Старуха Судьба. часть 7
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА. Эти стихи для тебя мамочка.
Когда я ушла от Олега, мама пустила меня к себе. Со скрипом, с выговором, но пустила. С годами она стала мягче, но учительские замашки сохранила. Вместе мы прожили только год. Она умерла на семьдесят третьем году – оторвался тромб.
Мама, я хочу перед тобой покаяться.
Мама, твоя дочь была на пути разврата. Хорошо, что ты про это не знала! Ты бы меня не поняла. Я сама иногда прихожу в ужас, когда вспоминаю свой бесшабашный бальзаковский возраст. Но с другой стороны – есть, что вспомнить! Молодёжь думает, что наше поколение ничего не понимает в любви! Что они знают больше, у них всё интереснее! А люди со времён пещерного человека ничего нового не придумали! Секс, можно сказать, покрыт исторической пылью. Глупо как-то сказала! Историческая пыль… Восемьдесят лет на свете живу, а всё глупости в голову лезут! Это я уже исторический персонаж, как та пыль. Нет, я думаю, мама, тебе про это знать не надо! И потом, всё это было после развода с Олегом! Всё законно! Я была свободной женщиной. А когда появился Андро, я уже соблюдала целомудрие по отношению к другим мужчинам! Надеюсь, в этом ты бы меня одобрила.
А вообще, мамочка, жизнь у меня была, как дорога с множеством лежачих полицейских! Трясло как на ухабах! Нет, не то! Что я говорю? Полицейские здесь ни при чём. Как-то нехорошо звучит. Слава Богу, что милиционеров переименовали в полицейских. Лежачий милиционер звучит как-то неловко, бестолково! Лежачий милиционер… Нет! Полицейский – интереснее звучит! А вот если бы у нас оставили милиционеров, а на дорогах бы лежали лежачие полицейские? О! Думаю, был бы международный скандал! Милиционер переехал полицейского! Немыслимо!
Вот! Наконец-то я поняла, почему наше правительство переименовало милицию в полицию – чтобы избежать международного скандала! Правительство на целый шаг вперёд видит! Молодцы! Хорошо работают. О чём это я? У меня никогда не было ни милиционера, ни полицейского! Опять деменция пошаливает! Стоп! Зато появился сосед следователь! Правда, бывший, но следователь!
Причём тут следователь? Что опять в голову пришло?
Вспомнила. Я же хотела покаяться. Невозможно носить это в себе десятки лет! Сейчас соберусь с духом и скажу.
Я – убийца! Я убила человека! Ментально. Но так тоже можно убить! Самое ужасное в этом то, что никто никогда не найдёт убийцу! А мы своими мыслям, словами, обидами, злословием, можем убивать. Но осознать, что ты это сделал - тяжело!
Может позвонить Павлу Григорьевичу и всё, как на духу, рассказать?
Нет! Он ментальные преступления не раскрывал. Он не знает, что это такое. Для него всё должно быть реально. Что бы ни упасть в моих глазах, он скажет, что за давностью лет это уже несущественно! И потом, невозможно доказать, что вы убили, а может он сам умер. Следователь меня не поймёт. Но на сердце-то до сих пор неспокойно.
Подходит к Надиному стулу.
Надя, помнишь, у вас в электротехническом отделе работал Геннадий Борисович? Лысый маленький проектировщик. Он был не глуп, но до чужого добра иногда охочий. Как-то раз у нас в отделе был ремонт, и нас посадили к вам. Незадолго до конца работы ко мне подошла Оксана из сантехнического отдела и попросила маникюрные щипчики, она собиралась к кому-то в гости. По тем временам щипчики были дефицитом. Купить их было сложно, а правильно заточить ещё сложнее. Мои щипчики резали как по маслу, не оставляя заусениц. Я дала их Оксане и попросила положить ко мне в стол, так как я уезжала на объект.
Утром щипчиков в столе не оказалось. Выяснили, что позже всех уходил Геннадий Борисович, уборщица, из-за скученности столов, полы не мыла. Девочки сказали, что Геннадий Борисович собирает вечерами у себя дома радиоприёмники и маленькие кусачки ему были нужны. Но не пойманный – не вор! Не могла же я, подойти к нему, и открыто попросить вернуть их мне. И я придумала, как это сделать! Геннадий Борисович был очень мнительный, и я решила сыграть на этом.
Подговорив девчонок подыграть мне, я зашла в отдел.
- Что-то вы сегодня грустная, Оля, - сказал Геннадий Борисович.
