История авианосца Китти Хок

Не первый раз я возвращаюсь к заметкам об авианосцах. Но в данном материале будет больше о происшествиях, чем о действиях летчиков с этих плавающих аэродромов. Причем большинство происшествий и даже трагедий произошло на одном авианосце «Китти Хок».

В Америке можно купить всё. Возьмём хотя бы "Китти Хок". Кстати, вы могли бы купить его. В октябре прошлого года он выставлен на продажу за цену в 1 цент. Налетай, подешевело!

Авианосец как авианосец, но вспомнить есть что. Назван в честь города, на языке индейцев алгонкинов называемого "Место для охоты на гусей". Знаменит город тем, что здесь совершили первые полёты братья Райт, так что вполне соответствующее название для авианосца.

Корабль вошёл в строй 21 апреля 1961 года, а уже в первые дни февраля 1963-го подвергся первому облёту советским бомбардировщиком.

6 июня 1964 года его самолёт Ling-Temco-Vought RF-8A Crusader был сбит во время разведывательного полёта в Лаосе.  Для этого хватило пулемёта MG и 37-мм зенитки. Получив ранение во время катапультирования, Чарльз Клусманн стал первым военно-морским лётчиком, захваченным противником в Юго-Восточной Азии.

Однако после 86 жестоких дней плена (включая содержание в клетке) он сбежал. Ускользнув от похитителей, бесстрашный пилот 1 сентября чудом достиг Зоны 32 в деревне Баум Лонг, где находился самолет Air America, принадлежащий и управляемый ЦРУ в целях поисково-спасательной службы (CSAR).

7-8 июня 1964 коммандер Линн В. Дойл был сбит во время миссии фоторазведки над Лаосом. Он скрывался от войск коммунистов в течение почти 17 часов и сбежал на вертолете Air America CSAR.
6 декабря 1965 г. утром в машинном отделении № 3 во время полётов вспыхнул пожар. Два моряка, FA Уильям Д. «Билли» Хипер и FN Чарльз А. Филхевер, погибли, 29 человек получили травмы.

Потери пилотов с этого авианосца во время налётов на Вьетнам выросли до нескольких десятков, некоторым пришлось находиться в плену до 1973 года. Но и спасательная служба работала чётко. Так, 1 февраля 1966 года лейтенант Брайан С. Икин, сбит 12,7-мм пулемётом в Лаосе. Икин ускользнул от преследователей на земле примерно на 35 минут, чего было достаточно, чтобы вертолет ВВС США Sikorsky HH-3C CSAR смог найти его и доставить на Королевскую авиабазу Накхон Пханом, Таиланд.

15 апреля 1966 года экипаж пострадал от одной из смертоносных аварий на корабле. Взлетая, вертолёт UH-2B ударился о палубу, разрушив лопасти винта, осколки разлетелись по сторонам, попав в моряков. Вертолёт перевернулся и упал за борт. Выжившие всплыли на поверхность. Лейтенант Zerbe и Дэвид Дж. Андерхилл погибли в результате трагического происшествия, в то время как лейтенант Cline, рядовые Coleman, Boone, Jones и Walter D. Нидхэм получили травмы.

16-17 ноября 1966: советские Ту-95РЦ и М-4 пролетели над кораблем. Обычный случай, когда авианосцы размещались у иностранных берегов, такие полеты усиливали напряженность времен холодной войны. Интересный момент - авианосец активно участвовал в боевых действиях, терял пилотов десятками. Но напряжённость для него создавали советские самолёты. Оно и понятно, вьетнамцы и лаосцы никакой угрозы для него не представляли.

Только с 4 декабря 1966 года по 28 апреля 1967 года было совершено 4544 боевых вылета.

8-19 декабря 1967 - серьезный пожар класса A и C вспыхнул в отсеке, используемом для хранения шин, распространяя дым и огонь по палубам 02 и 03, в то время как Kitty Hawk стоял на якоре в заливе Субик - команда боролась с возгоранием в течение девяти часов, но на следующий полдень обезопасила себя. Около 125 моряков пострадали из-за отравления дымом, но ничего более серьезного. Все вернулись в строй.

14 января 1969 года два советских Ту-95 приблизились к кораблю, когда он находился примерно в 105 морских милях к северо-северо-западу от острова Уэйк. Перехваченные F-4B CAP на расстоянии 88 морских миль, русские удалились.

1 июля 1971 года четыре советских Ту-95 попытались пролететь над Китти-Хок в ходе наблюдательной миссии. Его F-4J CAP перехватил русских, когда они находились еще в 100 морских милях.

