В Стране Фигур

Энциклопедия

Папа купил Сереже детскую энциклопедию в нескольких томах.
Сережа стал рассматривать, в первую очередь, именно  тот том,  где речь шла о числах и фигурах.

На большой красочной иллюстрации были нарисованы линии,  углы, квадраты, кубики, цилиндры, шары и, в центре,  ярко раскрашенная, словно сверкающая в потоках солнечных лучей, желто-зеленая, как африканский попугай,  пирамидка.

Фигуры показались Сереже интересными, даже сказочными, потому что сказки ведь тоже имеют свои собственные формы, углы и окружности! Надо заметить, что в сказках мальчик разбирался намного лучше, чем в математике, и даже сам пробовал их сочинять. А арифметику очень уважал и давно собирался, наконец, сесть и, как следует, разобраться  в этой науке, потому что "ум в порядок приводит", и еще потому, что ему очень хотелось порадовать знаниями учительницу Светлану Васильевну и  соседку по парте Таню ДУдареву.

Но даже  сейчас, разглядывая  картинку,  Сережа  думал:
"А хорошо было бы сочинить сказку про угол  и шарик, про кубик и цилиндр… А еще про  пирамидку: вон как она сияет на солнышке, будто сама просится в историю! Ведь у  каждой фигуры — свой характер, своя судьба, свое назначение в жизни!"

Книга словно бы прочитала Сережины мысли.  Подул легкий ветерок, — словно от сквозняка раскрылось окно.  Ветер дул все сильнее, воздух стал  плотнее, вдруг засветился, заискрился, словно сотни новогодних елочных игрушек засверкали в переливах волшебных огней гирлянды!

Теперь за ветром  можно было наблюдать, как за струями прозрачного ручья.  Поток подхватил мысли Сережи и влетел с ними в книгу, на страницу с фигурами, ту самую, на которой и была раскрыта большая тяжелая книга.

Вслед за мыслями пришлось полететь и Сереже. А куда ему было деваться? Мы все летаем вслед за нашими мыслями. Мы всегда там, где наши мысли!

Итак, Сережа оказался в самой середине детской энциклопедии на странице иллюстраций.
Теперь послушаем рассказ мальчика.
Он сам расскажет нам о том, что произошло дальше.


Рассказ Сережи

Я очутился в книге,  рядом с теми фигурами, о которых мечтал написать сказку.   Вот они все тут как тут, руку только к ним протяни, и дотронешься!

Все жители Страны вели себя по-разному!  Точки оставались на месте. Линии пробегали мимо точек, и,  становясь солнечными лучами,  уходили далеко-далеко, за горизонт, в предполагаемую бесконечность, если только не пересекались и не задерживали одна другую, образуя замкнутый контур; иногда они становились кривыми, согнувшись от груза ушибов, обид м силы тяжести.
В последнем случае, линии виляли и петляли где-то поблизости, ведь кривому  и обиженному на весь мир никуда особенно не разбежаться! Поэтому кривые линии,   не разбегаясь,  обозначали, рисовали  и указывали границы Страны Волшебных Фигур.

В Стране Фигур шла непрерывная напряженная работа. Шарики были легкими, как мои мысли после обеда с мороженым на десерт. Они  начинали двигаться при малейшем к ним прикосновении, причем почему-то им больше нравилось  бежать  под гору, а не карабкаться в гору!

Уголки ограничивали и преграждали дорогу, как пограничная стража, словно бы говоря путникам:
"Входите! Все входите, но выход будет только в той стороне, откуда вы вошли!"

Прямоугольники мерили и делили целое на части, то же самое делали треугольники и окружности.

Колонны держали небо, а еще подпирали крыши дворцов  и купола храмов.

"Какая это, однако,  интересная и занимательная страна!" — подумал я. —"Хотел бы я знать: они всегда здесь работают?  А выходные дни у фигур есть? Или хотя бы перерыв на обед? Хорошо бы с ними поговорить. Да и расспросить их не мешало бы, — как поймать обратный ветер, чтобы вернуться домой.  У меня уроки по арифметике, и стихотворение  Пушкина еще не выучено, и печенье припасено на полдник. Некогда мне тут прогуливаться!"

