Тайна ДТП с исчезнувшим водителем. Часть третья

День третий

Почти всю ночь я не спал, продумывая план действий на завтра: мне хотелось удивить майора Толочко, раскрыв преступление за три дня, и тем самым избавить его от пессимистического отношения к практикантам.
Чтобы не заснуть на утренней планерке, я выпил две чашки крепкого кофе и явился на работу, когда в отделении еще никого не было.
Но то, что случилось ровно в восемь часов, было способно разбудить даже мёртвого.
В дверь постучали, и в наш кабинет вошел… Руслан Песцов.
- Это вы приезжали ко мне вчера вместе с участковым? – обратился он ко мне дрожащим голосом.
- Неужели я так изменился, что вы меня не узнаете? – насмешливо спросил я. – Вы хотите мне что-то сообщить?
- Да, хочу. И прошу расценить мой визит как явку с повинной.
- И в чём вы хотите повиниться?
- Дело в том, что Смышляев приходил к мне пять дней тому назад не для того, чтобы занять денег.
- А для чего? Чтобы рассказать вам, что он намерен убить Обуховскую?
- Нет. Позвольте мне начать сначала.
- Хорошо. Только покороче, у меня много срочных дел.
- Понимаете, я работаю на заводе, где выпускают беспилотные летательные аппараты для спорта и опыления сельхозугодий. Этот завод был открыт по моей инициативе, так как я увлекаюсь проблемой управления транспортными средствами по радио с детства. В 2001-ом году у нас в районе разбился самолетАН-2, опылявший рисовые чеки, погибло два человека. По этому делу была создана целая комиссия, и на её заседании я выступил с идеей создать в Берёзовке завод по выпуску дронов, способных заменить самолеты. Все члены комиссии поддержали меня, нашлись инвесторы , и завод был построен за два года на месте авторемонтных мастерских, прекративших существование в 90-х годах. Я был назначен главным инженером. Так вот, месяц тому назад мы встретились с Кириллом Смышляевым на дне рождения нашего одноклассника, и он спросил меня, можно ли управлять по радио обычным автомобилем. Я сказал, что можно, и что у нас в стране уже проводятся опыты вождения автомобиля без шофёра. «А ты можешь превратить в беспилотник мою «Хонду?» - спросил он. «Могу, - ответил я, - только зачем тебе это? Да и стоить это будет недёшево». .А он говорит: «Хочу удивить своих друзей. Представляешь, выхожу я из института, машина моя стоит чуть поодаль. Я нажимаю незаметно кнопку, и она подъезжает прямо ко мне. А насчет стоимости не беспокойся, заплачу, сколько скажешь». Признаюсь честно, мне самому понравилась его идея, и я согласился. На следующий же день он пригнал свою «Хонду», и я в свободное от работы время принялся за превращение её в беспилотник. Провозился я с нею изрядно, так как некоторые её узлы дышали на ладан, и мне пришлось менять их. Неделю тому назад я закончил работу и проверил её результаты у себя во дворе. Машина чутко реагировала на радиосигналы, делала повороты, ускорялась и тормозила. Но у Смышляева еще не было навыка управления с помощи пульта, а его обучение шло с трудом. И вот пять дней назад он приехал ко мне как бы на экзамен: он хотел убедиться, что сможет управлять своим автомобилем, не садясь за руль. Я поставил ему твёрдую «тройку», но посоветовал потренироваться еще, прежде чем устраивать шоу, о котором он мечтал. А позавчера по телевизору я увидел в криминальной хронике картинку с столкновением «Мерседеса» и знакомой мне «Хонды». Когда сообщили, что водитель «Хонды» не найден, я понял, что Смыщляева за рулем не было, и машина управлялась по радио… Скажите меня будут судить за то, что я сделал?
Я ответил, не раздумывая:
- Степень вашей вины определит следствие, а суд решит, привлекать вас в качестве свидетеля или соучастника преступления. А пока вы должны сказать мне, где скрывается Смышляев.
- Я не знаю, честное слово, не знаю! - закричал Песцов. - Я не видел его с того самого дня…
- Хорошо, - перебил я его. – Подпишите протокол и можете быть свободным.
Я протянул ему протокол, стараясь унять дрожь в руках. Но это было трудно сделать, потому что каждая клеточка моего тела плясала от радости: я сделал это! Я раскрыл сложнейшее преступление за неполных три дня! И пусть это произошло с нежданной помощью человека, который принес мне эту победу на блюдечке с голубой каемочкой, но нашел этого человека я! И именно я внушил ему мысль о необходимости явиться ко мне с повинной!
Но в то же время я корил себя: почему я не мог догадаться о переустройстве «Хонды», как только я услышал о дронах, выпускаемых в Берёзовке!

