4. Флотская церковь в Баку 1905-1908

 
    Наступил неспокойный 1905 год. Скорбные вести достигали далекий Баку. Тяжелая ожесточенная русско-японская война продолжалась. 20 декабря 1904 года был сдан Порт-Артур. Россия же еще имела возможность одержать победу, но это нарушало интересы Великобритании и США. Известно, что они столкнули Японию с Россией и финансировали японцам эту войну. Для того, чтобы исключить такую возможность, ранее были спланированы   провокации внутри Российской Империи.
    9 января 1905 года в Санкт-Петербурге эсеры, при поддержке иностранных государств, под видом мирного шествия организовали вооруженное восстание. Руководил этим инженер Путиловского завода Пётр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг. Именно он должен был стрелять в Царя, когда тот выйдет к народу.
    Вывести людей на шествие поручили «выборному от рабочих завода»» б. священнику Г.А.Гапону (отлучен от сана в 1902 году), который сообщил им об якобы имеющем на это разрешение властей. Требования митингующих касались прекращения войны с Японией, освобождения политзаключенных, объявления свободы слова, собраний и совести, созыва Учредительного собрания, отделения Церкви от государства и «клятвы Царя перед народом».
    Власти предлагали митингующим разойтись и предупредили о возможном применении оружия. Но никто не ушел. Кто начал первым стрелять, установить не удалось. Известно, что стрельба началась сразу после того, как Рутенберг и Гапон упали на землю. Предполагают, что это был условный сигнал. Тогда погибло 1216 человек и около 6 тыс. были ранены. Что касается Гапона, то по решению ЦК партии эсеров, 26 марта 1906 года его нашли повешенным на даче Рутенберга. Этот день вошел в историю, как «кровавое воскресенье» и послужил началом полной анархии в Российской Империи  под названием "первая русская революция".
    На Кавказе «главными революционерами» были армяне. И не удивительно, что они решили повторить эти трагические события в Баку. Повод быстро организовали: два армянина, рядовые Сальянского полка, конвоируя одного азербайджанца, убили его штыками. 6 февраля возле армянской церкви азербайджанец из Сабунчи Ага-Реза-Бабаев узнал одного из конвоиров и погнался за солдатом-армянином. Разъяренная толпа армян увидела это, окружила Бабаева, возле Кривой улицы его застрелили, а после добили кинжалом.
    Так Сальянский полк стал невольным участником кровавых событий, которые прошли в феврале, августе и октябре в Баку. После этих трагических событий запретили брать армян  низшими чинами в военные полки (23).
    В феврале в городе начались беспорядки. Три дня разносились звуки выстрелов, три дня улицы были усеяны трупами невинных жертв. В период с 16 по 23 февраля выехало 7,5 тысяч человек. Благонамеренная часть населения оцепенела. Всякая деятельность замерла.
    18 февраля бакинский губернатор Кн. Накашидзе, исполняя Указ царя Николая II, объявил город Баку и Бакинскую губернию на военном положении. Управление по наведению общественного порядка было передано войскам. Начальником гарнизона Баку был назначен командир Сальянского полка подполковник М.Вальтер. Обязанности генерал-губернатора стал исполнять генерал-адъютант кн. Иван Гивич Амилахвари. Временно обязанности Бакинского губернатора исполнял генерал-лейтенант С.А.Фаддеев. В августе, после смерти в Гори И.Г.Амилахвари, он был назначен временным генерал-губернатором города.
    27 февраля 1905 года Наместником на Кавказе с получением прав главнокомандующего войсками на Кавказе и войскового наказного атамана Кавказских казачьих войск, стал Илларион Иванович Воронцов-Дашков- «русский барин либерального направления», как выскажется о нем Председатель Совета Министров Сергей Юльевич Витте.
    11 мая армянские дашнаки злодейски убили губернатора Накашидзе. Ему не простили закрытие школ при армянской григорианской церкви и конфискацию церковного имущества в 1893 году. Армяне тогда «приговорили» многих представителей власти к смерти,  и  исполнили их.
    26 сентября 1905 года состоялся военно-окружной суд. Подсудимых было пять человек: один грек и четыре армянина, из них два персидско-подданных ,один  бакинский и один  из  Шуши. Все они мещанского сословия. Между ними выделялся 16- летний, который уже сидел 20 дней в тюрьме за участие в беспорядках, бывших при отобрании церковных имуществ у армян. Теперь он был махальщиком (сигнальщиком). Всех приговорили к смерти через повешения(64).               
