Ок. 8-6. да или нет казачьей службе россии

             Эдуард Дейнекин. ОНТОЛОГИЯ  КАЗАКОВ.
          ЧАСТЬ 8. КАЗАКИ И КАЗАЧЕСТВО В 15...17 ВЕКАХ.
       Суб-Часть ОК.8-6. "ДА"  ИЛИ  "НЕТ"  КАЗАЧЬЕЙ СЛУЖБЕ  РОССИИ.
                Оглавление.
ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЧЕРКАСАМИ, ЗАПОРОЖСКИМИ ЧЕРКАСАМИ,
     ЗАПОРОЖСКИМИ КАЗАКАМИ, УКРАИНСКИМИ КАЗАКАМИ............................136
ГЕТМАН  ДОНСКАЯ КАЗАЧЬЯ  РЕСПУБЛИКА (ВОЙСКО)........................................138
МОСКОВСКИЕ  ГАУЛЯЙТЕРЫ  НАД  ВОЛЬНЫМ ДОНОМ..................................139
«ЗЕМЛИ  КАЗАЧЬЕГО ЕРМАК – ЕЛЕЦКИЙ КАЗАК С ХОПЁРСКОЙ ПРИВИВКОЙ.................................143
ТАМБОВСКИЕ КАСИМОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО УХОДИТ В ИСТОРИЮ. ГУСАРЫ ПРИХОДЯТ................145
СИБИРСКОЕ  ХАНСТВО - ДРУГ И ВРАГ  МОСКВЫ................................147, 150
КУЧУМ - ЦАРЬ БУХАРСКИЙ КОЗАЦКИЙ.............................................149
КАЗАКСКОЕ  ХАНСТВО...(КАЗАК – СТАН 17 ВЕК)..............................149, 177
САМАРСКАЯ  БУЛГАРИЯ  В  СОЮЗЕ  С СЭБЭРОМ....................................151

С У Д  Ь Б А    У К Р А И Н С К И Х   И   З А П О Р О Ж С К И Х    К А З А К О В
ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЧЕРКАСАМИ, ЗАПОРОЖСКИМИ ЧЕРКАСАМИ, ЗАПОРОЖСКИМИ КАЗАКАМИ, УКРАИНСКИМИ КАЗАКАМИ. МАЛОРОССИЙСКИМИ КАЗАКАМИ ?
Д.И.Эвариницкиий  на 183 стр. пишет: «Главную массу составляли здесь (в Тушино, при Лже-Дмитрии-2) малороссийские козаки, известные у москвичей под именем запорожских черкас, но страницей ранее их же именует «запорожские козаки».
   На стр.186 он имя черкас пишет уже в кавычках «черкасы», давая понять, что неправильно обозначать казаков черкасами. Мы бы согласились, что «черкасы» - устаревшее имя, и нужно везде переходить к «казакам», если бы историк дал понять – в каких случаях правильно: «малороссийские казаки», в каких – «украинские», в каких- «запорожские», или все три термина означают одно и тоже ?. Но этого нет, значит мы должны сами опредеелиться в хитросплетении различных вариантов и территорий  громадной страны Казакии в днепровском , тоже крупном, регионе.Посмотрим с юга на север по Днепру:
ЗАПОРОЖСКИЕ: степная ордынская земля; люди – выходцы из всяких названных и неназванных пра-казачьих общностей.
ЧИРКАСЫ (как было определено в ОК.6 – левобережные по Днепру до-ордынские казаки, получившие свой имя с Тамани (через Крым и Дон).
НОВОРОСС-КАЗАКИ: из полосы, поперечной Днепру /выше порогов от Болоховских до Путивльских; их имя означает ас-сако-сарматское происхождение;
УКРАИНСКИЕ: казаки поперечной к Днепру полосы Литовской Окраины.
РЕЕСТРОВЫЕ: только из Украинских и Новоросских казаков.
   Надо сказать – везде распространён украинский язык, который пять веков назад назывался РУСЬКИМ.

ГЕТМАН  САГАЙДАЧНЫЙ.
(Цит.78) Д.Эварницкий: «В 1617 году поляки, занимавшие Калугу, Белев и другие части московских владений, — направились в сторону Москвы и 20 сентября королевич Владислав остановился в Тушино. Запорожский гетман Сагайдачный с запорожцами присоединился к Владиславу и стал у Донского монастыря. Москва снова оказалась в осаде со стороны Тушина, как во время Самозванца. Во время осады с Владиславом велись переговоры и он в сношениях с Москвой называл себя русским царем. Среди защитников Москвы было 8 000 донских казаков. 1 октября поляки пошли на приступ Москвы, но были отбиты. Наступали холода и польские войска начали разбегаться. Владислав отвел войска в село Рогачево в 27 верстах от Троицы. Сагайдачный с казаками ушел в сторону Калуги. Наконец с Польшей был заключен мирный договор на 14 лет и шесть месяцев. Владислав отвел войска в Польшу, а Сагайдачный с казаками ушел в Киев, где объявил себя гетманом всех днепровских казаков, тем углубив еще больше вражду между городовыми и запорожскими казаками. (Евраницкий.» /47, ч.2\.
 17 ЛЕТ  ПОЛНОГО КАЗАЦКОГО ВЕЛИЧИЯ.
От воцарения Романовых в Москве и практически ПОЛНОГО ОТКАТА КАЗАКОВ на южные свои земли, ежегодно, да два-три раза в год происходили походы казацких полков на турецкие земли и порты , либо сухопутные на Крым, Молдову и Валахию за обычной добычей  ценностей, пленных и славы. Особую силу приобрели морские пиратские наплывы  на Кафу, Константинополь, Синоп, Трапезунд и рочие черноморские города.  По прежнему Польские короли получали от султанов требования об укрощении казачьих разбоев, а вылазки турок с большими силами для наказания Сечи бывали побеждены казаками.
По Д.Эварницкому: Дело касалось, разумеется, одинаково как запорожских, так и украинских козаков...Казаки мало обращали внимания и на саму Польшу, хоть перестали наносить ей военный вред. В 1625г они отправили от себя к польскому правительству депутатов с такими требованиями:
1)свободу православия и уничтожения унии с католичеством.
2)спокойное проживание козацкого сословия в коронных и дедичных имениях киевского воеводства;
3)козацкий самосуд и право передачи собственных имуществ по завещанию;
4)свободное хождение на рыбные и звериные промыслы;
5)право на вступление на службу иностранных государей;
6)прибавку войскового жалованья;
7)исключение киевского воеводства из постоя жолнеров;
8) выдачу привилегий на киевское братство и юношеские школы;
9)право, в случае каких-либо преступлений, не раздавать имуществ лицам не казацкого сословия.
   Понятно, что эти требования были актуальны реестровому (украинскому) казачеству, а запорожская Сечь просто не нуждалась в каких-либо услугах польских панов.
   Королевство нашло «окошко» в своих военных тяжбах против Швеции, отправило войско под командованием гетмана Концепольского, которое достигло Кременчука и потрепало казачье войско, добившись покаяния и принятия дисциплинарных мер на Реестровых. По Сичи было лишь одно абстрактное требование : сидеть на границе королевства и хранить его от всех покусителей. Сия история совершенно не оригинальна, и привела она опять к новым потокам  на Сичь вольнолюбивых людей Польско-литовской унии. В эти времена  казачьим гетманом был избран Михайло Дорошенко, который умело маневрировал между Польшей, Литвой, Россией, Крымом и Турцией.

