Птицы 1

   П Т И Ц Ы

                Хочешь уравновесить своё настроение,
                не ищи заморскую птицу, посмотри на нашего родного воробья.

     Эта кормушка для птиц висит в посёлке Первомайский между старыми деревянными домами, на ветке разросшейся дикой яблони уже много лет. Точно сказать не могу, но года три – это точно. Видимо делал её практичный, повидавший жизнь человек, с расчётом на переменчивые сибирские погодные условия. И место подходящее. Люди по этой тропинке ходят в продуктовый магазин. Поделиться съестным с крылатыми братьями, особенно в зимнюю пору, многие хотят. И я в их числе. Кормушка прибита невысоко, но дерево растёт и с каждым годом, особенно детям, доставать до неё всё труднее.
     Поначалу я удивлялась смекалистости русского человека. Конструкция собрана на основе подручных материалов. Небольшое круглое алюминиевое сито, которое хозяйка решила поменять на новое, очень было удачное в том плане, что бортики высокие. Но даже если и попадёт в него вода, то через ячейки вытечет. Крышей над кормушкой послужила круглая «шляпа» над лампочкой на придорожном столбе. Теперь уже такие вышли из моды. Под ситом тоже жестяная круглая подставка, только по объёму больше сита, вроде, как крылечко. Скрепляет конструкцию металлическая трубочка в самом центре, а вверху держится на цепочке с мелкими звеньями. Низ прикреплён к толстой ветке двумя хомутами с резиновыми прокладками, чтоб дерево не повредить. Видимо совестливый человек делал.
     Со временем я привыкла к виду этой кормушки и, особенно в летнюю пору, проходила мимо не глядя. Но настала осень, а потом и предзимье. Пошли холодные дожди, после которых на утро на деревьях свисали сосульки. Кормушку наверное ледяной дождь всю ночь целовал. Крышка покрыта толстым слоем льда, а по краям, прямо как карандаши с острым концом к низу, висели сосульки. Правда, сосульки были разными по длине. Не все доставали до нижней подставки. Да и сама кормушка, под весом налипшего льда опустилась ниже. Кто-то уже сыпнул семечек и ещё чего-то съестного. От покачивания ледяного домика, был ясно, что он обитаем. Понаблюдав немного, я увидела подлетающих воробьёв и синиц. Прилетела и сорока, но ледяной частокол надёжно защищал птичью столовую от непрошенной гостьи.
     Мудра Природа-матушка, но и ум человеческий, если на хорошее настроен, тоже не лишний.

                ***

     Много чего мы видим в жизни: интересного и будничного, случайного, по доброй воле или по необходимости приходилось смотреть. Что-то помнилось какое-то время, а что-то выметалось из памяти, как ветром принесённый сор. Но бывают в нашей жизни такие минуты, когда, как бы ни торопили неотложные дела, а человек, словно околдованный стоит в плену происходящего действа. Среди таких памятных минут я бы назвала – птицы летят. Весенние птицы, возвращающиеся в родные края, на крыльях своих приносят радость, надежду, глядя на них силы прибавляется, планы множатся. Одним словом – жить хочется. Другое дело, когда провожаешь взглядом отлетающих птиц. Слушаешь их прощальные крики, пытаешься проглотить ком в горле, а на душе так одиноко, такая неизбывная обида накатит, словно, вот улетят птицы и всё хорошее улетит вместе с ними. Вроде как  и жить уже незачем, и нечем. Но наступает завтра и послезавтра, новые заботы требуют твоего участия и постепенно тоска сглаживается или переходит в ожидание весны, а с нею и возвращающихся птиц.
     Много раз я, замерев, провожала взглядом летящих диких уток или гусей. Чаще всего это происходило на закате дня. Когда до поры до времени прячущийся в низинах туман выплывает на равнину. Низко скатившееся солнце, красное, распухшее, как бы на ощупь, устало пробирается к краю, за которым ждёт его отдых и мягкая из облаков подушка. Улетающие птицы и заходящее солнце, как две печали взявшись за руки, уносят тепло и, как ни кутайся в тёплую одежду, на душе будет зябко, неуютно, будто покинул тебя дорогой тебе человек. Пусть не по своей воле, но всё же…