    22-25 августа 1905 года в Баку повторились кровавые события. Армяне   обстреляли лагеря единственной квартирующей на Биби-Эйбате воинской части – 2-й сотни 2-го Хоперского казачьего полка…». Командир 262-го пехотного резервного Сальянского полка, полковник Мечислав Вальтер констатировал: «По собранным сведениям, стрельбу начали армяне, и большинство жертв на улицах оказалось из персиян-чернорабочих» (65).
    Беспорядки, мятежи и восстания в Российской Империи оказали огромное влияние на ход войны. При такой сложной ситуации внутри государства Император Николай II принимает предложение посредничества США провести мирные переговоры с Японией (которая была на грани поражения). 23 августа (5 сентября) 1905 года Председатель Комитета министров   Витте подписал в американском городе Портсмуте мирный договор. В этой войне победила Америка, а посредник с японской стороны президент США Теодор Рузвельт в 1906 г. был награжден Нобелевской премией мира.
    Война нанесла серьезный удар по репутации Императора и всего правительства в целом. Одной из причин печального конца войны с Японией была слабость и нерешительность Императора Николая II, а также его предательское окружение. 
    Главным вопросом государственной важности в Баку стала защита нефтепромыслов. Для усиления местных войск и для содействия гражданской администрации по указу Николая II из Киева на Кавказ были направлены 33-я дивизия и два полка—131-й Тираспольский и 132-й Бендерский. 10 сентября 1905 года часть из них прибыла в Баку. Среди них были военные священники, один из которых оставил свои воспоминания о ситуации в Баку(64). 
    Свое личное мнение по поводу событий в Баку он, несмотря на то, что в «объяснении причин было поломано много перьев», изложил так: »Армяне смотрят на себя, как на нацию передовую, угнетаемую и обиженную. По этой причине уже давно они стали в оппозицию к правительству, идут в первых рядах агитаторов и борцов и выделили из своей среды великое множество мрачных героев —политических убийц и бомбометателей. При этом у них всегда страдательная роль. Что касается мусульман, то они отнеслись к пропаганде против правительственного движения с недоверием и оставались почти совершенно равнодушными и безучастными в этом» ( 64).
    Действительно, аполитичность мусульманского населения вызывала  раздражение армянских террористических организаций, располагавших огромным количеством  оружия и боевой техники, и  имевших  целью  ниспровержение государственного строя.  Они требовали для переселенных из Персии и Турции армян организации административной единицы, которую никто и никогда им не обещал…
   13 сентября продолжились попытки администрации города Баку заключить примирение между армянами и мусульманами, но пока без успеха. 14 сентября
«будто бы состоялось примирение представителями духовенства и других именитых людей. Договорились провести мирную процессию. Губернатор держал по этому поводу речь. Искренен и прочен ли этот мир?».
   Армянская сторона единодушно не приняла эти договоренности, не согласилась на какие-то условия, и мир между двумя нациями не был принят. 16 сентября 1905 года возле вокзала армянин ранил выстрелом двух мусульман и стрелял в казаков, а 18 сентября армянское духовенство отказалось принять участие в мирной процессии.
   Революционные события 1905 года заставили   Императора  Николая II пересмотреть свое отношение к религии и объявить 17 октября 1905 год Манифест о «гражданской свободе на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». В разработке этого документа принимал участие С.Ю.Витте,  но предложение было неоднозначно воспринято обществом. Многие считали, и не без основания, что свобода приведет к анархии и, как следствие, к развалу Империи. Не был убежден в правильности этого шага и Николай II. Он «очень долго крутил свой правый ус…», прежде чем подписать этот документ.
   О том, как восприняли этот манифест в Баку узнаем из воспоминаний военного священника: «18 октября 1905 года манифест был выставлен по окнам магазинов и на улицах. Под вечер по городу пошли манифестации с красными флагами и портретами вождя и учителя пролетариата Карла Маркса. Ораторы (в основном армяне) говорили речи с крыш и с других высоких мест. Толпа заполнила улицы и остановила конку, однако до беспорядков дело не дошло.
   19 октября город с утра расцветился красными флагами. Ими были украшены вагоны конки, извозчики и вагоновожатые надели красные ленты на шляпы и на рукава. Сначала все это казалось невинным ликованием.