11–13 октября 1972 года на борту произошла серия беспорядков на расовой почве. Продолжительное боевое применение и длительные походы вызвали почти невыносимое напряжение для экипажа, подпитываемое расовой напряженностью, присущей всем вооруженным силам. Ряд инцидентов привел к столкновениям между черными и белыми, которые распространились по некоторым частям корабля, включая лазарет и летную палубу. Подразделение морской пехоты проводило патрулирование для восстановления порядка в соответствии с установленными процедурами по борьбе с массовыми беспорядками, пытаясь помешать объединению групп из более чем трех моряков. Некоторые темнокожие моряки, однако, восприняли усилия "Лезернеков" как расистские и вооружились цепями для крепления самолетов. Медицинское управление сообщило о 47 травмах, хотя, по слухам, лечение получили около 60 человек. Короче, еле успокоили их, обошлось без жертв.

6 декабря 1973 четыре F-4J Phantom перехватили два советских Ту-95 на расстоянии более 100 морских миль от авианосца, сопровождая их в течение нескольких напряженных моментов.

11 декабря 1973 г . Пожар класса «Браво» вспыхнул в главном машинном отделении № 1 примерно в 18 часов. Пятеро из 20 вахтенных в этом помещении моряков погибли: Ф.А. Сэмюэл Дж. Кардена, 20 лет, Ф.А. Алан Дж. Чампин, 18 лет, Ф.А. Джозеф П. Тулипана, 19 лет, Кевин В. Джонсон, 17 лет, и Лимм К. Шемберс, 19 лет. Еще 34 моряка прошли курс лечения от отравления дымом, некоторые также получили «легкие травмы».

10 июня 1975 г. Примерно в полночь, двигаясь к северо-западу от острова Уэйк, корабль потерпел «серьезную инженерную аварию». Произошел разрыв паропровода, за которым последовала неисправность забортного клапана, что привело к затоплению главного машинного отделения №1. Команда корабля по обезвреживанию боеприпасов (EOD) и подразделение «R» сдержали затопление с помощью «опасного и тяжелого труда».

Ну, и далее: 25 января 1980 года. На пути к Субик-Бей Китти Хок облетали советские Ил-38.
1 февраля 1980 года: советские Ту-95 снова преследовали авианосец.
13 февраля 1980 года: Ту-95 произвел разведку корабля.
А кроме того, несколько собственных самолётов и вертолётов потерпели аварии различной тяжести.
21–23 апреля 1981 года: советские Ту-95 провели разведку корабля, по одному разу каждый день, в то время как корабль проводил учения противовоздушной обороны с Рейнджером (CV-61) возле острова Уэйк .
26–28 апреля 1981 года: советский корабль Николай Зубов следил за Китти Хок, пока авианосец проводил операции возле Гуама.

15 мая 1981 года: советские Ту-95 провели разведку Китти-Хока у острова Лусон, Филиппины.

Оцените расстояния, на которые действовала наша разведывательная авиация. Но не было покоя и в районе Аравии: дни в северной части Аравийского моря, были омрачены советскими Ил-38 . Перехваченные и сопровождаемые корабельными Tomcats , русские, тем не менее, летали так агрессивно, что это потребовало от авианосца отчетов об инциденте на море.

7 сентября 1981 г . При посадке A-7E, лейтенант-коммандер Gregory J. Gagarin, (зацените фамилию!) столкнулся с F-14A. Экипаж последнего катапультировался и был поднят, Tomcat продолжил движение за борт, в то время как Corsair остался невредимым. Один техник, работавший на палубе был убит, двое ранены. Несколько часов спустя Эндрю Дж. Филлибер из подразделения тактической электроники упал за борт с вышки. 20-часовые поиски оказались безрезультатны.

Не надоело ещё? Вот такая, она, служба на авианосцах.

19-21 марта 1984: Во время Team Spirit 84-1 , совместных учениях с Южной Кореей, 43 советских самолета, шесть кораблей и подводных лодок осуществляли слежение за ударной группой.

И вот тут-то и произошло знаменитое столкновение авианосца с советской подводной лодкой. 21 марта 1984 г., когда во время учений боевая группа «Браво» шла курсом на юг к Цусимскому проливу в Желтое море советская подводная лодка, предположительно ударная лодка класса Виктор I , предварительно идентифицированная как К-314 (610 ), столкнулся с "Китти Хок" при всплытии.

