Вспоминая Райкина
В шестидесятые годы прошлого века знаменитый конферансье, выдающийся театральный режиссёр и юморист Аркадий Исаакович Райкин (1911–1987) стал одним из моих самых любимых артистов. Его выступления пользовались огромной популярностью. Особенно были известны его эстрадные номера, в которых актёр быстро менял облик. Создав целое озвездие совершенно разных, но неизменно блестящих образов, Аркадий Исаакович стал непревзойдённым мастером сценического перевоплощения.
Впервые я услышал об Аркадии Исааковиче от своего дяди Саши. После визита в Театр эстрады на представление с участием Райкина он восторженно восклицал.
– Потрясающе! Никогда бы не подумал, что Аркашка станет таким замечательным актёром.
Оказывается, дядя Саша учился с Райкиным в одном классе в школе на Фонтанке. Аркадий Исаакович учился очень плохо, но ребята в классе его любили. Он никогда не хулиганил, но часто срывал уроки тем, что просто тихо сидел и корчил рожи, и весь класс так сотрясался от безудержного хохота, что было уже не до урока. Учителя взмолились тогда перед родителями Райкина, чтобы его из школы забрали. После шестого класса его действительно куда-то перевели.
А с актёрской работой Райкина я познакомился, когда родители купили телевизор – огромный ящик „Ленинград Т-2“, который занимал половину обеденного стола. И когда показывали уже ставшего популярным Райкина, к нам сбегались со своими стульями все соседи по квартире.
На четвёртом курсе института я увлёкся художественной самодеятельностью. С однокашником Костей Лагеревым мы задумали для факультетского вечера юмористическую сценку с использованием театра теней. Мы толком не представляли, как это делается, и решили сходить за консультацией на улицу Желябова (теперь она опять, как до Октябрьской революции, стала Большой Конюшенной) в Театр эстрады, где знаменитый Аркадий Райкин в одной из миниатюр использовал театр теней.
Нас принял директор театра в своём кабинете. В углу кабинета сидел молчаливый Райкин. Директор нас очень вежливо «отфутболил», но, когда мы уходили, Аркадий Исаакович догнал нас в коридоре и сказал:
– Пойдёмте, ребята, со мной, я вам сейчас всё покажу.
Он не только показал нам всю технику, но даже разрешил поприсутствовать за кулисами во время своего спектакля.
В конце представления Райкин подарил нам прожектор-пистолет, без которого воспроизвести театр теней было бы невозможно, и пригласил на свою встречу со зрителями в Дом народного творчества на улице Рубинштейна.
Встреча была очень интересной. Я опишу только один из нескольких занимательных эпизодов. Райкина из зала спросили:
– Аркадий Исаакович, а не могли бы Вы нам здесь показать какую-нибудь сценку, которую Вам запретили?
– Да ради Бога! – сказал Райкин и подозвал на сцену четырёх помощников.
И вот что нам было показано.
Купе, якобы, электрички. На скамейках сидят пассажиры (четыре помощника). Входит разнузданный мужик (его изображал Райкин) и, протягивая шапку, просит у пассажиров милостыню. Один из пассажиров вскакивает и возмущённо восклицает:
– Как Вам не стыдно! Такой здоровый мужик – и ходите с протянутой шапкой!
– А ты кто такой? – выплёвывая окурок, говорит «нищий».
– Я – инженер, – с гордостью говорит пассажир.
– Ха! Я этой шапкой за один день зарабатываю столько, сколько ты зараба-
тываешь за месяц!
Пассажир тут же снял свою шапку и пристроился вслед за «нищим».
Аркадий Исаакович Райкин несомненно был одной из визитных карточек Ленинграда, и было очень жалко, когда он покинул наш город из-за конфликта с партийными властями Ленинграда (в частности, с первым секретарём Горкома и Обкома КПСС Г. В. Романовым). Райкин попросил у Л. И. Брежнева разрешения перебраться вместе с театром в Москву. В 1982 году театр Аркадия Райкина переехал в столицу и был переименован в Государственный театр миниатюр; а в апреле 1987 года этот театр получил новое имя – «Сатирикон».
Свидетельство о публикации №222062100730
http://proza.ru/2017/09/06/1970
Виктор Кутуркин 17.02.2024 10:27 Заявить о нарушении
Юрий Матусов 17.02.2024 12:05 Заявить о нарушении
Виктор Кутуркин 17.02.2024 16:27 Заявить о нарушении