Спящие боги, гл. 50. Гадатель

ГАДАТЕЛЬ
В сторожке, где я заменял на время отпуска постоянного сторожа, было светло и удобно. Пользуясь тем, что я не был постоянным работником, я допускал множество нарушений правил, что освобождало время для чтения и размышлений. Здесь, как и в большинстве мест, где я подменял других сторожей, замечательно работало послушное выслушивание начальников, понимающих глупость многих установленных правил и слегка подыгрывающих моей игре в дурака.
В этом месте работал дворник. Он довольно быстро справлялся с уборкой территории и, пользуясь моим попустительством, уходил с работы на несколько часов раньше. Желая выразить по отношению ко мне братские чувства, он стал задерживаться, чтобы побеседовать. Это был жилистый сухой старик, с тёмной от загара кожей. Выяснилось, что он не столь уж стар, но разгульный образ жизни добавил его виду как минимум лишний десяток лет. Убеждённый выпивоха, бабник и игрок, он основное время своей жизни добывал средства к существованию смутными способами. Должность дворника была его дебютом в роли официально работающего человека. Мой собеседник явно не тяготился своими прошлым и настоящим. И он дал мне объяснение, почему. Сферой его интересов было будущее. Выяснилось, что долгое время он занимался гаданием на картах и кофейной гуще. Для получения прогноза событий своей жизни к нему заходил даже мэр города (позже мне довелось получить от других людей некоторые сведения, подтверждающие, что рассказы моего собеседника являлись правдой). Гадателем он стал, подслушав из клубного коридора курс по чтению карт Таро и гаданию на кофейной гуще. Но человек не становится гадателем, пройдя курс. Те, кто умело пользуются гадальными картами или кофейной гущей, имеют внутреннее знание, которое просто облекается в технически удобный метод.
Он приобрёл своё знание в цыганском таборе, где часто останавливался его отец, странствующий торговец. Ребёнок быстро схватывал навыки взрослых, окружавших его. Он научился охотиться на змей и сохранил этот навык до старости. Наш общий сослуживец рассказал мне, как на его глазах старик-дворник одной рукой отвлёк внимание заползшей на территорию промышленного комплекса полутораметровой змеи, а другой рукой схватил её за шею. Затем дворник отнёс змею на пустырь и выпустил.
Там же, в таборе, он научился читать мысли, сосредотачиваясь на третьем глазе собеседника. Позже именно последний навык позволил ему переквалифицироваться в гадателя. Дворник рассказал мне, что некоторое время тому назад он оставил занятия гаданием ради зарабатывания денег из-за того, что стал всё сильнее утомляться от предсказания и чтения мыслей. Теперь он гадал лишь изредка, в основном, молодым девушкам.
Страсти не давали покоя моему новому знакомому, с которым мы оказались соседями. Однажды, начальник, знавший, что мы соседи, позвонил мне и попросил выяснить, почему старик не вышел на работу. Я постучался в его дверь, и, не получив ответа, вошёл. Старик лежал на кровати в совершенно беспомощном состоянии. Он с трудом говорил и, похоже, не узнавал меня. Я вызвал скорую помощь, которая прибыла за считаные минуты. Старший в бригаде санитаров, вошедших в квартиру, покачал головой и сказал мне, что они приезжают сюда уже не первый раз за последнее время. В первый раз они госпитализировали старика, думая, что у него сердечный приступ, но выяснилось, что его состояние – результат чрезмерного употребления виагры. Хмурясь, парамедик сказал: «Мы заберём его в больницу на всякий случай». На следующий день я встретил упорствующего в своих привычках к «весёлой» жизни старика на улице.
Поработав некоторое время дворником, мой сосед перешёл в сторожа. На работу он ездил на мопеде, хотя не имел прав на его вождение. Полицейские не останавливали его, не подозревая, что сухонький старичок с горящим взглядом является злостным нарушителем.
Мой сосед не был жаден. Он перекинул из своей квартиры провод к соседям, у которых отключили электричество за неуплату, что позволило им потихоньку поправлять свои финансовые дела. Он не был жаден к пище, а также относился с уважением к гулящим женщинам, с которыми водил компанию. Старик не был ни гневлив, ни самодоволен. Эти черты наделяли его своеобразным обаянием, в котором чувствовалась энергия трикстера, видящего подобие и единство всех существ и смеющегося над забавным мироустройством, придуманном людьми для того, чтобы чувствовать смысл жизни в накоплении имущества и приобретении важного положения в обществе.


Рецензии
Очень интересный рассказ. Спасибо, Вова.

Марина Тигра   21.06.2022 14:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина

Владимир Пяцкий   21.06.2022 19:14   Заявить о нарушении