Но вот, наконец, заметили  меня фигуры! Подкатываются ко мне два шарика, и  подходит, переваливаясь с боку на бок большой треугольник.

В отдалении, на пригорке,  вся освещенная солнцем, мне улыбается Пирамидка! Маленькая, одного со мной роста, похожая на елочку (такую я еще в детском саду научился рисовать!). Словно встретил я знакомую в незнакомой стране,  и сразу же захотелось мне с ней подружиться!

Первым со мной заговорил треугольник:
"А ты почему не работаешь? Почему без дела стоишь? Ты, что,  сломался? У тебя что-то не так? Померить тебя надо!"

Я отказался:
"Нет! Не надо меня мерить! У меня все в порядке. Только вот не пойму, где это я и зачем!"

Один из шариков спросил:
"А из каких фигур ты состоишь? По-моему, тебе не очень-то удобно катиться.  А зачем тебе такие длинные верхние опоры, на которые ты не опираешься? Не нужные части целого всегда выглядят довольно смешно!"
При этих словах,  оба шарика захихикали, довольные  своей шуткой.

Первый шарик продолжал рассуждать.
"Даже не знаю, к каким предметам тебя привязать: ты не шар, не цилиндр, не колонна, не треугольник. Углы  имеются, но я не вижу ни одного  прямого и постоянного угла, все в тебе движется да еще в разные стороны! Пожалуй, ты больше всего похож на длинный узкий прямоугольник!

Второй шарик не согласился с первым:
"Не на прямоугольник, а на трапецию похож с  большим шаром сверху! Впрочем, шар тоже довольно неправильный!  Сразу и не догадаешься,  для чего ты создан Природой, какое у тебя назначение…"

"Нет у меня пока никакого особого назначения!  Двоек и единиц не получать, расти и хорошо учиться. — вот все мое назначение!"

"Надо же,  так ты умеешь расти? Какое замечательное свойство! А вот мы так не умеем! Может быть, именно в этом и состоит пока твое главное  задание?"

Я обрадовался тому, что фигуры дали мне подсказку, протянули линейку помощи,  и сразу же за нее ухватился:
"Да-да, конечно! Именно в этом! Пока расту, а дальше, а дальше увидите сами:  я всем покажу, на что я способен!"

"Ладно, ладно, расти хоть до неба! Но нам пора, пора уже закруглить нашу беседу!  У нас полно срочных,  не обкатанных еще дел! До свидания на круге жизни, наш новый друг,  Шарик-на-Прямоугольнике! А мы пока покатились!" — попрощались со мной вежливые шарики и помчались под горку.

Треугольник  тоже вежливо поклонился мне своей верхней вершинкой и хотел уже уйти, но я задержал его:
"Подожди, не уходи! Лучше, проведи меня вон к той пирамидке, с желтыми и зелеными гранями! Мне очень хочется с ней познакомиться!"

И Треугольник, переваливаясь с боку нас бок, повел меня к Пирамидке.
Он познакомил нас и удалился по своим делам. Все фигуры в Стране Фигур были в высшей степени вежливыми и деловыми!

Пирамидке и мне, нам  было очень удобно разговаривать, потому что мы были почти одного роста!
 "Здравствуй!" — поздоровался я с  моей новой знакомой. — "А ты почему не спешишь на работу?  У тебя тоже особое задание — расти, как у детей  в моей Стране?"

"Нет.  Просто сделана я не для перемещения, а для того, чтобы стоять на месте!  Я осталась  от древних египтян именно для того, чтобы стоять и смотреть! Древние люди строили огромные пирамиды вовсе не за тем, чтобы пирамиды работали!"

"А для чего же тогда строили?" — задал я давно занимавший меня вопрос.

"Для Спора со Временем! Ведь пирамиды очень устойчивы, если стоят на основании, а не на вершине! Ни урагану, ни буре не опрокинуть тогда пирамиду, не повалить. Скакжу без ложной скромности, что мы умеем хорошо держаться, когда нас атакуют отряды   всесильного Волшебника-Времени! Сколько уже разрушено высоких колонн, сколько шаров-колес укатилось с горы  и зарылось в песок, а пирамиды все стоят и стоят, потому что наше задание — не поддаваться износу, держаться изо всех сил  и… рассказывать  людям сказки!"