   20 октября прошла процессия с национальными Флагами и портретами Государя, но по ним стали стрелять армяне. Из дома бросили бомбу. Дом был оцеплен войсками, и по нему было дано 5 орудийных выстрелов.
   21 октября по городу пошли новые процессии с национальными Флагами и портретами Государя. На одном Флаге была надпись: «Ура, самодержавному Царю и свободному народу»!  Армяне опять стали стрелять по ним. В городе начались беспорядки, ограбления и поджоги, которые зловещим заревом освещали город. Тогда вступили в дело войска. На улицах масса войск и казаков. На одной площади выставлены орудия.
   22 октября возле Александро-Невского собора стояла большая толпа, преимущественно из простого народа, рабочие и мастеровые, с  национальными  Флагами и портретами Государя.  Армян с красными флагами не было видно. 23 октября опять беспокойно- стреляли армяне вблизи вокзала.
   24 октября 1905 года вышел приказ о запрещении всяких манифестаций на улицах, разгоне и недопущению сборищ и разрешении патрулям стрелять. Только это помогло временно восстановить в городе относительное спокойствие». Так было встречено в Баку светлое событие- объявления свободы. И не только в Баку, но и по всей Империи(66). 
   Манифест дал определенную свободу совести. Так, вопрос отпадение от веры и переход в другую веру перестал быть предметом преследования. Правила о порядке регистрации переходов были утверждены 17 июля 1905 года. Одновременно «свобода» привела к буму в создании различных национальных партий, религиозных объединений, обществ и политизировала их действия. Не избежало этого и духовенство.
   27 ноября 1905 года в воскресенье прошла по улицам особая манифестация с белыми флагами, в знак состоявшегося будто бы примирения между  армянами и мусульманами. » Но никто не верит в этот мир, потому что подобные попытки делались и раньше..» (64).
   Священник побывал в мечети на служении, во многих церквях (включая армянскую) и оставил свои впечатления. К сожалению, воспоминания напечатаны не полностью, так что неизвестно посетил ли он Полковую церковь.
    24 февраля 1905 года, на 40 день смерти Надежды Александры Мартыновой , жены производителя работ инженера Г.М. Мартынова, в церкви 262-го  Сальянского пехотного резервного полка прошла панихида, на которой присутствовал командир полка  Вальтер (67). 
   14 июня 1905 г.  Сальянский полк  отметил 100-летний юбилей , считавший свое старшинство от Каспийского морского батальона. Полку было пожаловано Юбилейное знамя с образом Спаса Нерукотворного, каймой и Александровской Юбилейной лентой. На древко знамени установлена скоба с надписью:1805. Каспiйскiй Морской баталiонъ---1905. 262-го п;хотного Резервнаго Сальянскаго Его Имп. Выс. НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА полка(23, 68).  Информацию о том, как проходил этот праздник в Баку, найти не удалось. 
   В марте 1906 года протоиерей Александро-Невского собора Бидзин Симонович Габараев с благословения его Преосвященства Епископа Горийского Евфимия ( Елиев)  по случаю 20-тилетнего пастырского служения в Баку  был награжден наперсным крестом(68). Священник пользовался любовью и уважением прихожан. Он уже тяжело болел и 4 ноября 1907 года умер. Остались жена и дети(70).
   12 октября 1906 года на 54 году жизни умер о. благочинный Каспийской флотилии, настоятель Бакинской Портовой церкви, протоиерей Петр Никифорович Белюстин(71). Он пробыл в Баку всего один год и три месяца. о.Обновленский, священник той же Портовой церкви, вместе с морскими священниками и диаконами  в течении трех дней на квартире покойного непрерывно читали Св.Евангелие.
   Для отпевания в Морской собор 14 октября прибыло десять священников: протоиерей о. Александрийский из Александро-Невского собора, епархиального ведомства, священник того же собора о. Святский, 2-го Кубанского пластунского батальона о. Ампелонский, 4-го Кубанского пластунского бата льона о. Вишневский, два священника церкви Бакинской железнодорожной станции о. Иванов и о. Виноградов, Бакинской тюремной церкви   о. Лебочский,  о.Обновленский (как духовник умершего), о. Анатолий Вишняков из Астрабадской морской станции, протодиакон Александро-Невского городского собора и диакон  Морского собора.
   Принимал участие в литургии и о. И. Лиадзе  от  церкви 262-го Сальянского резервного пехотного полка. В этом году священник получил первую церковную награду- камилавку. Это головной убор цилиндрической формы тёмно-синего или фиолетового цвета. Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа.   
