которому пришиты сумки для инструмента.
Аккумуляторный отсек имеет трубку для отвода газов и электролита. Последний при падении или укладывании мотоцикла набок портил и сам отсек, и хромировку глушителя. Аккумулятор установлен в мягком гнезде из вибропоглощающего материала.
7.6. Установлен лобовой обтекатель, который изменил картину воздушных потоков. Мелкие брызги отработавшего масла больше не оседают на спине пассажира, как на исходной модели.
7.7. Установлены зеркала заднего вида. Их корпуса хромированы.
7.8. Насос и монтажная лопатка хромированы. Набор инструментов полный.
7.9. Большинство окрашенных элементов прошли пескоструйную обработку с последующим оцинкованием под покраску. Пигмент "118 Кармен" малиновый, тот самый.

Этот список модификаций – не полный.

За прошлые годы мотоцикл в дальних поездках показал себя надёжным и неприхотливым транспортным средством.

К тому же это было чертовски интересно!
Моя Ява везде собирала толпу ценителей, поклонников и любопытных. Увы! жизненные обстоятельства вынудили меня продать эту бесценную красоту.


Рецензии