проблемы сухого сцепления

На картах УТК3 категории В*1 мы применяем два варианта передачи крутящего момента с вала двигателя на задний вал. Это через редуктор со сцеплением в масляной ванне-«мокрое» и сцепление без масляной ванны-«сухое»
Оба варианта имеют плюсы и минусы. Редуктор «хорош» для начальных этапов обучения вождению или например, когда карт УТК3 В1 или В2 применяют для «массовой» группы.*2  Редуктор  хорош  зимой, особенно при размещении двигателя сзади над валом. Вес 6,5 кроме веса мотора Лифан (17) уже тактическое преимущество перед например картом с двигателем парилла класса Мини на «зимней» шасси.*3
Редуктор позволяет применять «стандартные» разрезные звезды от УТК1 прокатных для, например, увеличения момента при использовании на шипах, сухое сцепление требует увеличения звезды на 4-8 зубов как минимум.(42-48 не хотите ли? Не каждая рама имеет «удобную» заднюю поперечину  для размещения большой звезды на валу4*
Он же позволяет долго стоять с заведенным двигателем без приподнимания задней части карта.
Сухое сцепление
Хождение имеют два варианта с числом зубьев 10 и 13. На 10 самое простое и доступное, хотя и ту по правилу –«доработать вручную напильником» и вот почему..
Сцепление на 10 зубов на цепь 420, это такой же шаг цепи, но вероятно не втулочной а роликовой. Наша цепь имеет обозначение 428 и наличие втулки и бОльшего диаметра заставляет дорабатывать граверкой (электромини машинка с камешком диаметром 7-8) эвольвенту зуба, что не есть гут но удивительно, что долго работает. То есть, проблемы не по зубьям а по расшатыванию корзины.
Вопрос, почему заведомо проблемное решение, на 10?
В пору начала работ по КИИСК такого разнообразия звезд просто не было, поэтому брали то что есть-разрезные на 34 и  32 и т.д. это для зимы. Пока ездили на просто резине ВКТ СПБ без шипов сухсцепление терпело, но практика на шипах показала, что сцепление на грани, если применять слабые соотношения (то есть большое соотношение это пробуксовка, и сцеплению легче) и оно «горит» либо «отпускается пружинка стяжка грузов по периметру)
Также второй проблемой является расшатывание барабана в пазах ступицы ибо крепиться она просто пружинной шайбой кольцом с дырочками, кое как вы понимаете, жёсткость не имеет. Тем не менее, вся конструкция работает до последнего пока не вылетает совсем.
(решение – убираем стопорное кольцо и просто обвариваем по контуру прилегания, так как это сделано на сухсцеплении на 13)
Третья проблем – втулка
Из-за нее приходиться приподнимать заднюю часть карта при стоянке в накопителе, так как материал втулки наволакивается на ступицу, как его не смазывай.
Таким образом, имеем 3 минуса сухсцепления на 10 зубов и 1 плюс.
Втулка, размер цепи, расшатывание (люфт) конструкции и из плюсов возможность передачи момента с применением доступных звезд.
Сухсцепление на 13 зубьев…
Имеет сепаратор вместо втулки. То есть, может стоять и «молотить» относительно долгое время без поднимания задней части карта (это важно, так как мало того что карт стоит в ожидании  старта в накопителе так еще и сам старт мучительно долгая процедура расстановки картов.)
Имеет сварное соединение барабана со ступицей. То есть, не разбалтывается.
Единственный минус это когда применяют зимой на шипах. Когда надо бОльшее соотношение.
(к примеру –УТК3В2 Лифан 168ф2(обороты 4500 и стандартный искрогаситель или пламегаситель, время сопоставимое с микро 43,8 сека), прекрасно чувствует себя на соотношении 13/32-34, которое позволяет реализовать как «выстрел так и скорость на прямой»=86 и 49 в повороте.
(тут соотношение индивидуальное, если пилот «косячит» то ставить скоростное без толку, вот к примеру такй же УТК3 в2 с редуктором *5 14/20х2=2,875 имеет более тяговое соотношение 2,875 по сравнению с 13/34=2,61 и ускакивает на выстреле с поворота.
А вот УТК3В3 (выпускная система прямоток +, обороты до 5700) уже требует соотношения «выше», 13/36 Следующая звезда доступная в продаже 38 и самом редком случае 40 при большой удаче.