  В   С   Е      Д   О   Н   С   К   И   Е        И   С   Т   О   Р    И    И
        ГОЙ ЕСИ, ДОНЦЫ - МОЛОДЦЫ .
[ ИНФОРМАЦИОННЫЙ  ВАКУУМ 1613г....1662г. К этому сроку прекратил писание своего труда Е.Савельев; Его, как бы, наследник П.Н.Краснов записал: (лишь от 1662г)
(Цит.79.1)  «Круг принимал послов. В Царском наказе послу Егорью, посланному на Дон в 1662-ом году, было написано: «Как атаманы и казаки в Круг соберутся, послу при всех говорить: „Атаманы и казаки, Фрол Минаев и все Войско Донское! Великий Государь Царь“… далее следовал полный титул Московского Царя<Алексея Михайловича>с перечислением всех подвластных ему царств и земель, — „велел вас, атаманов и казаков и все Войско Донское, опросить о здоровьи“».Потом посол, «изговоря речь», должен был подать атаману грамоту. «Да как атаманы и казаки Великого Государя грамоту у него, Егорья (посла), примут, в Кругу вычтут и выслушают и Егорью говорить: „Атаманы и казаки, Фрол Минаев и все Войско Донское, Великий Государь, Царь и пр. велел Вам говорить…“»
ДОНСКАЯ КАЗАЧЬЙ РЕСПУБЛИКА (ВОЙСКО). Большой приверженец Царства Российского, но ещё больший патриот Донских республик П.Н.Краснов описал так состояние ДЕРЖАВЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ:
::: ...«Войско Донское в ту пору ревниво оберегало свои права и законы и сурово расправлялось с нарушителями этих законов. Оно держало строжайшую дисциплину и повиновение всех Атаману и Кругу, и именно за это-то в те времена Войско Донское пользовалось огромным уважением у московских властей. Да и помнил Царь, кому он был обязан престолом своим. В Москве знали, что Войско «ворам» повадки не даст.»/49]
КОММ. Как легко историки и атаманы играют с понятием «воры»; ещё недавно именно  все казаки, в том числе и донские, служили «ворам»-лжецарям, а Лже-Пётр вообще «родился» в Донском крае. Заслуги донских казаков в воцарении Михаила Романова ничтожны, ибо имя «донского атамана Межакова», якобы давшего записку об избрании «природного царя», равнозначно мифу о Ермаке, «захватившем Казань» , и насаждался для «богомазания» той прозаической сущности, что «казаки саблями посадили царя Мишку»... И вот «ворами» на Дону называют вольных казаков, обустраивающих в низовье новые станицы.
(цит.80) П.Краснов: «В 1623-ом году 600 казаков без спроса атамана и Круга на Дону в устье реки Чира, построили город и отписали в Москву, что «с Донскими де казаками с нижними городки они не съезжаются и ни в чем донских казаков не слушают».
   Это была полная измена Войску. По повелению Круга городок был сметен с лица земли. Атаман Епифан Родилов послал приказ атаманам верхних станиц и городков и потребовал, чтобы все те казаки, которые самовольничали на Чиру и «ныне воруют на Волге» и те, которые их у себя укрывали, явились на суд Войска, на Яру, на урочище Монастырском. Там этих казаков и тех, кто их ссужал зельем (порохом) и свинцом и помогал им и атаманов их «били на Кругу осопьем и грабили».
.. В 1659–1660 году казаки самовольно поставили городок в «пустом юрте» между Паншинским и Иловлинским городками и назвали тот городок — Рыгиным. Круг послал на Рыгин своих «низовых казаков многих людей конных и пеших с пушками и те посыльщики тот городок взяли за большим боем и подкопами. Городок воровской сожгли и старшин их воровских заводчиков сожгли; атамана и есаула с товарищами 10 человек привезли для вершения (то есть на суд Войска) живых и, расспрося, тех воров повесили…».[24]
КОММ. Неслыханная для внутренних казачьих разборок злобность и жестокость к себе подобным, братьям-христианам,(как к проклятым мусульманам) указывает, что в столице Низовых Монастырскую хозяйничали чалла- и салур- казаки, для которых зверства являются естественным законом. Наш источник по чалла-казакам Ю.Трощей сообщает:
(Цит.81) «Небольшой народ численностью 6000 человек. «ногайбаки», причисляющий себя к «кряшенам», переселены по распоряжению Ивана Грозного на Южный Урал для охраны границ Московского государства того времени...»
КОММ. Автора цит.№81 не беспокоит факт, что русские границы на Юж.Урале появидись только в 1740году; но мы можем признать, что направить куда-то донских ногайбаков мог, главное, что они там были, и несколько раз по 6 тысяч.
... «Ногайбаки...являются потомками Донских казаков, а те являются потомками Челла Казаков и Сал Ур Казаков, которые – потомки тюргов-Ассов евровосточно-Ассийского континента. Донские казаки это люди белого оленя-бугу, переселившиеся на Дон с Таласской и КенКольской долин Средней Ассии... Слово «крешен» относится к лесике Челла Казаков дальнего Туркестана и означает заслон на границе, то есть «пограничники». [51]
   Таким образом, те «Низовые» казаки Дона, которые казнили «Верховых» казаков Дона за самовольное поселение, которые принимали московских послов с приказаниями Русских царей – это хазаро-тюркютские оккупанты, мимикрирующие под казаков. По этнической генетике они – такие же кельтоиды, как и Рюриковичи, Романовы, царствующие в РОСсии.
     МОСКОВСКИЕ  ГАУЛЯЙТЕРЫ  НАД  ВОЛЬНЫМ ДОНОМ.
В 1625-ом году Царь Михаил Феодорович писал «крепкий заказ» о том, что, если «кто куда пойдет без ведома войскового и тех кажнивали смертью». Тот же Царь просил Войско, чтобы «ходившим (для разбоя) на Волгу и Яик казакам и впредь чинить наказание по своему суду, как у вас, на Дону повелось…» И вот царский генерал П.Н.Краснов – главная ЗВЕЗДА КАЗАЧЬЕГО РЕСПУБЛИКАНИЗМА 20 ВЕКА – пишет (возможно, под управлением цензоров):
(Цит.82) «Так уважало Московское правительство Войсковые порядки и законы...
Как усовершенствовалось, как далеко шагнуло Донское Войско за какие-нибудь сто лет! Сто лет тому назад — баловни казаки, «тати» — теперь Правовое Государство сурово военного закала, дисциплинированный военный стан, с судом строгим и беспристрастным. Государство, права на существование которого признает сама державная Москва!
  Сто лет тому назад казаки свободно «бродили» по Дикому Полю по «ничьей земле» — теперь рубежи Войска были обозначены, и земля та называлась «землею казачьего присуда», а Московское царство, запорожцы, турки, татары и калмыки называли ту землю — «землею Донских казаков». Закрепили за собою кровью политую землю казаки.» [49]
    «ЗЕМЛИ  КАЗАЧЬЕГО ПРИСУДА»
Чтобы понять, что такое Казачий Присуд, возьмём  первое попавшееся в литературе объяснение: В сознании Европейских Казаков всегда сохранялась твердая уверенность, что земли, на которых столетиями протекала жизнь их предков, принадлежат им одним, никем им не подарены, а присуждены им в удел самим Богом. Поэтому они всегда защищали их упорно и пролили в боях за них море крови. Независимые казачьи общества сопротивлялись всем попыткам завоевания еще в древние эпохи. В том случае, когда не хватало сил, наши полукочевые предки снимались с мест всем народом и переходили в безопасные области, с тем; однако, чтобы при первой возможности возвратиться в основную и тревожную колыбель казачьей народности - донские берега и Приазовье.

Попытки оспорит/видоизменять это народное определение приведут остракизму нам  со стороны «абсолютно уверенных» казаков-националов, но в науке такое встречается очень часто, поэтому А.Д.Р., оставаясь в «Онтологии...» верным научному служению (тому же самому «Богу»), внесёт поправки , тем более, что они вовсе не разрушающие, а лишь вносят РЕАЛЬНУЮ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ:
:: «Европейские казаки» ВСЕ созданы в Азии, и вопрос лишь в том – кто и когда из азиатских переселенцев стал «европейским»; от того в казачий присуд попадают кыпчаки (различных вариантов), коих ныне (21 век) на Дону БОЛЬШИНСТВО. Категорически следует исключать ИСТИННО-ЕВРОПЕЙСКИХ»подделки под «казаков»: ашкеназов и кельтоидов, коих, к нашей великой тягости, «тьма тьмущая».  Проблема с «русскими»,  заполнившими казачий присуд в СССР, должна решаться исходя ИЗ НАШЕЙ (КАЗАЧЬЕЙ) ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, и проблема землеустройства здесь сводится лишь к тому, чтобы русские СТАНОВИЛИСЬ КАЗАКАМИ, то есть,не рыцарями Московского кремля, а рыцарями справедливости, как то означает само слово «казак».

Казачий присуд возникал во времени - тысячелетиями, в пространстве – по все Евразии; любые из Казачьих Войск и казачеств (помимо казачьиж этносов) могут заявлять о правах на эти земли. Казачий присуд Донских казаков был подвижен
:::в географических измерениях;
:: в этнических пра-казачьих названиях;
:: в политических подчинениях...
   Главный тренд Донского казачьего присуда –
::: движение «РОСскости» с запада на восток,
::: наплыв РУСскости  на РОС-казачий Дон - со времён Русского царства.
   Первое движение не приносило никому никакого вреда, даже срастание христианства с «язычеством», исламом и буддизмом происходило без катаклизмов (как то придумывают московские клерикалы).
   Второе движение принесло Дону тяжкие страдания, начиная с 17 века и по 21 век.

   КАЗАЧИЙ ПРИСУД  ДОНСКИХ КАЗАКОВ
  На карте от 1870г.- Земли Всеквеликого Войска Донского, которые отображают лишь половину ВСЕЙ ДОН-КАЗАЧЬЕЙ ЗЕМЛИ )отсутствуют Донецкие и Выше-верхние Донские). Но здесь выявляется ОЧЕРЁДНОСТЬ РУСско-казачьего присуда, то есть РУСско-ЦАРСТВЕННЫЙ  РЕГУЛЯТОР : номера  от  I до V – номера военных округов, создаваемых Московским царским правительством.

Карта 14-ОК.8 ЗЕМЛЯ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО

Под №1 (серый цвет) – Донская (Черкасская) Республика; всё, что выше было поведано царским генералом  Красновым о Донских казаках заключается в очень небольшой НИЗОВОЙ территории №1 – старейший военный округ России.