   В соборе собралось много народу, не только военно-морских чинов во главе с директором маяков  Каспийской флотилии , командиром  Бакинского порта, капитаном I ранга г. Скаловским, но и прихожан Баилова мыса. Жена покойного, убитая горем, не пожелала оставить прах любимого мужа лежать в  далекой стране и  перевезла тело на  родину, в  г. Тверь(64).
    Благочинным церквей Каспийской флотилии 12 октября 1906 года был назначен священник Бакинской Портовой церкви Михаил Обновленский, возведенный в сан протоиерея.  В этот округ входили: Церковь Астрабадской морской станции. Ахтинская военно-местная церковь, церковь Владикавказского военного госпиталя, церковь Екатериноградского дисциплинарного батальона, церковь 1-го Кубанского пластунского батальона и Владикавказский Спасо-Преображенский  военный  собор (63).
     28 октября 1906 года указом Императора Николая II город Баку, » в видах ограждения порядка и общественной безопасности в городе  и прилегающем к нему промысловом и заводско-фабричном районе», выделили в особое управление  с образованием Бакинского градоначальства.
    Баилов мыс включался в черту г. Баку и подчинялся Бакинскому городскому общественному управлению и городской полиции на общем основании, в том числе и принадлежащие в собственности Морского ведомства учреждения, здания и земельные участки. Те из них, которые служили непосредственно нуждам этого ведомства, остались в исключительном ведении Морского министерства.
  6 декабря 1906 года было введено военное положение. В этом же месяце и.д. градоначальника  был назначен генерал-майор М.Е. Каневский. По слухам, на эту должность предполагали назначить командира, с 1906 года генерал-майора Сальянского полка Вальтера, отличившегося в эти трудные годы (72).  Но этому помешала  его болезнь.
     21 февраля 1907 года  сальянцы понесли большую утрату - умер Отец полка   Мечислав Константинович Вальтер. Его отпевали в начале в католическом молитвенном доме, а затем - в Полковой церкви 262-го Сальянского полка. 23 февраля прошли похороны на военном кладбище. На похоронах присутствовали градоначальник М.Е.Коневский и губернатор А.В.Алышевский.  С тех пор ежегодно до 1910 года, священники Полковой церкви проводили на его могиле панихиду (73).   
      30 июля 1907 г. Николай II назначил Наследника престола Цесаревича Алексея шефом полка, который теперь назывался» 262-ой пехотный резервный Сальянский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича     полк «. Его командиром 11 октября 1907 года стал полковник  Кванчехадзе Василий Алексеевич.
     Численность Сальянского полка с каждым годом увеличивалась, особенно после событий 1905 года, что требовало новое количество казарм. Расквартированный в казармах по всему городу, полк постепенно   сосредотачивался в военном поселке местности за Шемахинкой. В связи с этим и возникла необходимость в постройке новых казарм и военной православной церкви при нем.  В начале 1908 года был выделен участок земли  для строительства новой полковой церкви и началось строительство военного городка для Сальянского полка(74).
     Бакинский войсковой строительный комитет дал объявление о назначении соревнования на каменные работы на постройки казарм и на постройку церкви. В качестве строительного материала будет использоваться камень »думагзы», бадамбарский и  штучный камень –карабидиль (75). 
     В начале 1908 года Сальянский полк получил в подарок для будущей, строящейся церкви  икону Божьей Матери Тихвинской (Слезоточивая икона  Пресвятой Богородицы).  В   правой руке Богородицы   расположен ковчег, в котором находиться частица ризы (ее одежды). Икону подарили русские святогорцы из старого Афонского Пантелеймонова монастыря, которую временно повесили в Полковой (старофлотской) церкви (76) .
   Это подтверждает Н.Л.  Перевощиков, который присутствовал на годичной панихиде б.командира М.К.Вальтера в Полковой церкви  21 февраля 1908 года: "Приписная церковь построена на втором этаже дома с невысоким куполом, поддерживаемого четырьмя столбами. Звонница на деревянных столбах, устроенных на скате храма. Один престол во имя Архистратига Михаила. Среди множества икон  в церкви выделялись две: Св. Алексия Митрополита Московского и Слезоточивая Божья Матерь, присланная в дар Сальянскому полку из Афонского Пантелеймонова монастыря .