"Сказки?! Интересно! Какие же сказки вы рассказываете?"

"О древних временах, о египетских фараонах и жрецах,  о простых бедных людях, руками которых в седой древности  были сложены великие пирамиды Земли!"

"Ты знаешь, Пирамидка… Я тоже очень люблю сказки. Даже сам пытаюсь, как и ты,  их сочинять! Нелегкое это дело! Оно  также требует терпения и, как в твоем случае, споров со временем!

Кстати, о времени!  Скажи мне, Пирамидка, как мне найти  путь домой? По маме уже соскучился, не могу как! Потом столько уроков задано, а я теперь даже не знаю,   как мне за письменный стол  воротиться, как из Волшебной страницы выход найти!"

"А как ты попал на нашу страничку, какой дорогой  пришел?" — спросила Пирамидка.

"Я не пришел, а прилетел! Меня ветер сюда принес!"

"Ай-я-яй! Сейчас у нас период затишья! Полный штиль! Ни ветерочка! Придется мне отправить тебя домой другим способом!"

"Каким же?"

"По лучу. Ведь луч уходит в бесконечность. Значит, на нем можно проскользнуть куда угодно! А тебе, всего-то ничего,  пролететь надо, с  одной страницы на другую!"

"А разве с этой, прямо отсюда,  нельзя вернуться?"

"Можно, но ты же не хочешь ждать попутного ветра!"

"А почему бы  просто не выйти с вашей страницы,  без ветра, без хитростей?"

"Так нельзя! Тебе уголки не позволят. Смотри, какие суровые, упрямые и очень прямые углы-стражи в Стране Фигур! Один  только путь тебе и остается: через портрет математика Лобачевского! Вернее, через большой орден на его мундире, который притягивает солнечные лучи!"

"Ой, Пирамидка, как же это я по лучу полечу, да еще через орден! Ох, даже страшно немного стало! Никогда раньше так не путешествовал! На самолете уже два раза летал, а вот на луче еще не приходилось!"

"Не бойся! Важно только одно: не замешкаться и вовремя спрыгнуть с луча в нужном месте. Так что, гляди хорошенько! Не прозевай свою остановку, — а то улетишь с лучом далеко-далеко от Земли!
Как только увидишь портрет с большим  орденом,  как только орден вспыхнет ярко-ярко, прикоснувшись к солнечному лучу, — скорей  прыгай на страничку  и выходи! Ты уже будешь у себя дома!"

"А почему луч прилетит не куда-нибудь, а к Лобачевскому?"

"Потому что именно он первым, а потом и еще несколько умных голов, придумал математику космоса, сказку бесконечного пространства!"

Пирамидка легко поймала солнечный луч (заботливой рукой художника она была покрашена глянцевой, хорошо отражающей свет краской  и  тщательно покрыта лаком: так проще и веселее спорить со Временем!),  сказав Сереже:
"Садись-ка  скорей, не мешкая, а то мне трудно удерживать свет!"

Сережа сел на луч, приник  к сияющей ниточке и заскользил по лучу сквозь страницы Волшебной книги — быстро-быстро, намного  быстрее, чем шарик с горки!

Вот и  страница  с портретом.
Сверкнул, встретившись с лучом,  большой орден на груди Великого Ученого.
Сережа спрыгнул с луча и вышел из книги!

Как хорошо оказаться дома среди знакомых предметов, в  привычной обстановке!  Все в комнате по-прежнему: ничего здесь не изменилось, только энциклопедия раскрыта уже не на развороте с фигурами, а на странице с портретом Николая Ивановича Лобачевского!

Сережа оглядывается и внимательно рассматривает предметы и вещи на столе, а еще лучи, на которых, оказывается, можно путешествовать по дорогам, у которых нет конца!

Сколько же в комнате  всего интересного! Так много  удивительных линий и фигур! Не меньше, чем в  Сказочной  Стране!

Страна Фигур продолжается!
Сказка линий,
Повесть размеров,
Чудо форм
Никогда не кончается!
Ура!


Рецензии
Здравствуйте. Здорово!

Светлана Гербст   22.06.2022 22:47     Заявить о нарушении