                ***

                Кормите птиц зимой.
                Вдруг среди них есть ваша Птица Счастья…

     Я люблю рассматривать фотографии долго, внимательно, детально, размышляя о многом, не совсем обязательно о том, что является главным на фотографии. Такое занятие становится интересным ещё и потому, что в это время подключаю и собираю в одну гроздь свой многолетний опыт увиденного и услышанного. А иначе, тогда зачем человек живёт, преодолевает многие трудности, приобретает опыт, складывая его в некую кубышку, как бесценный клад и этот клад известный только одному человеку, с его уходом, превращается в бесполезное нечто. Так, что отмахиваться, мол «было и прошло», это легкомысленное расточительство.
     Известный певец, Николай Гнатюк, вдохновенно поёт: «Птица Счастья завтрашнего дня, прилетела, крыльями звеня…» И нам, внимая его голосу, кажется, что Счастье внешне похожее на птицу. Но, почему на птицу? Ведь на земле бессчетное количество разных существ, однако, почему-то ни бабочка, ни слонёнок, ни рыба-молот, ни даже белый медведь не подходят для яркого символа нашего сказочно красивого счастья. Непременно птица, не совсем маленькая, но и не большая, пугливая, не курица, но и не хищная.  Не серая и не очень яркая, немного загадочная и притягательная. И тут, сколько я ни смотрю на фотографии пёстро - перих заморских птиц, с хохолками, яркими хвостами, длинных и длинноклювых, и, что же? Интересные, необычные, и только. Чужие, как японское кимоно, на вид – красивое, но надеть его… нет и нет. Это не моё, мне в этой одежде будет, как спать на чужой подушке, лечь-то ляжешь, но не скоро уснёшь.
     Другое дело наши, совсем не кичливые  и не заносчивые воробьи, длиннохвостые сороки, синички, красавцы дятлы, снегири и сойки – это уже из разряда модниц. Всматриваясь в фотографии, я ловлю себя на том, что улыбаюсь, просто, по-доброму улыбаюсь, как при встрече с добрыми знакомыми.

     Однажды, уже поздней осенью, вечером подморозило. Я шла домой. Возле подъезда, по давней своей привычке, остановилась. По молодости, дорога – это была моя свобода, я принадлежу сама себе. На работе свободы и в помине нет, дома – семья, где каждый по всем своим проблемам обращается ко мне, и тут, пока все не улягутся спать, я, как белка в колесе. Вот и остановилась я перед подъездной дверью всего на минутку «свободой подышать». Но всё проходит. Теперь – живу одна, а привычка осталась.
     Остановилась, повернулась спиной к дому, пробежалась взглядом по пустынному, полутёмному двору, и подняла глаза туда, откуда светила полная луна. Так совпало, что луна светила сквозь ветки безлистого дерева, а на фоне луны, на ветке сидит белая в тёмную редкую полоску сова. Вот – чудо природы, голова вросшая в тело, да ещё и без хвоста. Если б глазищами не лупала, то подумала бы, что это мальчишки кукую-то вещь на дерево закинули. А глаза-то у неё явно колдовскую силу имеют. Сколько раз на меня птицы смотрели, и – ничего. А тут, глянула на неё и… мороз по коже. Безмолвно уставились друг на друга. Потом я пришла в себя, высказала в её адрес «пару ласковых» слов, за то, что вздумала следить за мной и, домой пошла. А дома-то я дома, а этот холодный взгляд ещё долго мне мерещился.

                ***


Рецензии
С удовольствием прочитал миниатюры о птицах, понравились. Мне тоже знакомы подобные ощущения от общения с природой. Удачи Вам. С уважением, Александр.

Александр Василега   21.06.2022 17:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр! Спасибо за прочтение! Общение с Природой не только успокаивает, но и помогает понять многое в нашей беспокойной жизни.
Творческих Вам успехов! Заходите.

Анна Боднарук   21.06.2022 18:42   Заявить о нарушении