    Название «Слезоточивая» икона получила в связи с чудом, случившимся накануне русско-турецкой войны и документально подтвержденного   записью монахов:  «1877 года 17 дня  мы, нижеподписавшиеся семь человек, увидели на иконе Божиеи; Матери Тихвинскои; явныи; мокрыи; след слез, пролитых из правого глаза Божиеи; Матери через всю икону вниз , а на левом глазе стояла одна большая капля слезы . Мы  эти слезы вытерли ватою начисто и  осмотрели икону с обеих сторон; она оказалась совершенно сухою. Три часа спустя  братия вошла в церковь  и  увидели  на иконе следы слез, уже пролитых из обоих очеи; Богоматери. Монахи вытерли их  и больше, по свидетельствам очевидцев, слез не было». В конце записи значится: «В истинном показании всего этого свидетельствуем собственноручною подписью и приложением нашеи; Ильинскои; обители печати. 21 февраля 1877 года. С тои; поры  17 февраля празднуется день почитания Богоматери.
    Император Александр II, которому стало известно о чудесном истечении слез, взял икону из афонского Ильинского скита на фронт Русско-турецкой войны. (77).
    По мнению  Перевощикова, Полковая церковь устроена «в псковском стиле». Обычно эти церкви побеленные, одноглавые, с характерными звонницами, иногда отдельно стоящими или на деревянных столбах, поставленных на плоской крыше здания при церкви и крыльцами(5). Надо отметить, что это первое упоминание о расположении церкви на втором этаже. По одним сведениям под нее использовали помещение в бывшем двухэтажном караван-сарае, построенном еще в период ханского правления, по другим - каменная церковь устроена в лазарете, а по данным 1854 года- она примыкает к лазарету(6).
     Согласно карты Баку 1854 года, на форштадте располагались: церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, казарма солдатская в один этаж, к которой примыкал с одной стороны двухэтажный флигель (пристройка) с мезонином (надстройкой), с другой - два флигеля в один этаж, образуя таким образом отдельный двор. При этом не обозначен лазарет и не указана этажность дома, в котором расположена церковь(6).
     Таким образом, не понятно, была ли церковь первоначально устроена на втором этаже или перенесена при ремонте в 1891 году. Что же касается мезонина, то он и сегодня хорошо просматривается на крыше церкви Михаила-Архангела.   
    25 марта 1908 года в день Благовещенья Пресвятой Богородицы, который совпал с днем 50-тилетнего юбилея с начала военной службы в офицерских чинах его сиятельства Наместника и Главнокомандующего войсками на Кавказе И.И. Воронцова-Дашкова, в час дня в городе прошел парад всех свободных от службы войск бакинского гарнизона. Там впервые был отслужен молебен перед присланной в благословение православного населения Бакинской губернии Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, являющейся великой святыней православия(78).
    28 мая 1908 года в Тифлисе был убит Экзарх Грузии, Архиепископ Никон (Софийский). 27 декабря 1906 года там же два революционера-грузина тяжело ранили русского религиозного деятеля протоиерея С. Городцова, будущего настоятеля Флотской церкви. Эти преступления совершали представители организованного в 1906 году «Братства восстановления независимости Грузинской Церкви». Манифест о свободе действовал…(79,80).
     5 октября 1908 года в день рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича, Великого Князя Алексия Николаевича во всех церквях города прошел молебен.   
     В Александро-Невском соборе 26 ноября 1908 г. в орденский праздник св. Георгия Победоносца состоялся молебен, на котором присутствовали  Георгиевские кавалеры, военные и местные чины. После состоялся военный парад частей Сальянского полка. В этом торжестве принимал участие  и.д. градоначальника, генерал-майор Михаил Александрович Фольбаум, оставивший о себе добрую память. Он вызвал вперед всех Георгиевский кавалеров, живших в Баку (14 городовых, 4 штатских и много офицеров) и, встав рядом с ними, «пропустил перед этим фронтом войска с церемониальным маршем» (81). 

Рис. икона Божьей Матери Тихвинской (Слезоточивая икона  Пресвятой Богородицы)


Рецензии
Спасибо, за инфо. Прочёл с интересом, кратко, объёмно и содержательно.

Саша Челышев   12.10.2023 20:57     Заявить о нарушении
кратко по поводу 9 января...

Тамара Гумбатова 2   12.10.2023 22:57   Заявить о нарушении