24 марта 1984 г. при переходе через Желтое море Tracy Miller была выброшена за борт выхлопом реактивного двигателя самолёта. Я думаю, ни для кого не секрет, что Трэйси - женское имя. Вот и бери их на флот! Однако морячка была спасена и даже нахождение в воде с температурой 6 град. Цельсия ей не повредило.

Перепрыгнем годы. Но мало что изменилось. Иногда гибель самолётов, иногда людей, иногда вот такое:
29 ноября 2001: Майкл Джей Джейкс-младший, Бруклин, штат Нью-Йорк, получил смертельные травмы головы при падении с койки. В конце концов он скончался 4 декабря после того, как был эвакуирован в военно-морской госпиталь АНБ Бахрейна. Память Джейкса была увековечена во время заупокойной службы на борту 9 декабря.

Корабль участвовал в боевых действиях против Сомали и Ирака.

2 апреля 2003 г . во время полета в ночной миссии воздушной поддержки над иракской Кербелой лейтенант Натан Д. «О. Джей Уайт» был убит, когда его F / A-18C был сбит американским армейским ЗРК. Две ракеты Patriot по ошибке выпустили по нему и его ведомому.

Ремонты, модернизации. Но пришло и его время. 12 мая 2009 г. Kitty Hawk был выведен из эксплуатации на верфи Пьюджет-Саунд. Не знаю, нашлись ли люди с 1 лишним центом, чтобы его купить. Может, рискнёте?

Правда, в последнее время его обзывали «Shitty Kitty» (Сраный котёнок) из-за того состояния, в котором он находился.

Как ни пыталась общественность собрать средства, чтобы сохранить его в качестве музея - ничего не вышло. 1 цент заплатила за него занимающаяся разделкой судов компания International Shipbreaking Limited в Браунсвилле, штат Техас. А ведь на момент ввода в строй в апреле 1961 года он стоил 2,5 млрд. современных долларов. В тот день он был открыт для посещения. На заставке фото этого момента. Видите, какой огромный этот плавающий аэродром.

"Китти Хок" был последним неатомным авианосцем США. После списания авианосца USS Independence 30 сентября 1998 года "Kitty Hawk" стал старейшим действующим кораблем ВМС США и был таковым до своего списания 12 мая 2009 г. Старейший американский военный корабль, и только он, имеет право поднимать в виде гюйса на носу так называемый «First Navy Jack»

Хотя были исключения, когда такой гюйс поднимался, например, в день памяти жертв 11 сентября 2001 года и на других кораблях.

Авианосец прослужил 48 лет. История его была достаточно необычной. Это единственный авианосец, таранивший советскую подводную лодку, а в 1972 году на нём произошли расовые волнения, вылившиеся в массовые драки между белыми и чернокожими моряками.

В докладе Конгресса об инциденте в ночь с 12 на 13 октября 1972 года говорится, что в результате драки 47 моряков получили ранения, при этом все, кроме 6 или 7 из них, были белыми. В этом же докладе далее говорится: Подкомитет считает, что мятеж на "Китти-Хок" состоял из неспровоцированных нападений очень немногих военнослужащих, большинство из которых обладали умственными способностями ниже среднего, и находились на борту меньше года, и все они были чернокожими. Эта группа в целом действовала как «головорезы», вызывая сомнения в том, следовало ли вообще их вообще принимать на военную службу.

"Kitty Hawk" выполнил шесть боевых служб во время войны во Вьетнаме За что первым из авианосцев, получил награду президента "За исключительно достойную и героическую службу". И где только он ещё не побывал, в том числе его авиация участвовала и в налётах на Афганистан.

Поскольку корабль из-за своих размеров не может пройти Панамским каналом, ему придётся совершить путешествие вокруг Южноамериканского континента длиной 19 000 миль с Тихого океана до Техаса.

Как видите, уважаемые читатели, служба на авианосцах трудна. И не только на американских разные случаи с падениями бывают, но основных вариантов два: во время посадки или взлёта. Что касается "Адмирала Кузнецова", то об авариях при взлёте с него самолётов слышать не доводилось. А вот при посадке во время его похода к берегам Сирии, Су-33 был потерян в результате обрыва троса авиафинишёра, устройства, тормозящего самолёт при посадке.
Самолёт выкатился за пределы посадочной палубы и упал в море. Пилот успел катапультироваться и не пострадал. К сожалению, так бывает не всегда. Но об этом ниже.

Кстати, готовя статью, я наткнулся на такой момент - пишется, что в отличие от посадки на сухопутный аэродром, пилот должен не уменьшать, а прибавлять тягу двигателей, чтобы иметь возможность вновь взлететь вот в таких случаях. Что помешало это сделать пилоту Сушки - я не знаю. Может, эту заметку прочитает кто-нибудь, имеющий непосредственное отношение к палубной авиации и разъяснит этот момент?