ХОПЁРСКИЙ  ВОЕННЫЙ ОКРУГ, №5.W:  Первые письменные источники о хопёрских казаках, где фигурирует именно слово «казак», относятся ко временам Золотой Орды, когда в актах Московского княжества упоминаются христиане Сарской и Подонской епархии в пределах Червлёного Яра живущие: «по Великую Ворону возле Хопор, до Дону по караулам» — «народ христианский воинска чина живущий, зовомии Козаци. В т. н. Комиссионном списке I Новгородской летописи (XIV век) упоминается город Урюпеск, «в верхь Дону».   В летописном «Списке русских городов дальних и ближних» Урюпеск фигурирует как пограничная крепость Великого Рязанского княжества. Возможно, хопёрские казаки были в то время вассалами рязанских князей… В середине XIV века возник спор между Сарайским и Рязанским епископами о том, кому в церковно-административном отношении подчинены христиане Червлёного Яра?
...Неизвестна точная дата присоединения Хопёрского казачьего войска (Червлёного Яра) к Донскому казачьему войску. В начале XVII века прославился хопёрский атаман Григорий Чёрный, бывший одно время союзником Ивана Заруцкого, представлявшего на Хопре Москву (будучи изгнанником).После 1612 года группа казаков во главе с Григорием Чёрным имела юрт на Хопре, много выше устья Вороны.По мнению В. И. Грабенко, село Большой Карай — это бывшая хопёрская станица, основанная казаками Григория Чёрного...В 1617 году от Михаила Романова пришла в ст.ПРИСТАНСКУЮ(Новохопёрск) грамота с призывом верности царю;результат неизвестен.
...В 1635 году к реке Вороне пришли татаровя, человек 300 и больши, и долго стояли и бою не приняли и ушли в степь. А догоняли их тамбовские атаманы и племянники атаманские и казаки и иные воинские люди. По всему вероятию, тамбовские атаманы и казаки отчасти представляли собой диаспору казаков-хопёрцев[W]…
…В 1650 году хопёрские казаки пытались отделиться от Войска Донского и основали свой укрепленный городок Рыгу, разрушенный потом по приговору Главного Войска.
В Пристанском была верфь. Кроме того, этот городок являлся значительным торговым пунктом на так называемой «Ордобазарной дороге», связывавший Москву (через Рязань и Касимов) с Астраханью. Пристанский городок размешался на берегу Хопра, к югу от холма, на котором сейчас расположен исторический центр города Новохопёрска, в устье Мамаева оврага, у подошвы Казачьей горы. Мимо Казачьей горы и проходила «Ордобазарная дорога». [W]

    БУЛГАРСКИЙ МАРДАН-БЕЛЛАК, САРМАТСКИЙ БУРТАС, КАЗАЧИЙ ЧЕРВЛЁНЫЙ ЯР 
          ПРЕВРАЩАЮТСЯ  В  ХОПЁРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО
Казачий задел хопёрских казаков богат истоками, как нигде по всей Казакии. «ОК» осветил все их с доступной подробностью.
1
.Самый загадочный и яркий: хазарская провинция «КАЗАК», отражавшая КАЗАЧЬЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ – феномен, конечно, в истории казачьего суперэтноса. Находился он в нынешнем «воронежском» черноземье, но примыкание его к Хопёрскому бассейну не может вызывать сомнений. Здесь же – и восточная часть Червлёного яра (Тамбовская-Липецко-Воронежская земля). Высоковероятно, что страна «Казак» 8 века передала свой казачий статус Червлёному яру 10....13 веков, а затем – Хопёрскому казачьему Войску.
Интересно, что имя громадной казачьей страны Червлёный Яр вышло именно из переправы через Хопёр в одноимённом урочище , как писано выше.
W: Червлёный Яр — историческая область, определяемая в историографии как междуречье Дона и Хопра, а в более узком смысле — часть Новохопёрского района вдоль реки Хопёр.. [W]
2
 Провинция (иль) Идель-Булгара Мардан-Беллак включала Бассейн Хопра(булг.Купер) как Центровую часть, простиравшуюся до линии Самара-Липецк(Яучи). Именно по этой линии располагалась древнейшая их торговых трасс ХОРЫС-ЮЛЫ (Буляр – Кыев). По ней стояли «станции»/крепости, где – под охраной казаков/росомонов купеческие караваны имели отдых и некоторую конвертацию товаров в сторону Руси. Нынешний Новохопёрск, упомянутый как ПРИСТАНСКИЙ казачий городок, имел такую станцию-крепость Кубар.
Из «Джагфар тарихы»: 4. Хорысданская дорога - Хорыс юлы (Солнечная дорога)
Хорысданская дорога содержалась в очень хорошем состоянии, так как для булгар она была очень важна. За ее безопасность отвечал сам кан-царь. Эта дорога проходила через очень крупные города, вдоль нее было много караван-сараев, кабаков и мензелей.
Хорысданская дорога начиналась в Ага-Базаре. На судах купцы доплывали до Арбуги, т.е. до пристани Банджи<совр.Сызань>. Здесь товары перекладывались на телеги. Далее по пути следования были следующие дорожные станции с постоялыми дворами, крепости и небольшие города: Буртас, Рази-Субу, Кубар<Хопёр>, Буртас-Симбир, Йозек, Ышна, Леубат и Борын-Инеш.<Яучи/Липецк> Станция Борын-Инеш была последней булгарской станцией.
Между станцией Борын-Инеш и городом Хорысдан (совр. г. Путивль) были следующие станции: Сарык-Кун, Сыгыр (на переправе через р. Шир, т.е. совр. р. Дон), далее следовали станции на р. Саз-Идель (совр. р. Сосна), Чыршы<Елец>, Балын... Этот участок пути обслуживали буртасы. Они платили на содержание этих станций десятую часть своих доходов. Эта часть Хорысданской дороги была наиболее опасной. На купцов нападали кыргызы и новгородцы. Нападения особенно участились вXII в.От Хорысдана булгарские купцы добирались до города Сурожа (совр. г. Судак в Крыму).[20.2.2]
   Мардан-Беллак имел «густую» казачью составляющую в том, что регулярная армия (курсыбай) этой губернии была на 1/3 «БАХАДИРЫ»-казаки (после 1237г). После выдворения Мэнхола (монгольское завоевание)  в регулярной армии остались казачьи части как Марданское казачье Войско.
3.БУРТАСЫ
Основная народность Центра Мардан-Беллака, главный национальный корень Хопёрского казачьего Войска. Несмотря на то, что он зарождался в Булгарии, но был русскоязычным; происходил из Поднепрвья из ак-урусов ас-сака-сарматской общности. Можно считать оправданным мнение археологов, что днепровская «славянская» подпитка произошла в 9 веке в адрес аборигенов Поволжья – Именьковской археокультуры, перtбрашейся из Днепровья ещё до н.э.
   Буртасы определили по Хопру и всему Дону тот русскоязычный и православный казачий пласт, который  вносил в степное кочевое казачество ОСЁДЛЫЙ АКЦЕНТ ПО РЕЧНЫМ  АРТЕРИЯМ  ДОНСКОГО КРАЯ. Пример: судостроительные верфи в Пристанском городке (Новохопёрск и Червлёноярское урочище).
4.САРЫ – АСМАНЫ
Были преимущественно внутри буртасской общности; какие – либо этнические отличия выливались лишь в одну сторону – в сторону элитарности сары-азманов. Отсюда, с берегов Купера, расходились по всему Дону «атаманы Сары-Асманы», наваодя порядок в буйных головах черкасов и иных других слоёв казачества. Среди сары-асманов, вероятно, держали свою древнюю РОСскую марку РОСОМОНЫ – викинги, «короли» водных торговых путей, благо не только Волга, Дон и Хопёр, но и малые реки Цна, Мухша, Сула,Медведица, Бузулук, Ворона, Чир, Маныч  дарили своё глубоководье речным торговым караванам.
5. АЛАТЫРЬ
В верховьях Хопра , средь Мухшанского ханства была в те времена небольшая республика Алатырь, называвшаяся ещё Пургасова Русь – по искажённому имени атамана Бурт(г)аса, бившегося со своими согражданами – барынджарами/берендеями с Московской Русью ещё до падения Казани.
4. САМАРСКАЯ  БУЛГАРИЯ
Сын погибшего в обороне Казани сеид-кана Кул-Ашрафа отступил на юг своей страны, создал Самарское Булгарское царство , существовавшее до 1740года. Западное Повожье той Булгарии было от неё отсечено ещё в 13 веке, и находилось 300 лет в состоянии ДИКОГО ПОЛЯ, как пишут умники из Москвы. Однако здесь была организующая сила и мысль Кыпчака, воплотившаяся в Большую Орду. Русскоязычные буртасы со значительно обрусевшими/обулгарившимися куманами, барынджарами  терпели ханскую власть так, как это было тысячелетиями с пра-казаками: номинально, в рамках взаимовыгодных экономических отношений. Здесь никогда не было рабства и крепостничества, здесь в станицах(городках) и юртах «царила» казачья демократия, которая спускалась сары-азманами вниз по рекам.
  Самарская Булгария оказалась наследницей Большой Орды, продержалась примерно до 1650г. Здесь, в Буртасии, большого исторического значения она не имела, но поддерживала через свой государственный статус УНИКАЛЬНОСТЬ Хопёрского казачьего Войска., НАСТОЯЩЕЕ СВОБОДОЛЮБИЕ, отличающееся от управляемой со стороны Москвы«свободе» Низового казачьего Войска.

