Духовный Союз с Мирозданием Божиим. Гл. 2

          Духовный Союз с Мирозданием Божиим.
     (На примере поэзии А.А.Тарковского. Посвящается юбилею поэта)
 Глава вторая «О Слове, «власть от века» имеющем».
       (Посвящается скорбной дате 22 июня)
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем,
Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.
Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт
И когда пути другого
У тебя на свете нет,
Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!
Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.   
     Строки, созданные  на двадцать с лишним  лет раньше - в Победном Сорок Пятом – можно сказать, военная «строка».  Стихи, написанные или в перерыве между боями, или сразу после Великой Победы – вослед. Не изображает поэт-ветеран сражений, которые не должно «предсказывать», хоть речь, наверное, не только о самой войне, а размышляет  о главном. Думаю, это – одна из его отличительных черт. 
   «Слово» - произведения с таким названием писали и И.А.Бунин, и Н.С.Гумилёв. И вот перед нами «Слово» А.А.Тарковского - одна из бесчисленных граней Образа Вечного Слова, что было до создания мира, - отличная и от «Пророка» А.С.Пушкина, и от упомянутых выше поэтов, и от того стихотворения самого А.А.Тарковского, что ранее прозвучало. Отличное внешне…
Удивительное стихотворение  А.А.Тарковского «Слово» на антитезе построено – вернее на рассуждениях, которые сами себя опровергают. «Слово – только оболочка, пленка, звук пустой»,  - говорит поэт, но сразу же оказывается, что в слове «бьётся» жизнь, напоминающая пламя свечи.
И оказывается, что «власть от века есть у слова».  «От века» - от Начала Времён - от Слова, что было в Начале – «поэтому  не стоит повторяться», - как скажет после Б.Ш.Окуджава – неважно, что несколько об ином. А.А. Тарковский и не повторяется – сказанное им всем понятно.
   По сути, произведение это об ответственности поэта за Слово, им произносимое,                а возможно, и человека вообще – потому что слово «материализуется» - но у поэта  миссия особая. Оттого и не должно «ни сражений, ни любви предсказывать», оттого должно «опасаться предсказаний» и смерть не кликать. Для поэтов предсказание собственной смерти «под запретом». Вспоминается, как сбылись «пророчества»                и Н.С.Гумилёва, и И.Ф.Анненского, и Н.М.Рубцова.  Самое трагическое - Н.С.Гумилёва...
Но да не об этом сейчас. А об Образе Слова и о сопоставление, вернее, – сочетании произведений А.А.Тарковского в разные годы – в разные «эпохи» созданных.
 И вот  последнее четверостишие, снова опровергающее, что слово – «звук пустой»:
 Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.   
  И забывать о том нельзя, невозможно, особенно, когда идут сражения, когда каждая минута может стать последней на земле – и предстоит Суд Божий...
   Вспоминается невольно, как в одном из  московских храмов создал иконописец Образ Страшного Суда, пред которым стоят русские воины разных времён – в том числе и в форме времён Великой Отечественной. Надо ли ещё что-то говорить? …
А поэт был русским воином, прожившим после великих сражений более сорока лет и, как мы помним, сказавшим, что во всём мироздании обитает «горящее слово пророка».
 (Продолжение следует)


Рецензии