Примечания…
*1(карт категории В..
В классификации программы 6-16 части первой «картинг» потоки обучения имеют обозначения А,В,С, Д.
Категория А это карты типа прокат (Римо или Патриот) применяемые для «массовых групп» начального обучения. Категория С карты спортивной специализации. Категория В это карты переходного типа, применяемые для накаты для подготовки в категорию С.  Эта категории нет в других программах подготовки картингистов, и ее создали для того чтобы заполнить провал между А и С, именно поэтому карты В имеют название «переходные» и имеют ТТХ близкие к ТТХ категорий С классов Микро и Мини ВЫ отдельном случае зимний вариант карта В на шипах  аналога Мини превосходит Мини на 0,5-1,5 сек.
Категория В это когда на шасси категории С устанавливают двигатели Лифан или Хонда с различными вариациями. Модельный ряд картов категории В имеет ранжирование от 1 до 5.
Полное обозначение карта категории В – УТК3 Ф200 В1-3 :
-учебно тренировочный карт третьей категории сложности обслуживания и управления, формула 200 (по объёму двигателя) 1-3 варианты стандартизации двигателя и возраст по аналогии с категории С, Микро, Мини.
В4 карт с картинговым двигателем от Лифан с объёмом 212, соответсвие мини и супер мини
В5 карт с установленным двигателем объёмом 270 база карта больше 950 аналог ротакс макс юниор
2* массовая группа
Как показала практика, наиболее удобен метод тандем, отец +сын на индивидульном или закрепленном (выделенном организацией) карте. Практика «катания» на одном карте категории В1 (просто стандарт на 4000 тысячах оборотах) уже проблематична по причине частых столкновений. То есть, группы ГНП или как их еще обзывают «общие» целесообразно накатывать (назовем так 15 минутный заезд) на картах категории А или же УТК1 А1 или А2 .на них установлены по периметру каркасы безопасности и столкновения нивелируются. Как вы понимаете, 15 минут тренировки в день, это ни о чем. Оптимальное время 60-70 минут. Это обыкновенная физкультура. Невозможно достичь удовлетворительных результатов занимаясь в день по 15 минут. Поля и подполя мозга, равно как и нейросеть, просто не развивается без усилий.
Наша практика наката спортсменов для категории С возраста 9 лет показывает, что необходимо 100 «летных» часов (часов наката) для того чтобы спортсмен уверенно себя чувствовал  в третьей десятке среди спортсменов на местных республиканских соревнованиях.
Достаточно подсчитать, что при трех разовых часовых тренировках (пять подходов по 15 минут) в неделю, на это потребуется минимум полгода, как раз летне-зимний или осенне-зимний-летний период.
Исключения из правил- еслти ребенок уже имеет навыки наката, то есть  поля и сети нейронов уже сформированны как базовая программа,  так например я был крайне удивлен, когда один из моих учеников привел сына и тот «поехал» через пару месяцев на равных с долго ходящими в секцию. Как оказалось, ребенка натаскивали с трех лет, просто купив ему электромобиль. Поэтому, как бы не проблематичен накат 5ти летних, но это единственный выход для «выстрела» в 7-8 лет.
3*зимняя шасси
Отличие от летней шасси в высоте над трассой, углах наклонов кулаков, геометрии рулевой трапеции, развесовке. практика показала, что зимние шасси от того же патриот (или петрокарт) «тяжелы» для даже Мини, (микро вообще его с трудом тянет). Поэтому те кто может позволить зимой летнюю шасси с базой 900-950(с адаптацией трапеции углов и т.д) то имеет некоторое преимущество на относительно ровном льду, до тех пор пока не нарыли ям.
(вот хронометраж зимнего сезона на трассе НЧ категории С с длинной трассы 850 метров, лед..лучшее время Миника на шипах 1.11.04, сравните это со временем на картах УТК3В3: -1.11.00 это карт с редуктором и двигателем Лифан с «прямой тягой заслонки» с оборотами 5700. И  время экспериментального варианта с выпускной системой от 2х такника (каковой по мнению местных гуру должно разорвать) и расположение мотора над валом.-1.09.07.
Как мы видим преимущество в полсека у картаУТК3В3 с стандартной компоновке (справа от пилота) и 1,5 сека у экспериментального образца.
Примечательно было отметить, что метода прохождения поворота карта УТК3В отличается от Миника. Если последний заходит в поворот  «на ушах» и вынужден держать обороты, то один из пилотов на В самостоятельно (!!!*) нашел алгонритм прохождения, больше напоминающий не плавную дугу а скорее дугу с зубками как у серпа..(
(!!!* особенностью нашей школы это самостоятельность выбора решений. Практика наблюдений показала, что спортсмен «выстреливает» несколько позже, чем тот, кого накатывают по шаблонам, на пару тройку недель, но если выстрелил то тогда он становиться весьма большой головной болью для других спортсменов, поскольку адаптивен.
(мы связываем «опоздание» в развитии с формирование бОльших количествов нейронных связей, набора приемов прохождения поворота, ну и развития полей и подполей мозга. (рекомендую работы Савельева «морфология мозга» « и др.)
4* звезда на валу.
На задней оси. Очень удобно например на шасси МС, особенно Микро, там поперечина между лонжеронами паралельная . а вот на Соди карт с базой 1100 применячемых для прокатных Ротаксов, поперечина под углом и не позволяет разместить звезду как обычно. Поэтому родитель, которому выделенасия шасси. разместил мотор с редуктором сзади над валом и оказалось на удивление хорошим решением, ибо эта тачка даже зимой без шипов изумительно «стоит» в повороте (повернул и заехал), выигрывая даже у чисто зимней патриотовской шасси с таким же лифаном и редуктором. (входящей в «топ» тройку лучших времен зимой без шипов. Летом тоже оптимальная рулежка, карт на удивление стабилен, и чтобы его развернуть надо еще постараться.
5* редуктор и звезда на 14
На выходном валу редуктора (это 20 или 22) можно разместить три звездочки ибо вал позволяет. Но на практике мы используем двойную от «мотособак» 14/17 и отрезаем 20 мм вала для размещения двигателя с редуктором спара от пилота. Немного пробленматично, чем с сухим, каковое оптимально влезает на шасси микро мс, хотя справедливости ради надо учесть, что правую стойку сиденья мы удаляем и вместо нее ставим со смещение пару см влево конструкцию стойки позаимствованную с карта Пионер, выпускавшуюся на Камазе в 90е . просто стойка с усилителем и парой «башмаков» снизу. Примечательно, что мотор лифан с сухим на 13 идеально втискивается назад к валу и по факту даже входит в базу колеса, причем, дождевая резина не задевает. (минус этой конструкции в том, что она «летняя», так как зимнее колесо с шипами и узкой колеей заставляет выдвигать мотор вперед. Но…на шасси микро (МС ГТ 01 микро) прекрасно встает П образная зимняя моторама размещаемая над валом и сбоку по сторонам кронштейна правого подшипника (конструктор изготовитель-  С…в Д.С и С…в С.М). редуктор в схему «на валом» сбоку вписывается оптимально.


Рецензии