        ЕРМАК – Чиршийский КАЗАК С ХОПЁРСКОЙ ПРИВИВКОЙ
   Время Ермака относится к рассматриваемому , его эпос называет «донским казаком», но
(Цит.83) Н.Краснов: Самым ярким представителем Донских гулёбщиков-землепроходцев, со славой, уже не донской и Русской, но славой мировой является Ермак Тимофеевич.
 Кто был Ермак? Его имя, его подвиги так опутаны легендой, сказкой, былинной песнею, что разобраться в том, откуда родом был Ермак, был ли он на Дону пришельцем, или был «прирожоным» казаком нет возможности. Как семь греческих городов спорили о том, какой из них был родиной Гомера, так не одна Русская, — да что Русская, но и варяжская — окраина приписывали себе честь быть родиной Ермака.» [49]
  Выше было представлено начало народной песни о блистательной победе этого атамана с некоей казачьей командой, захватившеuj Казанский Кремль:
(Цит.84) П.Краснов: «Ермак тремя стами казаками город взял
Город взял он Казань и царю отдал,
Избавил Ермак войско Царское от урона,
За то пожаловал Царь Ермака князем
И наградил его медалью именною,
Да подарил Ермаку славный тихий Дон.
Со всеми его речками и проточками.» [49]
   Но! тот же атаман управлял морскими походами против Турции:
„Кормилец наш — батюшка,   Ермак Тимофеевич.
Посмотри-ка, что там на море,Да на море, на Азовском-то:
Не белым там забелелося,Не черным там зачернелося,
Зачернелись на синем мореВсе турецкие корабли.“
Речь возговорит надежда атаман Ермак Тимофеевич:
— „Вы садитесь в легки лодочки,На носу ставьте по пушечке,
По пушечке по медненькой,Разбивайте корабли басурманские.
Мы достанем много золотаИ турецкого оружия…“»[49]
   Ну да ладно! Мифы есть мифы: воспел народ праведный вождя-героя праведного, хоть и приврал кое-где... Но по Ермаку мы встречаем совсем  не радостные воспоминания:
Из краеведения Самары:  Часть татар, населявших Муромский городок (в Самарской луке), после падения Казанского ханства была уничтожена русскими завоевателями. Принимая во внимание и то, что на Самарской Луке некоторое время жили разбойники-казаки, а также головорезы Ермака, выжить, оставаясь верными себе и своей вере, татарам просто не представлялось возможным. http://www.mtss.ru/pages/f_bajram/samar

    О ЕРМАКЕ  БЕЗ  ПРИКРАС.
По Иш Мохаммеду: Исстари в Симбире, у гор Жигулёвских, благополучно пребывают на службе Ашрафидам 10 тысяч анчийских(украинских) и саз-идельских(елецких) казаков; служили охранниками границ, караванов и балынских(русских) рыбаков и, кроме этого, занимались строительством судов, рыболовством, солеварением и привозом соли из Астарханской орды и торговлей этими товарами. У некоторых из них было немало солеварен, кабаков и судов. Некий запорожский атаман Богдан-Бат отправилк ним своего сына Адама с 50 казаками. Сеид дал Адаму разрешение поселиться на Жигулях. Этот запорожец сумел  хорошо услужить царю Булгара:В 1521 году Адам по приказу сеида вывел из Казани улугбека Шах-Гали... Сыном Адама, получившего прозвище Пан, был Микаиль... В 1552 году он провел к Агидели Ядкар-Мохаммеда, назначенного сеидом Ядкаром улугбеком Казанского иля. А в 1547 году к Адаму прибился чиршийский казак Такмак с сыном Ермаком. В 1552 году Такмак был убит вместе с сеидом Бу-Юрганом, а Микаиль захватил их убийц... На войне с ногайцами погибли братья Микаиля. Чтобы досадить неприятелям, он помог урусам взять Астархан. Но когда Иван Грозный после этого вновь потребовал от него службы, Микаиль отказался. В ответ урусы напали на его аулы и перебили 5 тысяч  казаков, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. В этой войне погибли семьи Микаиля и Ермака, а сами они укрылись у друга Микаиля на реке Кубар(Хопёр). Отсюда Ермак через пять лет ушел на урусскую службу, прельстившись вознаграждением, а Микаиль с другом Богданом вернулся на Идель. Они оказали немало услуг сеиду Самарской Булгарии Шейх-Гали, за что . Иван Грозный  присудил их обоих к смертной казни...
  Но Ермак, став военным Руси, в 1582 году  был послан на Урал в Тухчи-калу  для захвата сеида Шейх-Гали... Ермак -  то защищал Тухчи-калу, то нападал на эту крепость... Шейх-Гали передал Тухчи-Калу Япанче. Этот бек отчаянно бился с Ермаком и долго не пропускал его в Сэбэр(Сибирь)...
КОММ. Получается –по правде , что ни фантастичеcкие восхваления народные, ни обвинительные навороты, тоже народные, не определяют настоящего Ермака Тимофеевича, чевлёноярско-хопёрского казака (сары-азмана), нёсшего вполне исправно ОБЫЧНУЮ КАЗАЧЬЮ  СЛУЖБУ ИЗБРАННОЙ ИМ ЖЕ ДЕРЖАВЕ.

    ХОПЁРСЦЫ В СОСТАВЕ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО. В 1695 году казаки Хоперского округа приняли участие в осаде Азова под командованием генерала Патрика Гордона, соратника Петра I. К тому времени этот старинный город уже долго находился в руках турков. Но осада Азова закончилась полной неудачей. На следующий год хоперцы, вместе с донцами, под предводительством воеводы Шеина, нанесли внезапный удар по крепости. Им удалось не только завладеть двумя бастионами со всеми пушками, но и удержать за собой эти объекты. В результате боев к июлю 1696 года Азов был окончательно взят.
Хоперцы много уделяли внимания строительству мелких судов. В 1698 году на верфях Пристанского городка началось строительство кораблей местными мастерами.

    СОПРОТИВЛЕНИЕ ХОПЁРЦЕВ НИЗОВОМУ ВОЙСКУ. Низовые чалла-казаки по призыву Москвы выдворили на левый берег Волги ханов Самарской Булгарии к 1650г. Правда, что они не были нужны и самим хопёрцам, так же как и власть Низовиков, тайно подчинявшейся Московскому царю.  Хоперские казаки предприняли попытку отделиться от Донского Войска, основав собственное войско. Но вскоре все станицы и хутора Хоперских казаков, были разрушены низовыми донскими казаками .
 
    ТАМБОВСКИЕ «ВОЛКИ»
И.В.Поповичева: Тамбовский край с плодородными черноземными землями сам, подобно Дону, стал прибежищем беглых. В этот сравнительно безлюдный район часто заходили донские казаки, селившиеся по Хопру и его притокам. Однако град/крепость Танбов появися в 1636г по велению из Кремля на мухшанской речке Цна – где-то здесь был Мензель торгового пути Хорыс Юлы, а в 8 веке местные чернозёмы создали страну «КАЗАК». Исконное казачество здесь Червоно-ярское, осёдлое, торговое, русскоговорящее, христианское.
... Историки отмечали: население здесь было весьма ненадежно: многие акты XVII в. открывают нам, что «атаманы разных воровских шаек находили себе товарищей постоянно в Тамбове»; «...в этих местах в народе было большое сочувствие к восстанию; скоро вспыхивали бунты; ничего не стоило взять город, овладеть пушками...»
В 1666 г. Тамбовский уезд стал местом действия отрядов Василия Уса. К казакам примкнули десятки скрывавшихся здесь беглых крестьян и холопов.

