Старшее звено. Георгий

    Шесть братьев. Какие они все разные. Да и росли как бы группами в разных условиях по времени. Первые старшие братья начинались с Георгия, Леонтия, Владимира и сестры Зинаиды. Была ещё одна сестра Аполлинария, но она умерла в 14 лет. Мама называла её Панночка и всю жизнь о ней горевала, так любила её. Панночка была первый ребёнок, первая дочь. Хорошо, что у родителей сохранились семейные фото.  Эти фото я обязательно вставлю в книгу. И младшее звено начитается с меня: Тамара, Борис, Пётр, Анатолий
А сейчас разговор поеду о братьях.
      
                Георгий.

     Старший брат, для всех он был любимцем. Скажу, что это моя няня. Он баловал меня. От своего школьного обеда в кармане его я всегда находила подарок от «зайчика».  Я помню, как сижу у него на шее. Так он брал меня на прогулки. Я на шее в голубом платьице и таких же туфельках я провожала его на фронт. А потом писала ему письма на газетах и «боевых листках» чернилами с кляксами.
Родился 7.04.1923 г.  на руднике Кадая и прожил 83 года -1.09.2006г. Покоится в г. Чита рядом с женой Полиной Ивановной и братом Борисом. Портрет брата таков: среднего роста, с прямыми темно-русыми волосами, всегда аккуратная короткая стрижка. С детства был во всём опрятен. К этому же приучал младших братьев. Он был «Наша няня». Мы его звали браткой. Ещё в школе братка научился шить брюки. Он всю жизнь носил брюки собственного пошива. На брюках стрелки «палец порежешь». О своём раннем счастливом детстве братка с вдохновением писал в своих стихах. Стихи он начал писать ещё в школе
Со школьных лет он был вожаком среди ровесников. Краткую биографическую справку Георгий дал сам в своей книге «Моё поколение»-1998г. Вот выписка из вступительной части. «Как и всё моё поколение - эта школа воспитания в пионерии, комсомоле, коммунистической партии. Был я секретарём комсомольской организации воинской части, горнорудных предприятиях, секретарём Р.К. ВЛКСМ, секретарём партийных организаций в промышленности и сельском хозяйстве. В ноябре 1941 года добровольцем ушел на фронт. Воевал на Западном и третьем Белорусском фронтах. После окончания войны с Германией участвовал в войне с Японией. После войны закончил заочно горный техникум, университет Марксизма-Ленинизма, а также факультет журналистики.
 Более 30 лет отработал на планово-экономической работе в горнодобывающей промышленности, более 10 лет в Машино строительстве. Мысль, начать писать, зародилась ещё в юности».
Сохранилось письмо, он проехал все золотодобывающие места рождения и бывал в командировках.

            Выйдя на пенсию, Георгий осуществил свою мечту. У нас с браткой была очень активная переписка. Благодаря этому у меня имеются все его книги (САМИЗДАТ). «Моё поколение» - это сборник стихов. В него вошла поэма «Отчий край». Эта поэма посвящена родному Забайкалью, родителям, природе. Читатель, может тебе не доведётся прочесть эти книги, для тебя предлагаю несколько строф:

Кто бежал судьбой гонимый,
Кто этапом шёл сюда,
Звон кандальный был им гимном
После мужества суда».
И ещё: «В этом доме было тесно
От многочисленной родни…».
«Мама с папой запевали
Про Байкал и про утёс…».
Всё-таки, главными его книгами я считаю - сборники «Отчий край» (1985-1986 г. г.) и «Кадая» (2001 г.).

«Не одной роднёй бывало
Наполнялся этот двор-
Детей и внуков прибывало,
Не родителям в укор.
Гоши, Любы, Львы, Борисы,
Петры, Тамары, Вовы, Зины,
Феди, Толики, Ларисы
Под фамилией единой.
Всех их здесь не перечесть.
Невозможно даже счесть
Всем им в жизни повезло
Каждый знает ремесло».
В этом же сборнике о войне:
«Не спится часто по ночам,
Болят былые раны.
Всё ближе жизненный причал
Войны великой ветеранов…»

    О войне, где и кем он служил, Георгий не мог рассказывать. С его слов: «Не могу без слёз и боли вспоминать, ведь я служил в войсках связи, что обеспечивали путь к победе первыми. Замерзал в болотах под прицелом немецкой «кукушки», а в зубах провода. Пошевелиться часами было нельзя…».
«Нелёгок путь к Победе был-
Погибли двадцать миллионов…»