Катерина и Сашка пришли спустя полчаса. Они были раздражены и, видимо, недовольны результатами своего поиска.
Минкин был вообще мрачнее тучи, и Катерина взяла доклад на себя:
- Мы нашли в университете особу, которая знает всё и о всех. Это секретарша Обуховской, некто Нелли Петровна Русакова. Она рассказала нам о всех любовных связях Смышляева, причем, без всяких «может быть» и «вероятно». И несколько раз подчеркнула, что она делает это только в интересах раскрытия преступления, в результате которого погибла её любимая начальница. Вот список жертв весьма любвеобильного Смышляева. В нем три преподавательницы и пять студенток, их адреса и склонности. Мы не стали встречаться с ними, решили посоветоваться с тобой. Будем посещать их на дому или вызывать сюда? И то и другое долговременно и не совсем этично.
- Причем здесь этика? – воскликнул я. – Мы ведем следствие, а не собираем сплетни ради любопытства! Ты же сама предложила искать Смышляева, используя сведения о его любовных связях, так будь добра хотя бы следовать своему собственному замыслу!
И тут наконец заговорил Минкин:
- Морозов, а тебе не кажется, что ты хочешь просто подавить нас с Катериной своей неуемной энергией? Уйми, Стас, свои амбиции. Ты и без того станешь большим начальником. Я понимаю, что ты хочешь раскрыть преступление в кратчайшие сроки, чтобы майор Толочко похвалил тебя…
- Похвалил всех нас, - перебил я его. – Нас троих.
- А мне это до лампочки. И Катерине тоже. Мы хотим лишь, чтобы нам поставили зачет по практике, а майор написал положительную характеристику. Что он сделает и без наших подвигов. Поэтому я предлагаю сейчас же разделиться по одному и, не торопясь, начать обход по месту жительства указанных в списке особ. Мы знаем, что порой одна деталь в квартире может указать на присутствие в ней постороннего человека: лишняя чашка еще неостывшего кофе, дымящаяся сигарета и тому подобное. На это уйдет не менее двух дней. А в случае задержания Смышляева на одной из этих квартир, нам предстоит еще долго доказывать, что он виновен.
- А это уже доказано, Вот, читай, - сказал я и протянул ему протокол допроса Руслана Песцова.
Читал его Минкин с невозмутимым спокойствием, но когда он положил протокол на стол, я понял, что заговорщик повержен.
- Да, - сказал он задумчиво, - технический прогресс все чаще приходит на службу криминальным субъектам. Ну, что же, Морозов, поздравляю тебя с успехом.
- Это наш общий успех,- возразил я.
- Остается только отыскать Смышлява, - с каким-то слишком явным подвохом произнес Минкин.
И в это время зазвонил мой мобильный телефон и я услышал голос моего недавнего знакомого:
- Привет, Стас. Это Рюрик с тобой говорит, который с заправки. Новость у меня для тебя очень хорошая: объявился у нас твой подследственный, сбежавший с места преступления. Значит так…
- Ничего не говори, я сейчас приеду.
Я засунул телефон в карман и сказал Минкину:
- Отыскивать Смышлляева не надо, он сам отыскался. Ждите меня здесь, я позвоню вам через полчаса. Возможно, придется вызывать группу захвата.