С аэрофинишёрами могут быть разные проблемы. Вот самолёт дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye садится на палубу авианосца. Чем может закончиться эта посадка?

Например, в августе 2019 года на авианосце "Авраам Линкольн" во время посадки такой самолёт в результате проблем с аэрофинишером столкнулся с двумя другими самолётами и вывел их из строя. К счастью, люди не пострадали.

Вообще-то раньше, когда масса самолётов была меньше, равно как и их скорости, в конце посадочной палубы поднималась сеть-ловушка, которая могла остановить самолёт в подобных случаях. Но теперь никакая сеть современные самолёты остановить не сможет. Более неприятный случай с таким же самолётом произошёл в 2016 году.

Тогда из-за неправильной регулировки натяжного устройства лопнул трос аэрофинишёра на авианосце «Дуайт Эйзенхауэр». Отлетевший в сторону трос повредил два стоявших на палубе самолета и серьезно ранил восемь человек. Жизнь матроса из палубной команды спас шлем: он треснул, моряк получил тяжелую черепно-мозговую травму, но если бы шлема не было, человек остался бы без головы.

А что же с самолётом и лётчиками? Поняв, что произошла авария, лётчики за те пару секунд, что были в их распоряжении, убрали тормозной крюк, вывели двигатели на полную тягу, выпустили закрылки на 30 градусов - нормального положения в 20 было недостаточно, - и разблокировали аварийные выходы из кабины. И все это без единого слова! Свалившись с палубы, самолет выровнялся в нескольких метрах над водой.

Но самолёт может упасть в море и при взлёте. И опять же не по своей вине.

Давайте разберёмся подробнее. Катапульта разгоняет самолёт с помощью челнока, двигающегося по прорези в палубе. До определённого времени самолёт крепился к челноку специальным V-образным тросом - бриделем.

Обратите внимание на довольно субтильную переднюю стойку шасси. Кстати, в хвостовой части самолёт был оборудован специальным устройством, задержкой, которое удерживало его при увеличении тяги двигателей пилотом до момента старта.

Когда тяга достигала необходимой величины, задержка отпускала самолёт, и он устремлялся вперёд, влекомый челноком и собственными двигателями. В момент отрыва от палубы бридель отцеплялся.

Кстати, вот этот наклонённый вперёд за пределы палубы "рог" называется ловушкой для бриделя, так устроено для того, чтобы тросы не помешали взлёту. Были авианосцы и с двумя таким рогами.

Сейчас на снимках вы их уже не увидите, нет их. Почему? Потому что придумали устройство более надёжное, чем бридель. Это жёсткий поводок, вот он виден на снимке справа, зацепленный за челнок, и обратите внимание, насколько более мощной стала передняя стойка шасси:

Ведь к ней теперь прикладывается большое тяговое усилие, к тому же задержка тоже крепится к ней, мы видим её слева.  Теперь стало невозможно то, что произошло на авианосце "Корал Си" 30 июня 1970 года.

В тот день бридель неожиданно соскочил с крюков на корпусе самолёта и обмотался вокруг передней стойки шасси. В этот момент челнок двинулся и поволок самолёт вперёд. Однако стойка не была рассчитана на такое усилие, она подломилась, самолёт опустил нос, но разгон продолжался. Считанных секунд пилотам хватило, чтобы оценить ситуацию. Было применено аварийное катапультирование.

Есть очень некачественный ролик с записью этого происшествия. Лётчики вылетели из кабины ещё во время разгона. Пилот коммандер Фред Винтон упал на палубу, был протащен ветром за парашют и сброшен в море за кормой. Для него всё кончилось благополучно.

А оператор лейтенант-коммандер Боб Китинг был брошен на один из стоявших на палубе самолётов. Удар был так силён, что тело лётчика повредило его фонарь. Потом тоже упало за борт, его так никогда и не нашли.

Похожие происшествия случались неоднократно, это одна из издержек профессии морского лётчика. Только ржания в Сети по поводу таких происшествий у американцев я что-то не слышал, в отличие от случая с "Николаем Кузнецовым".

А что там про башмаки? После двух лет службы Shooter (офицер катапульты) при стечении народа запускает в воздух свои ботинки с помощью катапульты. Пролететь они могут до 100 метров, ведь скорость челнока достигает 200 км/час. А через три года службы командира авианосца взлетают его ботинки. А также командир жертвует ими, когда корабль выводится из состава флота.


Рецензии