- У меня украли маникюрные щипчики, - сказала я. – А купить новые невозможно, их нет в магазинах. Одно утешает, что вор всё равно будет наказан!
- Как это? – удивился он.
- Моя бабушка сделала на мои вещи заговор на смерть тому, кто их украдёт! Она сделала на рак!
После этих слов я встала и вышла из кабинета.
Геннадий Борисович обратился к девочкам – правда ли то, что я сказала?
Они подтвердили, что моя бабка, действительно, очень сильная ведьма, и заговор - чистая, правда.
Хотя, на самом деле, никакой бабки-ведьмы у меня и в помине не было. Я рассчитывала, что он испугается и подкинет куда-нибудь эти злополучные щипчики. Увы, он перепугался больше, чем следовало, и не рискнул подкинуть их. Через три месяца у него, неожиданно для всех, нашли опухоль в голове, а ещё через три месяца он умер. За полгода сгорел. К тому времени я забыла о своей шутке, но со временем, анализируя, поняла, что я подтолкнула его к этому заболеванию. Красть, конечно, не хорошо, но такая чепуха как щипчики не стоят жизни человека. Нельзя шутить судьбами людей.
Геннадий Борисович, если вы меня слышите, простите меня неразумную!
Жизнь преподала урок и вам и мне.
Господи, прости мои прегрешения, как и я всем прощаю!
Садится за стол, закрывает лицо руками.
Не могу оставаться одна! Надо позвать Павла Григорьевича! Услышать живой голос.
Подходит к стационарному телефону, набирает номер.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА. Павел Григорьевич, вы можете подняться ко мне?
Незнакомы? Мало ли что я говорила! Вспомнили! Мы с вами за этот вечер столько наговорили, что, можно считать, знакомство состоялось! Никогда не слушайте, что говорит женщина, но прислушивайтесь!
Не поняли, что я сказала? Не берите в голову, я сама иногда не понимаю, что говорю. Просто приходите. Я сегодня хочу хорошенько выпить, но я одна не осилю бутылку шампанского. Мне нужен собутыльник и собеседник!
Не надо никаких подарков! Мне некому открыть шампанское! И если вы станете моим кавалером на вечер, откроете шампанское и поздравите меня каким-нибудь витиеватым тостом, это будет самым неожиданным и приятным подарком моему одиночеству. Знаете, в девяносто лет…
В восемьдесят? Вы знаете, что мне восемьдесят? Откуда? Ах, да, вы же следователь!
Нет, я не забыла свой возраст, просто он как-то из головы вылетел. Эта самоуверенная глупость свойственна многим старушкам, которые прошли огонь, воду и медные трубы – то бишь – юность, зрелость и старость!
А как ваш артрит?
Не отпускает...,ну да, ну да...
Ничего, приходите вместе с артритом. Посидим втроём.
Гости? Они ничего не скажут, они просто не пришли.
Нет, ничего страшного, они не забыли про мой юбилей. Они умерли.
Конечно, не все сразу, в порядке очереди! Апокалипсиса ещё не было!
Нет, Павел Григорьевич, я просто их вспоминала: своих друзей, близких, родных. Так сказать, подводила черту под своей жизнью. Юбилей это такая веха, когда надо остановиться, оглянуться и посмотреть, что ты натворил за прожитую жизнь. Иногда это приятно, иногда неприятно, иногда просто отвратительно. Но это кирпичики твоей жизни, их невозможно выбросить из памяти, как не старайся; их надо просто понять, принять, и тогда они не будут приходить к тебе по ночам и надоедать.
Да не собираюсь я умирать! Просто, когда подвёл черту, надо перешагнуть через неё и идти дальше – делать новые глупости!
Приходите, Павел Григорьевич, выпьем и от души повоем! Я жду.
Гаснет свет.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №222062100263
"Потом играли на рояле:
До-си! Си-до! Туда-сюда!
Как будто чью-то выбивали
Из тела душу навсегда".
(Процитировал Константина Симонова, а у вас в шестой части есть два замечательных стихотворения, по пьесе - поэтов Василия Козлова и Анатолия("Толи") Змеевского).
Но возвратимся к соседу. Предлагаю считать, что у него с возрастом слух не ухудшился, а обострился, отчего бедолага даже сумел услышать, как наверняка не поёт, а лишь напевает Ольга Владимировна…:)
Конечно, чудовищное одиночество. Тут и все обычные сопутствующие возрасту атрибуты: Иришка, дочь подружки Светки, помогает купить сотовый, а потом ещё и учит, как звонить и отсылать эсэмэски; и скандинавская ходьба… Бесконечные воспоминания. Это страшно, на самом деле, когда у человека не остаётся ничего, кроме воспоминаний… Причём, воспоминания героини обычные, самые тривиальные вроде бы… Но удивительно! - вы сумели написать так, что всё это читать (слушать) очень интересно и совсем не скучно.
