Выйду ночью в поле с конем

               
В душе сейчас смешанные чувства. С одной стороны – боль утрат при проведении спецоперации в Донбассе.  С другой стороны – всплеск патриотических чувств у россиян. Поэтому и воспринимается всё обострённо. На нервах.

Какую замечательную песню исполняет ансамбль «Любэ»!
              Пой златая рожь, пой кудрявый лен
              Пой о том как я в Россию влюблен…
Прицепилась песня, целый день звучит в голове. Напеваю. Балдею.
              Выйду ночью в поле с конем,
              Ночкой темной тихо пойдем…
Слушаю это произведение, и перед глазами встают человек и лошадь, которые в лунном свете идут по полевой дороге.   Музыка чудесная!  Поёт Расторгуев задушевно. Исполнение замечательное.

Невольно задумываюсь над словами. Не могу избавиться от ощущения их неестественности. Я же родился колхозником, за шесть лет до войны. Лошади были в колхозном табуне. Не было частных наделов, простирались обширные поля. Они уже принадлежали коллективу.

А автор как-то умудрился иметь своего коня. А ещё и  СВОЁ бескрайнее поле! Где эти - золотая рожь и кудрявый лён? И с чего это он кудрявый?

Дальше – больше, очень забавно: «Дай-ка я пойду посмотрю, где рождает поле зарю… Али есть то место, али нет». Поле у него рождает зарю. И сам же правильно сомневается: нет такого места, не рождает поле зарю! 

Так и вижу: сидит человек у себя где-нибудь в городе и кайфует, рисуя в воображении такие душещипательные картины.
Только одно и угадал: ночью в поле звезд благодать!

…Мы, колхозные мальчишки, лежим под молодыми тополями в недавно посаженной лесополосе и любуемся звездами. Лесополоса - это воплощение в жизнь Сталинского плана преобразования природы. А рядом – необъятное, невспаханное, оставленное под пар колхозное поле. На него въезжает колесный трактор ХТЗ с плугом. Тракторист, Александр Серебряков по прозвищу «Комиссар», прошедший всю войну, подходит к нам с вопросом:

- Кто хочет поработать прицепщиком?

Я вскочил первый:

- Хочу!

Тракторист окинул меня критичным взглядом: худой, маленький. Подумал: «Свалится еще под плуг, отвечай за него!» А со мной рядом - такие же - Петька Евсюков, Ленька Семыкин. «Комиссар» развернулся, молча уселся на трактор, включил фары и приступил к пахоте. Один, без прицепщика. Тракторов тогда было мало, работали на них круглосуточно.  Мы еще  поговорили о лошадях, верхом на которых работаем. Ночью они пасутся на пастбище, как и положено, никто на них в это время не ездит. А днем они заняты на сенокосе. Мы на них подвозим копны сена, а метчики складывают его в стога. Поговорили и крепко уснули под благодатным звездным небом. 

А на заре нас разбудили: начинать работу, пока не жарко. На горизонте появилась бледная полоска. Потом она стала светлеть, окрашиваться в багровый цвет. Это не над полем, а далеко-далеко, где небо сходится с землею. И вот она, алая заря! И уже выходит край багряного солнца. Оно неспешно, но неумолимо поднимается над горизонтом, теряя свою багровость и становясь всё ярче. «Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло!» - писал поэт. Нет, не поле рождает зарю! 
 
То, что автором слов песни про коня был человек городской, я угадал. Тридцать лет после нашего рождения в Москве появился на свет Сашка Шаганов. Вот он и сочинил текст. Отец у него был военным. Рос он вместе со старшим братом Юрой и младшей сестрой Ларисой.

Уже в третьем классе Саша стал выдавать рифмованные строчки. А в четырнадцать лет написал настоящие зрелые стихотворения. Он не сознался в своем авторстве перед друзьями. Говорил, что услышал песни по радио от известных ансамблей и записал. В это время у него уже крепло желание стать поэтом-песенником. Он подналег на литературу, записавшись сразу в пяти московских библиотеках. В старших классах он уже нашел единомышленников, и они в музее Владимира Маяковского читали и обсуждали свои стихи.

Александр после  средней  школы не ринулся поступать в литературный институт, а решил приобрести надежную специальность – инженера электросвязи. Во время учебы он лишился сначала отца, а потом и матери, оставшись сиротой в двадцать лет. Дипломированным инженером он стал в 1987 году. А годом раньше группа «Чёрный кофе» исполнила песню «Владимирская Русь» на его стихи. Музыку сочинил Д. Варшавский. Слова он написал раньше, в семнадцать лет. Другая песня – «Поздний поезд метро» - прозвучала, когда Александр уже работал инженером в «Мостелефонстрое». Шаганов уже верил в свои силы и решил стать свободным художником, как только авторские отчисления сравняются с инженерской зарплатой. Не мог он рисковать, так как на его попечении была младшая сестра.

