А. Жданов о классическом социалистическом реализме

Юрий Горбунов


ДОКЛАД СЕКРЕТАРЯ ЦК ВКП(Б) А. ЖДАНОВА О ПРОЛЕТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА СЪЕЗДЕ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (1934)
——————————————————————————————————————————————————————
Из сборника «Первый съезд советских писателей 1934 год»

(На фото слева направо сидят: А. Жданов, М. Горький, И.В. Сталин)
 

На съезд писателей прибыло более 600 делегатов со всех республик и регионов СССР.  Из них около половины - коммунисты, пролетариев - около трети, выходцев из крестьян - более 40 процентов, интеллигенция - 13 процентов. 

После приветственного слова М. Горького на писательском съезде 17 августа 1934 г. начался серьезный, долгий и деловой разговор о развитии советской литературы и задачах партии по объединению всех пролетарских писателей в едином союзе. 

Основные положения метода социалистического реализма — я еще раз подчёркиваю — были РАЗРАБОТАНЫ при участии М. Горького и А. Луначарского и другими специалистами ДО съезда писателей и ОГЛАШЕНЫ в  первый день работы съезда секретарем ЦК ВКП(б) А. ЖДАНОВЫМ. 


Доклад секретаря ЦК ВКП(б) А. ЖДАНОВА


А. Жданов обрисовал политическую, социальную, экономическую ситуацию в СССР и поставил общие задачи перед молодой советской интеллигенцией. 

Он говорил: «...ваш съезд собирается в обстановке, когда основные трудности, стоявшие перед нами на пути социалистического строительства, уже преодолены, когда наша страна завершила построение фундамента социалистической экономики, что связано с победой политики индустриализации и строительства совхозов и колхозов... СССР стал передовой индустриальной страной, страной самого крупного в мире социалистического земледелия. СССР стал страной передовой социалистической культуры...»

Далее он охарактеризовал международное положение Советского союза, и подчеркнул его огромное «значение как ударной бригады мирового пролетариата, как могучего оплота грядущей мировой пролетарской революции.»

Жданов особо подчёркивал в докладе мысль о неразрывной связи пролетарского государства и компартии с молодой творческой интеллигенцией. И чтобы укрепить эту связь коммунисты пошли на создание творческих союзов писателей, художников и др. 
Главная задача ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА им была обрисована просто и понятно: это — организация «масс на борьбу за окончательную ликвидацию капиталистических элементов, за преодоление пережитков капитализма в экономике и сознании людей, за завершение технической реконструкции народного хозяйства. Преодоление пережитков капитализма в сознании людей означает борьбу со всякими остатками буржуазных влияний на пролетариат, с расхлябанностью, с ротозейством, с лодырничеством, с мелкобуржуазной распущенностью и индивидуализмом, с рваческим и недобросовестным отношением к общественной собственности.»

Так А. Жданов объяснял писателям, какую огромную роль в той организации масс принадлежит большому отряду идеологических борцов за пролетарские идеалы — советским писателям. Он откровенно признавался в том, без писателей партия не может решить задачей коммунистического строительства в СССР. 
 
Жданов сделал вывод: не было бы побед на социально-экономическом фронте, «...не было бы и вашего съезда. Успехи советской литературы обусловлены успехами социалистического строительства. Рост ее есть выражение успехов и достижений нашего социалистического строя.»

Он подчёркивает далее, что советская «литература является самой молодой из всех литератур всех народов и стран,... идейной, самой передовой и самой революционной литературой..., которая организовывала бы трудящихся и угнетенных на борьбу за окончательное уничтожение всей и всяческой эксплуатации и ига наемного рабства; ...которая кладет в основу тематики своих произведений жизнь рабочего класса и крестьянства и их борьбу за социализм; ...которая бы защищала и отстаивала равноправие трудящихся всех наций, отстаивала бы равноправие женщин; ... которая бы последовательно разбивала всякое мракобесие, всякую мистику, всякую поповщину и чертовщину, как это делает наша литература.»