РАЗИНСКАЯ  ЭПОПЕЯ  НА ХОПРЕ. В 1669 году Разин лично приехал к казакам в ст.Пристанскую, рассматривая эту местность как вероятный плацдарм для пополнения восставших и освобождения земель Волжского войска, захваченных еще войсками царя Фёдора-1 в 1582г. Восстание крестьян и полковых казаков началось 21 октября 1670 г. в деревне Печинищи, в 20 верстах от Шацка, затем перекинулось в Тамбовский уезд, где опорным пунктом повстанцев стало село Алгасово.  Губернатор Я. Хитрово «с великого государя ратными людьми и с полковники и с рейтары» подошел к Алгасову и встретил яростное сопротивление «казаков... солдатов и мужиков бунтовщиков», которые «стали обозом» и держали оборону по всем правилам военного искусства.
Командовал ими полковой казак Тимофей Мещеряков. Осадники били пушками по слабым укреплениям...разбили повстанцев...пленили главарей ...отпустили под клятву более не буянить.. По мысли Хитрово, «видя б такую... милость, иные... ни на какую воровскую прелесть не прельщались»Однако искушенный и многоопытный Хитрово обманулся в своих ожиданиях. Вскоре он с негодованием узнал, что Мещеряков с казаками, оказавшись на свободе, тотчас  собрали Пятитысячное войско... В начале ноября 1670 г. в Тамбовский уезд пришли от разинцев с Хопра и Дона казаки. Они встали лагерем в Верхоценской волости, куда сейчас же начали стягиваться поддержавшие восстание жители Тамбовщины. Силами повстанцев, сосредоточившимися здесь, в ноябре — декабре 1670 г. руководил опытный атаман Никифор Черток — дядя С. Т. Разина по отцу, родом воронежец. Черток входил в ближайшее окружение С. Т. Разина, был есаулом в войске восставших.Отделившись от армии Степана Разина, направлявшейся вверх по Волге, и от полков Фрола Разина, действовавших в Подонье, Никифор Черток с отрядом в 4000 казаков отправился на Тамбовщину. В расспросных речах разинского атамана В. Федорова, попавшего в плен к царскому воеводе К. Щербатому,   Федоров утверждал, что Н. Черток пришел «з Дону... с казаками с 4000 да калмыки 9000» 
 Т. Мещеряков был связан со стоявшим в Керенске атаманом М. Харитоновым. По просьбе Мещерякова Харитонов выслал к Тамбову один из своих отрядов. А. Серебряченок действовал «по указке» разинского атамана Кирилла Осипова. В официальных правительственных документах фигурирует также имя атамана восставших Кондратия Бучнева. Возглавленный им отряд захватил в конце октября 1670 г. Лысогорский острог — беломестный городок Верхоценской волости Тамбовского уезда, расположенный на Белгородской оборонительной черте. Лысогорцы контролировали подступы к Тамбову и находились в постоянной связи с другими повстанческими подразделениями.
. /: И.В. Поповичева.Санкт-Петербург , «ИВА» 2004г.pohodd.ru  \

КАСИМОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО УХОДИТ В ИСТОРИЮ. ГУСАРЫ ПРИХОДЯТ
Поразительное верхоглядство русских историков привело к тому, что касимовские казаки сплошь и рядом именуются «татарами». Если «бетле татары» в Булгаре были, как итбашская (мэнхольская) диаспора, захватившая свою новую страну с помощью Москвы, назвали её Татарией, то нигде более кыпчаки на такое самобичевание не сподобились, и знали только одно обобщающее имя: кыпчаки, при многочисленных племенных именах. А «кыпчак»- синоним для «казака». Когда хан Шах-Гали водил свои Касимовские полки на осаду Казани, булгары именовали их «мухшанские»(или маджарские) кыпчаки, потому что своих казаков в Булгаре было немеряно, и они были ВЕРНЫЕ, а мухшанские казаки – НЕВЕРНЫЕ/московские. Но и у Москвы были свои/правильные казаки – «русские», «украинские», а касимовские – татары, то есть «исчадие ада». Но когда Шах-Гали вывел своё «татаро»-казачье войско в Балтию на битвы с ливонцами, от тех врагов Руси остались одни ошмётки – дело-то КАЗАЧЬЕ!.
W:  Ратные подвиги Касимовского хана восхищали многих русских воинов. Шах-Гали помогал подавлять восстание в Казани в 1554 году, затем участвовал в битве под Выборгом со шведами, потом отправился в военный поход против Ливонии. А в 1562 году он воевал на стороне русских против польского короля Сигизмунда, в этой военной операции Шах-Гали захватил Полоцк. Через год царь повелел идти хану на Литву... Так или иначе, но кыпчакский военачальник помог существенно расширить границы Российского государства. А велико ли было Касимовское ханство? Занимаемая территория этого удела включала, помимо столицы, несколько феодальных владений с формальной автономией, к числу которых относились: Касимов,Темников, Енкай, Шацк, Кадом. С точки зрения этнической принадлежности, «царство» было представлено тремя группами: мордвой, касимовскими татарами и татарами-мишарями». Так утверждают историки-этнографы, которые на протяжении длительного времени изучали феномен под названием Касимовское царство. На каком языке говорили его жители? «На одном из диалектов татарского<прости Господи!-Э.Д.>с элементами мишарского    О мишарях здесь следует сказать особо: уж вот кто вызовет на дуэль, если их назовут «татарми» - ведь они ОНГРЫ в собственном своём величии. В «ОК» мы со всей ответственностью причисляли онгров (в европе – ВЕНГРЫ) к малому геналогическому корню казачьего суперэтноса..Все онгры, включая Окско-Сурских мишарей(мухшан),- мастера военного дела. Мало кто (из тех, кто их оскорбляет ругательным словом «татары») знает, что любимейшее слово(и дело) в России – ГУСАРЫ есть венгерское избретение.
W: Гусары появились в Венгрии при короле Матьяше Корвине, который в 1458 году приказал для защиты от турок образовать особое ополчение, входившее в его чёрную армию (Венгрия) (англ.). Дворяне должны были выставить, по одной версии, по одному вооружённому всаднику на каждые 20 боеспособных холопов, по другой — по одному вооружённому всаднику на каждые 20 дворов. [https://ru.wikipedia.org/wiki]
Но венгы/маджары вышли-то ИЗ МИШИ/МУХШИ/МЕЩОРЫ!
О происхождении слова «гусар» в венгерском языке существуют разные мнения, но мы обратим внимание на второй корень слова «САР», а ведь мишары=миСАРЫ, и жили они рука-об-руку с сарматами по всему САРАНСКОМУ региону. И в Касимовском ханстве они благополучно делили землю с кыпчаками/куманами, которые тоже – сибирские САРматы, откуда и онгры пришли.

СУДЬБА КАСИМОВСКИХ «ЦАРЕЙ» - СВОЕОБРАЗНА и почти оторвана от судьбы народа.  Войсковых атаманов назначали (наказывали) кто только был не ленив: большеордынцы (это ещё свои), Кырым (это далёкие дядьки, ногайцы, казакцы, сибирцы, и, конечно – московские цари)
W:  В Смутное время  в Мещерской земле правил хан казахской династии Ураз-Мухаммед. Эту вотчину передал ему в 1600 году сам Борис Годунов. Хан признал в «Тушинском воре» настоящего правителя. < Выше приводилась версия о «ТАТАРСКОЙ  РУКЕ» с участием Ураз-Мухаммеда > После уничтожения всех лже-царей казахский хан  оказался  в лагере у польского короля.
 Мещера в 17 столетии. В первой половине 17 века престол в Касимове занял Араслан Алеевичиз сибирской династии, который сначала служил воеводой во Втором ополчении и командовал касимовским казачьим войском на реке Вологде. В период его правления Москва стала все сильнее вмешиваться во внутренние дела ханства. Наместники русского царя вскоре стали решать споры между представителями кыпчакской знати. Выгодный ранее тандем (Касимовское ханство и Русь) в годы правления Михаила Романова изжил себя практически на сто процентов. /https://fb.ru/article/290409 \
Далее сын и жена Арслана Алеевича(последняя монархиня Касимовского «царства» Фатима-Султан) были мелкой формальностью: хозяйство их фактически оказалось в руках московского государя, стало одним из главных источников пополнения русской казны;территория после смерти Фатимы-Султан окончательно перешло в «подсобное хозяйство» Кремля, перестало существовать в 1681 году.