В какой-то момент среди несуществующих гостей появляется даже смерть. Хозяйка легко, в том же шутливом тоне беседует и с ней: "Поедем в её страну, смотреть тамошние красоты. Я в других странах-то и не была"… И замечательной самоироничной фразой подытоживая этот нелепый диалог (на самом деле, понятно, монолог): "Смерть и профсоюзы – странное сочетание".
Наверное, самое сильное место в пьесе – покаяние Ольги Владимировны… Да, разумеется, самовнушение, мнительность – они сыграли свою роль в смерти "маленького лысого проектировщика Геннадия Борисовича". Но обидься на него, скажи всё другая женщина, всё, может, и обошлось бы… С Ольгой Владимировной - дамой необычной, незаурядной, с богатым и сложным внутренним миром, богатейшей фантазией, запросто воскресившей всех умерших знакомых и родственников и рассадивших их за праздничным столом; сильной духом, очень эмоциональной… Наверно, в древности таких называли ведьмами (что не всегда справедливо:)) и сжигали на кострах… С ней не обошлось. Миниатюрные щипчики – мелочь. Но в биографии незадачливого воришки это, вероятно, оказалось последней каплей, которая и перевесила всё, оказалась решающей, определившей окончательно его дальнейшую судьбу. Это очень часто бывает в жизни – кажется, совершенно незначимые вещи оказываются на каких-то невидимых весах очень значимыми. Думаю, напрасно героиня считает, что совершила убийство. На самом деле это не так. Это было запрограммировано судьбой.В каких-то Высших инстанциях:)Понять всё это, правда, очень сложно…
Уже говорил вам, что у вас прекрасный юмор. Я выписал одну фразу, которая меня буквально сразила: "Никогда не слушайте, что говорит женщина, но прислушивайтесь!"
С точки зрения мужчины – поразительная глупость. С точки зрения женщины – вполне дельная и очень даже понятная мысль. Вы понимаете обе стороны, поэтому у вас и получилось так написать, или подслушать в жизни и оценить услышанное с разных позиций.
Вы написали замечательную пьесу. Я стал не только читателем. Я стал зрителем. И пока ещё занавес не спрятал вашу главную героиню:
Ольга Владимировна! Вы меня слышите?! Ау! Пусть к вам обязательно поднимется капризный сосед, плюнув на свой артрит. И вы сядете с ним за праздничный стол. И выпьете шампанского. И споёте. И станцуете. И вспомните всех родных и близких, которые ушли, но всё равно слышат вас где-то - не здесь, в других, но обязательно существующих мирах:)… И пусть у вас всё будет хорошо!
С уважением,
Андрей Харламов 29.03.2025 13:09 Заявить о нарушении
Прочитала отзыв несколько раз - так хорошо от него, что даже слёзы навернулись! Подумала, слёзы - атрибут перезрелой женщины (вроде как сок из созревшей груши).)
В драматургии сложнее всего написать моно-пьесу - там всего один актёр, который должен держать внимание на протяжении 1-1,5 часов. Но это должна быть именно пьеса с декорациями, сюжетом, костюмами, а не декламация стихов с рассказом жизни поэта. Посылала её Инне Чуриковой (через три года ей тогда исполнялось 80 лет), но артистка уже болела, а ковид подкосил совсем, и мне она не ответила.
Ольга Владимировна любит петь громко, но не попадает иногда в ноты. Поэтому соседа я понимаю.))
Да, одиночество не самая интересная выдумка Судьбы - похоже, оплошала старушка. Хотя, кто знает, на что она нас испытывает?
Вроде и понимаешь, что с Геннадием Борисовичем не всё так просто. Но ведь последние слова Ольги Владимировны были спусковым крючком. Если бы этого не было, возможно, человек прожил бы на два-три года дольше. Внушение и внушаемость - что главнее? Думаю, что ответственность лежит на том, кто обладает даром внушения, даже не осознавая этого. Поэтому её и мучает совесть.
За оценку моего женского юмора - спасибо огромное!
А Ольге Владимировне я обязательно всё передам!)))
С теплом,
Валентина Шабалина 30.03.2025 07:58 Заявить о нарушении