Как только «Владимирская Русь» стала шлягером, Александру стали заказывать стихи. Началось сотрудничество с композитором Игорем Матвиенко и группой «Любэ».  Были созданы шлягеры для Расторгуева – песни «Атас», «Батька Махно», «Комбат», «Там за туманами», «Конь». Их напевала вся страна. Некоторые хиты «Иванушек» («Тучи», «Кукла») — тоже авторства Шаганова. Шлягером стала и композиция «Бедные голуби», попавшая в репертуар лидера группы «Куликово поле» Евгения Куликова.
Шаганов вместе с Валерием Селезневым, Игорем Матвиенко, Джахан Поллыевой и Тимати вошел в коллектив соавторов композиции «Жить». 

И что с того, что «поле рождает зарю», а лён «кудрявый»?  Вот как пишет об этом Сергей Грибановский. Златую рожь и кудрявый лен особым мичуринским способом вывел не Игорь Игоревич, а его постоянный соавтор, поэт-песенник Александр Алексеевич Шаганов. Музыкальная композиция "Конь", из которой произрастают диковинные злаки и деревья, замечательна не своей лирикой (елейный новодел из есенинщины и надеждыкадывщины), а мелодией, идеальной для эмоционального исполнения a capella (вы только послушаете, как здорово оседлали коня статные молодцы из Сретенского монастыря: youtube.com). Возможно поэтому "Конь" был признан лучшим хитом Игоря Матвиенко по итогам народного голосования в шоу Первого канала - "ДОстояние РЕспублики" (1tv.ru).

Если уж говорить откровенно, продолжает Грибановский, были у дуэта Матвиенко-Шаганов проколы посерьезнее, чем кудрявый клен (ну обычный заезженный штамп, подумаешь). В начале 90-х историков очень сильно покоробила строчка из трека "Не валяй дурака, Америка", в которой авторы прямо обвинили императрицу Екатерину Вторую ("Екатерина, ты была не права...") в недальновидной продаже американцам Аляски (на самом деле ее продал в 1867 году император Александр Второй, правнук Екатерины; wikipedia.org). В середине нулевых разразился еще один геополитический скандал - Любэ выпустили альбом "Рассея" с главным хитом "От Волги до Енисея", неожиданно обозначившим новые границы Российской Федерации. Патриотическая общественность до сих пор возмущается в интернете: "…нормальненько так Рашу обрезал!", "ребят, а после Енисея уже не Россия?" и т.д. Поэт Шаганов ответил предсказуемо: "Поэтические произведения - это не урок географии". Теперь еще можно добавить "и не растениеводства..."

В начале 1990-х автор попробовал силы как певец. По словам Шаганова, на сцене ему менее уютно, чем за столом с листком бумаги или в студии звукозаписи. Тем не менее, у Александра Алексеевича вышло четыре сольных альбома.
В 2007 году поклонники звездного автора получили сюрприз — автобиографическую книгу «Я Шаганов по Москве». Также вышли в свет сборники стихов «Станция Таганская», «Ребята нашего двора», «От Волги до Енисея» и пр. Еще одна автобиография под названием «Мы пойдем с конем по полю вдвоем...» вышла в 2019-м. Шаганов является членом Союза писателей Москвы.

В  2019-м в состоялась премьера новых песен на стихи Александра Алексеевича: юный вокалист Александр Ли порадовал меломанов трогательным исполнением «Звонаря», а Андрей Державин включил в свой альбом «Песни о хорошем, часть 2» композицию «Если ты уйдешь».

Александр Шаганов – наш талантливый современник. Пожелаем ему дальнейших творческих успехов. И пусть он от Волги до Енисея видит не только леса, косогоры да степи, а города-миллионники, газопроводы, железные и шоссейные дороги, космодромы. Россия – страна замечательных людей, городов и магистралей! Мы все в такую страну влюблены.


Рецензии
Выйду ночью в поле с конем,
Ночкой темной тихо пойдем… Мне эта песня очень нравится, на семейных праздниках мы всегда ее поем. С уважением.

Александр Шевчук2   24.02.2023 10:15     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Александр!
Спасибо за визит и отзыв. Очень хорошо, что поёте эту замечательную песню. У неё замечательная мелодия. Композитор постарался. У меня претензии только к словам, да и то чисто теоретически.
В песнях ведь очень много условностей. Все поют "Шумел камыш, деревья гнулись..." Представляете, какая была буря! А возлюбленной паре - хоть бы хны. Она ещё и спала, проснулась поутру. Песня от этого не стала хуже.
Я родился сразу колхозником. И лошади были колхозными. Днём на них работают, а ночью они пасутся или отдыхают в конюшне. И поля не пустуют, чтобы по ним с конём прохаживаться. А в колхозе им. Ленина подростки повадились лошадей из конюшни ночью брать и гонять на них по просёлочным дорогам!
Только городской житель мог придумать такую песню, поскольку он понятия не имеет ни о лошадях, ни о полях. Всё это у него в голове. Потому я и написал такой вот свой текст.
А Вы пойте: "А по утру они проснулись, кругом помятая трава!" Представляете, как катались эти двое, что кругом всю траву помяли?
Я просто высказал свои мысли.
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   24.02.2023 11:36   Заявить о нарушении
Все нормально, что высказались, да я тоже живу в селе и мне понятна, несуразица в тексте. Если все песни перебрать, то много можно найти несоответствия. Когда мы под хмельком поем нам все по фиг.

Александр Шевчук2   25.02.2023 06:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.