      Т  У  Б  Д  Ж  А  К    ;    С  Э  Б  Э  Р   ;  СИБИРСКОЕ ХАНСТВО
                ДРУГ И ВРАГ  МОСКВЫ ?
  Об этом следует разобраться особенно тщательно. Стандартная история о ЗАВОЕВАНИИ  СИБИРИ КАЗАКАМИ  полна «научного»  лжесвидетельства, но наша задача состоит не в том, чтобы принизить роль казаков, а, наоборот, повысить её, освободив от излишнего и совершенно непристижного РУСского велико-державного шовинизма. Смысл (онтология) этой задачи в том, что СИБИРЬ, а также КЫПЧАК три тысячи лет до Ермака и ему подобных «землепроходцев» БЫЛИ  ДРЕВНЕЙШЕЙ РОССИЕЙ. (Подробнейшим образом это представлено в куниге «ИРО», и покороче - в данной «ОК») Величие этой АРЬЯ-ДЕРЖАВЫ ковалось в широкомасштабной битве с КЕЛЬТО-державой, которая  в -2025 году  была вышвырнута  из Турана в Африку  и Европу и в пустыню Гоби . Но глобальное остуживание Азии Сартановским оледенением
выдавило РОСсиян на запад, где, наоборот, разрасталось ледниковое потепление. РОСсия заняла сначала уральскую державу Идель, затем так называемую Русскую равнину (РУСского в ней ничего нет и не было). Под Русью мы понимаем Западные орды руго/рутенов, которые просачивались и пробивались от Атлантики в течение 25 веков от -5века по век 20-й. Превращение руго-рутенов, галичины и кельчи в «русов» в «ОК» в достаточной степени показано (больше – в «ИРО»). Киевская Русь и Московская Русь была всегда кельтическими по своим княжеско-царским управителям.. Но народная, в том числе казачья, РОСсия имела свою силу массовости, природных трудолюбия и героизма ,выстраивала свою НОВУЮ РОСсию не с помощью, а вопреки деятельности кельтических «верхов власти».
   СИБИРСКО-КЫПЧАКСКАЯ  РОСсия имела  «разжижение» народонаселения, и «пустоты» заполняли азиаты  неарьянского происхождения, в том числе – вырастающие из пустыни Гоби кельто-ТЮРКЮТСКИЕ МЕТАСТАЗЫ; они по природе своей везде и всюду  стремятся  ко властвованию в любых формах и этажах, будучи в значительном меньшинстве. Царства-государства кельто-тюркютов возникают повсюду в Евразии и живут не более 300 лет, взрывающиеся изнутри своей звериной сущности.
СИБИРЬ/КЫПЧАК имели многочисленные вспышки государственности, управляемые именно тюркютами, но те стремились перекочевать (мелкими общностями) на Запад, для соединения со своими атлантическими братьями-кельтами; к 16 веку они  захватили по Московской Руси трон и дворянство, а по бывшей Киевской Руси – казачество, отличающееся невиданной военной жестокостью. Но в Сибири-то проявились РОС-потомки, и то, что там было в малолюдстве, восполнялось отменными человеческими качествами. Широко известные сибирские воины ВОВ (1941-45гг) против гитлеризма (ярко-чёрное пятно европейской celtica) – это вовсе не русские эмигранты запад-восток, это  -коренные РОСсияне/кыпчаки, каковых в 16-17 веках «покоряли» колонизаторы-«Ермаки». При переписи населения РФ после 90-х годов тысячи людей за Уралом хотели записывать свою национальность «сибиряки», но Кремль не позволял это сделать, совершая тем самым этноцид не только над казачьим (интегральным) народом, но над его кыпчакской частностью – СЭБЭРцами (что и означает «сибирцы»)

СИБИРСКОЕ ХАНСТВО описано выше до захвата власти тайбугинцами/кыргызами, которая длилась недолго 1530...1563гг. Но для этнологии «ОК» и «ИРО» интересно узнать – кто такие тайбугинцы. Сразу признаем, что корень «буга» здесь не означает присутствия тюркютов. Место этого «племени»  казахский исследователь Абул-Гази представил в таком сложно-этническом тексте / АБУЛ-ГАЗИ «РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ТЮРКОВ\, что А.Д.Р. придётся сделать большое сокращение с лаконичным выводом:
1.В широком смысле «тайбуга» - одна из 4-х частей пост-Кыргызской державы –енисейские кыргызы), а это – прямое восхождение к динлинам и их военному сословию росомонов, многократно упоминаемое в «ОК» и «ИРО» в РОСсийской историографии.
 (Енисейские, затем – «сэбэр»ские кыргызы немало упоминаются летописью «Бу-Юрган тарихы» как защитники Казани и Булгарии от Московской экспансии.(В частности: Араб-шах, Таш-Мухаммед). Енисейские кыргызы не входили в Джучидский Кыпчак, и имели с ним натянутые отношения.
2.В узком смысле: «сэбэрские» тайбуга, перехватившие власть в Сибирском ханстве» представляют собой  алтайскую ветвь суперэтноса юэджи/ тохар, от которого (из Семиречья) откололись сва-русы (русы-ории) и кесек(касоги), принёсшие на Днепр этноним «РУСЫ».
(Цит.84) Т.Аскеров: «клан «тайбугидов» происходил из племени аялы, который имел этногенетические связи с племенами конграт и салжигут, которые имели особый статус в улусе. Их представители занимали должности даруги и помогали «тайбугидам» в управлении улусом... аялы (или ай) могли быть аристократическим кланом кунгратов, куда относилась мать Чингиз хана – красавица Айлун. В научной литературе считается, что тюркские племена с названием «ай» были потомками юэчжи-тохаров.» / https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:10872\
«НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ» - говорили наши предки, и мы о том вспоминаем в данном случае: далёкие сибирские братья русколанов (из «Велес-книги»), обосновавших Киевскую Русь, потерявшие её от кельто-варяжского захвата «рюриковичами», явились 500лет спустя на Волгу, чтобы защитить от тех же «рюриковичей» союзную булгарскую державу. Впрочем, та же народная сентенция относится к ненасытным парадоксам истории: сын тайбугинского правителя Сибирского ханства Бекбулата Саин-Булат в младом возрасте был пленён в сражениях за Казань, воспитан Иваном Грозным в «русском духе», назначен «царём» Мещоры(Касимовского ханства), а в 1675г был объявлен самим кремлёвским хозяином Царём всея Руси (на 11 месяцев) – таинственный Симеон Бекбулатович.

СИБИРСКОЕ  ХАНСТВО – ДАННИК  МОСКВЫ. Возможно, лояльность Грозного Царя к Бекбулатовичу поддерживали комплиментарные отношения его с самим Сибирским (тайбугинским) ханством:
По Абул-Гази:Едигер (Ядкар, Жадигер) (ум. 1563 в Кашлыке(Тобольск)) — тайбугинский мурза Сибири, правитель Сибирского ханства в 1530—1563 гг. Едигер вместе с братом Бекбулатом стал править ханством. Ко времени начала правления Едигера в кыпчакском мире произошли крупные события. В 1552 году русские войска взяли штурмом Казань и начали продвижение к Уралу. Вскоре была покорена Астрахань. В это же время Едигер вёл кровопролитную войну с ханом Кучумом, сыном правителя Бухары Муртазы. Кучум с войском вторгся в пределы Сибири, приведя с собой, помимо прочих, узбекские, ногайские и башкирские отряды. Не имея возможности получить помощь из дружественных Казани и Крыма, Едигер решил пойти на соглашение с Русским царством, в котором признавал свою зависимость от русского царя и обещал исправно платить дань. Когда хан Большой Ногайской орды Измаил покорился Москве, Едигер, отбросив раздумья, последовал его примеру.
...Иван Грозный не помог  тайбугинцам, его заботило только лишь своевременное получение сибирской дани. Едигер хорошо понимал всю шаткость своего положения. Одному из русских послов хан говорил такие слова: «Теперь собираю дань, к господарю вашему послов отправлю; теперь у меня война с козацким царем; одолеет меня царь козацкий, сядет на Сибири, но и он господарю дань станет же давать».
/Абул Гази. Родословное древо тюрков\

ЦАРЬ БУХАРСКИЙ КОЗАЦКИЙ
Кучум-хан был внуком кыпчакского (Джучидского) Ибак-хана Тюменского ханства, убитого тайбугидами с захватом власти в Сэбэрэ; он в Бухаре лишь родился и накапливал силы для возвращения своего царственного наследия на Тоболе и Ишиме.
По Абул-Гази: В 1563 году, в отмщение за смерть деда, Кучум убил Едигера и его брата Бекбулата, и занял город Кашлык (Искер, Сибир, Тобольск), став владетельным ханом над всеми землями по Иртышу и Тоболу, а равно и над барабинцами, чатами и иртышскими остяками.

      КАЗАКСКОЕ  ХАНСТВО (ныне Казахстан)
  По Абул-Гази: При сын Жанибека Касым-хане (1511—1521) Казакстан достигает наивысшего расцвета. Казакское ханство усилилось настолько, что успешно распространило свою власть на весь северо-западный Могулистан, включая Ташкент. После этого вектор экспансии ханства сменился, и теперь врагом номер один стала Ногайская Орда, занимавшая территорию современного Западного Казахстана. Касым успешно захватил ногайскую столицу Сарай-чык в 1520 году, оттеснив Ногайскую Орду к Астраханскому ханству. При Касым-хане границы Казахского ханства расширились, численность населения достигла 1 млн чел. Именно во время правления Касым-хана Казахское ханство получило известность и политический вес на современной евро-азиатской арене. Первым крупным государством, установившим дипломатические отношения с Казахским ханством, было Русское государство. Именно с тех пор Казахское
ханство стало известно Западной Европе как новое политическое образование.
В начале XVI в., при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный как «;асым ханны; ;ас;а жолы» (Светлый путь хана Касыма) — свод законов

 Карта 15-ОК.8. КАЗАК – СТАН. 17 ВЕК.