Рюрик сидел на скамейке в тенёчке и ел бутерброд с колбасой.
- Сейчас расскажу, - пробормотал он. – Вот только позавтракаю…
Он доел бутерброд, вытер руки промасленной ветошью и сказал:
- Значит, так. Сегодня утром, в девять часов пятнадцать минут заезжает на заправку автомобиль марки «Тойота» белого цвета, и выходит из него красивая женщина, тоже вся в белом. Просит заправить её пятьдесят пятым бензином, полный бак. Вообще-то, пятьдесят пятый к нам давно не завозили, и мы держим остатки его для нашего начальства и друзей. Но такой красивой девушке я отказать не мог и выполнил её просьбу без всяких возражений и намёков. Вставляю пистолет в бак и вижу…. На заднем сидении сидит наш общий знакомый, водитель «Хонды», в том же костюме и даже с тем же париком на голове. Я незаметно сфоткал и его, и женщину, и машину с номерами, а потом, когда красавица уже за руль садилась, улыбнулся ей и спросил: «Далеко ли путь держим?» - «В Берёзовку», - отвечает она и тоже мне улыбается. И как только машина тронулась, я позвонил тебе.
- Молодец! Скинь мы быстренько все снимки, и я поехал.
- Хорошо. Ты только учти, что номера на их машине не наши, а из соседней области. И насчет Берёзовки она могла соврать, хотя поехали они по направлению к ней.

Я тут же позвонил в нашу контору и попросил Минкина пробить номера белой «Тойоты» и сообщить всем постам о необходимости задержать её.
Что и было сделано на первом же посту на въезде в Берёзовку.

Допрашивал Смышляева сам майор Толочко.
Подозреваемый отпирался, как только мог. Он утверждал, что не собирался убивать Обуховскую, а просто решил попугать ее.
 - Я же не знал, - говорил он на допросе, - что она представления не знает об основном правиле для водителя: ни в коем случае не сворачивать налево, если вам навстречу несется лихач, решивший испытать ваши нервы. А она поступила именно так, несмотря на то, что справа была широкая обочина и пологий кювет, перескочив через который, машина оказалась бы на ровном поле. А я не успел повернуть рулевое колесико на пульте…
- Но у вас был мотив убить Обуховскую, - возразил майор.
- Какой?
- Она уволила вас с работы.
- Боже ты мой, я был благодарен ей за это!
- Почему?
- А потому, что она спасла меня от пьянства и позора.
-Каким образом?

- Мне стало не на что пить, а побиратьсяя не привык. Я жил теперь у мамы, получавшей мизерную пенсию, и питался тем, что она приготовит. Мне не надо было входить каждый день в аудиторию, где студенты в открытую потешались надо мной, потому что я был  либо пьян, либо страдал от похмелья. Мой одноклассник Руслан Песцов удивился, когда я пришел к нему трезвым и попросил переделать мою, вернее, угнанную мной машину на дорожный дрон. И сделал это совершенно бесплатно. Когда понял, что я был не только трезвым, но и голодным.
- Но вы были задержаны в роскошной машине, прекрасно одетым и в компании красивой женщины. Что это, маскарад? Хотели, чтобы вас не опознали?
- Никакого маскарада! Я встретился нечаянно с женщиной, которую давно люблю, и мы решили пожениться. Мы ехали в Березовку, чтобы подать заявление в ЗАГС. А после регистрации мы были намерены отправиться на Дальний Восток, где Рите и мне предложили работу в одном из ВУЗов. Я надеялся таким образом избежать суда за преступление, которое совершил по глупости и без умысла.
- Суд разберется, - коротко бросил майор Толочко

Через три дня наша практика закончилась, и он торжественно провожал нас в присутствии всего коллектива.
- Берите пример с этих ребят, - сказал он, обращаясь к своим подчиненным. – Они смогли за три дня раскрыть сложнейшее преступление, на которое у вас порой уходит месяц.
Потом он повернулся к нам:
- А вы, товарищи Рябова, Минкин и Морозов, по окончании училища идите прямо сюда. Полковник Толочко с радостью зачислит вас в штат своего отделения.
И тут я с удивлением увидел на его погонах по три больших звездочки.
- Да, да, - улыбнулся он, - это я благодаря вам получил. Так что магарыч за мной …


Рецензии