Он сравнивает БУРЖУАЗНУЮ литературу середины 1930-х с советской. Указывает причины кризисного состояния буржуазной литературы. «В смертельном страхе перед пролетарской революцией фашизм расправляется с цивилизацией, возвращая людей к самым жутким и диким периодам человеческой истории, сжигая на кострах и варварски уничтожая произведения лучших людей человечества. Для упадка и загнивания буржуазной культуры характерны разгул мистицизма, поповщины, увлечение порнографией. 

«Знатными людьми» буржуазной литературы, той буржуазной литературы, которая продала свое перо капиталу, являются сейчас воры, сыщики, проститутки, хулиганы. Все это характерно для той части литературы, которая пытается скрыть загнивание буржуазного строя, пытается тщетно доказать, что ничего не случилось, что все благополучно в «царстве датском» и ничто еще не гниет в строе капитализма». 
Он отмечает появление совершенно новых героев в советской и мировой литературе — «... это активные строители новой жизни: рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, партийцы, хозяйственники, инженеры, комсомольцы, пионеры... Наша литература насыщена энтузиазмом и героикой... Она оптимистична по существу, так как она является литературой восходящего класса, пролетариата, единственно прогрессивного и передового класса. Наша советская литература сильна тем, что служит новому делу — делу социалистического строительства.»


Писатели — инженеры человеческих душ


А. Жданов объясняет, почему «Сталин назвал наших писателей «инженерами человеческих душ». Он подробно рассказывает писателям, как применять на практике метод социалистического реализма, чтобы стать инженерами человеческих душ:

Во-первых, это знание жизни  и умение ее правдиво «изобразить... в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма. Такой метод художественной литературы и литературной критики есть то, что мы называем методом социалистического реализма.

Во-вторых, он доказывает, что... «советская литература тенденциозна, ... и мы гордимся ее тенденциозностью, потому что наша тенденция заключается в том, чтобы освободить трудящихся — все человечество от ига капиталистического рабства (аплодисменты).

В-третих, «...быть инженером человеческих душ — это значит обеими ногами стоять на почве реальной жизни.» и работать на благо страны и народа.  

В-четвёртых, это овладение техникой дела, критическое усвоение литературного наследства всех эпох представляет собою задачу, без решения которой вы не станете инженерами человеческих душ... Пролетариат, как и в других областях материальной и духовной культуры, является единственным наследником того лучшего, что есть в сокровищнице мировой литературы». 

В-пятых, «быть инженерами человеческих душ — это значит активно бороться за культуру языка, за качество произведений.

Заключает он своё выступление мыслью о том, что советская литература «еще не отвечает требованиям нашей эпохи... Вот почему неустанная работа над собой и над своим идейным вооружением в духе социализма является тем непременным условием, без которого советские литераторы не могут переделывать сознания своих читателей и тем самым быть инженерами человеческих душ».

Такова была позиция коммунистической партии по вопросу о необходимости создания творческого Союза советских писателей. И сформулировать ее окончательно на съезде было поручено А. Жданову. Вот почему до сих пор враги советской литературы, ее ликвидаторы и извратители с ненавистью пишут о вкладе М. Горького и Жданова в развитие всей революционной культуры пролетариата и революционной литературы в частности.

Вместе с М. Горьким партийное руководство ВКП(б) занималось подготовкой всех материалов и решений съезда писателей. На это ушло несколько лет. Каждый приезд великого пролетарского писателя в СССР, начиная с 1928 года, требовался для того, чтобы детально разработать материалы будущего писательского съезда. Одновременно разрабатывались все теоретические положения метода социалистического реализма. На съезде прозвучали результаты огромного труда, проделанного группой лучших писателей Советской России за шесть лет.

(Это первая статья о А. Жданове, выдающемся деятеле Советской культуры. Против него британские спецслужбы подготовили спецоперацию. Осуществлять ее начал Исайя Берлин, отъявленный русофоб и антикоммунист.) 


Рецензии