    После смерти Касым-хана ногайцы восстановили статус-кво, захватив территорию до р. Тургай. Казакское ханство сосредотачивается на территории Семиречья (Жетысу) и Южного Казахстана, где впоследствии начинается смута. Центральная территория Казахстана — Сары-Арка — в тот период номинально входила в состав Казакского ханства. Сибирское ханство захватило северные районы Сары-Арки до Нуры.
  При Тахир-хане началось ойратское (калмыкское) вторжение. Ойраты захватили восточные части Сары-Арки. В середине 20-х годов XVI века началась казако-ойратская война...В начале 30-х годов XVI века в Казахском ханстве началась война между внуками Жанибек-хана. Из этой междоусобицы, называемой также «гражданской войной», победителем вышел сын Касым-хана Хак-Назар-хан.
Хак-Назар-хан начал объединять казакские земли. Он вернул в состав Казакстана северные районы Сары-Арки. Начав поход против Ногайской орды, он отвоевал у ногайцев г. Сарай-чык и окружающие его казакские территории. В борьбе с хивинцами им был закреплён полуостров Мангышлак. Успешно отражал походы ойратов. Хак-Назар-хан начинает поход против Яркендского ханства с целью окончательно закрепить Семиречье в составе Казакского ханства. Поход совершился успешно и был завершён полным разгромом Яркенда. Однако на севере возникла угроза от Сибирского ханства, во главе с ханом Кучумом.
КОММ. «Онтология казаков» обязана выдать основные краткие сведения о развитии КАЗАК-СТАНА, в имени которого не было «х» вместо «к» до 1935г (Новая конституция СССР). Советские деятели, искореняя всякую память о «русской» КАЗАКИИ, тем более боялись разглашать историю и само понятие КАЗАКстана – концентрации глубинных азиатских корней казачьего суперэтноса (ведь казаки – это беглые русские холопы, и ничего более!)

СИБИРСКОЕ ХАНСТВО времён тайбугинского правления было конкурентом Казакстана по граничной линии  северного «Сары-Арка»/Казакского мелкосопочника. Но враг тайбугинцев Кучум-хан привлёк казакцев Хак-Назар-хана в своём продвижении на Сэбэр, поэтому его могли современники причислить к «Казакскому царству».

    СИБИРСКОЕ  ХАНСТВО В 1563.....1607гг
 [ Читатель «ОК» может видеть, что А.Д.Р. привлекает из доступных ему источников многообразие летописное и авторское, с каких бы этнических или научных позиций они ни исходили. Свидетельства, хоть и звучащие противоположно, для современного исследователя дополняют друг друга, и мы – в общем – спасаем себя от однобокости оценок и выводов.
   Основным памятником сибирской литературы 1630-х гг. является Есиповская летопись. Свое название она получила по имени автора — «Савва Есипов». Здесь же зафиксировано и время окончания работы автора над летописью: «лета 7145 (1636) сентября в 1 день». Кроме имени, о Савве Есипове почти ничего не известно. Запись, оставленная им на одной из книг Софийской библиотеки, свидетельствует, что в 1630-х гг. Савва Есипов был дьяком Тобольского архиерейского дома:]

  По Савве Есипову:  Сын Муртазы Кучум из Казачьей орды, с очень многими своими воинами подступив к городу Сибири (Кашлык) и взяв его, убил Ядкара(Едигера) и Бикбулата, а сам сделался царём всея земли сибирской. Он подчинил себе многие народы. Прежде чем бог разгромил его царство и отдал его в руки православных христиан, царь Кучум многие годы свободно и спокойно правил в Сибири, собирая ясак".
Будучи правоверным мусульманином, Кучум многое сделал для распространения ислама в Сибири. Многие, которые не хотели добровольно по закону мусульманскому подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые упорно сопротивлявшиеся были казнены. Введение новой веры сопровождалось многочисленными мятежами населения, в связи с чем Кучум запросил помощи у своего отца Муртазы, который прислал из Бухары Кучуму большое войско./Е.Ромодановская.Есиповская летопись\

НАРОДЫ  СЭБЭРСКИЕ. Ценность «Есиповской летописи» состоит не столько в летописании  подвигов Ермака Тимофеевича с русскими казаками, иных военно-политических событий Сэбэра, сколько в представлении тех народностей, которые сопротивлялись вторжению Руси. По представлению «ОК», это – «сибирские казаки, значит, мы в истории Ермаковских завоеваний имеем очередной фрагмент печальнейшего исторического факта «КАЗАКИ  ПРОТИВ КАЗАКОВ». В след. цитате из «Есиповской летописи» интереснейшим является сообщение об «ОСТЯКАХ»:
(Цит.85) Савва Есипов: ««...прииде во град Сибирь остяцкой князь имянем Бояр со многими остяки, принесоша ж Ермаку с товарищи многая дары и запасы, яже на потребу.... Пегая ж орда и остяки и самоядь закона не имеют, но идолом покланяются и жертвы приносят, яко Богу, волшебною же хитростию правяще домы своя ОСТЯКИ (астяки, иштяки) усмотрены историками как  «забитый» и «забытый» таёжный народец, а между тем а Идель Булгаре была губерния «ИШТЯК», а ещё ранее(от -13 до -9 века) – иштякская царская династия; Булгары считают иштяков смесью асов (;R1) с онграми (;Q), поэтому ханты (сибирские онгры) тоже обозначаются как иштяки. Но этнологический фокус в том, что онгры во многочисленных своих «смесях» везде имеют мизерный процент своей гапло, даже в Венгрии чистых онгров не более 3%. Поэтому о(а)стяки – преимущественно АССКОГО ген. Корня ;(R1 = R1a) (равно как их американские тёзки АЦТЕКИ). «ОК.» многократно упоминает асов как «отеческое» супер-племя для главного казачьего корня сак `а, и, более того, в симбиозном  сочетании АС+САКА+САРЫ – главную базу  Древнейшей РОСсии. В отдельном виде асы/астяки жили именно там, где их «находит» Ермак Такмак – в АССКОМ  ПЯТИРЕЧЬЕ/ БЕЛОВОДЬЕ. Асы ( с -5/-4 кеилолетий) поставщики священнослужителей для ведических общностей, включая сва-русов, алтайских скандинавов, дааров Приамурья, хАриев Турана и Индии и, конечно, для саков-сарматов . Вот такой «дикий народец» пришёл огнём и мечом покорять верный слуга кельто-русского самодержавия атаман Ермак.

С  А  Р  Ы  Ч  И  Н  С  К  И  Е     ( В О Л Г С К И Е )      И  С  Т  О  Р  И  И
                САМАРСКАЯ  БУЛГАРИЯ  В  СОЮЗЕ  С СЭБЭРОМ.
По Д.Карачаю: После падения Казани Казанско-Булгарское царство стало называться просто Булгарским царством или Самарской Булгарией, т.к. центром Булгарии стала область по реке Самара. Резиденциями нового булгарского царя Хусаина Байрам-Гази [1552-1569], сына Кул-Ашрафа, стали Уфа и Камыш-Самар (совр. Камышин).
  Пытаясь отбить у русских Казань и Горную Булгарию [Правобережье Волги], Хусаин начал в 1553 г. Охотничью войну 1553-1557 гг., но потерпел поражение. Северной границей Булгарии стала Кама, оба берега которой принялись патрулировать смешанные русско-барынджарские патрули. Но вся Сибирь до Тихого океана еще оставалась булгарской…Основную часть доходов Булгарии давала Сибирь.
ЗАВИСИМОСТЬ КАШЛЫКА ОТ САМАРСКОЙ БУЛГАРИИ?
По Д.Карачаю:  В 1557 г. булгарский губернатор и «царь» Сибири Ядкар(Едигер) сговорился со своим тестем – ногайским бием Исмаилом, предательски перешедшим на сторону Московии, и объявил себя данником Москвы. Разумеется, вытерпеть потерю Сибири Булгария не могла, поэтому булгарский царь Хусаин предложил узбекскому (Бухарскому) хану Кучуму покарать изменника Ядкара и занять его место. Кучум с радостью согласился и в 1563 г. убил Ядкара и был объявлен сеид-каном Хусаином новым булгарским губернатором Сибири. На средства, добытые Кучумом, сын Хусаина Шейх-Гали вооружил 50 тыс. бойцов и попытался в Чирмышской войне 1570-1574 гг. вытеснить русских из Казанской Булгарии, но потерпел неудачу.
  Оборотистость Кучума, взявшего в 1563 г. титул «аль-Булгари», позволила Шейх-Гали создать к 1579 г. новое булгарское войско, которое в Бардымской  войне 1579-1584 гг. опять попыталось отбить Казанскую Булгарию – но потерпело поражение и отступило от Бардыма [нынешняя Йошкар-Ола] в Самарскую Булгарию...и вовсе  ушел в Бухару, оставив трон новой булгарской династии Тукаев./20.2.6\
 Ни одна из хроник Азии не представляет эту династию из каких-либо высокородных семей,  А.Д.Р.нашёл в «Дж.тарихы» упоминание лишь о Сары-Бахадире, отцом которого был  бахадир (казак) Аталык, считавшийся первым пахлеваном (бойцом) булгарским;  Сары-Бахадир был военачальником у кана Хусаина в «Охотничьей» войне; фамилия «Тукай» к этому булгарскому роду не приписана; с другой стороны, слово «бахадир»(богатырь) предшествовало в армии-курсыбае слову «казаки».