    Десятки лет прошли уж после окончания войны, а он никогда не рассказывал о войне. Уже в 2014 году, когда началась война в Украине, я написала стих.
«Братка, расскажи мне о войне». Я его вставлю в конце рассказа о брате.
Вот он пишет, что всегда был вожаком в школе, в армии, и далеко бы ещё пошёл. От райкома был направлен в Областную партийную школу, откуда дорога ему открывалась до Центрального Комитета партии. Но не случилось: бес попутал. Как говорит одна поговорка: «Седина в бороду, а бес в ребро». Помешала женщина. Оставил семью, а там подрастали три сына и дочь. За аморальное поведение коммуниста, его и ту женщину исключили из партии. Ох как он позже раскаивался за свою легкомысленность. Но что произошло… . Да, братец симпатичный, умный, обаятельный, стихами так и блещет перед женщиной. Мужчина сразу же холост, как только от дома отошёл- другую женщину нашёл. А женщины? Сколько одиноких женщин после войны осталось. Они так и липли. Вот и результат. Даже в пятьдесят лет мама его по щекам воспитывала. Он только плакал и просил прощения.
В личной жизни всё пошло кубарем. Позднее опять сошёлся с соседкой по даче и уехали в Молдавию. Георгий был грамотным человеком, работал в «Забайкалзолото» в качестве начальника отдела нормирования и заработной платы. Объехал все золотодобывающие рудники страны. Был приглашён в Молдавию на машиностроительный завод на эту же должность. Может быть так и до пенсии бы там дожил, но перестройка. Союз рухнул. В республиках неразбериха. У брата было много друзей среди молдаван. Они предупредили, что ночью будут вырезать русских.
Помогли ему выехать на рефрижераторе из Молдавии. Остановка село Березайка –между Ленинградом и Москвой. Брат купил домик, обжился. Мотоцикл вывез. На нём дрова и лес возил для построек. Зажили активно, спокойно, но время настало не спокойное. Люди стали друг другу врагами, завистниками. «Перестроились». Подожгли дом, когда они с женой копали картофель в огороде. Сгорело всё, кроме документов брата, так он возил свои документы всегда в кармане, а китель оставлял в гараже. Гаражик на отшибе от дома.
 
          Пришлось искать место жительство, так как восстанавливать дом не было смысла и не на что. Некоторое время пожил в Качканаре. Он сразу же проявил свою активную позицию. Некоторое время занимался в Совете Ветеранов. Но с жильём не получилось. У меня была мама и квартира маленькая. Уехал в Читу. Дети не приняли и не простили. Приняли его в Доме Ветеранов ВОВ. Но опять же приняла его там женщина. Она тоже на фронте была связисткой. Общие воспоминания, интересы и она его приняла. Оба выступали в школах, опять же Совет Ветеранов. Он самый активный в Совете. Честь и почёт, да вот уж и здоровье всё «расплескалось».
 
    Он пишет: «Каждый знает ремесло» … Это не красивые слова. Георгий помимо своей - эрудиции, владел несколькими ремёслами. Дом построил ни один - строитель. Шил не только брюки - портной. Сшил множество тапочек, унтов (тёплые сапоги из шкур животных) - сапожник. Фотографией стал увлекаться ещё в школе. Фотоаппарат был всегда и везде с ним - фотограф. Печи клал сам, в построенных домах - печник. В любой ситуации он умел найти правильное решение. «Нет безвыходных ситуаций, есть ленивые и бестолковые». Шутник - прибаутка готова на всякий случай жизни. Низкий красивый баритон – запевала везде и всегда. При встречах мы всегда пели.
 
     А главное в жизни он был всё же жизнелюбом и прекрасно разбирался в текущих вопросах политики. Пишет в Березайке много стихов и рассказов. Но главная его работа «Суд народов или парадоксы истории». Так он отреагировал на «сходку» отдельных главарей партии, которые поставили точку на СССР.
    Наш последний президент рапортует в Америку, что нет Советского Союза и благословляет Америку: «Господи, благослови Америку»!

    В 2003 году в Чите брату удалось напечатать свою книгу   Это фантасмагория о преступной деятельности Ельцина и КО. Брат тяжело пережил развал страны.
«Как стадо дикое баран
Бросились крушить живое,
Поверив в гибельный обман
И в одиночку каждый воем».
В который раз наша страна живёт под лозунгом «Мы весь мы старый мир разрушим до основания, а затем...».

     В 2003 году в г. Чите брату удалось напечатать сборник «НикБел». Сборник посвящён своему другу Никите Беляеву. В этот сборник брат включил после обработки стихи и песни отца.
«Рудник Кадая – это родина моя...».
 
    И ещё приведу фразу из книги Георгия: «Вспоминаю свои юношеские годы. Мы были другими, более ответственными что ли. Любое дело, за которое брались, старались доводить до конца». Да, это главная черта характера моего старшего брата.

