Не забываю Оренбург и сороковую школу!

                Я возвращаюсь в годы своей молодости. Во второй половине шестидесятых  годов  20 века мы с мужем – геологом, после окончания Саратовского университета, оказались в Оренбурге. Моим первым местом работы стала  школа №40 с математическим уклоном. Начинала    освобожденным секретарем школьной комсомольской организации, продолжила завучем  по воспитательной работе. За девять лет работы  научилась многому. Моим  наставником был необыкновенный  руководитель Виктор Михайлович Барбазюк, который  так сплотил коллектив, что все  трудились как один механизм.  От него научилась не только слушать, но и слышать,  смотреть и видеть, понимать, трудиться до седьмого пота, полностью отдаваясь работе. Ученики  съезжались со всего города. В школе было по одному или два  начальных  и средних классов, а девятых и десятых (выпускных) по восемь или девять. Жизнь в школе буквально кипела,  отличные уроки,  слеты, конкурсы, вечера, в которых участвовали  ученики всех классов. Во внеурочное время мы опережали время, придумывали, создавали то, что в стране стало массовым через годы.
    Каждую весну, по  инициативе учителя географии  Климовой Марии Ивановны проводили школьные  туристические слеты, к которым готовились в течение полугода.   Каждый класс занимался   большой  краеведческой работой, кроме того, одни тренировались в  ориентировании на местности, хождению по азимуту, используя карту местности, другие готовились преодолевать препятствия, третьи - отвечать на  вопросы по краеведению, четвертые – по биологии, пятые - оказывать первую медицинскую помощь.  Итогом многомесячной работы становились туристические  слеты, которые превращались в настоящий праздник. Чаще всего они проходили за рекой Сакмара.  В настоящее время   подобные  соревнования приобрели всероссийский масштаб.
    
 Яркими, красочными незабываемыми становились фестивали союзных республик, которые способствовали укреплению дружбы  народов многонациональной страны. Каждый класс  представлял одну республику. Наступал день   республики. Ребята  показывали достижения братского народа. На переменах главным местом праздника становился холл, оформленный в национальных традициях. Учащиеся в национальных костюмах демонстрировали    продукцию   республики, оформляли красочные альбомы, плакаты, стенные газеты, угощали блюдами национальной кухни, по школьному   радио  звучали интересные рассказы,  музыкальные произведения. На  заключительном вечере  класс  вновь представлял  республику,  ее достижения, песни,   танцы.  О Белоруссии говорили партизаны. Они рассказывали о партизанской войне, гибели мирных жителей, послевоенных достижениях.  Эстонию представляли рыбаки с рыболовными сетями, рассказывали о достижениях  народа.  Узбекистан  предстал большой  юртой, рядом с нефтяными и газовыми вышками стояли  юноши и девушки в национальных костюмах, с корзинами   коробочками хлопка и  фруктами в руках. На  незабываемом празднике  каждый класс   показывал красоты одной  республики необъятной Родины.    Дням Победы и Дню Советской Армии конкурсы инсценированной песни, парады строя и песни.   В день Защитника Отечества за рекой Сакмара с профессиональными военными проводили игру «Зарница». Ребят каждого класса  вел за собой  военный. По общему сигналу офицера проходил старт и  отбой. Во время всей игры поле было покрыто    дымовой завесой. По субботам школу было трудно  представить  без тематического вечера, культпохода в театр, кинотеатр или филармонию. Воскресенье – без клуба выходного дня, с  конкурсами, играми во дворе школы, изготовлением самодельных игрушек. Участники художественной самодеятельности  выступали не только на смотрах художественной самодеятельности, но и на предприятиях города, в соседней школе – интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, над которыми шефствовали.  Один из лучших хоровых коллективов города под  руководством Лебедевой Маргариты Ивановны исполнял  сложные музыкальные произведения без сопровождения, звучало многоголосье.  Проводили встречи с интересными людьми, походы, экскурсии по родному краю, по республикам многонациональной  страны.
  Трудно забыть своих коллег: Барбазюка  Виктора Михайловича (директора школы), Прокофьеву Марию Ивановну (завуча, учителя математики), Забаеву Неонилу Александровну (завуча, учителя русского языка), Цвирко Евгению Владимировну (учителя биологии), Климову Марию Ивановну (учителя географии) и других. Сороковая школа была одной из лучших в городе и области.  Коллектив много и плодотворно трудился,    опыт работы   становился достоянием  школ города и области.
Прошли десятилетия,  работая  в  школе города Балашова, использовала много из того, что получила в начале  трудовой деятельности. В памяти сороковая  города Оренбурга, в которой продолжены    педагогические новшества,   школа заслуженно носит имя талантливого педагога ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА  БАРБАЗЮКА, который научил  многих, в том числе и меня, трудиться, не зная усталости, любить детей и свою работу.   


Рецензии