      ЭПОПЕЯ ЕРМАКА ТИМОФЕЕВИЧА ТОКМАКА
  Выше мы оставили «геройского атамана Ермака» в Восточном Урале при попытках отбить у кана Хусаина Булгарского крепость Тухчи-калу на р.Тара.Вероятно, его воинское служение было оценено царём Иваном Грозным, но было ли это – казачье служение? Ведь ни каких московских хрониках не выставлены «казачьи войска (полки? Батальоны? Сотни?) Царской армии, кроме Касимовских. Русь имела опричников, стрельцов, касимовских «ордынцев», кавалерию с неизвестным именем (то ли уланы?, то ли гусары?) Казачье происхождение Ермака в Москве не имело никакого значения.Хотя:  [W] называет «достоверные сведения», что «Ермак воевал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней»;«под началом у Дм.Хворостинина участвовал в походе в Литву с отрядом волжских казаков», но у этого полководца никогда не было казачьих частей; и так далее...
У нас нет цели оспорить казачье реноме Ермака, ведь выше уже выставлены внемосковские источники о его «чиршийско/саз-идельском» казачьем происхождении. И фамилия его Такмак совпадает с именем его отца-запорожского казака. (а откуда «Тимофеевич»? так это один Бог знает.) Так вот сибирскую эпопею Ермака создала
ЧАСТНАЯ  ВОЕННАЯ КОМПАНИЯ УРАЛЬСКИХ БОГАЧЕЙ. В историографии не скрывается, что поход Ермака в Сибирь оплачивали заводчики Строгановы, а это как-то н вяжется с понятием «казачество».
По Д.Карачаю:Царь всея Руси Иван IV приказал русским промышленникам и владельцам значительной части Прикамья Строгановым захватить у булгар Сибирь. Строгановы собрали 5 тыс. бойцов и послали их в 1582 г. во главе с казацким атаманом Ермаком против Кучума. Ермак, потеряв тысячу человек, продрался сквозь Булгартау [Урал] и занял город Сэбэр-Газан или Кышлык. Здесь зимой 1582-1583 гг. умерло от голода еще 2 тысячи казаков. За 1583 и 1584 гг. Ермак потерял от голода и в боях с сибирскими булгарами еще 1,5 тыс. казаков. В 1585 г. Ермак угодил со своим отрядом в засаду Кучума и погиб [данные о потерях Ермака приводит Юсуф аль-Булгари]. Жалкие остатки армии Ермака – 90 человек – в панике бежали из Сибири. Только в 1586 г. московский воевода В.Сукин начал завоевывать Сибирь заново и захватил Тюмень. Следующий московский отряд Д.Чулкова захватил местность возле Сэбэр-Газана(ныне Новосибирск) и построил там 1587 г. город Томск.»
   «Научно»- московская версия уменьшает численность войска Ермака в 10 раз, и это понятно: как можно иметь престиж Руских  Победителей при таких потерях воинских сил? Смерть Ермака тиражируется столь же мифически, как смерть красного комбрига Чапаева: на середине реки, в ранах и в бегстве от врагов, захвативших малый отряд спящим. Писатели такого рода сказок  не понимают, что казачий отряд  никогда невозможно захватить врасплох спящим, в противном случае они – не казаки.  «Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.» - вот здесь больше правды, кроме того, что В СИБИРИ  НИКОГДА НЕ БЫЛО  ТАТАР, но были местные КЫПЧАКИ.

Карта16-ОК.8 СИБИРСКОЕ ХАНСТВО К 1580г
                ПОКОРЕНИЕ  СИБИРИ
   Трудно найти в России человека, который бы «с рождения» не носил в себе ГОРДОСТЬ ЗА ПРЕДКОВ, ОТВОЕВАВШИХ  империалистическому московскому колоссу такие необозримые пространства – Сибирь. У КОГО? Если бы знали 2,5 миллиарда «русских», что проживали в нашей стране за 4 века, что они отобрали народную власть у РОСсиян через жестокое избиение и уничтожение, то национальное российское самосознание было бы несколько иным. И читатель куниги «ОК» справедливо спросит: а что же ИНОЕ могло быть в знаменитом «русском духе», в «русском Божьем предназначении», каковое сопровождалось глобальным избиением Сибирской РОСсии?
 Вот только не надо путать РУСское и РОСское. Первое – от ЗАПАДНИЧЕСКОГО кельто-руго-варяжско-галиджийского компонента, к которму присоединился тюркютский компонент с Востока, в том числе чалла-казаки – ВСЕ ОНИ ДИСКРЕТНО ПРОСОЧИЛИСЬ, расползлись ПО ВСЕМУ ПРОСТРАНСТВУ «БОЛЬШОЙ» РОССИИ. И – парадокс!  «русский дух завоевателя» все 12 веков (от пред-Киевской Руси) ЗАКЛАДЫВАЛО АНТИ-РОСское  МЕНЬШИНЬСТВО – согласно их ГЕНЕТИЧЕСКИ-АКТИВНОЙ (биологически  здравой) КОНЦЕПЦИИ  ПЕРСОНАЛЬНОГО ЭГОИЗМА.
   Истинная РОСсия долго и терпеливо вынашивала БОГОЧЕЛОВЕЧСТВО, в котором эгоизма быть не должно, а лишь САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, богоугодная АС-КЕТИКА.
Выше мы получили в нашем коллективном исследовании, что кружным путём от глубинно-скрытной Древнейшей РСсии, через Скандинаво-Балканскую, европо-САРматскую, Балтийскую суб-РОСсии в варяжской (Московской) РУСи проросла истинная РОСсия – даже в деяниях самого «дикого» царя Ивана Грозного, полу-русского/полу-росского царя Алексея Романова: Земством и Казачьим Кругом, которые не огнём и мечом, а своей трудовой жизнью продвигали Новую РОСсию в хаотическое нечто под названием Русь. Ханы и курултаи Кыпчака, присоединявших сибирские Орды к Москве, делали тоже самое в обратном направлении. ВОТ ИСТИННОЕ ОВЛАДЕНИЕ СИБИРЬЮ, а не то зверско-насильственное, которое выставляется ангажированными летописцами и современными  шовинистическими «учёными» историками как «достоинство» россов. Всмотримся в сообщения  хроникёров, неподвластных Москвовским спецслужбам:
(Цит.86) Ю.аль-Булгари: «Строгановы собрали 5 тыс. бойцов и послали их в 1582 г. во главе с казацким атаманом Ермаком против Кучума. Ермак, потеряв тысячу человек, продрался сквозь Булгартау [Урал] и занял город Сэбэр-Газан или Кышлык. Здесь зимой 1582-1583 гг. умерло от голода еще 2 тысячи казаков. За 1583 и 1584 гг. Ермак потерял от голода и в боях с сибирскими булгарами еще 1,5 тыс. казаков. В 1585 г. Ермак угодил со своим отрядом в засаду Кучума и погиб [данные о потерях Ермака приводит Юсуф аль-Булгари]. Жалкие остатки армии Ермака – 90 человек – в панике бежали из Сибири. Только в 1586 г. московский воевода В.Сукин начал завоевывать Сибирь заново и захватил Тюмень.» [20.2.6]
КОММ. Казачья родословная Ермака Такмака представлена уральскими летописями, его поведение на службе у Москвы не должно вызывать ни излишнего пафоса, ни осуждения – такова судьба родовых казаков. Помощники Ермака(в количестве десятка) также просматриваются в истории, как «буянные» атаманы; недаром царь Фёдор-2 объявил всем ермаковцам прощение за былые «вины».
 Но казачье наполнение его 5-тысчной армии, нанятой за деньги фабрикантов Урала – мифическое, как мифически-казачьим были войска Разина и Пугачова. Доказательства этой мифичности в самой цитате: невозможно 4,5 тысячам казаков погибнуть за одну зиму, ибо ЭТОТ НАРОД если и гибнет, то в героических МАЛЫХ ДОЗАХ, не массово, как мухи. Не случайно, классика историографии исчисляет отряд Ермака 500 голов: стыдно от невообразимых потерь безрезультатных.
МИРНОЕ  ОВЛАДЕНИЕ БЛИЖНЕЙ СИБИРЬЮ. Следующие за Ермаком экспедиции РОСсиян Мансурова, В.Сукина,его помощника Д.Чулкова, привели в Западную Сибирь всего 300 стрельцов, и никто их них не пал в боях или на своих чиновничьх местах. Города, указанные в классике как «с нуля возведённые»,были здесь столетиями как города Идель-Булгара, потом – Тюменского, Сибирского ханств:
:::Чимги-Тура/Тэмен    ;   Тюмень,         
:::  Руш-Ваш(Ялбак)  ;  Ханты-Мансийск
:::Искер/Кашлык   ;   Тобольск ,               
:::  Сэбэр-Газан(Тоян)    ; Томск,
:::Омек                ; Омск,               
 :::    Казгын          ;Новосибирск
:::Сабакюль ; Челябинск,               
:::  Кызыл-Яр       ; Петропавловск
:::Явлу-Тура ;  Ялутуровск,               
:::  Кызыл-Тура   ; Усть- Ишим
::: Тон-Тура  ;  Усть-Тарка,               
 :::  Тоян                ;  Томск

      ДАЛЕЕ: ОК.8-7


Рецензии