      В марте 2009 года племянница Зоя написала мне, что Георгий очень плох. Они знали о нашей большой дружбе с ним и предложили даже мне материальную помощь. Я приехала и застала брата почти умирающим. Мне удалось его как говориться, вернуть к жизни. Он поднялся и даже к следующему моему визиту, сам напёк блинов, ибо это была масленица.  Его подруга нас сфотографировала за столом. Это было прощальное фото. Он мне передал портфель со всеми документами родителей. Начатыми рукописями по родословной и просил меня закончить этот совместный труд, что я и выполнила. Объехала всех родственников, собрала сколько нашлось фотографий и рассказов от старших дядей, и тети Татьяны Осиповой. Позже мне помогали родственники и через интернет. Так получилось три тома «Мемуары по родословной».

  Много помогла Нина Александровна Лагунова и её дочь. Так был прислан и послужной список Георгия, найденный ими в архивах ВОВ.
Брат творческий человек, с активной политической позицией. Издано им в стихах и прозе несколько сборников «Самиздат», напечатанных саморучно на пишущей машинке. Я периодически перечитываю их.  Я уже сказала, что у нас с братом была самая большая любовь, в сравнении с остальными братьями. Наши взгляды во многом сходились. Мы могла вести разговоры сутками и темы всегда находились. Беседы чаще заканчивались нашим дуэтом. В 2002 году, когда уже одолели его болезни, он пишет с грустью «Ностальгия о невозвратном». Последние строки;
«Но в сердце теплиться надежда-
Душой родною не забыт,
И прежде, чем закрою вежды,
Меня сестрица посетит»
 
(Последнее фото с братом)
Как только его дочь Люба сообщила о кончине Георгия, я тут же написала послание на смерть брата. И передала его по телефону. Анатолий зачитал его на могиле при прощании.

Прости нас, старший брат.
Для нас ты был кумиром.
Порой отца нам заменял…
Ушел ты в мир иной.
Что ж, брат, покойся с миром.
Себе ты реквием написал.
И лучше уж не скажешь.
Какую боль нам причинил!
Ни стих, ни писем не пошлёшь…
И это горе не зальёшь.
Слезой горючей лишь помянешь…

Сам себе написал реквием, как завещание.
Реквием
Как умру, вы схороните
Не забудьте, помяните
Чаркой водки, не слезой.
Рядом с древнею лозой,
Слово скромное скажите
На помин моей души,
Что он жизни был любитель
И в могилку не спешил.
Беспокойной был натуры
И умел сказать в глаза,
Тем: кто плёл при нём халтуру,
Иль давил на тормоза.
Жарко было бюрократам.
Подхалимам - ползунам.

    Этот стих я написала в 2014 году началась война на Украине, как это было страшно, и мы уже тогда предвидели, что не миновать нашим сыновьям и братьям там воевать, что и произошло 24 марта 2022 г.
    
       Разговор с братом
- Брат, расскажи мне о войне,
Ты ушёл пацаном.
Было страшно, наверно, тебе?
- Сестра!
Прошло с тех пор много десятилетий,
Но не могу я говорить
О том лихолетье.
- Брат,
Расскажи, где и кем ты служил,
Ты теперь до седин уж дожил?
- Что ж , расскажу я тебе, сестра,
Ибо я помню о том,
как будто это было вчера.
Служил я связистом.
Замерзал с проводами в зубах
в болотах и поле чистом
под прицелом немецкой «кукушки»
сидел, бывало, не одни я сутки.
Погибали связисты с проводами в зубах,
Надо было обеспечить связь на фронтах.
Без связи не была бы Победа.
Что нет орденов?
Это не беда.
О наших братьях связистах
Пишут романы и прославляют в стихах,
Но только о тех,
Кто замёрз или погиб
с проводами в зубах.
Я же выжил.
Что обо мне говорить?
Только о времени том,
До сих пор не могу я забыть.
Теперь болят суставы
и простуженные почки,
Не однажды сидел я в болоте
за кочкой.
Теперь вот спать не дают
Мне болячки все ночки.
Не дают мне врачи новые суставы
и почки.
Ты, сестрица, пиши,
И потомкам нашим ты расскажи
Обо мне и о том лихолетье:
Пусть помнят о нас наши дети. 14
22 июня 2014. 
 
 


Рецензии
Тамара, какая Вы счастливая! У Вас столько родственников! Все такие красивые, а старший брат вообще был самородок. Писал красивые стихи и они такие складные. Рифмовал хорошо. С самыми добрыми пожеланиями,

Татьяна Комиссарова   31.10.2022 07:33     Заявить о нарушении
ТАНЕЧКА, ЭТО СПАСИБО НАШИМ РОДИТЕЛЯМ ЗА БОЛЬШУЮ СЕМЬЮ. Я КАЮСЬ, ЧТО НЕ РОДИЛА 5 СЫНОВЕЙ, КАК ПРЕДСКАЗЫВАЛА МНЕ ЦЫГАНКА. ПРИЧИНУ ТЫ ЗНАЕШЬ ИЗ МОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.ТАМАРА.

Тамара Белова   31.10.2022 13:41   Заявить о нарушении